Социальная политика российского правительства по второй половине 19 века.



Александр Александрович Быков

История социальной работы в России

 

М. В. Фирсов «История социальной работы в России»

Е. И. Холостова + авторы

 

Поддержка зависит от социально-экономического развития, потребностей и … .

Благотворительность как социальный феномен – это проявление целенаправленной помощи, внимания к людям, неспособных в силу субъективных и объективных причин обеспечить себя собственными силами хотя бы на минимальном уровне.

Милостыня – подаяние в виде либо денег, либо другой материальной помощи, но не подаются организациями – только из рук в руки, дабы нищий мог помолиться о здоровье своего благодетеля (это обязанность).

Милосердие, жалость и альтруизм

Жалкий – тот, кто вызывает чувство сожаления, участия, сострадания, соболезнования.

греч. «харита» – доброта (каритабильность)

Помощь бедным, дряхлым, хворым, неимущим.

Обоснования милостыни:

Иоанн Златоуст (епископ Константинополя): благотворительность – царица добродетелей, пронизывающая небеса и восходящая до самого престола божьего.

Генезис благотворительности:

Благотворительность как функция общества (община заботится обо всех, кто нуждается в помощи)

Афины:

– возникает попечительство о бедных гражданах в Афинах: давали в день по 2 обола (4 копейки)

– забота о воспитании детей погибших воинов до 18 лет

В Древней Греции классика (6-4 вв до н.э.): были рабы, были свободные граждане – у них было свободное время, поэтому много чего изобреталось, благотворительность:

– раздача пищи около своих домов, раздача денег на посещение театров (5 в)

– раздача денег и припасов из казны городов-полисов

Древний Рим:

– содержание свободных бедняков за счет казны (пролес – группа людей только для производства потомства)

– раздача денег и припасов из казны городов-полисов

– права на пособия

– стали распространяться на детей-сирот, появлялись коллегии (братства, похоронное товарищество)

– был введен поземельный налог на воспитание сирот (мальчикам помогали до 18 лет, девочкам – до 14), т.к. были демографические проблемы

 

Меценаты:

– устраивали бои гладиаторов

– бани

– вложение средств в водопроводы (вода была очень чистая)

– строили крепостные стены

– строили амфитеатры

Милостыня – всегда как часть акта богослужения (раньше подавали у церквей, часовней и на кладбищах, особенно по праздникам).

Потом появляется христианство – в 1 в н.э. В Палестине было 2 голода и христианские общины собрали деньги и спасли голодающих.

Дидахе – нач. 3 в н.э.

430 г н.э. – признание в Риме христианства как господствующей религии.

В 4 в появляются первые богоугодные заведения: богадельни, т.е. стационарные – современные дома престарелых.

5 в – падение Западной Римской Империи и вся забота о бедных упала на церковь (монастыри (англосаксы тратили треть своих доходов на помощь нищим)

Эпоха Ренессанса

После революции 17 века (промышленный переворот) появилось очень много бродяг («овцы съели людей»)

1852 г – г. Эльберфельд – город был разделен на участки (на 31), был совет из 9 человек (5 – назначались, 4 – избирались), который все решал, но опирались на волонтеров в помощи, появляется адресная помощь и принцип индивидуальной работы

В это же время во Франции появляется Орден меньших сестер бедных в 1809 г, основала орден Жанна Жюган, в 1889 г в этом ордене было 3400 монахинь, 217 домов для бедных и 25000 нуждающихся

В Англии было – англиканство

Локк писал, что нужно помогать только хорошим людям, которые могут исправиться, встать на истинный путь

Россия: 16 в – «Москва – третий Рим», появляется исихазм (впервые появился в 11 в в Византии и Греции) – духовная работа человека над собой

На Западе просят сесветское житие, а на Руси угождают на будущее житие

Не в силе Бог, а в правде

Как ни хитри, а правды не перехитришь

Шила в мешке не утаишь

В. И. Ключевский: милостыня носит ярко выраженный воспитательный характер; человеколюбие на деле означает нищелюбие; милостыня – условие нравственного здоровья; в рай входит святой милостыней: нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается.

Вера без дела мертва

Серафим Роуз (США) – англосакс-протестант: принципы православия:

– или ты православный в любое время каждого дня или ты на самом деле не православный

– православие «светит другим» и не имеет нужды в учреждении миссионерского отдела

 

21.02.2013

 

Возникновение первых форм благотворительности в Киевский период русской истории 10 – 12 века.

1. Некоторые особенности исторического развития древнерусского государства.

2. Роль язычества в формировании славянской духовности и форм социальной поддержки в древних славянских общинах.

3. Крещение Руси и деятельность православной церкви по оформлению социальной сферы .

4. Социально-правовые аспекты в деятельности великих князей Владимира, Ярослава, и Владимира Мономаха.

Основные этапы помощи и взаимопомощи в России.

1) Архаический этап у славян до 10 века.

2) Княжеское и церковно-монастырское благотворение. 10 – 13века.

3) Церковно-государственный период или этап помощи и поддержки.

4) Период государственного призрения.

5) Со второй половины 17 века и до второй половины 19 века.

6) Период общественного и частного призрения.

7) Середина 19 века до октябрьской революции.

8) Период социального обеспечения, то есть советский период.

9) Период социальной работы.

1.Природа. Территория равнинная, много рек и озер. Было очень много свободных земель, неосвоенная. Много леса. Колонизация – важный фактор. Зарубинецкая культура. Занимались земледелием скотоводство, охота, рыбалка. Зерновые культуры преобладали. На территории Руси не было государств, в древние века. Византия оказывала влияние. В поздние средние века Россия была независимой. Появилась письменность, она была занесена греками: Кирилл и Мефодий.

898 г – единый книжно-письменный язык на основе кириллицы. С.М. Соловьев писал, что необходимо было работать круглый год. Все гости восхваляли гостеприимство славян. И очень интересное отношение было к странникам. Функции странника: разносил добрые вести. Отношение к старикам и детям: детей сирот призревали, но стариков другие народы убивали. Отношение к пленным было лояльное. Им либо позволяли уйти на выкуп, либо им позволяли жить среди славян. 2. Религия: Язычество. Праздники: коляды – хождения, собирали подаяние, масленица – самое лучшее время для заключения браков, Иван Купала – сбор лекарственных растений, целительные купания, не обливания, зажигания костров и прыгания через них, очищение, принесения жертвы: сжигали первого петуха. Праздник русалки или русальная неделя – русалка - душа умершего человека, а неделя – неделя поминовения умерших. Троица = русальная неделя. Функция социального интегратора – праздники выполняли: общение, активизация благотворительной деятельности.

Формы помощи в рамках древней общины: культовые формы поддержки, общественно-родовые формы поддержки, хозяйственные формы помощи. Кормили стариков. Приймак – сирота. Он обязан был почитать приемных мать и отца как родных, и обязан был делать все по хозяйству. Сироту так же кормили, как и старика, по домам. Помощь вдовам: по мере дряхления та же система. «Наряды миром» - если соседи заболели, прийти, печь растопить, и так далее. И другие виды помочи: постройка дома.

3. Христианство. Он устраивал праздники, пиры: для духовенства, для бедных, нищих, и для себя, для бояр, для дружины. Раздача денег в случае удачных походов. По Киеву разъезжала телега, давали мед, хлеб – выездная помощь. Нищий мог прийти и получить припасы, хлеба, питье, мед, Устав князя Владимира 996 год – призрение в руки духовенства. Церковь – главный субъект помощи. Появляются школы и училища для обучения детей грамоте. Для мужчин и детей знатных, среднего состояния и убогих. Впервые на Руси появляются первые богадельни для калек, престарелых. Странноприимные дома стали строить. Церковь заботилась о бывших рабах, помогали им, забота об увечных, хромых, слепых. Церковь боролась с языческими традициями, как: многоженство, традиция умыкания девиц, против браков между молодыми людьми без их согласия. Начинается работа над повышением статуса роли матери: культ богородица, отсюда и попытка усилить роль. Вульгарная речь в быту – с ней тоже боролись.

Финансирование: «Урок» - дотация князя. Стали возникать пожертвования. Церкви каменные использовались как склады: там хранились документы, договоренности, меры веса, и прочее. 

 

28.02.13

Средневековье в России

Отношения между княжеской властью и церковью

В России княжеская власть всегда была выше церковной. С появлением своих святых (а не греческих, римских…), первые 8 были князья и Никита, Антоний Печерский и еще кто-то.

«Русская правда» – первый свод законов на Руси

Ст. 93: оговариваются наследственные права вдовы: «если не выходит снова замуж, то получает на жизнь определенную часть имущества мужа (выдел)»

Ст. 94: о раздельной собственности супругов: «в случае смерти первой жены ее имущество наследуется детьми от первого брака»

Устав князя Ярослава (часть Русской правды): ст. 4: запрещал развод по одному желанию мужа и даже по обоюдному согласию, если же развод все-таки состоялся, наказывали штрафом (вообще максимум разрешалось 3 развода, чтобы не было серьезных последствий)

ст. 6: перечень разных видов детоубийств, совершенных замужними женщинами

ст. 7: об ответственности родителей перед публичной властью за невыдачу дочери замуж наказывали родителей (либо родственников) штрафом

ст. 11, 12: тяжелые или неизлечимые болезни жены или мужа не являются основанием для развода – т.е. супруги должны помогать друг другу в трудные времена

 

В 1054 году скончался Ярослав

дети Ярослава – Изяслав и Всеволод Ярославовичи – помогали бедным

епископ Ефрем Переяславский – 1091 г. построил больницу, набрал врачей (знахарей, травников и т.д.) и они лечили больных бесплатно

Владимир Мономах – был очень знатным, добрым человекам – правил 1113-1125 г. – написал Поучение детям, в котором призывал помогать нищим

потом происходит распад Киевской Руси

 

Социальные аспекты в деятельности русской православной церкви в 12-15 веках

Феодальная раздробленность и борьба удельных князей за вотчину

Древнерусское общество: львиная доля населения – крестьяне, были купцы, аристократия, ремесленники, охотники – не очень развитое и слабо формализованное общество

из новых документов вышли Псковская и Новгородская судные грамоты

Главные монархи и князья: Иван Колита (1304-1340 годы правления) накопил большие деньги в казну и поднял роль Москвы, Симеон Гордый и Иван Красивый (Красный), Дмитрий Донской (1362-1389 годы), Василий I (14..-1425), Василий Темный (1425-1462), Иван III (до 1505 года) объединил Русь

Политика (социальная) князей: увеличения населения, чтобы было больше подданных (это рабочая сила, армия, казна) – тех, кто приезжал от других князей, освобождали от подати (Евсейка – приехал в Московию и платил всего лишь 5 куниц в год), если возвращался в Московию бывший подданный, то 5 лет он не платил налоги, дня инокняженцев – 10 лет, если заезжала группа крестьян от другого князя и строили деревню с нуля, они вообще не платили налоги очень долго и власть не имела права соваться в эту деревню

Церковь

Источники финансирования церкви:

  • десятина (из доходов князей или деревень, сел)
  • появляется свое недвижимое имущество (и свои крестьяне), например, г. Полонный, который полностью принадлежал церкви
  • ставленые пошлины (за замену умершего священника на нового)
  • пожертвования

 

Функции церкви:

  • примирение князей
  • усмирение народных восстаний
  • «арбитр» в социальных конфликтах
  • священники выступали в роли послов

Митрополит Никифор не пустил двух князей на войну

Белое духовенство (имели право вступать в брак) – служители церквей, черные – монахи (НЕ имели право вступать в брак)

Митрополит Петр – первый, кто остановился в Москве надолго, там скончался и в итоге резиденция митрополитов там и осталась

Слепая милостыня: церковь обучала население раздавать милостыню, слепая – давать всем нищим

Церковный приход – и религиозный и административный и податный центр; белые священники воспитывали население; в почти каждом приходе была богадельня; батюшки могли давать ссуды, семена, хлеб голодным; священники должны были защищать женщин от мужчин и заботиться о сиротах; при приходах формируются братчины, которые тоже помогали населению.

Монастыри: были сами по себе, глава монастыря – игумен или игуменья имели право судить своих крестьян и крестьян это устраивало, келарь (завхоз), но за убийство судил князь.

в 14 веке было основано 80 монастырей, а до этого за 3 века их всего было 87, в 1 половине 15 века появилось еще 70 монастырей, треть земель на Руси принадлежала церкви вообще и монастырям в частности.

Типология монастырей:

  • обычные монастыри (то, про что говорилось выше)
  • пустынные – возникали на окраинах (в местах колонизациях) на севере и северо-востоке
  • мирские – крестьянин богатый платит деньги монастырю, потом он имеет право получить келью в этом монастыре – т.е. своеобразное социальное страхование

 

Культура: были училища при церквях и дворах епископа, учили греческий язык и там обучались дети священников, возникали литературные жанры (поучение Владимира Мономаха, поучение Луки Жидяты, поучение Кирилла Туровского; послание Даниила Заточника – послание князю Долгорукому; прощальные грамоты – перед смертью; жития; проповеди; описания чуда) и тогда впервые стали делаться переводы с древнегреческого языка. В этот период наблюдается огрубление нравов – во время раздробленности, набегов и войн народ одичал. Удаление женщин от светской жизни, чтобы сохранить чистоту нравственную. Появилась страсть к алкоголю.

 

07.03.2013

Социальная политика московских государей в 15 – 17 веках.

1. Возрождение традиций благотворительности в централизованном московском государстве.

2. Социальные аспекты деятельности московских князей, законотворческая деятельность.

1462 – 1505 – Иван 3, затем правил его сын Василий 1505 – 1533.

Иван Васильевич 1533 – 1584. Затем Федор Иоаннович – 1584 – 1598.

Социальная политика: строительство городов, крепостей, увеличение народонаселения.

Похороны бродяг – село Скудельничье, эти села обязаны были хоронить бродяг.

Кормления бедных. Иосиф Волоколамский – игумен. Он много кормил людей. Странноприимницу он построил. Богадельни. В Пскове при Печорском монастыре была богадельня, Корнилиевский монастырь.

 Иван 4 – новый свод законов – стоглавый собор 1551 год. Помощь не оказывается. В монастыри поступают для молитв, а не для пьянства. В монастырях пребывают женщины и юноши. Необходимо обучать людей грамоте. Вопрос о полоняниках – выкупали. Главы 18 – 24 – возраст вступления в брак, регуляция семейных отношений: для юношей 15 лет, а для девушек – 12. Запрет вступать в брак свыше 3 раз. Если 4 брак - человека наказывали. В течение 4 лет не допускался человек в церковь.                  Гл. 71 – о нищепитательстве – есть псевдо нищие! Впервые указывается в истории!     Гл. 33 – Борьба против содомии и мужеложства. Гл. 73 – о милостыни – выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, которым негде голову приклонить и построить для них богадельни мужские и женские, и назначить питание за счет казны. Строй и стряпуха. Было запрещено питаться им за счет богаделен, не объедать стариков. Гл. 93 – Люди все должны 5 дней работать, и 2 отдыхать.

 

17 век.

Основные направления социальной политики в 17 веке.

Голод. За 2 года и 4 месяца в Москве погибло 127 тысяч человек. Цены выросли в 30 раз. Меры правительства: запрет винокурения и пивоварения, поимка скупщиков и битье кнутом, конфискация запасов скупщиков, и продавали в розницу понемногу, попытка установить твердые цены, штрафы тем, кто утаивал запасы хлеба. Ульяна Асорина – она спасала крестьян, она кормила, пекла хлеб. Однако – 1660 г – Меры: 1. Прекратить продажу вина в питейных заведениях, 2. Закрыть винные заводы, 3. Не допускать скупщиков и кулаков на рынки до полудня, 4. Переписать запасы хлеба скупщиков, перевезти их в Москву и продавать бедным людям. А скупщикам заплатить из казны по их цене.

Федор Ртищев – приближенный царя Алексея. Он помогал, он был известный благотворитель. Подкармливал бедных, создал в России подобие Красного Креста, у него был лазарет для раненных и пленных в польском походе. Появились новые богадельни, появился амбулаторный приют.

Выкуп пленных – налог – полоняничные деньги.

1681 г – идея построить во всех крупных городах богадельни.

1649 – Соборное уложение.

Гл. 16 – закрепляла за вдовами и девками право распоряжаться прожиточными поместьями.

Ст. 25, гл. 22 – Наказание за сводничество. Наказывали не только сводников, но и тех, кто вершил блуд. Наказывали кнутом голых.

Сложилось три базовых направления благотворительной деятельности: государственная, земско-церковно-приходская, частная и личная. Появляются первые органы – при Михаиле – Патриарший приказ – из остатков других нужд. Аптекарский приказ – забота о здоровье населения.

1650 г – Кормчая книга. Больным, сиротам, инвалидам, бедным.

 

 

14.03.2013

Государственная политика Петра 1 в социальной сфере

? Образование Российской империи и активизация государства в сфере социальных отношений

? Социальная политика Петра 1, поворот в сторону общественной благотворительности (усиление роли государства)

Был западником, как и Алексей Михайлович. Боролся с коррупцией. Поощрял доносы как форму социального контроля. Северная война: неудачный Прусский поход. Вестернизация. Россия становится империей де-юре (Петр становится императором в 1721 г после Ништадского мира), хотя де-факто стала ей еще в 16 веке.

Воинский устав: провозглашается абсолютная монархия

духовный регламент: «монархова власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог за совесть повелевает»

– наведение порядков в церкви (появляется блюститель патриаршего престола), монастырский приказ должен был переписать всех монахов и выгнать всех не монахов; спустя 2 года монахиням была запрещено надолго уходить из монастыря («стали несходными»); постричь в монахи можно было точно с личного одобрения правителя, а потом этим стали заниматься чиновники Синода; возложил на белое духовенство обязанность учить детей; усиление функции ведения статистики приходскими священниками смертности и рождаемости

в 1703 г год смертность на 2000 превысила число рождений и к концу правления Петра 1 сократилось на ¼ население из-за Маундерского цикла (так же было в Скандинавии)

– развитие образования:

           – отсылка учиться за границу (в основном знатных)

           – открытие школ в России, но с иностранными учителями: математическая и навигацкая

           – частные школы, но тоже с иностранным участием (пастор Люк – протестант)

           – развитие массового образования (но НЕ школы): развитие типографского дела

Илья Копиевский открыл свою типографию более толковую и дельную (например, учебники), чем И. Тессинг

Появляется первая газета «Ведомости»

Законодательная деятельность Петра 1:

в год издавалось 160 указов

– боролся со сбоями в сборе налогов

Наиболее известные социальные указы:

– 1704 г – запрещение убивать младенцев с дефектами и запрещение хоронить мертвых ранее 3 дней

– 1700 г – запрет продавать травы, вредные в руках старинных знахарей

– 1700 г – запрет продажи остроконечных ножей, вредных в руках людей еще младенцев по общественной ненадобности

– 1700 г – запрет на ношение с собой острых ножей, чтобы в драках и пьянствах такими не резали до смерти друг друга и запрет на продажу оружия ворам (т.е. преступникам), а если продавец нарушил это, то мог попасть в Сибирь

– 1702 г – запрет дуэли между иностранцами, за поединок – смертная казнь, за то, что вытащили оружие – отрубали руки

Была проблема преступности и пожаров

– 1704 г – указ о строении в Москве каменных домов, причем с расположением их по улицам, а не в глубине

Петр стал бороться с неправильностью при заключении браков

– жениться с согласия обоих молодых

– борьба с затворничеством женщин (женщины стали красиво одеваться, краситься; появляются на ассамблеях и т.д.)

– впервые после Стоглавого собора поменял возраст вступления в брак (20 лет – для жениха, 17 – для невесты)

– парень мог жениться, только знав геометрию и математику в совершенстве

– от 6 апреля 1722 г – указ о свидетельствовании дураков в Сенате (чтобы они не женились, т.к. от них рождаются такие же дураки, т.е. дебилы и имбицилы)

– любой дворянин был обязан служить в армии или где-то работать, иначе не мог жениться

Преступность:

– преступников можно было вешать там, где их и ловили

– для поимки беглых рекрутов были проставлены заставы от Москвы до Смоленска

– отсылка нарядов в более криминогенные районы

Данные на 1717 г: скончался Ф.Ю. Ромодановский, который выполнял роль министра МВД, и преступность резко выросла.

Петр пытался создать стабильную систему борьбы с преступностью: в Петербурге – полицмейстер, в Москве – оперполицмейстер, в городах – надзиратели, под ними были надсмотрщики, присматривавшие за 10 домами

Во всех городах империи вводились добровольцы-дружинники (обязательно для лиц старше 20 лет).

Начинается борьба с нищенством.

Петр 1: от 30 ноября 1692 г «Известно великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепые и хромые, притворным лукавством просит на Христово имя милостыню, а по смотру все они здоровы»

 

21.03.2013

(не сначала)

18 век

Петр 1 умирает в 1725 году и непонятно стало, кому теперь править – началась эпоха дворцовых переворотов. Дальше стала править Екатерина 1 – правила 2 года, но всеми делами занимался Меньшиков. Затем правил Петр 2. После него воцарилась с 1730 г Анна Иоанновна – дочь брата Петра Ивана и царицы Прасковьи. Потом стала править с 1741 года дочь Петра 1 Елизавета.

В социальной сфере было сделано:

  • подтверждение указа Петра 1 – строительство в губернии богадельни
  • положения о домах призрения для вдов и дочерей заслуженных чиновников
  • борьба против желания помещиков избавиться от больных престарелых крестьян и инвалидов

1748 г – указ о том, что за выдачу паспортов таким людям чиновникам давали штраф

  • впервые забота о ветеранах войн

13 января 1762 г – указ о строительстве особых покоев для ветеранов, а пока покоев нет – давать квартиры в городах

 

Правление Екатерины 2 – правит 1762-1796

  • издание манифеста от 1 сентября 1763 г об учреждении воспитательных домов для приносимых детей с особливым госпиталем сирым – это государственные учреждения, а не церковные
  • 1775 г – документ об учреждении для управления губернией, где впервые создавалась система государственного призрения для всех гражданских сословий и в каждой губернии появлялись приказы общественного призрения, руководить которыми были обязаны губернаторы – каждый приказ получил стартовый капитал 15000 рублей, спустя 10 лет в городовом положении («чтобы городские власти из своих доходов регулярно отчисляли средства в приказ каждый год»)
  • дома сиротские, больницы, народные школы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома для сумасшедших, дома работные (где люди могли получить работу), дома смирительные (для преступников, для исправления людей)
  • призрением населения занималась полиция
  • нищенство по-прежнему каралось, но мягче – старались заставить работать, а не сечь кнутом
  • стали создаваться специализированные учреждения социальной сферы: дома воспитательные и сиротские, детские дома и приюты, дома для неизлечимых больных, больницы, дома для умалишенных, в г. Павловске появилось училище для глухонемых, в Петербурге появилась должность городового маклера – он был обязан раз в неделю вскрывать кружки сбора и справедливо распределять между нищими, Институт благородных девиц (брали знать)

 

19 век

Социальная политика российского правительства в 1 половине 19 века

? Реформы Александра 1 и развитие социальной сферы

? Деятельность императрицы Марии Федоровны в организации структуры общественного призрения

? Создание и эволюция московского воспитательного дома

 

Павел 1 правил в 1796-1801, затем его сын Александр 1 – 1801-1225 годы, потом его брат Николай 1 – до 1855 года

Александр 1 был очень образован, был либерален, но был лукавый, общался со Сперанским

 

Реформы

Система управления:

  • непременный совет (12 человек)
  • министерства вместо коллегий (8)
  • остался Сенат как судебный орган
  • Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей: Дума – законодательный, министерства – исполнительный, Сенат – судебный, Государственный совет – координатор их действий, но это не прошло, т.к. возмутились многие аристократы из-за ущемления права императора (абсолютной монархии)

Финансовая политика:

  • налоги были увеличены в несколько раз и на хлеб были тоже повышены цены
  • попытка ввести прогрессивный налог на помещиков (от 1 до 10%)

Внешняя политика:

  • бесконечные войны: с Францией, со Швецией, с Турцией и Персией – и Россия непременно побеждала

Социальная сфера:

Образование (1803-1804)

  • появилась впервые единая система образования: низшая ступень – одноклассное приходское училище (учили читать, писать, считать), вторая ступень – уездное трехклассное училище, высшая ступень – шестилетняя гимназия – база для поступления в ВУЗ (как правило, в губернском центре) (были бесплатны только для мальчиков), высшее образование – Московский университет 1755 года, потом открылось еще много университетов (Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт-Петербургский), 20 кадетских корпусов, Императорская военная академия, Земледельческая школа, Техническое училище, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства
  • в итоге количество учащихся выросло в 4 раза, стало гораздо больше студентов
  • была введена обязанность для чиновников сдавать экзамены по русскому и иностранным языкам (на 5 ранг – статского советника, на 8 ранг - …)
  • НО начался рост вольнодумства, т.к. стали много читать, думать
  • была усилена цензура

Социальная сфера:

  • 9 новых приказов общественного призрения в губерниях, которые должны были контролировать и финансировать социальную сферу +2 приказа восстановил
  • тенденция к унификации всего и вся – сделать все одинаковым

 

Мария Федоровна – жена Павла 1, немка, приняла православие, была во всем активна, а еще и успела родить 10 детей; очень хорошо «доила» своих сыновей в плане денег, умерла в 1828 году

o основала самое большое учреждение

o 12 ноября 1796 г (приказ Павла 1) – шефство Марии над учреждениями благотворительности и просветительского характера (т.е. образования)

o (хотя самое первое общество благородный девиц появилось при Екатерине) – появилось мещанское отделение, т.е. могли брать уже не знатных девочек

o создаются заведения для детей дворян, обер-офицеров и мещан

o появляются училища для детей солдат гвардейских полков

o (идея была еще при Екатерине 2) начинается призрение детей, страдающих различными недугами (в г. Павловске было создано первое в России училище для глухонемых детей)

o появляются попечительные советы, которые стали более основательно заниматься детьми-сиротами (появилась идея давать не просто образование, но еще и специальность: пристраивали в мастерские)

o 1803 г – в Петербурге и Москве появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии и дома были разделены на 2 категории: для немощных вдов и молодых вдов, которые должны были ухаживать за немощными вдовами

 

в 1854 году появилось официальное название – Ведомства императрицы Марии (все учреждения под ее началом) или 4 отделение собственной его императорского величества канцелярии

Потом все эти заведения были разбиты на 15 групп:

  1. главный совет женских учебных учреждений
  2. опекунские советы
  3. санкт-петербургский попечительный совет за ведением общественного призрения
  4. санкт-петербургское женское патриотическое общество
  5. комитет главного попечительства детских приютов, которым подчинялся 81 приют

… и т.д.

 

Эволюция московского воспитательного дома

  • идея сбора детей в закрытые учреждения и формирования унифицированного типа гражданина (И.И. Бедской – проект «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»)
  • 1764 г – появление Московского воспитательного дома, в Петербурге – в 1780 году (в основном финансировались частными пожертвованиями, особенно семьи Демидовых, Екатерина (1 или 2) – 100000 рублей); брали также подкидышей до 2 лет; при этом доме появилось родовспомогательное отделение (в то время назывался Секретно-родильный госпиталь, где женщины могли рожать в масках); там учили детей, мальчиков отдавали на учение ремесленникам; городские дети оставались в городе, а сельские попадали в деревни, но становились казенными крестьянами, а не крепостными
  • появляется коммерческое училище для мальчиков, которое позже отделилось от воспитательного дома
  • 1801 г – при доме был открыт повивальный (акушерский) институт для девочек, при этом институте открывалась школа сельских повивальных бабок
  • 1805 г – законно-родильный госпиталь (для бедных замужних женщин)
  • 1807-1808 годы – учреждены 2 учебных мужских класса, которые назвали латинскими, учили 3 года, готовили для поступления университет на медика
  • 1809 г – 2 французских класса для девушек, которые в последствии получали специальности учителей или воспитательниц
  • 1837 г – запрет Николая 1 приносным детям давать образование и оставлять их в деревнях и их места освободились для детей офицеров

Финансирование:

  • частные пожертвования, но были доходы от собственных промышленных предприятий (например, фабрика благотворительных марок и фабрика игральных карт, которые в те годы имели все)
  • были свои банковские учреждения, которые давали займы с процентами (ссудная казна и сохранная казна (казна=банк))

 

Потом воцарился Николай 1, был консерватором

 

11.04.2013

Княгиня Екатерина Голицына завещала сумму: на проценты от суммы каждые 6 лет за границу посылали 3 православных молодых людей, там были курсы по гинекологии.

Изменения в системе управления:

С 1870 года начинается преобразования округов. Вместо 15 их стало 22. Стало два председателя, контроль усилился. Появились лечебницы. Зарплата была повышена в 3 раза. Появились теплые повозки. Была усилена отдача питомцев местным мастерам. 1 раз в два месяца проверяли детей.

Структура дома: осталось грудное отделение для здоровых и больных приносимых детей. С заболеваниями оспы?, для них были заведения.

Палаты для Скормления законных детей и офицерских малолеток. Больницы для работников, служителей и питомцев. Больницы для своих, и для приходящих детей. Управление питомцами, которые воспитывались в деревнях. Сельские школы. Учительская семинария – для девочек в основном. Столичное окружное управление для работы с питомцами, которые обучались ремеслам в Москве. Оставался повивальный институток, родовспомогательное отделение. Сельские школы – там обучались дети крестьян. В 1871 году было 13 школ, затем 1876 году школ стало 36, а учеников 39 на одну школу. От 8 до 15 лет – обязаны были учится, а дети крестьян – по желанию. 6 мая 1873 года – вышло положение в котором в школе должно учится не более 40 учеников. На воспитание отдавали детей хорошим крестьянам, им платили за это: в возрасте до 3 лет – 2,4 руб. в месяц, от 3 до 7 лет – 1,9 руб., от 7 до 10 лет – 1,6 руб., за мальчиков питомцев старшего возраста – по 1 рубля, за девушек – 1 руб.

Детей с дурной нравственностью на 40 тысяч приходилось 40 человек.

 Усыновление. Платили по 3 раза по 30 рублей. В Москве платили дважды по 30 рублей. 1876 год перестали платить.

Если девушка выходила замуж в 15 лет – 10 рублей давали если позже – больше. 50 рублей приданое если питомец женился на питомке.

По ведомству учреждения императрицы Марии (канцелярии). 19 – 20 век – рубеж. 1 направление: по призрению младенцев. Оба дома ежегодно принимали более 20 тысяч незаконно рожденных младенцев, и + 1 тысяча законнорожденные. В деревнях – 80 тысяч детей. Стало 100 школ. 2 направление: по призрению детей в детских приютах. Ежегодно призревалось 14 тысяч детей по всей империи, которые находились в 176 приютах. Все обучались грамоте. 3 направление – призрение слепых – 21 училище было. 2 столичных, и 19 в губерниях. 22 училища на 700 человек. По призрению глухонемых – 200 детей в 1 училище. По женскому воспитанию образования – воспитывались 10 тысяч девиц разных сословий и вероисповедания. Были Мариинские училища – 3 училища, там было 6 тысяч девушек. Еще направление – по призрению и воспитанию мальчиков – в 3 заведениях и Гачинский сиротский институт – 2 тысячи воспитывалось. ПО призрению взрослых – 136 богаделен было, в том числе 2 вдовьих дома, и всего 5 тысяч человек.

Социальная политика российского правительства по второй половине 19 века.

1. Реформы Александра 2 и их социальные последствия.

2. Государственные и частные формы социальной защиты населения.

За 30 лет население сократилось. Более низкий уровень жизни, отсюда рождаемость низкая, и много детей умирало. Помещики не управляли поместьем, за границами, хозяйства у упадок шли. Они сдавали поместье в залог вместе с крестьянами – 1959 г – 44 тысячи имений находилось в залоге. 2/3 всех имений. Государство скупало их имения, и крестьяне стали государственными. 1857 г – крестьяне крепостные 34,3 % от всего населения. А по 8 ревизии их было 45%. Рост количества школ. 1860 г – было 84 гимназии, всего 24, 5 тысячи человек. Спустя 10 лет – 118 гимназий, 36,6 тысяч человек. Начальных школ – 17,7 всего 600 тысяч. В России было 7 тысяч студентов, а в Пруссии (Германии) 8 тысяч.

Введение земств. Закон от 1 января – 1864 года – призвать все слои общества к участию у правлении местными делами, в том числе в вопросах призрения населения. Губернские и уездные земства были.

Устав любого общества обязательно утверждался Петербургом. Всего было 57 губерний, из них земских было 43, 14 – приказы.

Общества:

1802 г – Благодетельное общество. Министр граф Румянцев и Щербатов. Программа: домовое призрение бедных больных. Вспоможение пострадавшим от несчастных случаев. Больницы для заразных больниц. Призрение искаженных природой. Императорское Человеколюбивое общество 1814 года, но деятельность с 1818 года . Голицын – князь. Был богат. Он собрал 127 тысяч рублей, лично каждый год вносил по 6 тысяч рублей, и завещал 147 тысяч рублей. Они взяли под контроль ряд богаделен. Возникает кружок попечения о трудящихся женщинах. Цель – нравственное воспитание. Устраивали музыкальные вечера, и так далее. Поощрение трудолюбия. Попечительство Торлеских для оказания помощи бедным студентам консерватории. Снимали жилье, покупали инструменты, помогали с питанием и так далее. Школа «кухарок». Фонд удешевленных обедов. Общество московский муравейник – для бедных женщин. Данные на 1908 год. Учреждения для постоянного пребывания: 66 учебно-воспитательных учреждений на 5135 человек. 76 богаделен – на 1147 человек. 36 заведений бесплатных и дешевых квартир – проживало бесплатно 893 человека. И доплачивали – 1221 человек. Учреждения для оказания временной помощи. 33 медицинских учреждения. 140 тысяч получили бесплатно лекарства. 31 благотворительное общество. Получали 12 тысяч человек в год помощь от них. 3 ночлежки – 1317 человек. 11 столовых – 9 народных, 1 детская, 1 студенческая. Заведения по трудоустройству – 7,

 

18.04.2013

 

РОКК ( Российское общество красного креста). Организация международная, основатель – Анри Дюнам. Организация помогала раненым инвалидам. 1876 г. 1814 г – Александровский комитет. Пезаровиус П.П. – сыграл большую роль. «Русский инвалид» журнал. Этот комитет существовал на частных пожертвованиях. К концу века у них было 32 миллиона капиталов. Они помогали: пенсионное обеспечение, выдача ссуд льготных, улучшение жилищных условий, бесплатное медицинское обслуживание, помощь семьям погибших, воспитание детей, пенсионные пособия дополнительные, рядовые получали от 40 до 80 рублей в год. Прапорщики получали: 245 рублей, а зарплата чернорабочего была 200 рублей в год. Поручики и корнеты – 300 рублей. Штаб капитанов и ротмистры – 345 рублей. Майоры и другие получали приличные пенсии от казначейства. Они помогали трудоустраивать. У них была своя Измайловская богадельня.

Российский крест – 1876 г и 1979 г. Разные мнения. Функции: помощь раненым в боевых условиях. Хирурги: Пирогов, Склифосовский, Бурденко, Баженов. В мирное время функции: помощь при стихийных бедствиях, пожарах, землетрясениях, при неурожаях, пекарни были, приюты, лазареты, народные столовые, ночлежки, раздача продовольствия и одежды.

Община сестер милосердия– единица РОКК. На 1 января 1884 года: В распоряжении РОКК находилось 49 общин сестер милосердия, там трудилось 1074 сестры. Испытуемые – 744. Далее открылись институты братьев милосердия. 1912 г – было 109 общин милосердия, 3442 сестры. 20 тысяч сестер было на 1914 год . в 1918 году – большевики распустили РОКК. Но появился Советский красный крест.

Союз для борьбы с детской смертностью в России. Основан в 1904 г. Псковская губерния в 1900г – умирало детей до года с 1000 – 829, а в Норвегии- 95. Причины: грудью не кормили матери детей, кормили бабушки их, соской – пережеванной кашей, молоком и прочим. Они занимались: пропаганда нормального питания, гигиены, беседы, развитие детских яслей и приютов, раздача молока, лечебный санитарный пункт, попытка влиять на образ жизни.

Синий крест – 1882 год – забота о больных детях.

Дома трудолюбия (работные). 1881г. Кронштадт. Основал Иоанн Кронштадтский. В том же году – комитет для сбора пожертвований. 20 тысяч человек получали работу за год. Подобные дома возникают на всей империи. Цель домов – дать временную работу, обучить ремеслу, нравственное перевоспитание. 1895 г – жена Николая второго Александра Федоровна – попытка централизации. Появилось попечительство о домах трудолюбия. 10 членов комиссии. 1895 г – было всего 43 дома, затем за 2 года прибавилось еще 38. Помимо трудоустройства они выдавали пособия и ссуды, богадельни были и приюты.

Реформы системы общественного призрения. В 1894 году «Положение об участковых бедных г. Москвы». Город был разбит на 24 участка. На каждом был свой попечитель с товарищем, которых дума избирала на 4 года. В совет входило 5-10 членов. Их утверждали списком, а они могли набирать волонтеров. Участковая система – опыт Германии. Рождается принцип адресности. Функции: сбор денег, выдача материальных средств, решение общих вопросов призрения на участках. Однако помогали в Москве тем, кто прожил 2 года там. Положение: советы возглавляют только те, кто имеет право голоса на выборах. Уже в начале 20 века было 31 попечение. В московском уезде – была более активная работа и эффективная.

Попечительство о народной трезвости. Борьба с алкоголизмом в России и с пьянством. Много комиссий было по созданию проектов для улучшения призрения: Комиссия Карла Грота, В.И. Герье, С.К. Гогель.

1906 г – в Италии в Милане прошел Конгресс по благотворительности. Подготовка добровольцев безвозмездных деятелей в области благотворительности. Подготовление к благотворительной деятельности 1913 г.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!