Основные идеи кантианской философии



СТУДЕНТ, ПРОЧИТАЙ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

1. В КАЖДОМ БИЛЕТЕ ПО ДВА ВОПРОСА

2. КОМБИНАЦИЯ ВОПРОСОВ В БИЛЕТЕ БЛИЗКА К СЛУЧАЙНОЙ

3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ОТВЕТ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОТВЕТ НА ОБА ВОПРОСА.

4. ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ НОСИТ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙХАРАКТЕР, Т.Е. ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ЭТИМ ИЛИ ВООБЩЕ НЕ ЭТИМ ИСТОЧНИКОМ (А, НАПРИМЕР, МАТЕРИАЛАМИ СЕМИНАРСКИХ, РУКОПИСНЫМ КОНСПЕКТОМ ЛЕКЦИЙ, УЧЕБНИКОМ, БОЖЕСТВЕННЫМ ВНУШЕНИЕМ ИЛИ ДЬЯВОЛЬСКИМ НАУЩЕНИЕМ, ВНУТРЕННИМ ГОЛОСОМ И Т.Д.)

5. ЛЮБЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАПРЕЩЕНЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ САМОГО ЭКЗАМЕНА


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» 2017/2018

1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

2.Исторические типы мировоззрения.

3.Происхождение философии и ее предмет. Специфика философского мышления (рефлексивность, критичность, обобщающий, творческий характер).

4.Структура и основные функции философии.

6.Основные школы и направления древнего Востока (Древний Китай).

7. Основные школы и направления древнего Востока (Древняя Индия)

8.Основные школы, идеи и достижения античной философии доклассического (натурфилософского) периода.

9.Учения основных представителей  античной философии классического периода.

10.Особенности и представители философии Средневековья.

11.Основные идеи и направления философии Возрождения.

12.Основные направления и проблемы философии Нового времени.

13.Основные достижения немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

14.Основные идеи философии марксизма.

15.Иррационалистическая философия XIX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

16.Основные исторические формы позитивистской философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

17.Философия экзистенциализма.

18.Основные этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси.

18. Онтология. Понятие бытия и субстанции. Формы, виды и уровни бытия.

19.Понятие материи. Современная наука и философия о строении и свойствах материи.

20. Пространственно-временная организация бытия

21. Динамическая организация бытия: движение и развитие.

22.Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории.

23.Основные идеи и принципы синергетики.

24.Принцип глобального эволюционизма в современной науке и философии.

25.Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.Идея коэволюции общества и природы.

26.Философская антропология. Основные концепции исследования природы человека.

27. Философские теории антропогенеза.

28.Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социализация, образование, коммуникация).

29.Основные экзистенциальные характеристики человека.

30.Понятие сознания, основные стратегии его исследования в философии.

31. Проблема происхождения сознания. Биологические и социальные предпосылки формирования сознания.

32. Структура и функции сознания.Сознание и психика, сознание и бессознательное.

33. Гносеология. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие типов познавательной деятельности.

34.Субъект и объект познания, их интерпретация в классической, неклассической и постнеклассической философии.

35. Чувственный и рациональный уровни познания, основные их формы.

36.Познание как постижение истины. Основные концепции истины.

37.Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Особенности научного познания

38. Структура научного познания. Формы научного знания.

39. Понятия метода и методологии научного исследования. Классификация методов научного познания.

40.Научные революции, их типы и роль в развитии науки.

41.Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов.

42.Особенности социального познания и стратегии исследования общества в современной философии.

43. Основные сферы жизни общества их структура и взаимосвязь.

44. Системно-структурные характеристики общества.

45.Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.

46.Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества.

47. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

48. Понятие и роль техники и технологии в жизни общества.

49.Понятие культуры. Структура и функции культуры. Виды и типы культур.

50.Глобализация, глобальные проблемы современности и перспективы человечества.

51. Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы ее реализации в современном мире и в Республике Беларусь.

 

 


1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, решает вопросы своего жизненного выбора, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является определение жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т.д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает людей, мир, себя самого, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о мире, о себе, своем отношении к миру и месте в нем называется мировоззрением.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.

Знания– это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке, и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря присутствию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.

Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения являются не только средством регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также и инструментом достижения жизненных целей.

Поскольку убеждения опираются на ценности, то вместе они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.

Ценность– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.

Ценности определяют правила, принципы жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.

Ценности исторически обновляются. В настоящее время в жизни общества особую роль приобретают экологические ценности, сущность которых заключается в деятельности по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.

Во все исторические времена основополагающую роль в выборе человеком смысла его жизни играли материальные и духовные ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей являются идеалы.

Идеал– мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности к которому надлежит стремиться.

Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно- историческими особенностями культуры. Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими, социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением к совершенствованию этих условий и самого себя.

Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционального окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации, к социальным и природным условиям существования и выполняют активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.

На основе сказанного выше в структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1)познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, опирающийся на мироощущение, мировосприятие, т.е. определенное переживание своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем; 4) практический, задающей содержание и направленность человеческого поведения и деятельности в его отношении к природе, обществу, самому себе с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке в обобщенную картину действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных ориентаций, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т.д.

Мировоззрение, таким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в связях с миром и обществом.


2.Исторические типы мировоззрения.

Принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное.

Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология (греч. mifos – предание, logоs – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, представляющих себе мир, природу как контролируемые сверхъестественными силами с которыми необходимо  сообразовывать свое поведение.Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа).Основными вопросами, образующими содержание мифов, были вопросы о происхождении мира и человека, о борьбе сил добра и зла, об устройстве мира и причинах природных стихий, о смерти и бессмертии, перспективах человека и т.д.

В настоящее время мифы не являются доминирующей формой мировоззрения в обществе, однако процесс миротворчества продолжается в отношении непонятых явлений природы, в сфере духовной жизни, политике, системе общественных отношений и т.д.

Важнейшими функциями мифов являются:

1) формирование коллективных представлений;

2) обеспечение духовной связи поколений;

3) аккумуляция, хранение и передача знаний;

4) регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми;

5) социализация человека, формирование и предопределение его поведения и ролей в первобытном обществе.

Мифами наполнены мировые религии: христианство, ислам, буддизм. От мифов они унаследовали вопросы происхождения мира и человека, смерти и бессмертия, добра и зла и т.д.

Религия– такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний –«земной», естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

Главным признаком религии является вера в существование сверхестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Человек подчиняется Божественной Воле в опыте религиозного общения. А эта Воля им непознаваема, она не поддается причинному объяснению. В религии разум человека играет подчиненную роль. В христианстве выше разума стоит любовь и вера. Главной функцией религии является не познавательная, а нормативная, состоящая в духовно-практическом отношении к миру, Богу, человеку на основе заданных образцов. Эти образцы проявляются в культе как системе утвердившихся догматов, ритуалов поклонения высшему сверхчеловеческому существу.

Религия – это социально организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам».

Позитивными функциями религии являются:

1) формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей;

2) этическая регламентация и сохранение традиций, обычаев, нравов;

3) отражение реального жизненного опыта человечества и накопление представлений, нужных для гармонизации отношений в обществе;

4) придание значимости духовно-ценностной стороне жизни человека и содействие развитию духовности.

Религия делает своим объектом трудно объяснимые человеческие качества – тревогу, надежду, поиск веры.

Вместе с историческим развитием человеческого общества, отношений с ним, усложнением духовного и материального производства, ростом роли научных знаний, возникновением государства появляется и иная – философско-теоретическая форма мировоззрения. Философское мировоззрениепредставляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, его отношении к миру, принципах его деятельности. Как мифологическое и религиозное, философское мировоззрение включает в свое содержание вопросы происхождения, устройства и судьбы мира и человека, их взаимоотношений, добра и зла, смерти и бессмертия и др.

Однако, в отличие от мифологии и религии, философское мировоззрение строится на основе активности человеческого разума, его познавательной деятельности, производства знаний о всеобщем, предполагает развитие науки и представляет собой теоретическое отношение к миру. Религиозное же мировоззрение основывается на традициях, внутреннем опыте верующих, на авторитете священных книг. Разум человека играет в религии подчиненную роль.

Особенностью философского мировоззрения является то, что философия осмысливает общие с мифологией и религией проблемы не непосредственно анализируя те или иные явления мира, а опосредованно, подвергая изучению различные формы культуры и практики, включая мифологию и религию. Таким путем формируются знания о всеобщих свойствах реальности. В конечных вещах и частных законах философское мышление обнаруживает и открывает то, что присуще всем вещам, всему опыту, всем наукам. В этом смысле философское мировоззрение охватывает мир в целом, культуру и познание в целом, человека в целом в их общих связях и свойствах. Философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих знаний об окружающем мире и месте человека в нем составляет основу мировоззрения в целом, которое может включать черты мифологического, религиозного, обыденного и научного воззрений на мир. Изучение философии способствует соединению разрозненных фрагментов мировоззрения в единую целостную картину.

Обыденное мировоззрение –это совокупность знаний, сложившихся в различных сферах жизни человека в процессе его повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью и самопознания.

Научное мировоззрение возникает вместе с возникновением и развитием науки. Оно включает в себя сведения полученные различными научными дисциплинами, которых в наше время насчитывается более 14 тыс. Научное мировоззрение формируется в связи с философским, включает в себя философские идеи и принципы, которые выполняют объединительную функцию по отношению к разнообразным научным знаниям. Главную часть содержания научного мировоззрения образуют открытые наукой законы на основе которых формируются системы научных знаний - теории. Научное мировоззрение включает в себя теоретическое и опытное (эмпирическое) знание. Научное мировоззрение – это совокупность научных представлений о мире и человеке в нем.


3.Происхождение философии и ее предмет. Специфика философского мышления.

Термин «философия» (древнегреч. Phileo – люблю, Sophia – мудрость) переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен греческим математиком и мыслителем Пифагором (VIв. до н.э.), которым он характеризовал людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни.

Философия зародилась первоначально в VI–VII веках до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции где жили наиболее развитые по тем временам цивилизации. В то время философия была синонимом совокупности научных знаний.

Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения философии.

1. Согласно мифогенной концепции единственным источником происхождения философии был миф. Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Миф является единственным духовным источником философии, он создает возможность философствования. Философия возникла в результате развития способности человека выразить объективно-разумное содержание мира в соответствующей ему понятийной форме.

2. В гносеогенной концепции (лат. Scientia – знание, наука) в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское, конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии.

3. Гносеомифогенная (греч. gnosis – знание) концепция происхождения философии опирается на идею трех источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических (греч. empeiria – опыт) научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный нравственный опыт.

Предметом философии является то, на что направлено философское познание, что составляет содержание философского знания. Если объектом философского познания является мир в целом, то его предметом выступают самые общие закономерности развития мира (природы+общества+человека). Несмотря на то, что в различных исторических типах философии и философских учениях предмет философии имел и имеет специфические особенности, обусловленные характером культуры эпохи, развитием науки и философии, укладом общественной жизни он включал и включает основные философские проблемы(см. лекция).

Содержание предмета философии исторически обновляется, что связано с развитием самого общества, науки, возрастанием роли интеллектуального труда, возникновением новых проблем, от которых зависит будущее человечества, например проблемы его сохранения в условиях развития глобального экологического кризиса. В целом в предмет философии входит поиск наиболее общих законов бытия (развития) природной, социальной и духовной реальности, и соответствующее теоретическое воспроизведение мира как целостной системы с использованием научных знаний, эстетического видения мира, форм его художественного отражения, практического освоения и т.д.

Философия – это система наиболее общих теоретических знаний о принципах бытия, законах развития мира в целом, человека, их отношениях, человеческого мышления и деятельности.

Особенности философского мировоззрения = универсальность + рациональность + рефлексивность

Философское мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от научно-технического, экономического, политического, художественного и других форм мыслительной деятельности. Оно неповторимо по своему содержанию, решаемой проблематике, форме осуществления, нацеленности. Философское мышление направлено на выявление самого существенного в мире и поэтому самого важного для человека, его жизни. Вся проблематика философского мышления строится вокруг феномена человеческого существования в мире, обществе.

Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального, порядка, красоты, гармонии истины.

Философское мышление является самым предметно-масштабным. Оно охватывает все мироздание, вопросы происхождения мира, основные принципы и законы его существования и развития, оперирует соответствующими идеями в решении философских проблем.

Философское мышление исторически формируется, развивается, дифференцируется, интегрируется в различных учениях и философских системах на основе решения вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, получившего название основного вопроса философии.

Философское мышление ориентировано на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире.

Философское мышление – это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов.

В условиях наступления глобальных проблем, становления единого планетарного человечества, глобализации особенно важное значение приобретает развитие прогностических, проективных, гуманистических, творческих, методологических, культурообразующих и других свойств философского мышления, широкое распространение его приемов и норм среди, в первую очередь, образованной части населения. В поле философских размышлений находятся проблемы несовершенства мира, самого человека, созданной им потребительской культуры, приведшей общество к духовному и экологическому кризисам, поиск путей создания новой экологосообразной культуры, достижения гармонии между человеком, обществом и природой.

Отличаясь наибольшими возможностями проникновения в самую глубокую и общую сущность вещей и процессов, связей и отношений, всех форм практики человека, философское мышление выражает их в только ему присущей форме – наиболее общих понятиях (категориях), законах и принципах. По этой причине философское мышление отличается наивысшей степенью полноты воспроизведения в его сознании общих условий существования любого явления, высшей степенью (предельным масштабом) абстрактности (теоретичности) своих идей, положений, выводов (знаний), наиболее глубоким, целостным и полным познанием истины.

Оперируя категориями, как абстрактными конструкциями сознания, выражающими предельно общую сущность явлений природы, жизни общества и духовного мира человека, философское мышление приобретает способность формирования гносеологических, методо-логических, мировоззренческих, аксиологических и других теоретических предпосылок для научного творчества, разработки проблем морали, создания философских основ теории развития техники (философии техники), построения теории правового регулирования жизни общества (философия права) и т.д.

Особенность творческого характера философского мышления проявляется в способности заглядывать в далекое будущее, прогностических догадках и предположениях на века и тысячелетия опережающих время. Например, идея атома на 2,5 тыс. л. опередила соответствующее научное открытие.

Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, охваченную в мысли, философия, в лице своих творцов, осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, доминирующих ее стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни.

Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Философское мышление функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др.). Оно выступает в качестве мышления о мышлении. Поэтому, в особенности, философия содействует регулированию и осуществлению процесса познания, формированию истинного знания, становлению и развитию теории познания.

Философское мышление развивает разум человека, раздвигает границы его творческой активности до познания общих принципов и законов мира в целом, углубляет его познавательные способности до постижения самых существенных свойств бытия, делает достоянием человеческой жизни гуманистические ценности всей культуры, позволяет освободиться от рутинного подчинения обыденности, консервативной повседневности, подняться над страстями, избавиться от порабощения потребительской психологии.

Благодаря философскому размышлению человек не только постигает свой внутренний мир, преодолевает узконаправленное, предметное мышление, он формирует новое знание о своих скрытых потенциальных возможностях и направлениях совершенствования, о своей миссии в обществе и на планете.


4.Структура и основные функции философии.

Система философского знания, включает в себя следующие части:

1. Онтология– учение о бытии, основных формах существования природной, духовной реальности, о наиболее общих законах бытия, соотношении бытия и небытия, об уровнях бытия – возможном, актуальном, о единстве мира и его основе, состоянии (изменчивости или неизменности), об атрибутивных свойствах мира (движении, пространстве, времени и др.).

2. Гносеология(теория познания) – раздел философии, включающий вопросы изучения природы познания, его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия его достоверности и истинности.

Главной проблемой гносеологии является определение возможностей достоверного познания предметов, их сущности; главной гносеологической категорией – истина, понимаемая как знание соответствующее действительности.

3. Аксиология – философская дисциплина в рамках которой исследуется природа ценностей, их виды, структура, взаимосвязь, соподчиненность, место в человеческом бытии.

4. Историяфилософии.

5. Философская антропология изучает человека как особую форму бытия в его специфике и неповторимости, включая вопросы сознательной, творческой, преобразующей деятельности. Предметом философской антропологии становятся все ипостаси человека как космогеобиопсихосоциального существа в их единстве, сформировавшемся во взаимосвязи космической, геохимической, биологической и социальной ступенях глобальной эволюции мира.

6. Социальная философия – часть философии, отражающая специфические особенности общества, законы его функционирования и развития как целостной системы.

7. Этика –философская дисциплина, изучающая мораль, ее происхождение, место в системе общественных отношений, структуру, этические концепции.

8. Эстетика –философское учение о деятельности по законам красоты и о самом прекрасном.

9. Логика – философская дисциплина о формах, законах мышления.

Функции философии:

Мировоззренческая функция заключается в выработке обобщенных представлений о мире, месте в нем человека, принципов его взаимодействия с миром.

Методологическая функция состоит в создании системы исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической (познание) и практической деятельности, в развитии учения об этой системе.

Гносеологическая функция проявляется в обосновании оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности знания, в формировании учения о познании в целом.

Аксиологическая функция заключается в формировании общих представлений о значимости для человека, группы людей, общества в целом явлений природной, социальной и духовной деятельности.

Критическая функция проявляется в формировании принципов нормативного философского сознания для оптимального решения разнообразных философских проблем, а так же в определении и устранении заблуждений, догм, устаревших стереотипов, ведущих познание по ложному пути.

Прогностическаяфункция заключается в формировании представлений о будущих состояниях природных и социальных явлений, возможных путях их развития, включая сферу человеческой деятельности и глобальные процессы в современном мире.


6.Основные школы и направления древнего Востока (Древний Индия).

Понятие философия Древнего Востока включает в себя философские учения Индии и Китая. Философия этих стран сохраняла тесную связь с религией и мифологией, отличалась традиционализмом и созерцательностью. Особое внимание уделялось идеалу нравственного совершенствования личности, поэтому основной идейной установкой стал отказ индивида от активной деятельности, предполагавшей преобразование природы и общества.

В философии Древней Индии выделялось два направления – ортодоксальное и неортодоксальное. Первое из них представляло собой философские школы, которые основывались на авторитете Вед – священной книги индийцев, излагавшей смысл обрядов и верований. Второе направление представляло учения, критически относившееся к Ведам. На основе этих двух традиций сложились философские системы Древней Индии – веданта, санкхья, йога, вайшешика, миманса, джайнизм, буддизм и др. Их главными понятиями стали сансара, карма и нирвана.

Сансара – круговорот перерождений души человека, приносящий душе страдание. Карма представляет собой сумму всех поступков и помыслов человека во всех его предыдущих перерождениях. Нирванаозначает состояние покоя и умиротворения личности, переживание единства всего существующего.

В буддизме, который с течением времени стал мировой религией, была сформирована оригинальная этическая концепция. В ее основе находилось учение о страдании, сопровождавшим человека всю жизнь. Цель буддизма заключалась в том, чтобы указать путь самосовершенствования личности, который ведет к освобождению от мирского страдания и обретению душевного покоя. Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем. 1) Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание. 2) Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни. 3) Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижениянирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении. 4) Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называютсрединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Джайнизм. Страдать, с точки зрения джайнистов, может только джива - душа. Неотъемлемым свойством души является совершенство. Она таит в себе безграничные потенциальные возможности. Безграничное знание, безграничная вера, безграничная сила и безграничное блаженство — все это может быть достигнуто душой при условии устранения помех, стоящих на ее пути. Страдания присущие любой индивидуальной душе, обусловлены материальным телом (аджива) , с которым ошибочно отождествила себя душа. Тело создано из материальных частиц. Для формации определенного вида тела используются определенного рода материальные частицы, определенным образом расположенные и организованные. Ведущей силой в образовании тела являются страсти самой души. Грубо говоря, душа принимает облик того тела, к которому она внутренне стремится. Страстные желания души привлекают к ней определенного рода материальные частицы и образуют из них бессознательно желаемое душой тело. Путь к спасению – Ахимса — воздержание от нанесения всякого вреда жизни. Жизнь, как мы уже видели, свойственна не только движущимся существам, но также и тем, которые кажутся недвижущимися, например растениям и существам, живущим под землей. Поэтому идеалом джайнистов является стремление избегать повреждений не только движущимся, но и неподвижным живым существам.

 

 


 

7. Основные школы и направления древнего Востока (Древний Китай)

Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. К особенностям традиционного философского мышления в Китае можно отнести следующие:

Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

Интуитивность. В китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией.

Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы природы.

Наиболее влиятельными философскими школами Древнего Китая были конфуцианство, даосизм. Конфуцианство было ориентировано на поиск таких этических, политических и социальных ценностей, которые способствовали бы процветанию государства. Этот идеал возможен лишь при условии поддержания традиций и нравственном совершенствовании людей. Идеал совершенного человека (цзюнь цзы), при этом человеческая личность рассматривается как самоценная. Конфуций создал программу совершенствования человека с целью достижения гармонии с Космосом. Благородный муж — источник идеала нравственности для всего общества. Ему присущи чувство гармонии и дар жить в природном ритме. Назначение мудреца — преобразовывать общество по законам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Конфуций придавал большое значение пяти "постоянство, ритуал, гуманность, долг, справедливость, знание и доверие". В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на государство, он говорил, чтогосударство— это большая семья, а семья — это малое государство.

Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Сяо — основа гуманности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана.

В основу иерархии общества Конфуций положил принципы знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное в ритуале, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая всех к добродетели. Обращение к ритуалу помогало обществу выжить в экстремальных условиях, гармонизировать потребности населения, в том числе при ограниченных материальных и природных ресурсах.

Основополагающим принципом даосизма является «недеяние», сущность которого сводится к отказу от целенаправленной деятельности, чтобы приобщиться к гармонии космоса – дао. В философии даосизма обращается внимание на единство человека и неба. Лао-Цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, -следование Дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий изменять его. Основной принцип даосизма — теория недеяния "увей". Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию. Источником зла и всех бед есть то, что человек отступает от утвержденных природой законов Высшая добродетель - недеяние и молчание.


8.Основные школы, идеи и достижения античной философии доклассического (натурфилософского) периода.

Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе в период с конца VII века до н. э. до IV века н. э. Начало греческой философии связано с мудрецами из города Милета. Они впервые порывают с мифологической традицией, начинают поиск первоосновы бытия. В сущности, представители этой школы были материалистами. Основой всего сущего Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимен – особый вид материи – апейрон. При этом милетцы стремились представить себе само строение Космоса. Фалес полагал, что земля имеет форму диска и плавает в бесконечной воде. Землетрясения объяснял колебаниями Земли на взволнованной воде.

Следующим этапом в развитии греческой философии можно считать учение Гераклита из Эфеса. Динамизм общественной жизни, утверждение демократического строения государства-полиса, привели Гераклита к размышлениям об изменчивости природы и общества. Причину этой изменчивости философ усматривал в борьбе противоположностей – «всеобщем логосе». Все существующее, по его мнению, переходит из одного состояния в другое, в мире нет ничего неподвижного. Возникновение и исчезновение, бытие и небытие, жизнь и смерть связаны между собой, переходят друг в друга. Одновременно Гераклит считал, что мир един, не создан никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс), напротив, акцентировали внимание на моменте устойчивости. Они противопоставили неустойчивому чувственному миру мир единого и неподвижного бытия. Ведущий теоретик этой школы Парменид считал, что бытие можно познать только с помощью разума, а не органов чувств. Более того, по мнению философа, чувственному восприятию человека доступно все изменчивое, временное; а то, что является вечным и неизменным, доступно только мышлению.

Совершенно иной подход в понимании бытия представлен в учении атомистов. С точки зрения Демокрита, мир состоит из множества неделимых частиц – атомов, которые являются вечными и неизменными. Их различные сочетания в единстве с пустотой образуют вещи и весь материальный мир в целом. Таким образом, в учении Демокрита содержится идея о бесконечности мира в многообразии.


9.Учения основных представителей античной философии классического периода.

В V в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти аристократии пришла власть рабовладельческой демократии, что обусловило потребность в людях, владеющих ораторским искусством, способных ориентироваться в различных вопросах политической жизни. Некоторые из них становились учителями риторики, нередко связывавших технику политической и юридической деятельности с общими вопросами философии. Впоследствии этих людей стали называть софистами – учителями мудрости. Они отстаивали личную независимость человека в собственных взглядах и его приоритет по отношению к окружающей действительности. В сущности, отличительной чертой их мировоззрения стал релятивизм, нашедший яркое выражение в словах Протагора: «человек – мера всех вещей». Софисты утверждали право человека смотреть на мир сквозь призму своих интересов, а не следовать каким-либо требованиям и традициям. Они не признавали общих добродетелей, абсолютизировали субъективность моральных ценностей, что влекло за собой нравственный произвол и цинизм.

Релятивизму софистов противостоял Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он настаивал на объективности гносеологических и этических норм, обусловленных устойчивостью и незыблемостью космического порядка. Основное внимание философ акцентировал на проблеме человека, его отношениях с общиной, обществом, законом и богом. Этические принципы у Сократа сливаются со знанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Таким образом, по мнению философа, никто не грешит сознательно, зло совершают по незнанию и только подлинное знание помогают достичь блаженства и жизненного счастья. Отказываясь от познания внешнего мира, Сократ проповедует сосредоточенность человека на самопознании, обнаружении добра в душе.

Сократовскую линию в философии продолжал его ученик Платон (428–348 до н.э.), который фактически является родоначальником логически согласованной системы объективного идеализма. Основой мира Платон считал некое беспредельное начало, из которого рождается ум – чистая сущность всех вещей, мысленное обобщение совершенного и прекрасного. Ум раскрывает себя через идеи, которые реализуются через конкретные предметы и явления. Каждая вещь возникает благодаря внедрению идеи, и разрушается, когда идея ее покидает. Идеалом социальной справедливости Платон признавал обобществление собственности. При этом идеальное политическое объединение состоит из трех сословий, каждому из которых соответствуют свои моральные качества. Мудрость принадлежит философам, поэтому они должны управлять государством. Мужество и храбрость – добродетель воинов. Их задача – охранять закон и порядок. Трудолюбие присуще земледельцам и ремесленникам. По мнению Платона, все добродетели носят врожденный характер; высшая добродетель – справедливость, сущность которой заключается в том, что каждый человек должен заниматься тем, к чему предназначен от рождения.

Творчество Аристотеля (384–322 до н.э.) представляло собой попытку примирения идеалистической и материалистической линий в философии. Аристотель устранил тот разрыв между идеей и чувственно воспринимаемыми вещами, который наметился в трудах Платона. Он исходил из того, что каждый предмет представляет собой соединение формы (сущность предмета) и материи. Аристотель считал, что вне чувственно воспринимаемой формы предмета объективно нигде не существует. В этой связи познание сущности вещи, т.е. формы, начинается с чувственного опыта. Только обобщив чувственные впечатления о предметах, человек может обнаружить то общее, которое является сущностью природных процессов. Тем самым, философ выделяет критерии научного познания: доказательность, способность объяснять, единство знаний. Аристотель большое внимание уделял проблемам мышления, заложил основы формальной логики, стремился систематизировать научное знание, построив классификацию наук. В натуралистическом духе он разрабатывает физику, космологию, ботанику, зоологию, психологию, этику, риторику, закладывает основы того воззрения на природный мир, которое являлось господствующим вплоть до XVII века.

Определенное внимание уделял Аристотель вопросам развития и организации общества. Сущность государства усматривал в политическом сообществе людей, соединяющихся для достижения определенного блага. Идеальным считал то общество, которое опирается на частную собственность. При этом философ отвергал не только чрезмерное богатство, власть, но и чрезмерную бедность, отказ от материальных благ. Основу уравновешенной и благополучной жизни видел в умеренности, рассудительности и мудрости. Однако эти добродетели не являются врожденными, а формируются в результате воспитания. Аристотель стремился найти путь гармоничного взаимодействия человека и общества, сущность которого заключается в том, что индивид должен ограничивать свои эгоистические устремления, ориентироваться на общественное благо, но в то же время государство должно содействовать процветанию своих граждан.


10.Особенности и представители философии Средневековья.

Эпоха Средневековья – период европейской истории, занимающий промежуток времени с V по XVI века. Однако процесс становления средневековой культуры, нового типа философского типа мышления датируют I–V столетиями. Фактически средневековая культура, философия сформировались на основе двух традиций – христианства и античной философии. Причем последняя являлась основанием христианского мировоззрения (имеются в виду учение Платона об идеях и учения Аристотеля о логических доказательствах). Средневековая философия являлась теоцентричной, т.е. именно Бог являлся главным предметом философских измышлений. Основу учения о бытии составлял догмат творения. Считалось, что мир сотворен Богом из ничего (креационизм). Проблема познания трактовалась как откровение: познать истину, сущность божественного можно только через веру. Отрицалось рациональное постижение мира. Человек рассматривался как образ и творение Бога. Согласно христианскому вероучению, человек занимает центральное место в природе, возвышается над ней. Именно в недрах христианства зародилось представление о том, что человек – венец творенья и царь природы. История понималась как реализация заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества (идея провиденциализма). В целом философия Средневековья, в отличие от античной, утрачивает самостоятельный статус и превращается в «служанку богословия». Другими словами, ее задачей становится стремление рационально обосновать христианские догматы.

Средневековая философия в своем развитии прошла два этапа: этап патристики и этап схоластики. Патристика (лат. рatres – отцы) охватывает период с II по VIII века – это время становления христианской догматики под влиянием идей Платона. Основные представители данного направления – Василий Великий, Григорий Нисский, Ориген, Августин Блаженный и др. Отцы церкви занимались проблемами сущности, происхождения добра и зла, души и тела и т. д.

Этап схоластики (греч. schola – школа, беседа) – VIII–XV века – представляет собой развитие христианской философии под влиянием идей Аристотеля. Мыслители: Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Росцелин, Оккам и др. – предпринимали попытку рационально обосновать веру в Бога. Доказательства бытия Абсолюта велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм (лат. nomina – имена) рассматривал общие понятия (универсалии) как имена – названия предметов. Реализм (лат. Realis – действительный) утверждал, что имена реально существуют объективно. Крайности номинализма и реализма были преодолены Фомой Аквинским, который выдвинул тезис о гармонии веры и разума.


11.Основные идеи и направления философии Возрождения.

Эпохой Возрождения называют период с XIV по XVI столетия, когда начинает расти интерес к человеку, ко всему земному. Происходит гуманизация всех сторон общественной жизни. Рост населения, развитие торгово-денежных отношений, городской жизни, мануфактурного производства повышали самосознание личности. Это существенным образом отражалось и на развитии философии, отличительными чертами которой были антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, антисхоластическая направленность. Основными направлениями философии эпохи Возрождения были гуманистическое, неоплатоническое и натурфилософское. Наиболее выдающимися представителями гуманистического направления являлись А. Данте, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский, Т. Мор и др. Они противопоставляли средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Ренессансный гуманизм – это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения деятелей Возрождения, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин "гуманизм" в этом плане является в чем-то синонимом слова "антропоцентризм" и противостоит термину "теоцентризм". В противовес схоластической гуманистическая философия ставила своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами.

Гуманизм находил свое выражение в морально-этических построениях, рассуждениях, идеях, учениях, так или иначе ориентированных на соответствующие доктрины античных философов. Именно морально-этический аспект составлял наиболее общее и характерное выражение studia humanitatis (приверженности гуманизму).

Гуманисты провозглашали принципиальное равенство всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию. Определение человеческой личности через личные заслуги, благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию было, возможно, наиболее ярким выражением роли гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, отрицавшего феодальное сословное общество.

 Неоплатоники (Н. Кузанский и др.) занимались разработкой онтологической проблематики, развитием учения Платона. Н. Кузанский создал оригинальную концепцию развития. По его мнению, весь природный мир представляет собой развертывание всего того, что есть в боге. Бог бесконечен, поэтому сама природа не имеет границ и центра. Следовательно, мир является целостным и единым, отсутствует всякая разница между Землей и небесными сферами. Несмотря на то, что рассуждения Кузанского носили теологический характер, его выводы явились предпосылкой для создания гелиоцентрической картины мира. Натурфилософское направление стремилось сформировать научное мировоззрение, обосновать материализм. В частности, Н. Коперник обосновал концепцию гелиоцентризма, Дж. Бруно выдвинул идею о бесконечности вселенной и существования в ней множества миров. Основу натурфилософии составлял пантеизм – учение, отождествляющее бога и природу.

 

 


12.Основные направления и проблемы философии Нового времени.

Начавшееся в эпоху Возрождения разложение феодального общества, средневековых институтов и отношений, развитие мануфактурного производства, национального рынка, становление гражданского общества влечет за собой ослабление роли религии и церкви в духовной жизни общества. Возникает новая ориентация в культуре и философии. Если в Средневековье философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается на науку. Происходит окончательная секуляризация научного знания, осознается, что синтез науки и религии, веры и разума не возможен: наукой не признаются никакие авторитеты, кроме авторитета самого разума (ссылка на авторитет Священного Писания как способ аргументации уступает место наблюдению и эксперименту).

В целом развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум направлениям: 1) развивались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Галилей, Кеплер, Ньютон); 2) совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Декарт, Ньютон, Гаусс, Лейбниц). Уже к к. XVII в. европейская наука приобрела вид экспериментально-математического естествознания, а механика стала образцом рационального мироустройства.

Основные идеи философии Нового времени:

1. Механицизм как мировоззрение XVII в. объясняет всю совокупность природных и социальных явлений на основе законов механики. Для него характерно редуцирование сложного к простому, целого к сумме частей.

2. Идея Универсума, Вселенной с едиными и неизменными организационными принципами, абсолютно одинаковыми для всех без исключения областей Вселенной (приходит на смену античной концепции Космоса как иерархически упорядоченной системы).В результате вертикально ориентированный миропорядок Средневековья с его фундаментальной оппозицией земного и небесного уступает место плоскому, во всех направлениях одинаковому природному миропорядку.

3. Деизмучение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным причинным законам, каждый из которых имеет точное математическое выражение. Высшим авторитетом в этом новом мире становится уже не Бог, творящий мир по своей воле, а математизированный разум.

Перед философией этого периода были поставлены светские, практические задачи, в первую очередь, систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний, создание методологии опытного исследования природы, определение будущих путей развития науки, основным критерием которой становилась ее практическая эффективность.

В этом контексте определяется и новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание предмета философии, ее статуса и роли в системе науки, закладываются принципы классического мышления. Предметом новой философиистала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности.

Новое понимание предмета философии выдвинуло на первый план целый ряд гносеологических проблем, основной из которых стала проблема создания универсального метода познания. Метод, по мнению мыслителей Нового времени, выступает одним из наиболее важных условий плодотворного познания, ориентированного на решение следующих задач:

1) получение истинных знаний о мире;

2) обеспечение всеобщего благоденствия и духовного облагораживания человечества на основе очищения человеческого разума от заблуждений, иллюзий и предрассудков.

В понимании существа истинного метода философы Нового времени расходятся и делятся на эмпириков и рационалистов.

Эмпиризм (родоначальник Ф. Бэкон) – это направление в философии, которое признает чувственный опыт в качестве основного источника знаний. Как целостная гносеологическая программа эмпиризм оформился в к. XVII–нач. XVIII вв. Материалистический эмпиризм утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств человека (Бэкон, Гоббс, Локк,Дидро, Гельвеций, Ламетри). Субъективно-идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт индивида (Юм,Беркли).

Основоположения эмпиризма:

· Разум и мышление считаются лишь формирующим, а не творческим началом. Задача разума в процессе познания сводится к правильному обобщению опытных данных, то есть к их группировке и систематизации. Познание же начинается с чувственного восприятия, а именно, с непосредственной регистрации фактов.

· Получение достоверных знаний возможно лишь на основе индуктивного метода, включающего следующие этапы: наблюдение, описание, анализ, сравнение, эксперимент.

· Основой индуктивной методологии, по Бэкону, выступает научный эксперимент, соответствующий следующим требованиям: а) воспроизводимость (стандартизация условий и процедур проведения опыта); б) проверяемость; в) прогностичность (объяснение наблюдаемых в опыте явлений должно обладать предсказательной силой, то есть выводить новое знание); г) логичность (рассуждения ученого должны строиться в соответствии с законами и правилами логики). Эксперимент должен дополнить чистое созерцание целенаправленным наблюдением исследуемого явления в специально созданных условиях, благодаря чему преодолевается субъективность чувственного восприятия. Индукция должна заменить дедукцию, выводящую частное знание из заранее сформулированной всеобщей идеи, рассуждением, восходящим от непосредственной эмпирической данности к всеобщей идее (от частного к общему). Таким образом, всеобщая идея выступает как конечный результат, а не исходный пункт исследования.

Примечательно то, что если до Бэкона философы обращали внимание лишь на те случаи, которые подтверждали доказываемые ими обобщаемые положения, то Бэкон подчеркивает значимость учета тех случаев, которые опровергают обобщения, противоречат им (неполная индукция), то есть усовершенствует метод.

Основная задача разрабатываемого метода сводится к очищению разума от заблуждений, так называемых «идолов», или «призраков»: идолов рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода – ошибки, обусловленные наследственной природой человека, специфическим строением наших органов чувств. Идолы пещеры – предрассудки, которые связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, сформировавшимися вкусами и привычками, воспитанием. Идолы рынка – ошибки, порожденные неправильным словоупотреблением. Идолы театра – заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты или некритическим усвоением ложных мнений и воззрений.

Рационализм(родоначальник – Декарт) – направление, которое выдвигает на первый план панлогические основания науки: признает разум человека источником познания и критерием его истинности. К основному тезису эмпириков «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в опыте» рационалисты добавляют «кроме самого разума». По мнению Декарта, создание нового метода требует прочного основания, которое может быть найдено в самом разуме, а точнее, в его внутреннем первоисточнике – самосознании. Самосознание гарантировано у Декарта наличием Бога, существа, вложившего в человека естественный свет разума: все «смутные» идеи – продукт человека, а потому ложны, все ясные (то есть врожденные идеи чисел, фигур, некоторые аксиомы, например, целое больше части, – от Бога). На основе этого принципа Декарт формулирует правила метода:

1) начинать с простого и очевидного, избегая предвзятости и опрометчивости (так называемое методологическое сомнение);

2) делить каждую из исследуемых проблем на столько частей, сколько необходимо для лучшего их решения;

3) в исследовании восходить от простого к сложному;

4) действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена, для чего необходима интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая делает следствия из них (то есть осуществляет восхождение от общего к частному).

Заслуга в разработке третьего гипотетико-дедуктивного метода принадлежит Галилею. Научный опыт также рассматривается им в качестве ключевого звена в исследовании природы, однако сущностью всякого эксперимента Галилей считает рациональный анализ. Теоретические предположения разума (гипотезы) предваряют эксперимент и лежат в основе его рациональной организации, поскольку ставят вопросы, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Особое значение Галилей придает дедуктивно-математическому осмыслению результатов опыта, в силу чего его метод и называется гипотетико-дедуктивным.

В целом философы данного периода способствовали превращению науки из кустарного промысла в организованное, планомерное производство знаний.

· Идеи «общественного договора»и«естественного права». Индивиды объединяются в государство при помощи «общественногодоговора», без которого они не способны к мирному сосуществованию, поскольку в своем естественном состоянии «человек человеку волк». Государство и общество, а также их организационные принципы выступают, таким образом, в качестве «искусственных, договорных образований» в противовес трактовке происхождения общества божественным установлением (Августин), или интерпретации его как «естественного образования» (Аристотеля). Социальные порядки и гражданское законодательство в концепции «общественного договора» оцениваются с точки зрения их соответствия «законам природы», согласно которым стремление людей к счастью есть основание всякой свободы, а потому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рассматриваться как неотъемлемые, «естественные» права человека и гарантироваться конституционно. Эти идеи легли в основу современной концепции правового государства.


13.Основные достижения немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

Немецкая классическая философия – это период развития немецкой философской мысли сер. XIII–сер. XIX вв., представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

Наиболее важные достижения немецкой классической философии:

· переосмыслено само понимание философии, ее роли в культуре и жизни человечества. Она провозглашена квинтэссенцией культуры (Гегель). Впервые это учение понимается как строгая наука, то есть как системное знание, обладающее особой структурой и понятийным аппаратом;

· осуществлен поворот к истории как философской проблеме, поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее характере и закономерностях. История была рассмотрена как путь разума, имеющего строгие законы, которые можно исследовать и на их основе управлять развитием общества;

· создание второй в истории философии (после античной) формы диалектики.

Основные идеи кантианской философии

Сомнения в способности человека решать все проблемы, опираясь исключительно на собственный разум, находят выражение в критической философии Канта, требующей четко определить сферу компетенции разума, отделив ее от тех областей, в которых рациональная аргументация может оказаться бессмысленной или вредной.

В целом в творчестве Канта традиционно выделяют два периода: докритический и критический.

В «докритическом» периоде (до 1770 г.) Кант развил учение о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, об историческом развитии космических тел, создал гипотезу о возникновении Солнечной системы естественным путем из первоначальной бесформенной туманности. Благодаря этому Кант сумел создать развивающуюся картину мира, которая не соответствовала враждебной эволюции метафизико-механистической модели мира, что оказало важное воздействие на формирование диалектики как учения о развитии и его внутренних источниках.

Во второй период своего творчества, «критический», Кант обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал учение об источниках познания, осуществив «коперниканский переворот в философии». Сущность этого переворота, разрушившего традиционные представления: не способы организации мышления согласуются с формами бытия, а наоборот, мир объектов, каким мы его знаем, согласуется с формами организации нашего мышления. Результатом подобного творчества является рассогласование (несовпадение) между миром вещей в себе и миром вещей для нас, именно поэтому человек не в состоянии постичь истинную сущность вещей. Подобная позиция принципиальной непознаваемости мира получила название агностицизма.

Мир вещей-в-себе – это нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания, и независимая от него. Вещь в себе лишь возбуждает наши познавательные способности, сообщает им импульс к действию. Результат этого действия – образ внешнего мира (мир вещей для нас), состоящего из множества самостоятельных, отделенных друг от друга предметов, связанных между собой устойчивыми законосообразными отношениями. Образ мира конструируется в процессе познания и определяется, прежде всего, организационными (априорными) формами наших познавательных способностей. Априорные(доопытные) формы исходят не из опыта отдельного человека, а из опыта всего человечества. В числе познавательных способностей Кант называет следующие:

1) Чувственность, или способность восприятия и представления: на данном этапе хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм чувственностипространства и времени.

2) Рассудок, обладающий априорной способностью продуцировать понятия и категории, а также формировать на их основе суждения: благодаря этому чувственный опыт оказывается уложенным в понятийную «сетку».

3) Разум, или способность умозаключения, функция которого заключается в формировании предельных целей познания в виде безусловных (выводящих за пределы опыта) идей – идеи души, природы и Бога. В идее души человеческий разум стремится охватить всю сферу внутреннего опыта, в идее природы – всю сферу внешнего, в идее Бога – дать основание всякому опыту вообще.

Познающее сознание, таким образом, уподобляется Кантом некоей машине, которая, обрабатывая чувственный материал, придает ему форму представлений и суждений. Его деятельность оказывается ограниченной сферой опыта. И хотя безусловные идеи не выводимы из опыта и поэтому не познаваемы разумом, Кант, однако, не отрицает ни существования Бога, ни бессмертия души. В его представлении человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом, – в бытие Бога, в существование свободы, безотносительность добра. С этих позиций Кантом и определяются основные вопросы его практической философии «На что я могу надеяться?» и «Что я должен делать?».

Рассудочное знание, по Канту, не может выступать в качестве рационального обоснования деятельности человека как свободного существа. Действие, осуществляемое в соответствии с таким знанием, является мотивированным извне, то есть вынужденным, обусловленным. Человек же как свободное существо должен быть автономен в своих решениях, то есть независимым от обстоятельств. Поэтому его поступки могут опираться лишь на такие моральные нормы, которые были бы независимы не только от давления обстоятельств или законов природы, но и от всякого субъективного представления о счастье, выведенного из опыта.

Мир свободы, таким образом, – это мир морального выбора, где человек подчинен лишь самостоятельно выдвигаемым правилам. Опорой нравственности и свободы оказывается не разум, а моральная вера, или разумная воля, руководствующаяся категорическим императивом (требование, которое должно выполняться при любых условиях): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы во всякое время служить и нормой всеобщего законодательства». Свобода человека, по Канту, состоит не в том, что его действие дает именно тот результат, к которому он стремится, а в том, что он волен действовать вопреки обстоятельствам и даже без надежды на успех, лишь в соответствии с требованиями долга. Категорическим императивом предписывается универсальное требование рассматривать другого человека только как цель (как высшую ценность) и никогда не считать его средством для удовлетворения своих потребностей.

Показывая ограниченность разума, его привязанность к миру явлений, Кант отрицает возможность глобального переустройства мира на его основе. Всякая целерационально организованная деятельность, направленная на преобразование мира, содержит в себе опасность превращения человека в средство.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!