Журналистика сенсации» в истории английской журналистики XIX века.



СОДЕРЖАНИЕ

1. Американская журналистика 19 века.

 2. "Журналистика сенсаций" в истории английской журналистики 19 века.

 3. Глобализация и ее влияние на развитие зарубежных СМИ.

 4. Пулитцер и его место в истории американской и мировой журналистики.

 5. Журналистика Англии в 18 веке.

 6. Журналистика Англии в викторианский период.

 7. Журналистика в странах Балтии.

 8.Журналистика Германии 19 века. Роль Бисмарка в ее истории.

 9. Журналистика стран Восточной Европы в постсоветский период.

 10. Характеристика журналистики стран Северной Европы.

 11.Немецкая журналистика 20 века.

 12. Журналистика Франции 17-19 веков.

 13. Типологическая характеристика современных зарубежных СМИ.

 14. Основные тенденции развития журналистики Франции на современном этапе.

 15. Основные этапы развития журналистики Германии.

 16. Роль "макрекерства" в истории развития американской журналистики.

 17. Пулитцер и Херст как деятели американской журналистики. Сравнительный анализ.

 18. Типологическая характеристика развития журналистики Англии на рубеже 19-20 веков.

 19. Журналистика США в 20 веке. Системная характеристика.

 20. Журналистика стран Азии.

 21. Журналистика США в 18 веке. Франклин как журналист.

 22. Основные тенденции развития журналистики стран Западной Европы в 19 веке.

 23. Журналистика США на современном этапе.

 24. Специфика функционирования журналистики Франции в 19 веке.Э. де Жирарден как журналист и организатор.

 25. СМИ Германии на современном этапе.

 26. Характеристика истории пражурналистских явлений.

 27. Журналистика стран Африки.

 28. "Новый журнализм" и "концептуальная журналистика" как тенденции развития СМИ в США.

 29. Современные медиа-холдинги в странах Западной Европы и Северной Америки.

 30. Пражурналистские явления в Германии 15-16 века.

 31. "Феномен журнализма" в истории английской и американской журналистики конца 19 - начала 20 веков.

 32. Пражурналистские явления в Англии 17 века.

 33. Массовая журналистика США 19 века. Феномен "пенни-пресс".

 34. Массовая и качественная пресса в Западной Европе и в США на современном этапе.

 

 

 

Американская журналистика XIX века.

 

    В начале века редкое периодическое издание приносило большую прибыль своему издателю. Поэтому альтернативой партии и прессе, получающей финансовую поддержку от соответствующих политических кругов, стало обращение периодических изданий к различного рода коммерческим объявлениям в сочетании с модернизацией издательского процесса, а также поиск новых рынков сбыта (расширение читательской аудитории). Экономическая необходимость заставляла многие периодичес­кие издания публиковать рекламные сообщения и деловую инфор­мацию.

В конце 1820-х — начале 1830-х гг. в американской журналис­тике проявились новые тенденции, которые стали доминирующи­ми в последующие десятилетия.

    Одной из таких тенденций становится обострение идеологи­ческого и нравственного противостояния между Севером и Югом. Еще одной новой тенденцией в развитии американской журна­листики 1830-х гг. стало освоение читательской аудитории, состоя­щей из беднейших слоев населения. Выпуск дешевых газет, доступных малоимущим читателям, оборачивался выгодой для издателей подобного рода периодичес­ких изданий. Появление «penny press», то есть прессы, продаваемой по максимальной низкой цене, стало значительным феноменом в развитии американской журналистики..

    Непроверенная информация часто попадала на страни­цы «penny press», снижая достоверность газеты в целом. Полити­ческие передовицы отличались воинственностью тона, трескучей риторикой и не всегда корректным переходом на личность оппо­нента. Сенсационность в отборе новостей приводила к искажению реального положения дел в стране. Факты в большинстве своем подавались с точки зрения оптимизма, и желаемое часто выдава­лось за действительное и уже свершенное.

    Одним из первых возможности телеграфа использовал Беннет, который на страницах «The New York Herald» первым ввел в амери­канской печати биржевые известия, чтобы ориентировать своих чи­тателей в мире бизнеса. Телеграф был использован газетой Беннета и для освещения политических событий, происходящих в стране.

    В период Реконструкции наметились пять новых тенденций, заставивших внести коррективы в редакционно-издательскую по­литику американской прессы.

    Первая тенденция заключалась в том, что американские газе­ты уверенно взяли курс на информационную насыщенность.

    Вторая тенденция нашла свое отражение в еще большей децент­рализации американской прессы. Значительную роль в журналист­ском мире стал играть американский Запад, культурным центром которого утвердился Сан-Франциско. К третьей тенденции стоит отнести возросшую политическую не­зависимость ряда периодических изданий, то, что иногда именуется «независимым журнализмом». «The New York Evening Post», «The Springfield Republican», «The New York Times» и ряд других изда­ний демонстрировали свою готовность бросить вызов местным властям.

    Четвертой тенденцией следует считать акцент на сенсацион­ность в подаче материала. Беннетовский стиль журналистики, со­гласно которому все, включая рекламу, может и должно быть но­востью, находил все большее применение в американской прессе.

    В качестве пятой тенденции можно выделить тот факт, что бла­годаря деятельности великих редакторов довоенной эпохи, а так­же в результате общественного резонанса, вызванного «независи­мым журнализмом», профессия журналиста из прежде непрестиж­ной и малоуважаемой переходит в разряд общественно значимой. Журналист получает более высокий социальный статус, положение и определенную независимость в общественно-политической рас­становке сил.

    Наряду с журналистикой, работающей в стиле «penny press», продолжала развиваться журналистика, ориентированная на более узкий круг взыскательного и подготовленного читателя.

    В конце 1860-х гг. в Нью-Йорке выделялись два конкурирующих ежене­дельника «The Round Table» и «The Nation». Своей аудиторией оба еженедельника избра­ли интеллектуальные круги Америки, предлагая им «еженедельный отчет обо всем значительном, полезном и сделанном со вкусом».

    «The Round Table» и «The Nation» представляли собой сочета­ние литературно-критического журнала с «журналом мнений», не являясь при этом политически ангажированными изданиями. Од­нако «The Round Table» не выдержал конкуренции, уступив место «The Nation».

    Появился и первый качественный фи­нансовый еженедельник «The Commercial and Financial Chronicle» («Коммерческая и финансовая хроника», 1865), который можно в определенной степени сравнить с таким солидным изданием, как «The London Economist».

    Вплоть до 1870 г. американские журналы не практиковали ис­пользование рекламы. Единственная допустимая реклама — это реклама книг, издаваемых соответствующим издательским домом. Однако в 1870 г. в журнале «The Scribner's Monthly» была напеча­тана реклама, не связанная с книжной продукцией, и вскоре рек­лама и журнальная проза и публицистика стали взаимозависимы, ибо действенность рекламы напрямую зависела от популярности и тиража периодического издания. В свою очередь финансовые вли­вания от размещения рекламы помогали журналам выживать во все усиливавшейся конкурентной борьбе.

    В конце XIX столетия происходят события, во многом опреде­лившие основные тенденции дальнейшего развития американской прессы. Особенно следует выделить появление «нового журнализ­ма», породившего как феномен «желтой прессы», так и стандарты «качественной журналистики», движение «разгребателей грязи», индустриализацию и монополизацию в газетно-журнальном деле.


Журналистика сенсации» в истории английской журналистики XIX века.

 

В 1881 г. устранены стеснительные правила об ответственности за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений. До этого времени издатели, редакторы и наборщики были ответственны за всякое сообщение, а после законодательного постановления 1881 г. не может быть обжалован ни один правдивый отчет о публичных собраниях и судебных и других заседаниях. За ложные утверждения, оскорбительные замечания и догадки могут быть привлечены к судебной ответственности исключительно только сами ораторы.

Сильный удар был нанесен большим газетам появлением в начале 90-х гг. XIX в. полупенсовых листков. Эти, в большинстве случаев в вульгарном тоне написанные, выезжающие на падкой до сенсационных слухов и скандалов массе, политически совершенно бесцветные газеты, идущие всегда по течению и никогда не имеющие собственного мнения, получили в короткое время широкое распространение и значительно повредили репутации прессы.

Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использования домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста.

 


 

 

3. Глобализация и ее влияние на развитие зарубежных СМИ.

Глобализация в информационной сфере проявляется в укрупнении СМИ (газет, радио, телевидения), завоевании отдельными медиа-компаниями и корпорациями значительной части рынка. Следует также указать и на кар­динальные изменения, которые происходят в самом информационном про­странстве. Это выражается в возможности мгновенного донесения инфор­мации до значительной части аудитории, независимо от места положения. Данное явление обусловлено совершенствованием технических средств рас­пространения информации.

Процессы укрупнения медиа-бизнеса в мировом масштабе на сегодняш­ний день зашли настолько далеко, что информационные корпорации уже не только копируют формы ведения бизнеса многих других компаний, дея­тельность которых напрямую не связана с журналистикой, но и оказывают влияние на их экономическое развитие. Это влияние осуществляется путем реализации особых возможностей, присущих СМИ – реклама, формирова­ние общественного мнения, – а порой и непосредственно с использованием экономических, финансовых ресурсов. Следует учитывать, что процессы укрупнения и глобализации протекали постепенно, поэтапно.

Скажем, в XIX в., в годы бурного развития промышленности, шло фор­мирование системы средств массовой информации на уровне отдельных государств. Но уже в то время можно было выделить страны, которые в большей степени, чем остальные, могли претендовать на мировое лидерство в информационной сфере. Во многом это было связано с тем, что к концу ХIХ столетия значительная часть мира была колонизирована госу­дарствами Европы и Соединенными Штатами Америки. Естественно, что периодические издания метрополий распространялись на территориях под­чиненных государств. Изобретение и начало использования телеграфа (се­редина XIX в.) оказало существенное влияние на интенсивность обмена ин­формацией между странами, оживились межгосударственные информаци­онные потоки. Приблизительно в те же годы были созданы крупные инфор­мационные агентства: французское «Гавас», немецкое «Вульф», британское «Рейтер». Несмотря на то, что изначально эти агентства были ориентиро­ваны на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, со временем они начали участвовать в обмене новостей с другими странами и друг с другом. В 50-е годы ХIХ в. между «Гавас», «Вульф» и «Рейтер» было даже заключе­но картельное соглашение (Ring Combination), согласно которому мировой информационный рынок был поделен на сферы влияния между ними. Та­ким образом, уже более 100 лет тому назад в мировой журналистике наме­тились тенденции глобализации.

С началом XX столетия связано активное развитие киноиндустрии и радиовещания. Кино и радио стали мощным инструментом распростране­ния информации и воздействия на аудиторию. Признанным лидером в про­изводстве и прокате кино того времени, безусловно, были Соединенные Штаты Америки. Продукция Голливуда быстро завоевала мировые рынки, и уже к 1914 г. около 85 процентов зрителей по всему миру смотрели амери­канские фильмы, а в 1925 г. продукция голливудской «фабрики грез» соби­рала «более 90 процентов дохода от всего кинопроката Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины». Радиовещание подку­пало своей демократичностью – простотой распространения сигнала, воз­можностью прослушивания радиопередач одновременно большой аудито­рией. После того, как появилась возможность вести вещание на коротких волнах и распространять сигнал на большие расстояния, радиовещатель­ные службы разных стран начали активно транслировать передачи за ру­беж на иностранных языках, стремясь привлечь внимание большого числа слушателей. К началу 40-х годов уже около 30 стран во всем мире имели радиостанции, которые вели вещание на зарубежные государства.

В мире сформировалось 10 вертикально интегрированных медиа-конг­ломератов. Шесть из них занимались непосредственно выпуском медиа-про­дукции и ее распространением по всему миру. К таким компаниям относят­ся «Ньюс Корпорейшн» (News Corporation), «Тайм Уорнер» (Time Warner), «Дисней» (Disney), «Бертельсманн» (Bertelsmann), «Виаком» (Viacom) и «Ти-Си-Ай» (TCI). Еще четыре корпорации – «ПолиГрам» (PolyGram, владелец -Philips), Эн-Би-Си (NBC, владелец -General Electric), «Юниверсал» (Universal, владелец – Seagram) и «Сони» (Sony) – помимо медиа-бизнеса, связаны и с другими отраслями производства, например, с электроникой. Все выше на­званные корпорации входили в число 500 ведущих мировых компаний по уровню доходов (10-25 млрд. долларов в год).

C течением времени они поглощают все новые и новые газеты, журналы, телевизионные и радио­компании, постоянно расширяя свое влияние. Вполне естественно, что ряд СМИ менее экономически развитых государств постепенно переходят под контроль компаний, владельцами которых являются представители держав с мощной экономикой.

Последствия глобализации проявляются не только в трансформации отношений СМИ с другими институтами общества и государства, но и в изменениях, характерных для структуры и функционирования самих средств массовой информации. Происходит унификация ряда признаков и функ­ций масс-медиа.


 

4. Пулитцер, его место в истории американской и мировой журналистики.

 

Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма", который имел как положительные, так и отрицательные аспекты. Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии. Он смог издавать собственную вечернюю газету "The St. Louis Post-Dispatch", которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 г. Пулитцер приобрел газету "The New York World" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк. Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут "направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской "The New York World" отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "penny press". Дело было не в самой сенсационности, а в форме ее подачи. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных "рисованных передовиц". В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100000 долларов, а тираж "The New York World" достиг 100000 экз.

В этом заключалась еще одна принципиальная особенность "нового журнализма", исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности — важный аспект "нового журнализма". Первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. На­чиная с 1889 г. на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печа­тались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читате­лей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуж­дениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению терми­на «желтая пресса».

 


 

5. Журналистика Англии в XVIII веке.

 

Буржуазная революция 17 в. предоставила английской буржуазии конституционные свободы, записанные в билле о правах, была отменена цензура. В 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант». В 1709 г. в Лондоне уже выходило 18 газет общим тиражом 35 тыс. экз. в неделю. Газеты стали публиковать политическую информацию, газета «Джентльменс мэгэзин» решилась печатать материалы о деятельности английского парламента. В 18 в. журналисты получили доступ на галерку в палате общин и право публиковать отчеты о ее заседаниях. С этого времени журналистов с пресс-галереи стали называть «четвертым сословием парламента». Это время связано с литературно-публицистической и издательской деятельностью выдающихся английских писателей Д.Дефо и Дж.Свифта.

 В конце 18 в. появились газеты, которые и сегодня определяют лицо английской прессы, – «Таймс» возникла для нужд рекламы. С 1781 г. появилась традиция выпускать воскресные газеты для массового читателя. Под влиянием идей Великой французской революции родилось и стало популярным произведение английского просветителя Томаса Пейна «Права человека». Появились издания, выступавшие в защиту французской революции («Обсервер») и рассказывавшие о бедственном положении народа. В 1811 г. в Лондоне выходило 8 утренних и 8 вечерних газет. Общий тираж периодики составлял в 1820 – 30 млн. Издания отличались большим тематическим разнообразием: внутренняя и зарубежная информация, театральная хроника, обзоры литературы.

В середине 18 в. появляется немало изданий для трудящихся, что способствовало росту его активности. 

6. Журналистика Англии в викторианский период

В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, которая для своего времени была исторически возможной. Издатели, редакторы, журналисты (каждый по-своему) поспешили воспользоваться этой свободой.

В этой обстановке шло превращение службы Джулиуса Рейтера в подлинно информационное агентство. Процесс внедрения Рейтера в журналистику не был безболезненным: «старые» английские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки продавать заокеанские новости прессе были неудачными, но с 1858 г. ситуация изменилась. В 1859 г. Рейтер убедительно продемонстрировал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспондентов. «Таймс», «Морнинг Кроникл», «Морнинг Геральд», «Дейли Телеграф» и «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления») в начале 60-х годов XIX в. уже платили солидные суммы за подписку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали немецкие и бельгийские издания. Правда, в освещении Крымской войны «Таймс» продолжала лидировать, но после 1858 г. число подписчиков Рейтера увеличилось, одновременно расширилась и сеть агентов, которые не были журналистами, а собирали информацию для Лондона.

В 1859–1860 гг. европейские новости все еще преобладали в агентстве, но потом были созданы индийская и китайская службы, а к 1861 г. «Рейтер» связывала с миром сотня линий. Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка входили в круг его постоянных интересов. В Англию поступали сообщения о гражданской войне в Северной Америке. С 1868 г. новости «Рейтер» для провинциальных изданий начало распространять агентство «Пресс Ассошиэйшен»; благодаря этому сотрудничеству агентство «Рейтер» не стремилось стать службой внутренней информации.

В 60–80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появилось много вечерних газет.

В 60–70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия», 1868) стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. В 1874 г. был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры современной истории, обещал отразить интересы женщин, публиковать критические материалы, написанные «джентльменами и учеными». В 1877 г. по типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Периодика второй половины XIX в. была достаточно специализированной. О приключениях и путешествиях писал «Уайд Уорлд Мэгэзин» («Журнал всего мира», 1898), существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания.

Увеличивающийся объем информации нуждался в расширении потребительского рынка, в наличии аудитории, заинтересованной в этой информации. В 70-е гг. XIX в. в Англии сложились предпосылки для формирования такой аудитории. Дело в том, что власти изменили свое отношение к образованию и обучению масс.

В последние десятилетия XIX в. пресса, придерживавшаяся давно устоявшихся традиций, стала испытывать определенные трудности. Доходы многих изданий снизились. «Старые» газеты утрачивали свою привлекательность в глазах публики: они выглядели слишком серьезными, их заголовки были невыразительными, страницы изобиловали политическими публикациями, а все то, что связано с повседневными житейскими интересами, практически отсутствовало.

Достаточно дешевой и одновременно политически радикальной была и вечерняя газета «Стар», созданная Т.П. О'Коннором, собиравшимся покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего журнала».

Вступлению Англии в век «новой» журналистики немало способствовал тот факт, что в 1894 г. братья Альфред Хармсворт и Гарольд Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модернизировали ее. До этого А. Хармсворт, сотрудничая в «Тит-Битс», заинтересовался одной из ее колонок – «Ответы корреспонденту» и решил создать газету, целиком состоящую из таких ответов. В 1888 г. вышел первый номер «Ансверс» («Ответы»). Специализируясь на выпуске дешевой печатной продукции, Хармсворты достигли определенных успехов: их издания выходили тиражом в полтора миллиона экземпляров.

Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно».

В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе.

Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спор­том и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа – этот перечень можно было бы продолжить.

Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негативные черты. На страницы газет хлынул поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали (в Англии еще в 1857 г. аресту подлежали порнографические книги и картины). Увеличились возможности манипулирования общественным сознанием.

В условиях «новой» журналистики газетные и журнальные из­дания стремились определить свое место в усложняющейся системе прессы. Вести активный поиск своей ниши на рынке информации вынуждала и конкуренция между «старыми» и «новыми» изданиями.

 

7. Журналистика в странах Балтии.

В Латвии, Эстонии и Литве еще в начале 90-х годов приняли новые законы о печати и теле- и радиовещательной деятельности.

Коммерциализация и приватизация средств массовой информации помогли прессе, теле- и радиовещательному сектору избавиться от экономических проблем, с одной стороны, и познакомить общество с новыми для него феноменами, такими как желтая печать, неэтическое поведение журналистов, воздействие больших денег на работу журналистов и т.п. - с другой стороны.

Наиболее стремительно во всех трех странах развивался теле- и радиовещательный сектор. После окончания советской эпохи в каждой из прибалтийских стран осталось по крайней мере по две сети телевизионного вещания, покрывающие примерно 90 процентов территории каждой страны. У правительства не было средств для их эксплуатации, поэтому их было решено продать местным компаниям.

В конце концов местные предприниматели продали телевизионные станции западным компаниям, которые воспользовались быстрым развитием рекламного рынка. Скандинавы приватизировали и другие части телекоммуникационного сектора.

Коммерческий сектор радиовещания развивался не менее стремительно. Создание и эксплуатация радиостанции обходится гораздо дешевле, поэтому в этом секторе господствуют местные компании, однако с ростом рекламного рынка радиобизнесс стал интересовать западные компании и притягивать иностранный капитал.

В первые годы независимости газеты Балтийских стран перестали быть собственностью государства и стали частными изданиями. Этот сектор привлек интерес многих иностранных инвесторов, преимущественно из скандинавских стран.

Оценивая структурный уровень можно заметить, что общий тираж газет уменьшился, но тираж ведущих газет, лидеров рынка, значительно увеличился. Жестокая конкуренция стала причиной упадка плюрализма и использования журналистами методов <желтой печати>. Эту тенденцию поддерживают новые собственники газет, рассчитывая получить большую прибыль при меньших затратах.

С другой стороны, нельзя не заметить, что многим местным газетам удалось утвердиться на рынке, заметно улучшить свое финансовое положение, расширить круг читателей. Внедрение местной прессы в рекламный и политический рынки укрепило позиции аналитиков средств массовой информации, полагающих, что развитие прессы в этом направлении не представляет никакой угрозы плюрализму и демократии.

Во всех трех государствах наблюдаются схожие ( развитие телевизионного сектора, приватизация и коммерциализация средств массовой информации, появление скандинавского капитала) и различные черты (слабость местной печати в Латвии, общественное теле- и радиовещание в Литве и Латвии более зависимы от органов власти, чем в Эстонии, и т.п.).

8. Журналистика Германии XIX в. Роль О.Бисмарка в ее истории.

Многочисленные цензурные ограничения привели к тому, что в 18-нач.19в. немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов и был весьма скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма, авторы которых рассказывали о каких-либо событиях. Немецкая периодика, в отличие от французской, отличалась серьезностью тона и хорошей осведомленностью в разных сферах.
В 1810г. Наполеон завоевал Пруссию и ввел строгую цензуру для немецких газет. С 1811г. немецким периодическим изданиям было запрещено печатать политическую информацию, не опубликованную прежде в официальной парижской «Монитёр». «Кёльнише цайтунг», нарушившая этот запрет, была закрыта.
В 1819г. на съезде германских государей в Карлсбаде были приняты решения, направленные против того, что было названо «злоупотреблениями» свободой прессы. Под строгий контроль были поставлены университеты, без предварительной цензуры не могли печататься никакие периодические издания. В том же 1819г. в Пруссии была создана Верховная цензурная коллегия, а в 1822г. принято постановление о газетном штемпеле, без которого ни одна газета не могла выйти в свет. Все публикации должны были содержать имя издателя. Более того, газеты должны были платить цензорам. Многие журналисты эмигрировали, а те, что остались, вели борьбу с цензорами: изменяли названия газет и журналов, давали неверные адреса типографий и т.д.
Начало домартовского периода (1830-1848гг.) в немецкой журналистике связано с влиянием, оказанным Июльской революцией во Франции на ситуации в Германии. 

В 1832г. верховный орган Германского союза Союзный сейм принял постановление, отменяющее свободу печати. Ответом журналистов стал «Союз печати», провозгласивший главной целью борьбу за свободу печати. В 30-е гг. в Германии появляется много писателей-публицистов, проповедовавших общественно-политические идеи. Вследствие раздробленности, в Германии большую роль играла провинциальная пресса. Например, газеты «Кёльнише цайтунг», ставшая самой читаемой в 19в. немецкой провинциальной газетой. Эта газета была органом крупной либеральной немецкой буржуазии и отличалась либеральной направленностью. Она пропогандировала идею примирения с монархией, выступала в защиту интересов народа, но «в пределах законности». Маркс критиковал высокопарный стиль журналистов этой газеты.
Образцом ранней публицистики Маркса может служить его статья «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции»

В 1850-е гг. появляется много неполитических журналов, журналы для семейного чтения, научно-популярные журналы («Развлечения у домашнего очага», «Фамилиенфройнд» и т.д.).
6 июля 1865г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова (куда уж больше?), вводил высокий денежный залог для издателей общественно-политических газет и журналов, систему предупреждений.
Ситуация усугубилась, когда в 1862г. главой прусского правительства стал Бисмарк. Он взял курс на объединение германских государств, что ему и удалось сделать. В 1867г. усилиями Бисмарка был образован Северогерманский союз 22 немецких государств во главе с Пруссией. Окончательное формирование единой Германии завершилось в 1871г., когда после победы Пруссии во франко-прусской войне 1870г. произошло объединение северогерманских и южногерманских княжеств. 18 января 1871г. прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором. Первым рейхсканцлером Германской империи стал Бисмарк. Как и Наполеон, он уважал прессу, но презирал журналистов. Из неподконтрольных парламенту тайных фондов Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг».
Бисмарк курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874г. рейхстаг принял закон о печати, предусматривавший, что издатели газет и журналов должны были предоставлять один экземпляр каждого номера своего издания в местное полицейское управление. Это требование касалось только политических изданий. Все печатные издания должны были содержать фамилию и адрес автора, издателя и владельца типографии. Вместе с тем закон 7 мая НЕ требовал предварительного разрешения властей на издание периодики; нарушения в сфере печати подлежали исключительно судебному преследованию.
В конце 70-80-х гг. 19в. политика Бисмарка в области печати становилась все более репрессивной. В 1878г. он добился принятия Исключительного закона против социалистов, который предусматривал запрет периодических изданий немецких социал-демократов.
К концу 19в. деловая, профессиональная пресса начинает составлять серьезную конкуренцию политической периодике. Специальные неполитические издания составляли в 1898г. составляли почти половину от общего количества периодических изданий в Германии. Здесь сказывается усталость публики от политики в эпоху декаданса.

9. Журналистика стран Восточной Европы в постсоветский период.

Крушение социализма сопровождалось резким сокращением тиражей и влияния периодических изданий бывших правящих партий, переживших острый политический и идейный кризис, а также стремительным изменением общего ландшафта национальной периодики. В связи с переходом к общественно-экономическим реформам была уничтожена система партийно-государственного контроля над прессой, упразднена цензура. Бывшие «союзные» партии, провозгласившие политическую автономию и отказ от сотрудничества с компартиями, добились полной самостоятельности в своей издательской деятельности. На рубеже прошлого и нынешнего веков в большинстве стран Восточной Европы отмечены высокие рейтинги свободы СМИ и журналистов. Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения характеризовались западными мониторинговыми организациями как страны со свободной прессой, Румыния была отнесена к государствам с «частично свободными» СМИ. югославская пресса до устранения Милошевича признавалась несвободной.

В первые же месяцы после крушения социализма в восточноевропейских государствах появляется частная пресса. В Польше были приватизированы газеты и журналы, принадлежавшие ранее издательскому концерну ПОРП. Приватизация коснулась 85% польских СМИ, некоторые из которых оказались в собственности иностранных владельцев. Аналогичные процессы происходили и в других восточноевропейских странах. Возродились некоторые из закрытых в конце 1940-х годов «исторических» изданий. Вновь появляется бульварная пресса. В связи с развитием местного самоуправления в ряде стран происходят активные процессы формирования новой местной периодики. Идет развитие клерикальных СМИ.

Резко возрастает общее количество издаваемых газет и журналов. Распространение рыночных отношений на сферу издательской деятельности и коммуникаций привело к существенному увеличению стоимости типографских материалов и услуг, доставки тиража подписчикам. В условиях коммерческой конкуренции оказываются недолговечными печатные издания, не отвечающие требованиям экономической рентабельности, не вписывающиеся в рыночные схемы эффективного издательского бизнеса. В то время как в ряде стран Западной Европы государственные власти стремятся ослабить воздействие рыночных механизмов, затрудняющих доступ граждан к плюралистичным источникам информации, включая местные, в большинстве восточноевропейских стран отсутствует четкая политика в этой области.

Вступление восточноевропейских стран в период реформ совпало с началом интенсивной экспансии западных медиакорпораций на национальных рынках СМИ.

Политическая и культурная переориентация большинства восточноевропейских СМИ на западные страны способствовала в постсоциалистический период росту общественной популярности идей о необходимости тесных отношений экономического и военно-политического партнерства и сотрудничества с США и объединенной Европой. Это повлияло на решение ряда государств, некогда входивших в советский блок, о вступлении в НАТО и ЕС.

Сегодня на восточноевропейских рынках периодики (особенно журнальной) значительное место занимают издания, выпускаемые западными корпорациями – главным образом, американскими, германскими, французскими – в виде версий, адаптированных к местным условиям с учетом запросов и национально-культурной специфики аудитории. Выходящие на польском, венгерском, болгарском и других языках народов Восточной Европы, эти издания опираются на транснациональные издательские структуры, на многолетний опыт деятельности в рыночной среде и составляют серьезную конкуренцию национальным изданиям. Так, адресованные женской аудитории журналы – «Cosmopolitan» и другие – существенно потеснили национальную женскую прессу.

Существенные перемены наблюдаются и в вещательной деятельности. Еще на начальном этапе реформ из программ восточноевропейских телекомпаний была исключена трансляция передач советского телевидения. Преобладающими тенденциями в развитии восточноевропейских вещательных служб становятся децентрализация и коммерциализация вещания. Происходила трансформация государственных телеканалов в общественные, по образцу общественных вещательных корпораций Западной Европы. В начале 1990-х годов начался бурный процесс развития в столицах и в региональных центрах частных радиостанций и коммерческого телевидения – как эфирного, так и спутникового, кабельного. В создание новых вещательных компаний нередко существенную роль играют иностранные капиталы и технологии. Созданная при решающем участии американских инвесторов коммерческая телекомпания TV NOVA потеснила в Чехии национальное общественное телевидение. Коммерческие вещательные службы широко используют программы и фильмы, импортированные из западных государств. Так, созданные в Польше коммерческие телесети «Polsat» – постоянно используют в своем вещании голливудские фильмы, развлекательные программы телекомпаний США и других стран Запада.

За годы реформ в восточноевропейских странах сформировалась новая система регулирования издательской и вещательной деятельности. Были приняты законы о СМИ, создавшие юридическую базу для функционирования печатной и электронной прессы в новых условиях. Пример Польши и других восточноевропейских стран показывает что в них создаются механизмы саморегулирования печатной и электронной прессы: в большинстве стран приняты новые кодексы профессиональной этики журналистов и СМИ, предпринимаются попытки создать органы и учреждения, обеспечивающие мониторинг публикаций и общественное влияние на деятельность массмедиа.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!