Уникальное)           переживание



       2. Благо

 

Прежде всего, переход идеального в реальное происходит по оси «ценность – благо».

1. Ценность, будучи обобщенным смыслом, идеальна. Ценность не подчинена законам физического мира: ее можно принизить, но не уничтожить. Справедлив афоризм: «Ценности не существуют (как вещи), они значат (несут смысл)». Что же существует как вещи?

2. Реально существуют воплощения ценности, мы называем их благом. Это благо, что с нами поступили справедливо, это благо, что мы здоровы. В приведенных примерах реализуются такие ценности, как справедливость и здоровье.

По определению ВОЗ, здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней». Можно ли представить, что в действительности существует: человек, полностью отвечающий этому определению? Но это не означает, что эксперты ВОЗ ошибаются. В данном определении здоровье представлено как ценность. Реально же на уровне блага мы имеем дело с человеком, который, как принято говорить, «практически здоров».

В отличие от ценностей, блага существуют по законам физического мира, их можно создать, а можно уничтожить.

Обратимся к ироничным словам Воланда в романе М.А. Булгакова: «Рукописи не горят». Конечно же, бумага горит, и горит прекрасно (рукопись – это благо). Но смысл высказывания в том, что подчеркивается ценность творчества как такового. Даже если Н.В. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», его «сгоревшие» мысли каким-то образом нашли свой отклик и отражение в работе над другими произведениями.

3. Смысл. В реальной жизни мы никогда не встретим «в чистом виде» добро, красоту, справедливость, но мы встречаем их воплощения в том, что происходит с нами и вокруг нас. Ценности не «существуют», они «значат» как смысл того, что мы предпочитаем. Но почему человек, в принципе предпочитая здоровье болезни, не всегда готов вести здоровый образ жизни? – Нужно, чтобы смысл эмоционально переживался человеком. Смысл не существует без направленности на него сознания, т.е. он интенционален.

4. Эта направленность выражается в эмоциональном переживании ценности. Если эмоционального переживанияценности не происходит, реальна опасность фетишизации ценности, то есть превращения ее в фетиш – объект формального поклонения.

5-6. Относительно ценностей это проявляется таким образом, что если ценность остается только универсальной, но не переживается как личностно значимый смысл – она не индивидуализируется. К примеру, если провозглашаются свободы и права человека, а на деле это только декларируется, не воплощается в жизнь. Тогда эти ценности превращаются в фетиш, утративший значение жизненного ориентира.

Подведем итог. Сфера идеального – это ценности, смысл которых универсален, т.е. является общезначимым.

Сфера реального – это блага и индивидуальное переживание смысла ценностей.

Если провести между этими сферами не пунктирную, а сплошную линию, это будет означать фетишизацию ценностей, т.е. распад ценностного отношения. Ценностное отношение существует только за счет напряжения между полюсами идеального и реального, что и придает ценностям жизненный смысл.

Иерархия ценностей и целостность личности.

Один из вопросов, который стоит перед аксиологией, это вопрос, существует ли иерархия ценностей, деление ценностей на «высшие» и «низшие»? Иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Остановимся на двух позициях в отношении данного вопроса.

1. Макс Шелер полагает, что иерархия ценностей существует и носит априорный характер. Но тогда возникает вопрос о критерии, по которому можно определить, какая ценность является высшей, а какая низшей.

Шелер принимает в качестве такого критерия абсолютность или относительность ценности. В глубине души, говорит он, мы всегда знаем, какая ценность является абсолютной, а какая – относительной.

В итоге мы получаем «пирамиду ценностей», вершиной которой выступает ценность абсолютная, а подножием – ценности наиболее относительные.

 

                                                      Абсолютное

 

                                                                      

                          4.Святое

 

 


                                                          

                                                      2.Витальные ценности

                                                   1.Ценности удовольствия

                                                 

                                                          Относительное

 

1. Ценности удовольствия представляют низший уровень. Удовольствие основано на различении приятного и неприятного. Что именно будет переживаться нами как приятное или неприятное, зависит от нашего состояния, ситуации и других факторов. Поэтому эти ценности наиболее относительны.

2. Витальные ценности («ценности чувства жизни») предполагают различие между благородным, высоким – и низким. Всем нам знакомо чувство жизненного подъема, когда у человека как будто «вырастают крылья», и ощущение жизненного спада, когда самые привычные вещи даются с большим трудом. Здоровье Шелер относит к витальным ценностям.

3. Духовные ценности даны нам не через различение приятного/неприятного, а актом духовного предпочтения. Здесь уместно вспомнить снова «логику сердца» Паскаля. Но духовные ценности не являются абсолютными, так как они могут вступать в противоречие друг с другом. Так, красота в каком-то случае может соперничать с добром («демоническая красота»).

4. Святое – это то, что является абсолютно, безусловно ценным, независимо от ситуации. Святое не обязательно должно иметь религиозный смысл. Для ученого святым является истина, для художника – его творчество.

Тогда как же обеспечивается целостность личности при таком многообразии ценностей и открытости им человека? Все зависит от расположения «центра тяжести» – к какому из уровней ценностей тяготеет личность. Если центр тяжести на уровне ценностей удовольствия, мы имеем личность «искусника удовольствия» (пример – Дон Жуан в опере Моцарта) Если центр тяжести приходится на витальные ценности, перед нами «герой», в котором есть только сила и благородство. Если центр тяжести сосредоточен на духовных ценностях, мы имеем дело с «гением», творцом духовных ценностей, наконец, на уровне ценности святого перед нами «святой».

2. Позиция австрийского психотерапевта Виктора Франкла противоположна позиции Шелера. Согласно Франклу, априорной иерархия ценностей не существует, она выстраивается в конкретной ситуации, в которой находится человек. В зависимости от ситуации высшими могут становиться то одни, то другие ценности.

Психотерапевтический подход Франкла получил название логотерапии: цель лечения в том, чтобы помочь пациенту обрести смысл жизни.

Есть три основных пути, на которых человек может обрести смысл жизни. Им соответствуют три категории ценностей:

1. То, что человек дает миру в своих делах, свершениях. Это ценности созидания.

2. Ценности переживания: то, что человек берет от мира в своих контактах с ним.

3. Ценности отношения: смысл жизни может определяться позицией, которую человек занимает по отношению к судьбе, т.е. к тому, что не может сам изменить.

Сами по себе эти ценности не иерархичны, так как нельзя сказать априори, какая ценность выше. Целостность личности проявляется в уникальности смысла жизни, который человек открывает для себя (именно открывает, а не задает произвольно). Франкл, посвятивший жизнь логотерапии, делает вывод: что жизнь не может потерять смысл ни при каких обстоятельствах. Это возможно лишь при условии, что личность человека разрушена. Пациент в терминальной стадии рака не может изменить свою судьбу, но он может помочь близким пережить эту трагическую ситуацию.

Неизбежен вопрос, кто же прав: В.Франкл или М.Шелер? Если мы спроецируем их позиции на многоосевую модель, то убедимся, что они не исключают, а дополняют друг друга. Позиция Франкла соответствует сфере реального, где личностно переживается уникальный смысл блага, тогда как Шелер устанавливает универсальные отношения между смыслами различных ценностей, что возможно только в сфере идеального.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!