К общелогическим методам относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, моделирование.



Анализ– метод разделения объекта на составные части и их изучение относительно целого.

Синтез– заключается в соединении ранее выделенных для изучения элементов предмета в единое целое в целях получения нового, целостного знания.

Абстрагирование– метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от некоторых свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Обобщение – совокупность мыслительных процедур, заключающихся в установлении общих свойств и признаков предметов .

Идеализация – метод мысленного конструирования абстрактных (идеализированных) объектов не существующих в действительности и материальная форма реализации которых невозможна («идеальный газ», «точка», «абсолютно черное тело» и др.).

Индукция– метод познания заключающийся в движении мысли от констатации единичного (фактов, опыта) к общему, их обобщению в выводах, правилах.

Дедукция – движение процесса познания от общих положений, правил к заключениям частного характера.

Индукция и дедукция взаимодополняют друг друга.

Моделирование – метод исследования, суть которого состоит в создании и изучении модели, заменяющей изучаемый объект, с последующим переносом на него полученной информации.


40. Научные революции, их типы и роль в развитии науки.

В истории развития науки можно выделить две взаимосвязанных, переходящих друг в друга тенденции. Это – эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления сложившихся теорий, объяснительных схем, картины мира при опоре на существующие нормы и идеалы науки, стиль научного мышления, философские основания научного познания.

Вторая тенденция заключается во введении в исследования новых объектов, разработке новых методов познания, появлении теорий, не согласующихся с прежними образцами объяснения и описания явлений, принципами формирования научной картины мира и т.д.

В результате происходит смена доминирующей совокупности научных знаний, образцов решения конкретных исследовательских задач, методов, построения программ исследований и т.д., т.е. осуществляется смена старых научных парадигм согласно выводам американского философа Т. Куна и начинается создание новых, лучше объясняющих новые научные факты. На их основе складываются новые научно-исследовательские программы. Подобные изменения в науке часть исследователей называет научной революцией.

В более конкретном и глубоком понимании научными революциями считаются такие этапы в развитии науки, которые связаны с перестройкой исследовательских стратегий, обусловленных изменениями, перестройкой оснований науки. К этим основаниям относятся идеалы, нормы и методы исследования, научная картина мира, стиль научного мышления, философские идеи и принципы.

Перестройка оснований науки, а значит, и научные революции могут быть вызваны двумя основными причинами. Во-первых, в силу внутренней логики развития отдельной дисциплины, когда в ней появляются факты, складываются проблемы, фиксируются свойства изучаемых объектов, или же появляются объекты, которые не находят объяснения в рамках данной дисциплины, не вписываются в существующую картину мира. Во-вторых, научные революции могут начинаться на междисциплинарном уровне в результате перенесения идеалов и норм одной науки в другую, что приводит к открытию новых явлений, объектов, созданию новых программ исследований, образованию новых научных дисциплин.

Различают две разновидности научных революций: когда изменяется научная картина мира, а идеалы и нормы остаются прежними и, когда изменяется картина мира, идеалы и нормы, а также философские основания науки.

По масштабам воздействия на состояние науки различают глобальные и локальные научные революции. Глобальные научные революции приводят к изменению оснований всех основных наук и появлению новых направлений, объектов исследований и научных дисциплин. К таким революциям в науке относятся соответствующие сдвиги, вызвавшие сначала формирование классического естествознания, затем дисциплинарно-организованной науки, вслед за ней произошедшие коренные сдвиги в научном познании повлекшие за собой формирование неклассической науки с ее картиной мира, объектами и познавательными принципами. На основе ее проблемного поля начала складываться постнеклассическая наука.

Локальные революции заключаются в изменении объектов исследования, методов, идеалов и норм, а также специализированной картины мира в рамках отдельной отрасли знания. К таким революциям относится революция в биологии, вызванная открытием структуры ДНК Уотсоном и Криком в 1953 г.

Существуют также частнодисциплинарные революции, связанные с открытием новых явлений в рамках отдельного научного направления или дисциплины, значение которых не выходит за рамки исследовательских задач дисциплинарных областей.

Первая глобальная научная революция произошла в XVII в. в Европе. Ее результатом было возникновение классической науки и прежде всего классической механики, а затем и физики.Возник научный метод познания, опирающийся на экспериментальную проверку знаний и математику как всеобщий теоретический язык описания природных явлений. Механистическая картина мира приобрела статус универсальной научной картины мира: законы механики считались всеобщими законами мирозданья, сама Вселенная понималась наподобие часового механизма, в качестве всеобщего принципа всех взаимодействий выдвигался принцип жесткого (лапласовского) детерминизма, согласно которому ход вещей во Вселенной однозначно предопределен, в ней нет места случайности. Из картины миры были удалены целевые причины (антителеологизм): все явления объяснялись только путем установления между ними механической причинно-следственной связи (механицизм). Другими словами, в основе научной картины мира (онтологии) лежат принципы жесткого детерминизма, механицизма, антителеологизма.

Вторая глобальная научная революция охватила период времени, начиная с конца XVIII в. и заканчивая первой половиной XIX в..привела к возникновению дисциплинарно организованной науки и дальнейшей дифференциации науки. Возникают новые научные дисциплины, появляются специальные научные картины мира – химическая, геологическая, биологическая.

Надо отметить, что идеалы и нормы исследования классической науки в результате этой революции не были трансформированы, но в связи с тем, что возникли новые научные дисциплины – геология и биология, создавшие свои специальные картины мира, статус механистической картины мира как универсальной был поколеблен. С этого момента начинается постепенный отход наук о природе от механицизма. Отход этот осуществлялся по двум направлениям: во-первых, со стороны самой физики; во-вторых, со стороны геологии и биологии. В середине ХIX в. сложилась электромагнитная картина физической реальности на основе теории электромагнитной индукции М.Фарадея и Д.Максвелла, которая в отличие от механистической исходила уже из совершенно иных представлений о строении материи. В биологии же и геологии шло становление эволюционных идей, разрушавших представления о неизменной Вселенной. Так, английский геолог Ч.Лайель разработал учение о том, что земная поверхность непрерывно формировалась под влиянием постоянных геологических факторов. Французский ученый Ж.-Б. Ламарк создал в начале ХIX в. первую теорию эволюции – непрерывного усложнения живых организмов под влиянием внешней среды. Однако подлинно научной теорией эволюции органического мира стала теория Ч.Дарвина, изложенная им в знаменитом труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), в которой ему удалось объяснить научным образом факторы эволюции биологических видов.

Третья глобальная научная революция продолалась с к. XIX в. до сер. XX в. вязана с открытием теории относительности Эйнштейна и возникновением квантовой механики, пересмотру представлений о пространстве, времени и движении (в космологии возникло учение о нестационарности Вселенной, в химии – квантовая химии, в биологии – генетика). Научным сообществом принимаются новые теории: неэвклидовы геометрии, синтетическая теория эволюции, интуиционистская логика и математика, неклассические экономические, социальные и гуманитарные теории.

3 научная революция произошла прежде всего в результате кризиса в физике – лидере естествознания. В различных областях физического знания были сделаны открытия, которые не могли быть объяснены с точки зрения господствующих теорий. В целом во всех фундаментальных областях естествознания происходит переход к исследованию микромира (в квантовой физике, квантовой химии, генетике). Способы его познания оказываются зачастую совершенно иными, чем способы познания макромира. Принципы классической науки, как оказалось, здесь применимы лишь с ограничением. Так, Эйнштейн в своей специальной теории относительности доказывает, что данные наблюдений (например, масса движущегося тела, его размеры, одновременность событий и др.) зависят от тех условий, в которых находится наблюдатель. Согласно принципу неопределенности В.Гейзенберга, описание движения отдельно взятой элементарной частицы невозможно, так мы не можем одновременно измерить ее импульс и пространственную координату, а именно на основании этих величин мы описываем движение любого макрообъекта. Это приводит к отказу от принципа жесткого детерминизма, безраздельно правившего в механистичной Вселенной классической науки, и замене его вероятностным детерминизмом, согласно которому предыдущее состояние системы определяет последующее, но лишь вероятностным образом. На основании принципа неопределенности Гейзенберга также следует, что законы, описывающие поведение отдельно взятого объекта, не применимы в области микромира, а применимы лишь законы, описывающие поведение множества объектов, - статистические законы. Меняется понимание сути самих законов природы. Принцип дополнительности Н.Бора предписывает следующую познавательную установку: в силу того, что разные приборы дают разные картины одной и той же микрореальности: одни – волновую, другие – корпускулярную, необходимо дополнять одну интепретацию другой, ибо обе истинны. Этот принцип исходит из того, что наше видение реальности зависит от типа используемых приборов.

Четвертая глобальная научная революция, начавшаяся в 70-е гг. XX в. выразилась в рождении постнеклассической науки, объектами которой стали исторически развивающиеся системы, компонентами которых является сам человек как объект и субъект познания одновременно.она связана с возникновением таких наук, как кибернетика и синергетика.

 


 

41.Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов.

Есть две основные функции науки.

Познавательная и мировоззренческая функция науки.

Познавательная функция задана самой сутью науки. Её главное назначение - познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Цель мировоззренческой функции - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. Ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия.

Практическая функция науки как непосредственной производственной силы.

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу.

Социально-управленческая функция.

Она связана с тем, что наука используется для управления социальными процессами. Данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Культурно-мировоззренческая функция.

Связана с тем, что наука выполняет просветительские цели. Формирование материалистического мировоззрения.

Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.

В связи с постоянным возрастанием роли науки в жизни общества, зависимости от нее перспектив существования цивилизации, сохранения природных условий жизни людей и т. п. в самом научном сообществе и в отношении к науке со стороны общества в целом складывается совокупность моральных норм, регулирующих исследовательскую деятельность ученых и различные аспекты системы их отношений, которая получила название этики науки. Термин «этика науки» употребляется также в значении предмета философии науки и общего науковедения, изучающего закономерности этического регулирования научной деятельности.

Как совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых этика науки включает в свою структуру следующие аспекты: 1) отношение к научному знанию, главными характеристиками которого является творческая свобода в познавательной деятельности и ответственность за истинность и объективность полученных знаний, сформулированных научных положений и выводов; 2) отношение ученых друг к другу, в котором первостепенное значение имеет свобода выбора общения, научной коммуникации, а также ответственность в плане поддержания духа доброжелательности, объективности, непредвзятости, критичности и т. д. в оценке научных достижений другого; 3) отношение к обществу и государству, выражающееся в праве заниматься научной деятельностью в соответствии со своими способностями, участвовать в разработке актуальных проблем науки, имеющих первостепенное значение для благосостояния общества и государства. Сообщать о важных результатах своей деятельности, добиваться их признания, оценки и применения в различных социальных, государственных проектах, предвидеть последствия практического использования полученных результатов, отстаивать приоритет народа и государства в конкретных научных достижениях; 4) отношение к самому себе, включающее свободу выбора средств и методов, способов организации творческой работы, направления деятельности, способствующих самореализации, обеспечению личной продуктивности в исследовательской деятельнос-ти, творческому, профессиональному росту, что должно быть сопряжено с ответственностью за достоверность полученных знаний, их актуальность, общественную значимость, включать критическую, объективную самооценку своего вклада в науку, совершенствование личных морально-деловых качеств. 

 

 


42. Особенности социального познания и стратегии исследования общества в современной философии.

Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. Задача социальной философии как фундаментального раздела философии заключается в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество в его историческом развитии, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его сущность.

Выделяют 4  основных подхода к изучению общества:

1. Натуралистический подход – общество уподобляется природным объектам (механическим, биологическим), а географические, космические факторы рассматриваются в качестве ведущих в развитии общества (Т. Гоббс)

Так, например, Г. Спенсер является родоначальником «социального органицизма», основанного на проведении аналогии между обществом и биологическим организмом. Как и в организме, развитие и рост общества сопровождается увеличением сложности его органов и частей, усложнением функций. Однако общество, согласно Г. Спенсеру, имеет не только общие черты с биологическим организмом, но и отличается от него: в обществе существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого – общества, и общество существует ради блага своих членов. Г. Спенсер считал, что существенным измерением социального погресса как раз и является переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его индивидам.

Л. Гумилев рассматривает общество как этнос – природное явление, единственным реальным этнодифференцирующим признаком которого является этнический стереотип поведения. Этнос предстает как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией живого вещества. Универсальная схема этногенеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение растраты полученного энергетического импульса – к состоянию гомеостаза, т.е. равновесия с окружающей средой. Способность этноса к деятельности прямо пропорционально уровню «пассионарного» напряжения. Отсюда история развития общества – это история отдельного этноса, обусловленная не только ритмом этногенеза, но и особенностями ландшафта, культурными традициями и т.п.

2. Культуроцентристский подход – общество рассматривается как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами (И. Гердер.).

И. Гердер сосредоточил свое внимание на культурно-исторической деятельности человечества. Он впервые поставил вопрос о преемственности в развитии культуры и на основе этого положения пришел к идее единой всемирной истории. Главным стимулом общественного развития, по его мнению, является деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, а его высшим критерием – принцип гуманности.

В основу общества и его истории Г. Гегель положил идею реализации свободы человека и рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить свою особую миссию.

3. Психологический подход – общество рассматривается как особая психическая реальность, так как в обществе действуют воля, инстинкты, желания, бессознательное индивида, масса, толпа. (В. Парето, Э. Фромм, К. Хорни и др.)

Движущей силой общественного развития, согласно В. Парето, служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс инстинктов, желаний, интересов. Общество – это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Отсюда стабилизация и иерархия элиты и неэлиты выступает движущей силой общественного развития: индивиды, предрасположенные к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы), создают два различных типа правления, которые постоянно сменяют друг друга, обеспечивая развитие общества.

Э. Фромм стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе формирования личности. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху, который подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Различные формы социальной патологии в обществе Э. Фромм связывал с отчуждением.

4. В концепции общества как социального действия М. Вебера акцент сделан на социальных действиях индивидов. Понять социальное действие – значит объяснить происходящее в обществе. Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре идеальных типа:

1) аффективное – основанное на аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

2) традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками, имеющим характер социального автоматизма;

3) ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

4) целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первые три типа социального действия, то целерациональное действиеявляется специфическим для западной цивилизации начиная с XVII–XVIII вв. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к радикальной рационализации всей общественной жизни и «расколдовыванию мира», устранению ориентации на следование традиционным ценностям как предрассудкам. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей – хозяйственно-экономическую деятельность (строгая калькуляция как условие достижения результата), политико-правовые отношения (бюрократия как принцип отлаженного социального управления), образ мышления (жизненный успех как мировоззренческая ориентация).


43. Основные сферы жизни общества их структура и взаимосвязь.

Общество – это самостоятельная форма бытия, которая выделилась из природы благодаря коллективной трудовой деятельности людей.

В социальной системе в качестве частей выделяют сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.Их существует 4 – экономическая, политическая, социальная и духовная

Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. -производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром -производственные отношения.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают управление обществом и совместную безопасность.

 Политика- общественная деятельность, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное освоение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

 

 


44. Системно-структурные характеристики общества.

Общество – это самостоятельная форма бытия, которая выделилась из природы благодаря коллективной трудовой деятельности людей.

Общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу):

  • объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у объединения есть собственное название и своя история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Свойства общества как системы:

1. Структурность, т.е. упорядоченность взаимодействия элементов общества

2. Иерархичность, т.е. в обществе существует подчиненность низших уровней высшим.

3. Динамичность, т.е. общество - это процесс постоянных социальных изменений

4. Эмерджентность, т.е. свойства общества невозможно свести к сумме свойств его элементов (индивидов, социальных групп и т.д.)

5. Саморегуляция, т.е. общество способно управлять своими структурными и историческими изменениями.

6. автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

7. Интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

 

Элементы общества как системы:

1. Социальные статусы - соотносительное положение человека в обществе, характеризующее его имущественное положение, уровень образования и объем власти (напр. бедный, студент, холостой, военнообязанный)

2. Социальные роли – ожидаемая модель поведения человека находящегося в определённом социальном статусе

3. Социальные группы - объединение людей на основании общей цели совместной деятельности и идентификации (отождествлении) индивидов с данной группой. (напр., нация)

4. Социальные институты - устойчивые, исторически сложившиеся формы взаимодействия людей предназначенные для удовлетворения коллективных потребностей и предполагающие распределение социальных статусов и ролей (напр. семья, религия, образование, армия)

Социальная структура общества— это устойчивая связь субъектовсоциальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования.

Социальной структуры делятся на виды: классовую, национальную, демографическую, социально-профессиональную и др. В классовую структуру включают общественные классы, социальные группы и слои, т. е. группы людей, имеющих собственное социальное положение в обществе, занимающих особое место в системе общественного производства, играющих определенную, только им присущую роль в общественной организации труда. Демографическая – деление людей на социальные группы по полу и возрасту;этнические – по национальности; профессиональная – по роду деятельности; территориальная – по месту проживания;стратификационная (стратификация) деление общества на низший, средний и высший класс по уровню дохода, образования и объему власти.


45.Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают управление обществом и совместную безопасность.

В качестве важнейших компонентов политической системы выступают:

а) государство;

б) политические партии;

в) общественные организации и движения.

Главным инструментом осуществления политической власти в обществе выступает государство. Оно представляет собой политическую организацию общества, объединяющую все население страны и представляющую его интересы, выражающую его волю. Государство – это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни, использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения. Основное отличие государства от других политических институтов заключается в том, что, обладая верховным правом на законодательную власть, оно подчиняет своим политическим интересам деятельность всех государственных политических учреждений и проводит через них свою политику.

Основные признаки государства: 1) территория; 2) отделение публичной власти от общества; 3) суверенитет; 4) исключительное право на издание законов; 5) монополия на взимание налогов и сборов с населения; 6) наличие права; 7) монополия на легальные вооруженные силы.

Для отражения особенностей устройства и функционирования государств в социальной философии используется понятие «форма государства». Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:

а) формы правления, т.е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти, (монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т.д.);

б) формы государственного устройства, т.е. территориально-организационная структура государства, (унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

в) политический режим, т.е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранение власти, (демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства).

При демократической форме политического устройства формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщего избирательного права. Демократическое государство обеспечивает реальное равенство граждан перед законом, которые несут ответственность за свои действия не зависимо от социального положения. Основным принципом осуществления власти является разделение властей, который препятствует злоупотреблениями властью одной из них. В авторитарном государстве. Несмотря на формальное признание за индивидом гражданских прав и свобод, они по существу не соблюдаются. В ХХ в. появились новые формы авторитарной власти, такие как фашизм и тоталитаризм. Впервые феномен авторитарной власти был исследован Х. Аренд в ее работе «Происхождение тоталитаризма». Основное отличие авторитарного государства от тоталитарного заключается в том, что первое существенно ограничивает свободу личности, тогда как тоталитарное не допускает ее вообще. Согласно Аренд, тоталитарными являлись нацистский режим в Германии и сталинизм в Советском Союзе.

При всей важности государства в жизни общества нельзя сводить к нему все богатство социально-политических отношений. Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, неконтролируемая государством, т.е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Эти интересы могут касаться экономической, социальной, культурной сфер жизнедеятельности человека. Для реализации данных интересов люди формируют различные институты гражданского общества – разнообразные производственные объединения, создаваемые по личной инициативе, общественные организации, органы самоуправления, независимые средства массовой информации и т.д. Становление эффективных структур гражданского общества представляет собой несомненную ценность современной цивилизации, данный процесс характеризуется ростом роли самоуправления в жизни общества, эффективным контролем граждан за деятельностью государства, высокой политической активностью, установлением гражданского мира и социальной стабильности.

 


46. Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 933; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!