Определение уровня сложности воображения.



Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений.

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуется по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении. Когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения.

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой и туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб. аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности воображения можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов исследования.

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процессе исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.) Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица. Связанные с гуманитарной направленностью, любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица.

 

 

Приложение 5.

Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом развития перцептивных способностей учащихся.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Как создается на уроке установка на восприятие?

2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке образов?

3. Какими приемами привлекается внимание учащихся к объектам восприятия?

4. Как учитывается фон восприятия при изложении материала урока?

5. Как использует учитель прошлый опыт ученика при организации его восприятия?

6. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

7. Как организовано обучение перцептивным действиям?

8. Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий?

9. Как учитываются возрастные особенности восприятия?

10. Как учитываются закономерности развития восприятия?

11. Как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?

12. Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?

13. Как учитываются различные виды восприятия?

 

Приложение 6.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!