Проблемы социальной защиты населения в последний период существования Российской Империи.



1. Нерешенные вопросы в оказании помощи инвалидам и трудоспособным нуждающимся.

2. Нищенство как социальная проблема.

Слабая поддержка крестьян была. Оставались старые формы (помогали милостыней, кормлением). Мало было богаделен. Оказание медицинской помощи детям. Были заведения, но проблема массовой вакцинации не была решена. Было много безработных, нищих, бродяг, преступников. В 3е годы – закрыты биржи труда. Проблема оказания специализированной медицинской помощи: больным, инвалидам, глухонемым. Было 200 тысяч глухонемых. Из них 32 тысячи – дети. Всего 27 учебных заведений, из них 3 были большие. А всего 1735 человек они охватывали. Слепые – 1881 г – открывается попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. Через 10 лет в Р. Империи было 21 попечительство. 190 тысяч слепых было в европейской России, из них 86% - крестьяне. Это было в 1881. Помощь подросткам, которые могли и хотели работать. Их было 40 тысяч.

 

16.05.2013

Нищенство как социальная проблема

 

В России нищенству 2000+ лет.

Нищенством в 19 веке занимались такие историки, как Сергей Михайлович Соловьев, Василий Осипович Ключевский, Николай Костомаров, Александр Забелин. Были другие ученые, которые использовали методы включенного наблюдения – Иван Крыжов, Дмитрий Ильнёв, так они получали очень достоверную информацию. Также проводили анкетные опросы: Александр Бахтиаров, Евгений Максимов, Александр Левин-Стим, использовали и обрабатывали земскую статистику. И возникает вопрос, что же такое нищенство – судьба, призвание, промысел, ремесло? Состав нищенства был очень любопытный: бедняки. Происхождение нищих из, как правило, крестьян, были из мещан, иногда из рабочего класса (очень мало), крайне редко из дворян и купцов. Тогда уже разводили понятия нищих и псевдо нищих: «Многие бедные попрошайничали, но не все попрошайки были реально нищими».

Портрет нищего: в Париже провели эксперимент (обществом коммерсантов) – они предлагали работу нищим, обещали 4 франка в день за работу, пришло 727 человек, но только 312 взяли рекомендательные письма. Но только 174 явились на работу. Из них 37 работали до обеда и забрали свои 2 франка, 68 работали до вечера и исчезли, 51 работал 2 дня, потом тоже исчезли. В итоге остались только 18 человек.

В России «опытный стрелок» (нищий) мог «настрелять» 3 рубля в день в Москве, рабочий зарабатывал в день 1,25 рублей. В России накануне бурного 20 века было 2 млн человек, которые объективно не могли работать. Из них только 300 000 побирались, т.е. 1,7 млн как-то обходились. Причины нищенства:

1) внешние причины – стихийно-природные (пожары, наводнения, неурожаи, смерть скота)

2) внутренние: степень инвалидности, неизлечимая болезнь, возрастает дряхлость

3) социальные:

           а) экономические: отсутствие земли или малоземелье, отсутствие работы, сбережений, имущества и т.д.

           б) юридические или правовые: слабость правовой защиты (законов) населения, т.к. в царской России крестьяне не имели пенсий

           в) культурные (основные причины): древний обычай подавать милостыню как главная форма народного призрения (функция милостыни – искупление грехов), население было малограмотное или вообще неграмотное, т.е. легко можно было ввести в заблуждение

           г) административные: неэффективная система социальной защиты населения (государственного призрения)

 

Там, где были протестанты и мусульмане, почти не было нищих, т.к. у них была очень мощная самоподдержка.

 

Причины нищенства глазами авторов того времени (Дмитрий Линев):

  1. пьянство: в России было 150 000 кабаков, из них почти 102 000 работали среди крестьян: на одну церковь приходилось 4 кабака, на 1 школу – 6 кабаков.
  2. экономическая: безземелье и малоземелье, вся молодежь из крестьян не имели земли
  3. безработица: города не могли вобрать в себя всех крестьян
  4. кулачество: они занимались ростовщичеством

 

Были организаторы нищих, которые получали с них собранные деньги.

 

Типологии нищих (Александр Бухтеаров):

1) лица злой воли: те самые профессионалы-нищие, которые знали свое дело. Их была примерно 1/3 всех нищих, некоторые были даже грамотные, но не хотели работать, но понимали, что их поведение аморально + «менеджеры по нищим» – их было 2 типа:

а. мироеды примитивные: они почти не готовили нищих, но очень жестко забирали доходы – почти 4/5

б. подрядчики-организаторы: делали подбор «кадров», обучение, одевали и готовили нищих даже внешне (использовали грим, подставные горбы, спецодежду), они расставляли и пасли (спасали от полиции), у них была система оплаты труда и система наказаний (штраф, избиение, сдача полиции), в Европе иногда даже специально уродовали детей, чтобы они вызывали жалость

2) не вполне понимающие аморальность своего поведения

3) дети нищих: те, чья социализация прошла на улице

4) лица, которые побирались по причинам ситуативным (но не хотели): когда муж выгонял своих жену и детей побираться, хотя они не хотели, или родители отдавали своих детей «менеджерам по нищим», или пожары и т.д.

5) религиозные фанатики: они считали, что делают богоугодное дело, т.к. воспитывают этим людей

6) инвалиды и пожилые: которые работали, но ничего не заработали, и их некому поддержать (одинокие), т.е. они считали, что заслуживают милостыню (вместо пенсии)

 

Другая типология (А. Н. Свирского) – 2 класса нищих:

1) христорадники (Христа ради):

1. богомолы: просящие милостыню у церквей (место было выгодное, больница их не трогала)

2. могильщики: на кладбищах

3. горбачи: нормальные, но сзади был мешок – горб, они приходили по домам и просили и обязательно добавляли, что болеют чехоткой, сифилисом, а таким моментально подавали, лишь бы они ушли быстрее

4. ерусалимцы: мнимые странники, которые якобы были на святой земле

5. железнодорожники: работали в вагонных

6. севастопольцы: выдавали себя за участников обороны Севастополя

7. барабанщики: подходили к дому, начинали бить палкой по забору: им либо подавали, либо били

8. безродники: бродяги, без родственников

9. складчики: брали ВСЕ: и деньги, и хлеб, и обувь, и одежду – не гнушались ничем

2) «охотники»: нищие высшего класса

1. сочинители (писатели): грамотные, наводили справки по поводу благотворителей (т.е. знали, к кому обращаться), писали им письма с обоснованием, почему им надо помочь, и часто добивались успеха

2. протекционисты: они являлись в дом к богатому человеку (тоже знали, к кому) и ссылались на родственников из других городов, которые сказали обратиться к этому человеку за помощью

3. мнимые погорельцы: вечно горели

4. якобы переселенцы: вечно переселялись J

 

Использовали:

  • Например, женщина с маленьким ребенком (а вместо ребенка могло быть просто полено), женщина с гробиком (якобы ребенок умер).
  • Иногда просят на билет домой, на угнанную лошадь, «потерпевшие за правду» (типа боролись против системы).
  • Шарманщики – которые пели песни, играли на инструментах.
  • Дети с медвежонком или с барсуком.
  • Способ на паперти: сбор денег у церквей. Шла острая борьба за эти места.
  • «Стойка»: нищий стоял, но зорко смотрел по сторонам, и, если приближался полицейский, тут же уходил с места.
  • Ход: движение по городу, вокзалам
    • ходоки сухие: брали только деньги
    • савотейщики: дело было во внешнем виде – главная форма – длинное пальто, обязательно шляпа и пенсне или очки, а в пальто были очень мощные карманы, где он прятал все собранное, вечером «груженые» шли в столовую и продавали этот хлеб
  • «Сесть на якорь»: сидеть почти голыми в мороз и вызывать этим жалость, но это очень опасный для здоровья способ и полиция таких быстро забирала
  • «Круговая»: сбор милостыни по субботам (даже говорили, что суббота – праздник нищих): нищие делали обход лавок, а по субботам нельзя было не подать
  • Стрелять по за…м местам: совершение планомерного обхода богатых людей, которые были известны своей благотворительностью и добротой, работали в паре: один стоял за углом с мешком, второй – в спецодежде: пиджак на голое тело, башмаки без носков, потом собранное в мешок продавали.

 

Субкультура нищих

 

Признаки:

Ø свои нормы и ценности

Ø своя иерархия

Ø свои специализации

Ø жаргон

Ø традиции

Ø даже свой фольклор

Ø материальные атрибуты

Ø своя «унылая» психология

Ø иждивенчество, отсутствие трудовой мотивации

Ø философия: «Мы вольные птицы», «Счастья нет на земле, а есть покой и движение, и мы выбираем последнее». Их называли работничками рукопротяжной фабрики, нищеброды, нищебратья, босая команда, златая рота, казанский сиорта

Ø язык: городовой – фараон, переодетый полицейский – паук, курить – смолить, 5 копеек (можно было купить булку хлеба) – пескарь, сидеть в заключении – париться, игра в карты – чтение святцев, дворник – сидр, деньги – сор, нары – шхеры; свои: лататы задать – скрываться от погони, куплин – купленные паспорт, обыск – шмон, просить подаяние – грызть окно.

Ø свои «тусовки»: ночлежки – частные и государственные, был у них и свой поэт – Иван Бурда («Песнь вора», «Серая свита», «О палатах графа Морковкина» (Макокин – один из хозяинов ночлежки))

 

Борьба с нищенством

 

Первым усомнился в том, что нужно подавать нищим, Иван Грозный на Стоглавом соборе. С 10 века (после крещения) начинается распространение нищих.

3 варианты борьбы с нищими:

1) репрессивная: их ловили, били, отправляли на их родину

2) система общественного и личного призрения: появляются комитеты разбора и призрения нищих, куда входил вице-президент и 8 членов, включая юристов и врачей, был разборный листок (досье на нищего), где было имя, сословие, возраст, национальность, вероисповедание, особые приметы, состояние здоровья, профессиональные умения, опись вещей и ценностей. После этого у нищих было несколько путей: больные – в больницы, богадельни; здоровых – трудоустраивали на фабрики, заводы; рецидивистов – высылали на родину или в Сибирь или в тюрьму. Но большинство из этих комитетов реально не работали, а существовали только на бумаге. А если работали, то часто неэффективно. Издавалось много статей о нищенстве в журналах «Трудовая помощь», «Вестник благотворительности», «Призрение и благотворительность».

3) социальная политика:

 

В Москве в 1860-е годы было 40 000 нищих, которые в год собирали примерно 3+ млн рублей, в начале 20 века был 1 млн нищих, они собирали уже 230 млн рублей.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!