Качественная и массовая пресса.



Издательские характеристики. комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Различают ежедневные издания, недельные, декадные, помесячные, ежеквартальные, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике.

Формат обозначается стандартными параметрами. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (например, музыкальный или ин формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлен стандартные размеры страниц: А2, A3 и А4

14. Основные тенденции развития журналистики Франции на современном этапе.

 

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преи­мущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс кон­центрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское прави­тельство оказывает помощь газетам общей и политической ин­формации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. Во Франции зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории перио­дической печати во Франции:

пресса общей или политической направленности;

специализированная периодика (женской прессы, молодежной; технической и профессио­нальной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;

экономическая пресса;

пресса злобы дня и бегства от действительности (ил­люстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);

печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).

 

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1986 г. были созданы две бесплатные частные националь­ные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватиза­ция третьей программы, затем разгосударствление первой прог­раммы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные

 

15. Основные этапы развития журналистики Германии.

Несмотря на то, что печатный станок был уже изобретен, в 15 столетии новости были главным образом рукописными. Распространение информации в 15 – 16 веках становится весьма солидным и выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию. Довольно широко торговля новостями была распространена не только в Венеции (венецианские рукописные газеты назывались «аввизи», самый ранний комплект датируется 1566 г.), но также и в Германии. Лейпциг, Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург, Франкфурт были не только крупнейшими торговыми и университетскими центрами Германии, но и информационными. Большой известностью пользовалось бюро Фугеров, распространявшее рукописные ведомости новостей. Особый штат писцов переписывал все новости, прибывшие в Лейпциг, и рассылал свою продукцию подписчикам, вносившим ежегодно особую плату за этот товар. Бюро Фугеров является прообразом информационного агентства. Это значит, что уже в 15 веке были заложены основы и выработан принцип деятельности этого важнейшего распространителя информации. В Германии эпохи Возрождения большое распространение имели рукописные информационные листки. Ценилась информация как таковая, а не анализ событий.

Первые еженедельные издания появились в Германии в 1609 г. – «Авизо» и «Реляцион». В конце 30-х гг. 17 в. издавалось уже около 30 газет, а к началу 18 в. – около 200. Многие из них выпускались представителями почтовых ведомств, ибо в их руках скапливалось большое количество информации. Первая ежедневная газета «Ляйпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета») вышла в 1661 г. Периодические издания отражали политическую жизнь Германии, но были уже и развлекательные издания.

 В газетах публикуются объявления и экономическая информация. Некоторые газеты создаются по императорским указам

Формировались основы специализированных литературных и научно-популярных изданий. В конце 17 в. появились два научных журнала.

В 18 в. формируется в Германии такой тип изданий, как литературные газеты и журналы. В конце 18 в. появилась популярная «Всеобщая литературная газета» и художественный журнал «Атенаум», а также «Журнал люкса и моды».

  Правители Германии придавали важное значение прессе, поэтому некоторые активно с ней сотрудничали, например, Бисмарк. Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период Третьего Рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой войне. Это время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне.

В период существования трех Германий – ФРГ, ГДР и Западного Берлина, средства массовой информации этих стран работали под давлением требования «холодной войны», вели идеологическую войну, постоянно выискивая и критикуя действия друг друга. После объединения Германий, начала перестройки в СССР, прекращения «холодной войны» и распада СССР принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны.

  Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Характерная особенность СМИ Германии – большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые («бульварные»).

Господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и «Грунер унд Яр». По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы, второе – общественно-политические. На третьем месте – ведомственные, на четвёртом – рекламные издания.

 На рынке СМИ Германии можно выделить следующие моменты. Во-первых, существенных изменений в реестрном списке крупнейших десяти концернов страны не отмечается. Во-вторых, несколько замедлился процесс концентрации печати с дальнейшим укреплением позиций региональной прессы. В-третьих, сохранилась тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.

  Крупнейшими информационными магнатами являются владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды.

В Германии существует абонементная плата за радио- и телевещание.

   Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний.

  В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное – ДПА («Дойче прессе агентур»).

 

 

16. Роль «макрейкерства» в истории развития американской журналистики.

В начале XX столетия американская журналистика пережила период "макрейкерства" (движения "разгребателей грязи"), т.е. разоблачительной журналистики. В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление "разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском "The Forum" и бостонском "The Arena", предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.

Традиционно начало "макрейкерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина".

Не меньшее значение для становления движения "разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Д.Ллойда, независимою журналиста-реформатора из Чикаго. Г Д.Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале "The Atlantic Monthly". В ней точно, сжата и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией

1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как "макрейкерские", — "McClure's Magazine", "The Arena", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", "Collier's Magazine", "Cosmopolitan Magazine" и т д. Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал "McClure's Magazine". Стеффенс был. приглашен на должность главного редактора "McClure's Magazine" и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В "McClure's Magazine" последовала новая серия разоблачительных материалов.

Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на "разгребателей грязи" и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами.

1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.

 

17. Д.Пулитцер и У.Р.Херст как деятели американской журналистики. Сравнительный анализ.

Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма", который имел как положительные, так и отрицательные аспекты. Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии. Он смог издавать собственную вечернюю газету "The St. Louis Post-Dispatch", которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 г. Пулитцер приобрел газету "The New York World" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк. Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут "направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской "The New York World" отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "penny press". Дело было не в самой сенсационности, а в форме ее подачи. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных "рисованных передовиц". В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100000 долларов, а тираж "The New York World" достиг 100000 экз.

В этом заключалась еще одна принципиальная особенность "нового журнализма", исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности — важный аспект "нового журнализма". Первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. На­чиная с 1889 г. на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печа­тались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читате­лей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуж­дениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению терми­на «желтая пресса».

Самым удачливым продолжателем принципов "нового журнализма" стал выходец из обеспеченной калифорнийской семьи Уильям Рэндолф Херст. В 1885-1887 гг. он прошел школу репортерской работы в пулитцеровской "The New York World" и досконально изучил приемы "нового журнализма". Вернувшись в 1887 в Сан-Франциско, Херст взял в свои руки управление газетой "The San Francisco Examiner" и за три года превратил это издание в агрессивную, жесткую и процветающую газету. Херст внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. С точки зрения Херста, сенсацию можно было сделать из самого незначительного факта: главное - форма подачи материала и соответствие запросам читателя. В 1895 Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal".

Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровского издания, усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Началась борьба между Херстом и Пулитцером за авторские права на издание комикса. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом".

В дальнейшем термин "желтая пресса" ассоциировался со стилем Херста, который писал в одной из редакционных статей: "Политика "The New York Journal" заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей". Сенсационно-развлекательный стиль стал ведущим в эстетике печатных изданий, ориентированных на вкусы и потребности "человека-массы».
Ожесточенная конкурентная борьба между Пулитцером и Херстом приобрела неприглядные формы, особенно в период кубинских событий 1895-1898 гг. Сражаясь за тиражи, "The New York Journal" и "The New York World" соревновались в сенсационной подаче новостей о кубинских событиях, пренебрегая точностью и достоверностью в подаче материалов. Они не только подробно расписывали зверства испанских войск на Кубе, но и позволяли себе вмешиваться во внутренние дела зарубежного государства. В 1897 газета Херста организовала побег из гаванской тюрьмы молодой кубинки, обвиненной в измене, а в начале 1898 на страницах "The New York Journal" было опубликовано выкраденное частное письмо испанского посла, в котором содержалась нелестная характеристика американского президента Уильяма Маккинли. Цель этой акции - заставить президента, занимавшего миролюбивую позицию, предпринять более решительные действия по отношению к Испании.

Уильям Херст умел приспосабливаться к меняющимся временам. Он не остался в стороне от движения "разгребателей грязи", сулившего ему финансовый успех. Для этой цели он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание. В 1906 серия публикаций в "Cosmopolitan Magazine" потрясла общественное мнение Америки - разоблачительная волна достигла высших политических кругов страны. Скандальные материалы под общим заголовком "Предательство сената", принадлежавшие перу Д.Филлипса, нанесли чувствительный удар по ряду крупных политических фигур. Интуиция и деловая хватка подсказали Херсту необходимость создания газетного концерна. В 1911 он основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press. К 1922 корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет; 11 воскресных изданий, а также 2 радиостанции, компанию по производству хроникально-документальных фильмов и кинокомпанию, а к началу 1990-х гг. в издательский трест Херста вошло 14 ежедневных газет, 30 еженедельников, 20 журналов, 5 телестанций и 7 радиовещательных станций, не считая ряда книжных издательств.

 

18. Типологическая характеристика развития журналистики Англии на рубеже XIX-XX вв.

В 60–80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появилось много вечерних газет.

В 60–70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия», 1868) стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. В 1874 г. был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры современной истории, обещал отразить интересы женщин, публиковать критические материалы, написанные «джентльменами и учеными». В 1877 г. по типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Периодика второй половины XIX в. была достаточно специализированной. О приключениях и путешествиях писал «Уайд Уорлд Мэгэзин» («Журнал всего мира», 1898), существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания.

Первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно».

В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе.

Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спор­том и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа.

У многих партий были свои газеты.

Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации.

 

19. Журналистика США в XX веке. Системная характеристика.

 

На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, соче­тающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иног­да историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»).

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации.

В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удо­бен для читающих в баре, трамвае, автобусе. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты — «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианской на­уки») и др. также значительно расширили свою аудиторию.

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедель­ник «Тайм» («Время»). Организаторы журнала молодые выпускни­ки колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать инфор­мацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс создает второе из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. поку­пает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания — другие журналы ново­стей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

Перед первой мировой войной в США появились первые проб­ные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбий­ская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещатель­ная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекла­мой развлекательных передач, характерный для системы электрон­ных СМИ в Америке и поныне. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны.

В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, регио­нальной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла.

В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспан­сией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

углублялся процесс концентрации и монополизации средств массовой информации.

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый журнализм», возникший на стыке журналистики и ли­тературы. Выразительные средства журналистики в сочетании с приемами художественной литературы привлекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих американских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в кон­формистской журналистике США, «новые журналисты» полагали, что достоверно изобразить свое время можно с помощью художе­ственного вымысла.

В системе СМИ Америки подлинную революцию соверши­ло телевидение.

Информационная инфраструктура журналистики США представлена информационными агентствами АП, ЮПИ и ЮСИА.

В современных США к числу самых престижных и распро­страняемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос Таймс». Они следуют в рус­ле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк Таймс») или к республиканцам («Лос-Анджелос Таймс»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют меж­ду собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, преж­де всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенацио­нальная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

20. Журналистика стран Азии.

Печать стран Азии многолика, как и этот обширный кон­тинент. В то время как ведущие газеты Японии и Индии по каче­ству полиграфии, свои тиражам и мастерству журналистов не ус­тупают крупнейшим газетам США и Европы, большинство газет азиатского региона продолжают отставать в этом отношении. Ска­зываются слабость экономической базы, недостаток квалифици­рованных кадров, нехватка и дороговизна газетной бумаги, вы­сокий процент неграмотного населения.

Ведущее место не только в Азии, но и в мире, занимает пресса Японии. Самые крупные ежедневные японские газеты — «Иомиури»; «Асахи» и «Май-нити». Кроме того, в стране издается еще более 150 газет общим тиражом более 60 млн. экз. Информацию для газет поставляют два информаци­онных агентства — Киодо Цусин и Дзидзи Цусин. Первое, представляющее собой кооперативное объединение веду­щих японских газет и японской радиотелевизионной корпорации Эн-эйч-кей, обслуживает 63 газетных издатель­ства и 72 радиотелевизионных станции в стране, а также 57 инфор­мационных агентства за рубежом; второе, акционерное, — 124 японских и 28 зарубежных газетных издательств, радио- и телевизионных станций. Характерная черта японской пе­чати — большие тиражи спортивных газет и еженедельников.

Высокой степени монополизации достигла печать Индии. Всего в стране выходят 20 тысяч периодических изданий, общий тираж которых превышает 70 млн. экземпляров, свыше 1200 из них — ежедневные газеты. Газеты и журналы издаются на 87 язы­ках страны.

Высоким техническим уровнем отличаются средства мас­совой информации Израиля. Наиболее крупные газеты страны «Давар», «Гаарец», «Едиот ахронот».

Значительное развитие получила печать арабских стран. В Кувейте и Саудовской Аравии на хорошо развитой полигра­фической базе издается по 8-10 ежедневных газет. Как правило, все газеты арабских нефтедобывающих стран находятся под пра­вительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.

Китай. В этой стране издается 2 тысячи газет общим тира­жом более 200 млн. экз. Для не специализированных изданий характерны насыщенность экономическими материалами (половина полос) и материалами идеологической проблематики.

 

21. Журналистика США в XVIII веке. Б.Франклин как журналист.

 

Появление первого печатного станка в североамериканских колониях относится к 1638 г., однако периодическая печать возникла только в конце XVII в. Появление первой газеты на территории британских колоний в Северной Америке столкнулось с трудностями цензурного характера. 1690 г. Бенджамин Харрис предпринял в Бостоне попытку издания первой американской газеты, которая называлась «Общественные события как иностранные, так и местные". Однако газета была закрыта решением губернатора Массачусетса. Только спустя 14 лет городской почтмейстер Джон Кэмпбелл осуществил в Бостоне успешное издание еженедельной газеты. Первый номер "Boston News-Letter" вышел 1704 г. Помимо новостей, заимствованных из английских изданий, Кэмпбелл помещал в своей газете сведения о пребывающих в порт судах, о пожарах, судебных разбирательствах, различных происшествиях, включая акты пиратства, а также объявления и рекламу. Издание Кэмпбелла оказалось жизнеспособным и просуществовало 72 года.

К 1721 г. в Бостоне конкурировали уже три газеты, среди которых наибольший интерес представляла "New England Courant", издаваемая Джеймсом Франклином. Появление газеты Франклина знаменовало собой новый этап в развитии американской журналистики, так как "New England Courant" стала первой газетой, свободной от государственного контроля. "New England Courant" давала независимую информацию о положении дел в колониях, а также подвергала критике деятельность колониальной администрации. Кратковременность существования "New England Courant" (1721-1728) не помешала стать этому изданию заметным явлением в общественно-политической жизни Массачусетса. Газета отстаивала идеи свободы слова. Свобода слова постепенно отвоевывала себе место в общественной и интеллектуальной жизни Америки. Остановить появление газет в колониях в эпоху Просвещения уже было невозможно.

Развитие американской журналистики во многом связано с деятельностью Бенджамина Франклина. Франклин начал издавать в 1729 г. еженедельную газету "The Pennsylvania Gazette", превратив ее в наиболее профессиональную, информационно насыщенную, интересную и прибыльную газету в колониях. В газете Франклин все делал сам, выступая в роли типографа, корреспондента и редактора. Франклин проводил дальновидную редакторскую политику, публиковал новости из жизни колоний и новости зарубежные, связывая эти публикации с интересами пенсильванцев. Он помещал сатирические памфлеты, объявления, рекламные и стихотворные тексты, стараясь привлечь подписчиков и обойти конкурентов. Подобная тактика принесла успех. Франклин принес в американскую журналистику немало нового. Он предпринял издание первой газеты на иностранном языке в колониях для немецких иммигрантов — "Philadelphia Zeitung". Франклин может считаться родоначальником американских журналов. Первые два американских журнала отличались по содержанию и способу отбора материала. Брэдфордовский журнал представлял собой прообраз политического обозрения, журнал Франклина приближался к общественно-литературному изданию, уделяя большое внимание культурной жизни колоний. В целом же первые американские журналы откровенно копировали британские образцы, а отсутствие закона об авторском праве позволяло издателям заполнять большую часть своих изданий заимствованным материалом.

22. Основные тенденции развития журналистики стран Западной Европы в XIX веке.

19 в. – время развития национальных государств и национальной журналистики. Конец революции во Франции, приход ко власти Наполеон – деспота, но в то же время и приверженца демократии, что сильно сказывается на журналистике. Германия возрождается и становится крупной державой. Происходит существенное развитие технологий – изобретаются новые способы изготовления, доставки журналистских материалов.

В 19 в. журналистика меняется радикально. Это сказывается и на форме журналистских материалов. Вводится в эксплуатацию новая форма новостей – перевёрнутая пирамида: основная новость

Изменяется также и стиль. Появляется понятие “телеграфного стиля”. Причём он используется не только в журналистике, но и в литературе.

Таким образом, журналистика в 19 в. становится:

-быстрее, -достовернее, -выразительнее.

Не менее важны социально-экономические изменения. На смену мануфактуре приходит промышленное производство. Если в 18 в. большинство населения – крестьяне, то в 19 в. появляется новый класс – промышленных рабочий. Крестьянский труд меняется на труд промышленный. С развитием промышленного производства развивается и культура. Растёт уровень грамотности, поэтому увеличивается потенциальная аудитория. Появляются новые экономические проблемы. Развивалась в основном лёгкая промышленность, которой нужна реализация. То есть появляется экономическая база для рекламы. После появления газетной рекламы, изменяется экономика газет. Появляются дешёвые газеты. Их цена ниже себестоимости.

В 19 в. появляется массовая журналистика. Теперь газеты выпускается не только для богатого, но и для малообразованного населения. Журналистика становится частью культуры. Появляются новые функции – развлекательные.

В 18 в. журналистика была достаточно партийной. В 19 в. остаётся партийность, но появляется и газеты не для политического влияния – коммерческие газеты. Появляются проблемы продажной и заказной журналистики.

Выделяют три этапа развития журналистики в 19 в.:

1. 1800 – 1833-36 гг.

Развитие массовой журналистики.

2. 1833-36 – 1867

Становление массовой газеты. Персональный журнализм – активное участие главного редактора в газете, его статьи.

3. 1870 – 1900

Развитие коммерческой журналистики.

 

23. Журналистика США на современном этапе.

Информационная инфраструктура журналистики США представлена информационными агентствами АП, ЮПИ и ЮСИА.

В современных США к числу самых престижных и распро­страняемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос Таймс». Они следуют в рус­ле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк Таймс») или к республиканцам («Лос-Анджелос Таймс»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют меж­ду собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, преж­де всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенацио­нальная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

Конец 20 века отмечен успешным внедрением новых информаци­онных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет.

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кампании 1996 г. было обозначено новое направление — концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в осве­щении избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатают­ся часто не на полосах мнений, а на информационных, что яв­ляется нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления считается рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников престижных университетов сре­ди них. Критики направления предупреждают о возможности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусственных построений, не отражающих реальности. Одна­ко в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению».

В США ежедневно печатается более 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе.

Деление всей прессы США на «массовую» и «качественную» весьма условно, поскольку любая «массовая» газета стремится делать хорошие, качественные материалы, а любая «качественная» – к увеличению тиража и охвату максимально возможного числа читателей из аудитории, на которую она сориентирована.

Самой престижной газетой Америки по праву считается «Нью-Йорк таймс». Многочисленный штат репортеров и обозревателей позволяет газете обходиться без публикаций материалов информационных агентств, в том числе и по международной тематике, поскольку газета содержит большое число зарубежных корреспондентов.

В последние 20 лет американская журналистика развивалась в направлении углубленного изучения сферы бизнеса, причем в тесной увязке с социальными проблемами.

Журналы

1) Журнал национален.

Распространенные типы журналов: специализированные (для мужчин и женщин). Основная тенденция развития журналов – их специализация.

2) Профессиональные журналы. Публикуются, как правило, 4 раза в год.

3) Журналы PR. Как правило бесплатные. Распространяются среди рабочих тех или иных заведений.

Самый популярный журнал в Америке: “Modern Maturity” Издается для пенсионеров.

Три известных новостных журнала: Time, News Week, USA & World Report.

Анализ статей перестал быть прерогативой журналов – она перешла к газетам, поэтому популярность журналов снизилась.

Журналы Мнения – в этих журналах не бывает рекламы, кроме разве что книг. «Nations» (P. Newman) – публикует мнения по политическим событиям в стране, так же там содержится поэзия и т.д. Такого же содержания журнал «Republic».

Очень популярны городские журналы, например «New York».

ТВ.

В системе СМИ Америки подлинную революцию соверши­ло телевидение.

В США функционируют множество компаний кабельного телевидения. Среди них Си-эн-эн, созданная Тедом Тернером, ох­ватывает более половины американских квартир.

Структуру ТВ изменил опто-волоконный кабель. Расходы на производство растут. Заметно выросла привлекательность работы с меньшими по численностями аудиториями. Дальнейшая горизонтальная концентрация.

Телесети CBS, NBS, ABC доминируют, но независимые станции вытесняют их, а может и дополняют. Конкуренция только в сфере местных новостей.

Радиовещание по сетевому принципу. Сети обслуживают местные радиостанции, как правило в диапазоне ФМ. Для местных важны новости и музыка. Большая часть принадлежит PBS. Много специализированных радиостанций.

Популярность ежедневных газет падает год от года, и в этих условиях изданиям сложнее сохранять редакционную независимость. После финансового кризиса 2008 года состояние индустрии не в лучшей форме. Только за 2008 год было уволено 16 000 тысяч журналистов. Компания Tribune Company (владеющая LA Times) объявила о своём банкротстве;. Одна из старейших американских газет Rocky Mountain News прекратила существование, поставив точку в 150-летней своей истории. За первый квартал 2009 года в США закрыто 120 газет. За период с января по октябрь 2009 года в Северной Америке закрыты 388 журналов (включая пять крупных СМИ издательства Conde Nast и журнал Country Home издательства Meredith Corporation с тиражом 1,2 млн экземпляров.

 

 

24. Специфика функционирования журналистики Франции в XIX веке. Э. де Жирарден как журналист и организатор.

 

Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства", не проявлявшим уважение к дружественным Франции странам, а также к народному суверенитету, славе французского оружия. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848) - было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности журналистов и редакторов сажали в тюрьму, подвергали штрафам и прочее.

В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями, их разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них - "Конститюсьонель" ("Конституционалист") и "Журналь де деба" ("Газета дебатов").

Печать сыграла важную роль в подготовки революций 1830 и 1848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Среди них наиболее заметные - газеты "Реформ", "Ревю репюбликен" ("Республиканское обозрение"), "Трибюн", "Насьональ", "Тан" ("Время"); выделялись еженедельник "Карикатюр" и ежедневная газета "Шаривари" ("Кавардак"), "Ювенала карикатуры", "Наполеона сатиры".

В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мине информационное агентство "Гавас". Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете "Пресс"в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, "информационной" прессы - сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы первая рекламная иллюстрация вышла в газете "Конститюсьонель" в 1851 г. Возник жанр газетного "романа-фельетона". В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агенство Гавас стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационно-пропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их взаимному общению.

"Золотой век" французской журналистики - 1870-1914 гг. - вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть "кровь". В 1903 г. газета "Пти паризьен" ("маленький парижанин") достигает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком - "самая крупная газета мира". В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.

Эмиль де Жирарден в 1828 году основал Le Voleur, a в следующем году стал издавать La Mode. Задавшись мыслью увеличить спрос на периодические издания, он решил, что для этого прежде всего необходимо значительно понизить их стоимость. Первым опытом такого общедоступного издания был основанный им в 1831 году Journal des connaissances utiles, который при годовой цене в 4 франка вскоре после своего появления уже насчитывал свыше ста тридцати тысяч подписчиков; за этим последовало другое, ещё более дешевое издание Journal des Instituteurs primaires, стоившее только 1 франк 50 сантимов в год. С 1833 года Жирарден стал издавать Mus?e des familles, a в следующем году появился его Almanach de France, расходившийся впоследствии в количестве миллиона экземпляров.

Смелый, резкий, парадоксальный Жирарден скоро нажил себе много врагов, особенно после основания им новой политической газеты La Presse, подписная цена которой была вдвое дешевле всех других подобных изданий. Жирарден совершенно верно рассчитал, что при большом числе подписчиков объявления будут печататься по преимуществу в его газете и плата за них с избытком покроет дефицит от слишком низкой подписной цены.

Своей консервативной газете он дал оттенок независимости, проповедуя почти полный индифферентизм к вопросу о форме правления. Сначала он был сторонником Гизо, но в конце царствования Луи-Филиппа чрезвычайно резко порицал деятельность министерства.

 

25. СМИ Германии на современном этапе.

Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в “Отчёте Федерального правительства о состоянии средств мас­совой информации”. Характерная особенность СМИ Германии – боль­шое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), ре­гиональные и местные издания, которые делятся на качествен­ные и массовые (“бульварные”).

Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет ос­талась бульварная “Бильд-цайтунг” (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание “Бильд-цайтунг-ост” (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных га­зет остаётся у “Зюддойче цайтунг” – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт “Франкфутер рундшау” – 190 тыс. экз., “Нойес дойч­ланд” – 80 тыс.экз., “Ди тагесцайтунг” – 60 тыс. экз. Пос­леднее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной “Юнге вельт”, 28 тыс.экз. Популярным специализированным эко­номическим изданием остаётся газета “Хандельсблат” (тираж 133 тыс.).

Большой популярностью пользуются надрегиональные ежене­дельники. Всего их семь. Лидирует “Ди цайт” (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: “Байерн-курир” (157 тыс.), “Райнишер Меркур” (108 тыс.), восточная “Вохенпост” (103 тыс.), “Ди вохе” (108 тыс.), “Дойчес альгемайне зонтагсблатт” (80 тыс.).

Уже несколько лет Германия переживает журнальный “бум”. Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэ­ра, Шпрингера, Бурды и “Грунер унд Яр”. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника “Фокус” ( 685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже “Шпигель” (2.2 %), “Штерн” (3.1%), “Бунте” (3.8%), “Нойе ревю” (19.9%).

Крупнейшими информационными магнатами являются вла­дельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шприн­гера и Бурды. Шпрингер вы­пускает 4 самые популярные ежедневные газеты: “Бильд-цай­тунг”, “Ди вельт”, “Гамбургер абендблатт” и “Берлинер мор­генпост

В Германии существует абонементная плата за радио- и те­левещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки.

Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – “САТ-1”, “Мюзик-бокс” и “РТЛ-плюс”. Держателем лицензии “САТ-1” стало “Программгезельшафт фюр кабель-унд саттелитен­рундфунк мбХ”. Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года – по космической связи. Видеопрог­рамма “Мюзик-бокс” с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом ка­нале. “РТЛ-плюс” готовила и транслировала свои программы из Люксембурга.

Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны по­явилась продукция ТРК “Ойрока”, которая через 2 года была преобразована в развлекательную “ПРО 7”.

РТЛ-2 является многопрофильной программой, но расс­читана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлека­тельно-музыкальные программы. Особое место занимает “Преми­ре”, которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транс­лируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:

“pay per view”, когда ТВ работает на персональных за­казах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то вре­мя, которое он фактически использует;

“video on demand”, когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;

интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.

Первые попытки такого общения привлекли внимание круп­нейших сервисных фирм Германии.

Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпа­ний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает ка­бельное телевидение и 8.2 миллиона – спутниковое. Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены обществен­но-правовыми и 15 частными ТРК.

В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информа­ции. Самое крупное – ДПА (“Дойче прессе агентур”), созданное в 1949 г.

 

26. Характеристика истории пражурналистских явлений.

Формы информационного общения появились уже не заре истории человечества, когда началось формирование человеческих общностей. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда (охота, собирательство), в ходе которых возникала необходимость обмена сообщениями в рамках одной общности. Поначалу обмен информацией велся при помощи звуков и знаков (жестов), как при непосредственном общении, так и при передаче информации на расстояние (звуки барабанов или рогов, дым и свет костров, солнечные блики, отраженные от блестящих поверхностей). Наряду с этим предпринимались попытки кодировать информацию в виде наскальных рисунков. Многократно возможности информационного общения расширяются с возникновением человеческой речи. С этого момента устные выступления надолго становятся важнейшей формой массово–информационной деятельности.

По мере расселения первобытных людей возникала необходимость межплеменного общения. Гонец, посланный вождем одного племени к другому вождю, мог передавать информацию как на словах, так и при помощи знаков (камень с выбитыми на нем знаками, веревка с узелками, особым образом обструганная палка и проч.). Впоследствии на основе таких знаков у различных народов в различное время возникла письменность.

С возникновением государств–полисов усложнялись формы общественной жизни, формировались политические институты и появлялись профессиональные политики. В этот период особую роль в распространении информации начинает играть ораторское искусство. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (__Греция__) и Цицерона (__Рим__) представляет собой яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно–психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям. О прочных связях журналистики с пражурналистской деятельностью (прежде всего с устными выступлениями) свидетельствуют слова, перекочевавшие из тех далеких времен в названия современных газет: «вестник», «курьер», «герольд», «почта» и др.

С ростом масштабов территорий в ряде государств устные формы распространения информации оказывались уже малоэффективными, и параллельно шел поиск письменных способов информационного обмена. Так, греки заимствовала письменность у финикийцев – торгового народа древнего Средиземноморья. Финикийские купцы передали и способы монументальной письменности: на каменных стенах высекались тексты, рассказывавшие о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Впоследствии для фиксации текстов использовались глиняные и натертые воском деревянные дощечки, свитки папируса (изобретен в Египте), пергам – листы недубленой кожи с удаленным волосяным покровом (изобретен в г.Пергам в Малой Азии), береста и проч. После прочтения таблички и свитки пергамента подбирались по сериям, перевязывались и хранились в специальных помещениях дворцов правителей. Таким образом, уже в античной древности возникают профессии, непосредственно связанные со сбором, обработкой, распространением и хранением информации: писцы, переводчики, гонцы, глашатаи, библиотекари.

Наряду с устными выступлениями и рассылкой письменных сообщений в этот период возникают подобия современных газет. Известно, что уже в Древнем Египте при дворе фараона выходила в виде папирусных свитков «газета», и в противовес ей даже существовало оппозиционное «издание».

В Риме по указанию Юлия Цезаря на площадях выставлялись выбеленные доски с сообщениями о работе сената – «Акта сенатус» и «Акта диурни попули Романи» (выходили с 1 в. до н.э. по 4 в.н.э.); при императоре Августе на досках также начали публиковать светскую хронику. Входили и рукописные издания, содержавшие информацию о жизни государства, о важных общественных событиях, например, созданный по указанию Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях»), который переписывали 300 рабов. В 1 – 2 вв. н.э. переживает расцвет римская сатира, – памфлеты Ювенала, Марциана, Лукиана переписывались и распространялись в столице и других городах империи. Однако, все это были лишь первичные формы информационного обмена (поскольку слишком ограничено было их распространение и слишком узок круг читателей).

В раннем Средневековье (5–10 вв.), когда большинство населения европейских стран оставалось неграмотным, основной формой воздействия на сознание и поведение людей были церковные проповеди.

Монастыри и университеты, являвшиеся в то время единственными очагами культуры в Европе, вели между собой активную переписку как по богословским и научным, так и по светским вопросам.

 Огромное значение для дальнейшего развития массовых информационных процессов имело распространение бумаги ( от итал. bambagia (хлопок), изобретенной в 1 в.н.э. в Китае, откуда в 6 веке она попала в Японию, и через арабов в 10 веке – в Европу. В 1320 году возле г. Майнца (Германия) была построена первая бумажная фабрика, что способствовало широкому развитию искусства гравюры (на деревянной пластине вырезался рисунок или текст, с которого потом делали до 100 оттисков на бумажных листах). В Столетней войне 1337–1453 гг. техника гравюры использовалась для тиражирования информационно–пропагандистских материалов: прокламаций, памфлетов, стихотворений.

С ростом городов и развитием городского самоуправления наряду с монастырями и университетами в информационном обмене начинают активно участвовать магистраты. В магистратских письмах, доставлявшихся гонцами и зачитывавшихся на собраниях членов городских советов, содержались сведения о ценах на различные товары, о развитии производства, новости городской жизни и проч.

Дальнейшее развитие промышленности и рост товарооборота вызывают потребность в оперативной передаче информации, и в городах возникают цеховые объединения «писателей новостей» («Новелланти» в Риме, «Скриттори д‘авизо» в Венеции). Так, в Венецианской республике в 1530 году писцы переписывали на листы бумаги известия, ежедневно зачитывавшиеся на центральной площади для купцов и капитанов кораблей, а затем продавали их горожанам, опоздавшим на эти собрания, за одну монету – «gazetta» (некоторые историки печати полагают, что отсюда произошло слово «газета»). В это же время в Англии выходили рукописные издания аналогичного содержания под названием «Ньюс лэттерз».

Однако все перечисленные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты не походили на современную журналистику. Пражурналистские явления отличают ограниченное и непостоянное распространение «изданий» (которые к тому же адресованы небольшой аудитории грамотных людей и идут к ней достаточно долго), отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать печатную продукцию.

27. Журналистика стран Африки.

 

Завоевание политической независимости бывшими афри­канскими колониями относят к началу второй половины XX сто­летия, и не случайно 1960 год называют годом Африки. С целью идеологического обеспечения решения проблем укрепления по­литической самостоятельности и экономической стабильности в освободившихся странах в этот период создаются средства мас­совой информации. Однако это не значит, что на африканском континенте до этого периода журналистика находилась в зачаточном состоянии. В девяти странах (Южно-Африканская республи­ка, Египет, Зимбабве, Кения, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Сва­зиленд, Сенегал, Тунис) издавались газеты, основанные в XIX веке. Печатные периодические издания на континенте появилась еще в 1798-1801 гг. Именно в эти годы проходил египетский поход На­полеона, после которого в Тунисе и Египте были созданы типог­рафии (правда, только через десятилетия после этого в этих двух странах появятся национальные газеты). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые в XIX веке стали объектами ко­лониальной экспансии таких государств, как Великобритания, Франция, Португалия; появляется миссионерская печать и колониалистская пресса. Создаются крупные монополии в области газетно-журнального дела («Африкен стандарт», Кения, 1902). С возникновением антиколо­ниальных организаций и партий усиливается вклад газет в просвещение африканцев и становление их самосознания. Политические и профсоюзные лидеры рассматривают журналистику как важнейший фактор освободительного движения на Африканском континенте.

В 1960-е годы укрепляются позиции печати на нацио­нальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 г. — Федерация арабских информационных агентств — ФАНА, объединившая информационные агентства 16 арабских (5 африканских и 9 азиатских) стран. Позднее, с мая 1983 г. на­чала действовать ПАНА — Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства и службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ, содей­ствует эффективному обмену между членами Организации аф­риканского единства ОАЕ объективной информацией о жизни стран континента на основе сообщений африканских нацио­нальных информационных агентств.

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается ра­дио, которое не только информирует, а просвещает и воспитыва­ет африканцев. С той же целью на телевидении создаются образо­вательные программы. В реализации телевещательных проектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в сфере африканских массовых коммуникаций занимают американ­ские, германские, итальянские, бельгийские, канадские компании.

Печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент не­грамотности среди населения, отсутствие современных техничес­ких средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудо­вание приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториаль­ная Гвинея), в других многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населен). В арабс­ких странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир, Тунис, Марокко и Египет.

С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расо­вом отношении правительства началось превращение ЮАР в от­крытое демократическое общество. Отныне Конституцией стра­ны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ. Телевидение и радио влияют на жизнь южноафриканцев гораздо значительнее, чем пресса.

28. «Новый журнализм» и «концептуальная журналистика» как тенденции развития СМИ в США.

Термин «Новый журнализм» впервые упомянут был Томом Вулфом в 1973 году. Он категорично утверждал :

Журналистика — это искусство, а современная литература — старорежимная пошлятина. Американская журналистика тех лет действительно была авангардом отрасли. Речь шла не столько о газетных публикациях, сколько о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя — The New Yorker, New York Magazine, The Atlantic Monthly, Rolling Stone, Esquire,

Концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в осве­щении избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатают­ся часто не на полосах мнений, а на информационных, что яв­ляется нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления считается рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников престижных университетов сре­ди них. Критики направления предупреждают о возможности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусственных построений, не отражающих реальности. Одна­ко в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению.

 

29. Современные медиа-холдинги в странах Западной Европы и Северной Америки

 

Одной из основных тенденций развития средств массовой информации в индустриально развитых стран мира является их возрастающее сосредоточение в собственности немногих гигантских концернов. Появившиеся на рубеже XIX–XX вв. в наиболее развитых индустриальных странах мира (США, Англии, Германии, Франции), монополистические объединения еще в первой половине XX века заняли господствующие позиции в сфере издательской деятельности и радиовещания своих стран. После второй мировой войны в странах Запада наблюдалась тенденция объединения медийных корпораций с крупными компаниями, действующими вне информационной индустрии (в области производства электротоваров, коммуникационной, компьютерной и военной техники, в кинопроизводстве и в других отраслях индустрии развлечений и т.д.), что привело к переплетению собственности и образованию гигантских медиаконцернов, тесно связанных с иными областями экономики. В основе концентрации и образования многоотраслевых конгломератов лежит стремление существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности и обеспечить уровень капитализации компании, гарантирующий ее от поглощения конкурентами. На современном высококонкурентном медийном рынке укрупнение компаний с включением в них внемедийных подразделений зачастую является единственным способом их выживания. Совладельцами укрупненных медиакорпораций становятся крупные коммерческие структуры, действующие в иных отраслях, в результате чего явственно просматривается связь медиабизнеса с другими секторами экономики, их взаимозависимость.

На мировом рынке информации доминируют всего шесть концернов-гигантов («большая шестерка»). Пять из шести членов группы «большой шестерки» имеют штаб-квартиры в США, и только один из крупнейших медиаконцернов (третий по величине) – в Германии. «Вегtelsman», который после покупки в 1998 г. крупнейшего в мире англоязычного издательства «Рэндом Хаус» и ряда других приобретений превратился в глобальную медиаструктуру.

Под № 1 в списке транснациональных корпораций, доминирующих на мировом информационном рынке, числится «Time Warner». В состав этой гигантской корпорации вошли кабельные сети развлекательного ТВ, тернеровская «CNN News Group» (имеющая в своем составе спутниковую службу мировых новостей CNN International) и сеть новостных и развлекательных каналов НВО, другие компании. «Time Warner» издавал ряд высокоприбыльных печатных изданий, книги-бестселлеры, владел магазинами по их продаже и клубами любителей книг, создал и поддерживает в Интернете ряд популярных сайтов с электронными версиями изданий. В «Time Warner» вошли «Warner Music Group», которая является одной из крупнейших в мире компаний по производству и распространению музыкальной продукции, и компании «Warner Brothers» и «New Line Cinema» – мировые лидеры кинопроизводства для большого и малого экранов.

Крах, который постиг в начале нового века транснациональные медиаконгломераты «Vivendi» (со штаб-квартирой во Франции) и «Kirch» (с центром в ФРГ), свидетельствует о том, что в обстановке экономической нестабильности от провалов не застрахованы и крупнейшие медиаструктуры.

Высокую позицию в нынешней иерархии медиагигантов занимает «Walt Disney» – корпорация, которой с 1995 г. принадлежит, помимо другой обширной собственности в сфере информации и развлечений, одна из крупнейших в мире телекомпаний – американская телесеть ABC. К числу компаний-медиаолигархов относятся также корпорация Р. Мердока «News Corp.» – собственник телесети «Fox» и новостного канала «Fox News Channel»; концерн «Дженерал Электрик» – владелец телесети NBC; корпорация «Майкрософт», владеющая совместно с «Дженерал Электрик» круглосуточным новостным кабельным телевизионным каналом MSNBC.

Ряд периодических изданий, принадлежащих крупным медиакорпорациям, распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира. К их числу относятся американские газеты «International Herald Tribune», «USA Today», «Wall Street Journal», английская «Financial Times», французская «Le Monde» («Мир»), немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung» («Франкфуртская всеобщая газета»), журналы «Time», «Newsweek», «Reader's Digest» (США) и др. Часть из них имеет зарубежные версии, нередко – на местных языках, адаптированные к особенностям аудитории.

 

30. Пражурналистикие явления в Германии XV-XVI вв.

Несмотря на то, что печатный станок был уже изобретен, в 15 столетии новости были главным образом рукописными. Распространение информации в 15 – 16 веках становится весьма солидным и выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию. Довольно широко торговля новостями была распространена не только в Венеции (венецианские рукописные газеты назывались «аввизи», самый ранний комплект датируется 1566 г.), но также и в Германии. Лейпциг, Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург, Франкфурт были не только крупнейшими торговыми и университетскими центрами Германии, но и информационными. Большой известностью пользовалось бюро Фугеров, распространявшее рукописные ведомости новостей. Особый штат писцов переписывал все новости, прибывшие в Лейпциг, и рассылал свою продукцию подписчикам, вносившим ежегодно особую плату за этот товар. Бюро Фугеров является прообразом информационного агентства. Это значит, что уже в 15 веке были заложены основы и выработан принцип деятельности этого важнейшего распространителя информации. В Германии эпохи Возрождения большое распространение имели рукописные информационные листки. Ценилась информация как таковая, а не анализ событий. Рукописные ведомости распространялись ординарцами, также как и специальные письма, которые составляли - для богатых купцов, вельмож, университетов и монастырей, - осведомители. Содержание этих людей в различных частях Европы и более дальних местах оплачивалось владетельными людьми или организациями. Этих осведомителей можно сравнить с нынешними собственными корреспондентами. Им нередко удавалось организовать вокруг себя нечто типа корреспондентского пункта, который собирал, обрабатывал и доставлял с помощью ординарца информацию хозяину. Институт ординарцев был предшественником такого важного канала коммуникации как связь. В 15 веке Сен-Галлевское купечество с помощью своих ординарцев наладило регулярную почтовую связь между Линдау, Равенсбургом, Ульмом и Нюрнбергом. «Relatio» (отчеты) Айнцинга выходили в свет накануне ярмарок и получили своё второе название «ярмарочные ведомости». Четкая периодичность и общественно-политическое содержание «Relatio» вплотную приблизили их к газете. У Айнцинга появилось много последователей. «Ярмарочные отчеты» стали распространяться буквально по всей Германии. Среди их издателей можно назвать священника Конрада Лаутенбаха (псевдоним Якобус Франкус) и Маурера. Кроме рукописных газет, в информационном потоке 16 –17 вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «реляции» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3)большой акцент делался на иллюстративный ряд. «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего 17 столетия.     

31. Феномен журнализма" в истории английской и американской журналистики конца 19 - начала 20 веков.

 

 Появление информационного агенства «Рейтер» (1851) и отмена гербового сбора в 1855 привели к потере монопольного положения «Таймс» в мире новостей, а конкурирующие издания увеличили тиражи и потеснили «Таймс» на читательском рынке. С наступлением эры «нового журнализма», особенно с появлением газеты «The Daily Mail» в 1896, положение «Таймс» ухудшилось, и ее тиражи упали до 40 000 экз. Некогда всемогущее издание оказалось на грани банкротства. В 1922 газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 она вошла в состав концерна «Thomson Organization», владеющими 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.

Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными. В настоящее время это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж «Таймс» в начале 1990-х составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории «качественных» изданий, и только тираж «Зы Дейли Телеграф» находится на отметке 1 млн. экз.

                                

Эти новые веяния в американской журналистике, несомненно, с наибольшими полнотой и последовательностью аккумулировал в себе Джозеф Пулитцер. В 1878 году Пулитцер приступил к изданию своей новой ежедневной газеты «Сент-Луис пост энд диспетч» («Почта и депеша Сент-Луиса»), в которой уже начал экспериментировать в сфере «нового журнализма», основанного на происшествиях и «человеческих репортажах» и имеющего своим адресом массового читателя, находящегося не в ладах с английским языком. Хороший оратор и ловкий политик, Пулитцер считал, что необходимо обращаться не к конкретному читателю, а к толпе, у которой своя психология. Пулитцер был пионером в создании журналистики для масс, побуждая читателей к действию. Стремился к разнообразию, предлагая одним – простое «чтиво», другим – пищу для раздумий. Пулитцер являлся в газете и издателем, и редактором, и ведущим журналистом, и бизнес-менеджером. Решающим событием в журналистской биографии Пулитцера явилось приобретение им в 1883 году газеты «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую он и сделал моделью «нового» журнализма. Он требовал от себя и своих сотрудников найти «каждый день одну поразительную особенность», которую можно предложить читателям.

Особенности организации работы Пулитцера — политика новостей, которые собирали репортеры (поданы красочно), «крестовые походы», имеющие своей целью какое-нибудь благое деяние, статьи, в которых рассказывалось бы о причинах «крестового похода» или другой публикации, помещенной на странице новостей, рост объема газеты за ту же цену, надлежит широко и умело использовать в газете иллюстрации и не жалеть слов на похвалы себе, всячески продвигая газету как коммерческое предприятие от успеха к успеху.

Один за другим появляются тщательно подобранные, аршинные по размерам и шоковые по содержанию заголовки. Плюс воскресное приложение, заполненное иллюстрациями. Искусно используя на страницах своей газеты драматизацию новостей, Пулитцер широко и каждодневно практиковал «сториз», к которым добавлялись редакционная страница, забавные истории, сцены нравов, полицейские будни. Пулитцер является основоположником «желтой» прессы (журналистики) в Америке (+ комикс с «желтым парнет в NYW»). Важное место в газете Пулитцера занял «динамический репортаж», неотделимый от «детективного» аспекта освещения материала. Нелли Блай ввела в журналистскую традицию так называемое «трюкачество» – стремление сделать что-то особенное, сверхъестественное. Нашлось в газете Пулитцера место и для так называемой «журналистики замочной скважины».

 

32. Пражурналистикие явления в Англии XVII века.

 

Предшественниками английской прессы считают «книги новостей», под разными названиями выходившие уже в XVII в. Эти «книги новостей» являли собой причудливую смесь фактов, измышлений и явного стремления к тому, что позже назовут сенсацией.

В начале XVII в. слово news (новости) появляется в названиях памфлетов и сборников, по своему внешнему виду напоминающих книги. В 1605 г. Натаниель Баттер напечатал отчет о двух убийствах в Йоркшире и единственный номер «Новостей из Испании». Совместно с Николасом Боурном он выпускал «Ньюс фром Мост Партс оф Крисчендом» («Новости из большинства стран христианского мира»). Раз в полгода Баттер издавал сборники о войне в Германии.

В 1622 г. Н. Боурн и Т. Арчер издавали «Уикли Ньюс фром Итали, Джермани, Хангари» («Ежедневные новости из Италии, Германии, Венгрии»). Слово «новости» можно встретить и в названиях памфлетов, объем которых варьировался и составлял 8, 16 или 24 страницы, а оформление мало чем отличалось от оформления книги. Примечательно, что во многих публикациях читатель уже мог найти дату ее выхода и порядковый номер. Это явилось важным шагом к формированию издания газетного типа. Многие «книги новостей» (или «сборники новостей») носили переводной характер и рассказывали исключительно о событиях за рубежом. Сообщать о жизни внутри Англии запрещала «Звездная палата». Однако обращение к проблемам иностранных государств тоже не гарантировало безопасности. Ряд «книг новостей» был закрыт в 1632 г. по указу короля, так как после одной из публикаций испанский посол счел себя оскорбленным.

В ходе революции представители борющихся сторон использовали в политической борьбе не только памфлетную литературу, но и брошюры, листовки, а также издания, которые все больше напоминали газету. И хотя массовой аудитории еще не существовало, и на долю простого народа оставались преимущественно проповеди, популярность «протогазет» неуклонно росла, несмотря на сложность условий, в которых им предстояло функционировать. Полагают, что само английское слово newspaper (газета) вошло в обиход в 1642 г.

Упразднение «Звездной палаты» вызвало оживление в сфере газетного дела, так как был отменен запрет на публикацию внутренних новостей. В 1641 г. начинают возникать издания, осмелившиеся говорить с читателями об английских событиях. Появляется интерес к заседаниям парламента, отчеты о которых также стали публиковаться, некоторые «книги новостей» выходили с рисунками, изображавшими сессии парламента. В это время некоторые издания включали в свое название слово diurnall (ежедневный), хотя, конечно, ежедневными они не были. Популярными становятся публикации, содержащие «пассажи», рассказывающие о жизни в различных уголках Англии.

В годы английской революции 1640–1660 гг. широкое распространение получили издания под названием «Меркуриус» («Вестник»). Явление это было типичным и для других европейских стран. Историки полагают, что первое такое издание увидело свет в 1594 г. в Кельне: это был «Меркуриус Галлобельгикус» («Галлобельгийский вестник»). Он печатался на латыни, его читали в Европе и хорошо знали в Англии. Название «Вестник» в 40-е годы XVII в. воспринималось как синоним «книги новостей».

Одним из первых английских вестников XVII столетия стал «Меркуриус Британикус» («Британский вестник»), увидевший свет в 1625 г. Под тем же названием в 1643–1646 гг. выходило издание, снискавшее славу политического хамелеона времен английской революции. Его создатель, Марчмонт Недхем, получивший образование в Оксфорде, на газетном поприще прославился как человек, поочередно поддерживавший Кромвеля, Карла I и снова Кромвеля, что отразилось и в политической ориентации его издания: вначале оно носило республиканский, затем роялистский характер, а после казни короля снова стало республиканским и изменило название на «Меркуриус Политикус» («Политический вестник»). Примечательно, что именно здесь было напечатано первое рекламное сообщение – о достоинствах чая.

Еще один вестник – «Меркуриус Цивикус» («Гражданский вестник»), вышедший в 1643 г., уже указывал дату и место издания, печатал иллюстрации. Очень интересным и пространным был подзаголовок издания: «Лондонский осведомитель, или правда, переданная для всего королевства, чтобы предотвратить дезинформацию». Слово «Лондон» здесь впервые встречается в названии периодического издания. На иллюстрациях были изображены портреты короля и королевы, а также Меркурий на глобусе.

33. Массовая журналистика США XIX века. Феномен «пенни-пресс».

Новой тенденцией в развитии американской периодической печати 1830-х гг. стало освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. Выпуск дешевой периодики, доступной малоимущим читателям, стал выгоден издателям в результате изобретения паровой печатной машины и удешевления типографских расходов. Появление "penny press", то есть изданий определенной направленности, продаваемых по максимально низкой цене, стало значительным явлением в развитии журналистики и отразило общую тенденцию развития культуры в сторону массовости.

Пионером "penny press" в американской прессе считается нью-йоркский журналист Бенджамин Дэй. Дэй приступил к изданию газеты "The Sun". Подача материала в "The Sun" отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя. Классическим примером мистификации стала появившаяся на страницах "The Sun" серия репортажей об открытии жизни на Луне, в которых подробно описывалось, как известный английский астроном обнаружил на Луне человекоподобные существа. Это была подлинная сенсация для легковерной публики, и тираж "The Sun" мгновенно вырос. Вскоре пришло опровержение, мистификация была разоблачена, но это не изменило редакторскую политику "The Sun".

Джеймсом Гордоном Беннетом, который основал газету "The New York Herald". Вскоре газета Беннета стала одним из самых распространенных, богатых и инновационных изданий в истории американской журналистики. Секрет успеха "The New York Herald" заключался в следовании принципу, выработанному Беннетом за годы репортерской и редакторской работы, — как можно скорее сообщать все новое и интересное, не считаясь ни с какими издержками.

Нью-йоркский рынок "penny press" пополнился еще одним периодическим изданием, оставившим значительный след в истории американской журналистики. Хорас Грили предпринял издание "The New York Tribune". Газета Грили, которая продавалась по цене 1 цент за экземпляр быстро завоевала читательский рынок, став одним из наиболее уважаемых изданий. Интересная подача новостей, последовательная политическая (республиканская) ориентация, твердые аболиционистские взгляды — все это создало газете хорошую репутацию.

Гиганты американской "penny press" неизбежно вступили в конкурентную борьбу друг с другом. Конкуренция вынуждала увеличивать выпуск печатной продукции и снижать расходы, привлекать к сотрудничеству ведущих журналистов, печатать в газетах романы с продолжением, давать для провинциального читателя обзоры последних нашумевших книг и лекций.

Непроверенная информация часто попадала на страницы "penny press", снижая достоверность газет в целом. Однако доверие к печатному слову было велико, и влияние газет было несопоставимым с нынешним. Для многих читателей газета была единственным источником получения информации из внешнего мира, учебником и руководством в культурном и политическом пространстве быстро меняющейся эпохи.

 

34. Массовая и качественная пресса в Западной Европе и в США на современном этапе

Качественная пресса

Анализируя мировой опыт, можно выделить несколько изданий, которые играют очень важную роль в формировании интеллектуального потенциала общества тех стран, где они издаются, а порой даже выходят за рамки своих государств. Например, французская газета “Монд” воспринимается как научный журнал, на нее можно ссылаться даже в диссертациях. Газета работает очень серьезно. Она постоянно не только высказывается по важнейшим проблемам философии, эстетики, этики, экономики, социологии, но и публикует новейшие материалы, посвященные новым нарождающимся тенденциям. Во Франции есть прекрасные еженедельники - “Нуэль Обсерватор”, “Экспресс” и некоторые другие, но все-таки газета “Монд” здесь занимает первое место. Она участвует в политической борьбе, но самое главное - именно эта газета способствует формированию интеллектуального потенциал общества, что расценивается как значительное достижение французской нации.

Американская газета “Нью-Йорк Таймс” обладает огромным интеллектуальным потенциалом, имеет большое количество аналитических служб и, может быть, не так основательно, как “Монд”, но развивает новые концепции, анализирует их, вводит читателей в курс новых формирующихся идеологических структур и теорий.

В Англии можно назвать серьезную газету “Файнейшл Таймс” или тот же “Таймс”, который не утратил свои позиции. Конечно, наличие таких качественных газет является важным элементом развития интеллектуального потенциала общества. B Германии "Die Welt", "Berliner Zeitung", "Der Tagespiegel".

«Массовые» издания.

B Германии Массовая : "Bild" , "Mitteldeutscher Express». " Англия: «Дневная звезда», «Sun».

Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Она унаследовала многое из того, что было присуще ее предшественнику - «пенни» -прессе. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех.

 «Массовой» прессе свойственна тенденция к упрощению, примитивизации: издания зачастую избегают полутонов в передаче событий и оценке поступков людей, приучая читателя к однолинейному ограниченному взгляду на мир.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!