Многомерность ценностного отношения. Здоровье как ценность.



А.Н.Ящук. Проблема ценностей (конспект лекции)

1. Специфика ценностного отношения человека к действительности.

2. Многомерность ценностного отношения. Здоровье как ценность.

3. Иерархия ценностей и целостность личности.

Специфика ценностного отношения человека к действительности

Логика – в общепринятом понимании – это наука о правильном мышлении, «искусство рассуждения». Великий математик и философ Блез Паскаль предположил, что есть другая логика, которая отличается от «логики ума». Это «логика сердца», и она неподвластна рассудку. У сердца, говорит Паскаль, есть свои аргументы, которые неведомы нашему уму. Но логика сердца не менее сильна и убедительна, чем логика ума. В жизни нередко встречаются ситуации, когда мы говорим: умом я понимаю, но сердцем не принимаю.

 Тайна логики сердца – в ценностном отношении человека к тому, что происходит в нем самом и вокруг него. Чем более развита личность, тем сильнее она преломляет действительность через призму ценностей.

Философская дисциплина, которая специально рассматривает проблему ценностей – аксиология. Главный вопрос аксиологии – природа ценностей. Что отличает ценностное отношение человека к действительности от познания, познавательного отношения? Проводить сравнение познавательного и ценностного отношений к действительности можно в трех планах.

Во-первых, по направленности. Познавательное отношение направлено на соответствие нашего знания действительности, тому, что есть на самом деле. При постановке диагноза врач стремится к тому, чтобы его заключение соответствовало действительности, клинической картине заболевания. Ученый стремится выразить в формуле закона объективную закономерность. В таком случае мы говорим, что наши знания истинны.

Вектор ценностного отношения развернут на 180 градусов. Ценностное отношение определяет, в какой мере действительность соответствует человеческим потребностям. Речь уже не просто о констатации факта, а о предпочтении: конечно, для лечения пациента нужен правильный диагноз (познавательное отношение), но мы еще и предпочитаем, чтобы больной выздоровел.

Различие между ценностным и познавательным отношением ярко проявляется и в самой науке. Альберт Эйнштейн делил ученых по мотивации их деятельности на три типа:

1. Ученые, ориентированные на максимальные достижения в науке («ученый-спортсмен»). Яркий пример – Лев Ландау. Он организовал знаменитый семинар по теоретической физике, где царила атмосфера культа гения. От участников семинара требовались доклады только на уровне «переднего края» мировой науки.

2. «Научный работник» в точном смысле этого слова. Это люди, которые зарабатывают на жизнь научными исследованиями. Их отличает качественное, эффективное выполнение работы.

3. «Ученые-романтики» -- это люди, которые не удовлетворены обыденностью жизни. В науке они видят возможность подняться над повседневностью и прикоснуться к истине, стремятся найти в ней то, что в другой сфере деятельности найти сложно.

Истина, открытая ученым, не будет зависеть от характера его мотивации, но ценность, которую имеет для него это знание, будет совершенно различна.

 Во вторых, ценностное отношение отличается от познавательного по способу, каким ценности даны нашему сознанию.

И. Кант определил две познавательные способности человека: чувственное восприятие и способность мышления, т.е. рассудок, который позволяет вывести определенные закономерности.

Ценности же даны нам посредством эмоционального переживания, говоря словами Паскаля, это «логика сердца». Мы еще не сосредоточились на внешней стороне поступка человека, еще не размышляли об этом, но уже чувствуем, что с нами поступили несправедливо.

В современной культуре нередки попытки сблизить и даже отождествить познавательное отношение и ценностное. Так, А. Маслоу пишет о «слиянии» фактического (того, что познается), и ценностного. И там, и здесь, говорит он, имеет место «система с пробелом» (понятие гештальт-психологии).

Если мы видим на доске 7+7 = , то мы знаем, как должен быть заполнен пробел.

Другой пример: художники на этюдах. Художник подходит к другу и говорит, глядя на его незаконченный этюд: «Здесь просится желтый цвет». Это тоже система с пробелом.

Третий пример – человек у супермаркета стоит с протянутой рукой. Это тоже, говорит Маслоу, система с пробелом, который должен быть заполнен нашим действием (положить монетку).

Но эти примеры подтверждают скорее обратное: различие познавательного и ценностного отношения. Арифметическая операция сложения 7+7 = – это познание, где результат «14» обязателен для всех. Во втором и третьем примерах перед нами ситуация ценностного выбора, где будет действовать не общеобязательная логика ума, а логика сердца.

Отсюда третье отличие: ценностное отношение открывает перед личностью пространство свободы. Это сфера выбора, где мы можем отдать предпочтение той или иной ценности. Ценностный выбор ориентируется на ценности, но не детерминирован ими. Образно говоря, ценности – это ориентир (компас или Полярная звезда), по которому капитан определяет курс корабля, но куда именно повернуть руль, решает его воля.

Маслоу несколько увлекся, на самом деле он хотел показать нечто другое. Он ввел понятие самоактуализированной личности, в которой нет конфликта между фактическим, с одной стороны, и потребностями, ценностями человека – с другой.

В философии существует ряд теоретических позиций по вопросу о природе ценностей.

1. Натурализм. С позиций натурализма, ценность предмета определяется его естественными, натуральными свойствами. Эстетическую ценность картины определяет то, какие краски и как нанесены на холст. Тогда ценность здоровья определяется состоянием организма человека, когда его пульс, температура, давление крови в норме. Но оправдан ли знак равенства между здоровьем – и физиологической нормой?

2. Эмотивизм (от английского emotive – эмоциональный). Ценность предмета определяется эмоциями, которые этот предмет вызывает. Эстетическая ценность картины определяется теми эмоциями, которые картина вызывает у зрителя. Но тогда ценность понимается как что-то чисто субъективное. Например, ученик радуется, когда узнает, что у него в день проведения контрольной работы температура выше 36,6.

3. «Идеализм». Ценность понимается как обобщенный смысл, который идеален (воспринимается нашим сознанием), но имеет объективную основу. Здоровье – это тот смысл, который выражает значимость происходящего для человека, и имеет объективную основу – физиологическое состояние организма.

Ценностьэто обобщенный смысл чего-либо как предпочитаемого, то есть отвечающего потребностям, интересам, целям отдельного человека, группы людей или общества в целом.

Разберем данное определение. Во-первых, ценность понимается как обобщенный смысл, то есть она существует только для нашего сознания, идеально. При этом ценность есть обобщение многих смыслов. Красота является примером обобщения смыслов множества красивых вещей.

Во-вторых, ценность всегда предполагает ценностное отношение, то есть отношение предпочтения (мы предпочитаем здоровье болезни, красоту безобразию). В этом предпочтении выражаются не просто свойства самих предметов, а наше отношение к ним, к физиологическим состояниям организма, к совершенным поступкам и т.д.

Многомерность ценностного отношения. Здоровье как ценность.

Ценностное отношение многомерно, поскольку оно необходимо предполагает переход идеального в реальное и реального в идеальное.

Рассмотрим многоосевую модель, учитывающую сложность ценностного отношения, в котором происходит переход идеального в реальное.

 

           1. Ценность                            Сфера идеального

3. Смысл             5. Универсальное

                                                                  

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

                                                       Сфера реального

 

6. Индивидуальное   4.Эмоциональное


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 527; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!