Формы социально-культурной деятельности



 

Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Так, например, академик А.Д. Жарков рассматривает формы как:

1) выражение содержания культурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);

3) способ организации культурно-досуговой деятельности.

Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе».

«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все они имеют право на существование. В рамках данного учебного пособия, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до трансе предусмотренного объекта.

На рис. 5 представлены наиболее часто используемые в социально-культурных институтах формы организации досуга населения. Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное, т.к. формы социально-культурной деятельности обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.

Рис. 5. Классификация форм социально-культурной деятельности

Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения.

Во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи.

В-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания.

В-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки.

В-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен Значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершенствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования. В школах происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской вреде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. 'Гик, например, в рамках реализации федеральной программы "Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли последователей в других регионах России.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!