Глава 2. Преобразования Шан Яна в царстве Цинь



Воплощение теоретических положений Шан Яна в законы и систему управления древнего Китая возможно проследить по труду «Ши цзи» историографа империи Хань Сыма Цяня.

 В 356-350 гг. до н. э. Шан Яну удалось провести в царстве Цинь целый комплекс реформ. Сведения труда «Ши цзи» носят лаконичный характер. Согласно данному источнику, в 356 г. до н.э. Шан Ян провел следующие преобразования:

1.«Приказал народу разделиться на |группы] по пять и десять [семей], установил [систему] взаимного наблюдения и ответственности [за преступления]. Тот, кто не донесет о преступнике, будет разрублен пополам: тот, кто донесет о преступнике, будет награжден так же, как (воин], отрубивший голову врага; скрывших преступника наказывать так же, как и [воина], сдавшегося врагу».

2. «Те из народа, кто, имея [в семье] двух и более мужчин, не разделили [с ними хозяйства], платят двойной налог».

3. «Имеющий воинские заслуги получает от правителя ранг знатности в соответствии с [установленным] порядком. Тот, кто сражается [с другими] из-за личных интересов, подвергается суровым или легким наказаниям, в зависимости от тяжести преступления».

4.«Большие и малые — те, кто, усиленно трудясь [на ниве] основного занятия, пашут, ткут и производят много зерна и шелка, освобождаются от несения трудовых повинностей. Извлекающие выгоду из второстепенных занятий[14], а также бедные из-за [собственной] лени должны быть превращены в рабов».

5.«[Члены] знатных домов, не имеющие воинских заслуг, рассматриваются как не имеющие права быть внесенными в списки знати. Для [обладателя] каждого [ранга] устанавливается четкое деление в [размере] частных полей, [количестве] домов, слуг, служанок и в [виде] одежды. Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим оных не разрешать роскоши даже при богатстве».

Реформы 356 г. до н.э. явились конкретным воплощением основных замыслов Шан Яна, изложенных в трактате «Книга правителя области Шан». Особое внимание было уделено земледелию и ведению войны.

Те, кто не занят в сельском хозяйстве или проявляет воинственность не на полях сражений с армией противника, а в борьбе за свои личные интересы, должны были наказываться по закону в зависимости от тяжести совершенного ими преступления.

Особенное внимание уделил Шан Ян аристократии. Были ущемлены права наследственной аристократии, которая лишилась наследственного права на занятие административных постов, на наследственные владения. В результате реформ изменился принцип получения рангов знатности в царстве Цинь. Аристократия попадала в прямую зависимость от царя, который определял, насколько военная доблесть того или иного претендента заслуживает быть отмеченной рангом знатности. Правитель получил право лишать рангов знатности неугодных ему представителей аристократии.

Земельные общинники попадали под прямой контроль царских чиновников. Обложение земледельцев двойным налогом было направлено на принудительное дробление больших патриархальных семей. Многие данные свидетельствуют о том, что Шан Яну не удалось разделить большие семьи. Указ 117 г. н. э. официально отменил закон Шан Яна о принудительном выделении взрослых сыновей.

Исследователи, переводившие текст этой реформы из главы 68 «Ши цзи» о порабощении лиц, извлекающих выгоду из торговли и ремесла, а также «бедных из-за лени», не сомневались в ее реальности. Отдельные ученые, в частности Ян Хин-шун, использовали сведения об этой реформе в качестве доказательства массового порабощения общинников в V—III вв.

В трактате термин «лентяй» (дай жэ) носит специфическую смысловую нагрузку: земледельцев, независимо от их имущественного положения, редко относили к категории «лентяев», если они продолжали жить у себя в деревне. «Лентяй» для Шан Яна чаще всего тот, кто не трудится в земледелии, но «лентяй» - это не синоним бездельника. В второй главе «Указ об обработке пустующих земель» приводится следующая рекомендация Шан Яна: «Если сосредоточить в одних руках [право собственности] на горы и водоемы, то людям, ненавидящим земледелие, лентяям и стремящимся извлечь двойную |прибыль] нечем будет кормиться. А если им нечем будет кормиться, то они непременно [обратятся] к земледелию». Здесь перечисляются различные категории населения, занятые разработкой и реализацией горных и водных богатств, среди них были и солевары и продавцы соли (те, кто стремился извлечь двойную прибыль), рудокопы и железоплавильщики, могли быть и купцы, торговавшие железными изделиями. «Лентяи» в этом перечне рассматриваются наравне с «ненавидящими земледелие» и «стремящимися извлечь двойную [прибыль]» — все это трудящийся и торговый люд. Излагая содержание реформы и стараясь быть предельно точным, Сыма Цянь, вероятнее всего, оперировал терминами Шан Яна: «бедные из-за лени», о которых говорится в тексте знаменитой реформы, могли означать беднейшую часть населения, занятую не в основной отрасли производства.

Ко второй категории населения, которую, по словам Сыма Цяня, собирался поработить Шан Ян, относились «все те, кто извлекает выгоду из занятия второстепенным делом», т. е. все торговцы и ремесленники, как богатые, так и бедные.

Следует отметить, что Шан Ян не мог пойти на порабощение всех торговцев и ремесленников, поскольку, тогда замерла бы вся торговая жизнь в государстве.

Экономическая программа Шан Яна сводилась к ограничению и контролю деятельности купцов, но не к ее пресечению. Практика легистских правителей показывает, что богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских, как правило, не подвергались суровым наказаниям. Порабощению могла подвергнуться лишь какая-то часть бедных торговцев, бедных ремесленников, наемных работников, занятых в различных промыслах, а также бродячих людей. Вполне возможно, что в результате этой реформы было порабощено и некоторое число общинников. Однако в то время этот процесс еще не принял массового характера, он усилился позднее, во II—I вв. по мере роста крупной частной земельной собственности.

 Реформы 356 г. до н.э. встретили ожесточенное сопротивление представителей аристократии и торговцев. По-видимому, они вызвали также протест и бедных общинников, недовольных приказом о принудительном разделе больших семей. Однако Шан Яну удалось подавить протест - все недовольные были сосланы в пограничные районы Китая. После этого, как сообщает Сыма Цянь, «уже никто из народа не осмеливался осуждать законы Шан Яна».

 В 350-м году до н. э. был издан указ, запрещавший отцам, сыновьям и братьям жить в одном доме. Шан Ян, как отмечает Сыма Цянь, «объединил в уезды маленькие города, волости, поселения и деревушки, где проживали кровные родственники. Всего был учрежден 31 уезд». Раздел царства на уезды означал, что власть на местах должна была перейти в руки царских чиновников. Реформы 350 года до н.э. подорвали власть аристократии на местах.

В 350-м году до н.э. Шан Ян узаконил право частной собственности на пахотные земли: «Чтобы [разграничить] поля, [Шан Ян приказал] провести продольные и поперечные межи, насыпать земли на границах [владений]. Уравнял налоги и подати».

В царстве Цинь были введены также законы об охране некоторых видов частной собственности. В частности, был издан закон о смертной казни за кражу тяглового скота. Основными владельцами тяглового скота могли быть только богатые общинники, т.к. лошадь и вол стоили в то время довольно дорого. Мероприятия, направленные на признание и защиту прав собственности, были выгодны прежде всего новой имущественной знати. Шан Яном были унифицированы меры длины, веса, объема.

В современной историографии, особенно в китайской, распространено мнение, согласно которому, в связи с реформами Шан Яна и развитием частной земельной собственности земельная община исчезла уже к концу III в. до н. э. Однако на самом деле все эти изменения не привели к исчезновению общины, они повлияли лишь на ее характер. Из собственника земли община превратилась к концу III в до н. э. в самоуправляющееся объединение свободных земельных собственников. Последовательное осуществление преобразований Шан Яна позволило правителю сосредоточить в своих руках всю полноту власти в древнем Китае.

 В связи с новым административно-территориальным делением были созданы благоприятные возможности для назначения на должности тех лиц, которые доказали личную преданность правителю.

Осуществились замыслы Шан Яна и во внешней политике - царство Цинь вступило в полосу непрерывных войн и начинало побеждать армии своих соседей. Оно постепенно превращалось в одно из могущественных китайских государств.

Как считают исследователи, усиление царства Цинь явилось наглядной демонстрацией результативности учения Шан Яна.

 

 

Заключение

Проведенный анализ трактата «Книга правителя области Шан» позволяет оценить данный исторический источник как репрезентативный, обладающим высоким информационным потенциалом, позволяющим изучать экономические взгляды одного из представителя легистского учения Шан Яна. 

Изучение данного источника необходимо для лучшего понимания правовой и политической культуры КНР. На общегосударственном уровне в КНР сегодня распространена основная идея легистов о равенстве всех перед законом. Во внутренней политики КНР большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства как одной из основ развития китайской экономики, социальной стабильности и самостоятельности государства.

 

Источники и литература

1. Козлихин И.Ю. Китайская правовая традиция // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2016. – Вып.3. – С.4.

2. Книга правителя области Шан, перевод с китайского языка, вступительная статья, комментарий и послесловие Л.С. Переломова. – М.: НИЦ «Ладомир», 1993. – С.14.

3. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. – М.: Российская академия правосудия, 2012. – 580 С.

4. Халтаева О.Р. Концепция государственного управления легистов и учение о Небе в период Чуньцо и Чжаньго // Вестник Бурятского государственного университета. –2015. – Вып.14. – С.9-13.

5. Халтурина П.В. Борьба за Великую равнину в период Чжаньго: войны между царствами Вэй и Цинь // Общество и государство в Китае. – 2011. – № 41. – С.28-39.

 


[1]Прим.: Гунсунь Ян известен в истории под именем Шан Яна – правителя области Шан, пожалованной ему циньским правителем Сяо Гуном (361-338 гг. до н.э.).

[2]В.В. Лапаева. Типы правопонимания: правовая теория и практика. – М.: Российская академия правосудия, 2012. – С. 38.

[3]Там же.С.38.

[4]О.Р.Халтаева. Концепция государственного управления легистов и учение о Небе в период Чуньцо и Чжаньго // Вестник Бурятского государственного университета. – Вып.14. – 2015. – С.12.

[5]Там же.С.12.

[6] И.Ю. Козлихин. Китайская правовая традиция // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Вып.3. – 2016. – С.7.

[7]Книга правителя области Шан, перевод Л.С. Переломова. – М.: НИЦ «Ладомир», 1993. –С.14.

[8]Там же.С.14.

[9]И.Ю. Козлихин. Китайская правовая традиция // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Вып.3. – 2016. – С.4.

[10]Там же.С.136.

[11]Книга правителя области Шан, перевод с китайского языка, вступительная статья, комментарий и послесловие Л.С. Переломова. – М.: НИЦ «Ладомир», 1993. – С.13.

[12]Там же.С.13.

[13]П.В. Халтурина. Борьба за Великую равнину в период Чжаньго: войны между царствами Вэй и Цинь // Общество и государство в Китае. – 2011. – № 41. – С.28-39.

[14]Прим.: торговля и ремесло.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1072; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!