Примеры работ и принципы их проектирования



Именно Сансовино сделал решающие шаги на пути применения сложившегося в Риме «классического» стиля к архитектурным традициям Венеции.

Палаццо Корнер делла Ка Гранде — образец переработки композиционного типа флорентийских и римских дворцов в соответствии с венецианскими требованиями и вкусами.В отличие от большинства венецианских дворцов, возводимых на небольших участках, в палаццо Корнер оказалось возможным устроить большой внутренний двор. Однако если во флорентийских дворцах XV в. и римских XVI в. жилые помещения статично располагались вокруг двора, составлявшего центр замкнутой жизни богатого горожанина и ядро всей композиции, то здесь Сансовино компонует все помещения в соответствии с одной из важнейших функций аристократического венецианского быта: пышными празднествами и приемами. Поэтому группа помещений торжественно разворачивается по линии движения гостей от входной лоджии (причала) через просторный вестибюль и лестницу к приемным залам на главном (втором, а по сути дела — третьем) этаже с окнами на фасад, на водный простор канала.

Поднятые на цоколь первый и промежуточный (служебный) этажи объединены сильной рустованной кладкой, образующей нижний ярус главного и дворового фасадов. Следующие этажи (приемным залам в них соответствуют два этажа жилых помещений) выражены на главном фасаде двумя ярусами трехчетвертных колонн ионического и композитного ордера. Богатая пластика, подчеркнутый ритм расставленных попарно колонн и широкие арочные окна с балконами придают зданию исключительное великолепие.

Венеция. Палаццо Корнер делла Ка Гранде, начато в 1536 г.

 

Выделение центральной входной лоджии, пирамидальная лестница, гостеприимно спускающаяся к воде, соотношение суженных простенков ирасширенных проемов — все это специфично для венецианской дворцовой архитектуры XVI в.

Сансовино отнюдь не ограничивался дворцами. И хотя его прижизненная слава была связана в большей мере со скульптурой (в которой его роль сравнивали с ролью Тициана в живописи), основной заслугой Сансовино является завершение центрального ансамбля города.

Реконструкция примыкающей к Дворцу Дожей территории, между площадью Сан Марко и пристанью, началась в 1537 г. строительством сразу трех сооружений — Дзекки, новой Библиотеки (на месте хлебных амбаров) и Лоджетты (на месте разрушенной молнией постройки у подножья кампанилы). Сансовино, верно оценив возможности расширения и завершения площади Сан Марко, начал сносить хаотическую застройку, отделявшую ее от лагуны, создав затем на этом месте очаровательную Пьяццетту.

 

Венеция. Сооружения на площади Сан Марко

Тем самым он открыл великолепные возможности для организации излюбленных венецианцами празднеств и торжественных государственных церемоний, утверждавших могущество Венецианской республики и разыгрывавшихся на воде, перед Дворцом Дожей и у собора. Северный фасад Библиотеки предопределил третью сторону и общую форму площади Сан Марко, законченную затем строительством Новых Прокураций и зданием на западной стороне (1810 г.). Флагштоки, установленные в 1505 г. А. Леопарди и мраморное мощение составляют существенный элемент этого грандиозного открытого зала (длина 175 м, ширина 56—82 м), ставшего центром общественной жизни Венеции и обращенного к фантастически богатому пятиарочному фасаду собора.

Библиотека Сан Марко, предназначенная для собрания книг и рукописей, подаренного в 1468 г. Венецианской республике кардиналом Виссарионом, — длинное (около 80 м) здание, целиком выполненное из белого мрамора. Оно лишено собственного композиционного центра. Его фасад представляет собой двухъярусную ордерную аркаду (с трехчетвертными колоннами тосканского ордера внизу и ионического — вверху), необычайно богатую по пластике и светотени. Нижняя аркада образует глубокую, в полкорпуса ширины лоджию. За ней находится ряд торговых помещений и вход в библиотеку, отмеченный кариатидами. Торжественная лестница в середине здания ведет на второй этаж, в вестибюль (отделанный позднее Скамоцци) и через него в главный зал библиотеки.

Сансовино попытался применить в зале новую конструкцию подвесного сводчатого потолка, выполнив его из кирпича, но свод и часть стены обрушились (1545 г.). Существующий эллиптический свод, украшенный живописью Тициана и Веронезе, выполнен из стукка.

Венеция. Библиотека Сан Марко, начата в 1536 г, главный зал

Арочные проемы второго этажа, воспринимающиеся в совокупности как сплошная галерея, опираются на сдвоенные ионические колонны, развивающие пластику фасада в глубину. Благодаря этому вся толща стены участвует в формировании внешнего облика сооружения. Высокий триглифный фриз между этажами и еще более развитый, покрытый рельефами фриз верхнего антаблемента, скрывающий за собой третий этаж здания с подсобными помещениями и увенчанный богатым карнизом с балюстрадой и скульптурами, объединяют оба яруса библиотеки в целостную композицию, непревзойденную по праздничному великолепию и торжественности.

У подножья кампанилы Сан Марко мастер возвел богато украшенную скульптурой Лоджетту, связывающую средневековую по характеру башню с позднейшими сооружениями ансамбля (Лоджетта была разрушена при падении кампанилы в 1902 г.; в 1911 г. оба сооружения были восстановлены). Во время общественных церемоний и празднеств несколько приподнятая над уровнем площади терраса Лоджетты служила трибуной для венецианских нобилей. Расположенное на стыке площади Сан Марко и Пьяцетты это маленькое сооружение с беломраморным фасадом с высоким аттиком, покрытым рельефами и увенчанным балюстрадой, составляет важный элемент блистательного ансамбля венецианского центра.

Венеция. Библиотека Сан Марко. Чертежи и торцовый фасад, библиотека и Лоджетта

 

Творчество Санмикели Микели

Краткая историческая справка

Микеле Санмикеле родился в Сан-Микеле близ Вероны во владениях Венеции. Учился у своих отца Джованни и дяди Бартоломео Санмикели, работавших в Вероне. Впоследствии он также испытал влияние Донато Браманте и Джулиано да Сангалло.

В Вероне по проектам Санмикели были возведены палаццо Помпеи (начато около 1530 года), купол церкви Сан-Джорджо-ин-Браида, фасад церкви Санта-Мария-ин-Органо, палаццо Каносса (закончено до 1537 года), близкое архитектурным идеям Д. Браманте, Бевилаква (до 1529 или 1532 года), в котором разработаны приемы архитектуры маньеризма в духе Джулио Романо и его палаццо дель Те в Мантуе. По заказу Джироламо Корнаро (военного командующего Падуи в 1538 году) Санмикеле построил бастион Корнаро, в 1539 году — виллу Корнаро в Пьомбино Дезе. Позже, по заказу его брата Джованни — атриум Ка’ Ландо-Корнаро (Корнаро-Спинелли) (около 1542 года) на Большом Канале в Венеции, палаццо Корнаро (1555-1564 годы) на Кампо ди Сан-Поло, Ка’Гримани на Большом Канале (1556—1572 годы).

Санмикели обогатил ордерную систему сложными декоративными деталями, создал новый тип палаццо с величественными богато украшенными элементами классических ордеров фасадами, в которых все движение развивается от входа (в Венеции — от причала) через парадную лестницу к роскошному парадному залу на 2-м этаже. Благодаря тому, что он выполнял заказы в Греции, Санмикели, видимо, был единственным практикующим итальянским архитектором Ренессанса, видевшим античную греческую архитектуру (в его постройках встречаются дорические колонны без базы).

В 1528 году Санмикели стал главным архитектором крепостей Венецианской республики, и по заказу венецианского правительства построил укрепления в Леньяго (к юго-востоку от Вероны, 1529 год), в Брешии, Бергамо, форт ди Сант’Андреа (1545 год) у входа в Венецианскую лагуну, несколько фортов в Далмации, на острове Керкире, в Греции, в Кандии на Крите, на Кипре.

Среди церковных построек Санмикели — капелла Пеллегрини в церкви Святого Бернардино в Вероне, где архитектор использовал архитектурные мотивы Пантеона, цилиндрическая купольная церковь Мадонны ди Кампанья (Санта-Мария делла Паче; 1559 год) — за воротами Вероны по дороге в Венецию.

В 20-х годах началась деятельность Санмикели в области фортификации: обследование крепостей Романьи (1526 г.), строительство укреплений Пьяченцы, Пармы (1526 г.), Алессандрии (1531 г.), обследование и строительство новых крепостей для Венецианской республики в самой Венеции, Вероне (ворота города: порта Сан Джорджо, порта Нуова, порта Палио, порта Сан Дзено) и других городах террафермы, в Далмации и на островах Средиземного моря.

Санмикели построил несколько дворцов: в Beроне — палаццо Помпеи (1531 г.), Каносса (1530 г.), Бевилаква (1531 г.), Гуаставерца (1535 г.), позднее Мальфатти; в Венеции — палаццо Корнер-Мочениго (1534 г.), Гримани (1556 г.) и др.; в Ровиго — палаццо Ронкалли. Из культовых сооружений его творчеству принадлежат в Вероне и ее окрестностях: капелла Пеллегрини (1557 г.), церковь Мадонна делла Кампанья (1559 г.) и капелла дель Ладзаретто.

В 20-х годах началась деятельность Санмикели в области фортификации: обследование крепостей Романьи (1526 г.), строительство укреплений Пьяченцы, Пармы (1526 г.), Алессандрии (1531 г.), обследование и строительство новых крепостей для Венецианской республики в самой Венеции, Вероне (ворота города: порта Сан Джорджо, порта Нуова, порта Палио, порта Сан Дзено) и других городах террафермы, в Далмации и на островах Средиземного моря.

Санмикели построил несколько дворцов: в Beроне — палаццо Помпеи (1531 г.), Каносса (1530 г.), Бевилаква (1531 г.), Гуаставерца (1535 г.), позднее Мальфатти; в Венеции — палаццо Корнер-Мочениго (1534 г.), Гримани (1556 г.) и др.; в Ровиго — палаццо Ронкалли. Из культовых сооружений его творчеству принадлежат в Вероне и ее окрестностях: капелла Пеллегрини (1557 г.), церковь Мадонна делла Кампанья (1559 г.) и капелла дель Ладзаретто.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 769; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!