Глава 1. Экономическая программа Шан Яна.



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Институт общественных наук

Направление подготовки: 46.04.01 История

Направленность (профиль): «Социально-экономическая история России и мира»

Школа актуальных гуманитарных исследований

Лаборатория античной культуры

ДОКЛАД

По дисциплине «Экономическая история досовременного мира: Восток и Запад»

на тему:

«Экономические воззрения в системе политических идеалов легистов Древнего Китая (по данным сочинения Шан Яна «Книга правителя области Шан»)»

Автор работы:

студентка 1 курса                                                                                                                                                                                 

очной формы обучения

Кравцова Екатерина Юрьевна

 

подпись_______________________

Проверил:

к.и.н., доцент кафедры

всеобщей истории факультета архивного

дела Историко-архивного института

РГГУ, ведущий научный сотрудник

лаборатории античной культуры ШАГИ

РАНХиГС при Президенте РФ

Ауров Олег Валентинович

 

Оценка_________________________

 

Подпись ________________________

 

 «_____» ___________20____ г.

Москва 2018 г.

Содержание

Введение                                                                          С.3-7

     Историографический обзор                                           С.4-5

     Источниковедческий анализ                                          С.5-6

     Цели и структура работы                                                С.7

Глава 1. Экономическая программа Шан Яна              С.8-12

Глава 2. Преобразования Шан Яна в царстве Цинь         С.13-18

Заключение                                                                       С.19

Источники и литература                                                  С.20

 

Введение

«Книга правителя области Шан» (Шан цзюнь шу) - важный памятник общественно-политической мысли легистской школы древнего Китая. Авторство этого трактата приписывают государственному деятелю и реформатору Древнего Китая Гунсунь Яну[1].

В основе учения древнекитайских легистов IV в. до н.э. лежало представление о тотальном административно-управленческом насилии[2]. С точки зрения представителей легистской школы, такой тип насилия представляет собой наиболее эффективное средство регулирования отношений в обществе[3].

С точки зрения О.Р. Халтаевой, автором основных положений легизма является Шан Ян[4]. Он был главным советником циньского правителя Сяо Гуна с 361 г. до н.э., предложил ряд реформ, направленных на укрепление государственного управления[5]. Шан Ян в течение 356-350 гг. до н.э. провел пять реформ: снижение роли родовой аристократии в Китае, установление контроля над чиновниками, создание условий для развития сельского хозяйства, усиление военного могущества царства Цинь [6].

«Книга правителя области Шан» представляет собой политико-правовой трактат, в котором представлена модель деспотического государства в древнем Китае.

В период империи Цинь (221-207) «Книга правителя области Шан» являлась одной из наиболее почитаемых книг, поскольку, идеи Шан Яна играли ключевую роль в государственной жизни древнего Китая[7]. Правители циньской династии и высшие сановники обращались к трактату, особенно в критические моменты, в поисках ответа на решение сложных политических вопросов[8].

В русле легизма были сформулированы принципы политической и правовой систем Китая на многие века вперед[9]

Следует отметить, что трактат «Книга правителя области Шан» оказал большое влияние на формирование ортодоксального конфуцианства, правовое сознание и правовую культуру китайского гражданина, на формирование бюрократической системы управления, функционировавшей в Китае без кардинальных изменений с конца I до н.э. до начала XX в.[10]

Историографический обзор

Изучение трактата сегодня «Книга правителя области Шан» необходимо для понимания общественно-политической мысли древнего Китая, в частности представителей школы легизма. Идеи представителя легистской школы Шан Яна были реализованы на практике в древнем Китае, они оказали наиболее влияние на становление и развитие политической и правовой культуры КНР.

В китайской историографии существует дискуссия относительно авторства трактата «Книга правителя области Шан». Устоявшаяся исследовательская традиция приписывает авторство трактата Шан Яну[11]. Исследователи отмечают, что основной текст источника был написан не позднее III в. до н.э.[12]

Голландский исследователь Я. Дайвендак перевел трактат «Книга правителя области Шан» на европейский язык. Я. Дайвендак доказал, что отдельные части трактата написаны различным стилем. Одни из глав (или их части) были написаны более древним стилем, чем другие. Я. Дайвендак отмечает, что те главы, которые были написаны ранее других, содержат, по-видимому, искаженные остатки самого раннего, уже утерянного текста книги; остальные главы следует датировать III в. до н.э. Последнюю главу «Закрепление прав и обязанностей», с точки зрения Я. Дайвендака, следует датировать второй половиной III в. до н. э.

 Исходя из этого, можно согласиться с распространенной в историографии точкой зрения, что «Книга правителя области Шан» представляет собой источник, составленный из более ранних списков.

В российской историографии утвердилась распространенная точка зрения среди исследователей, согласно которой, государственные преобразования Шан Яна являлись эффективными, способствовавшими военной мощи царства Цинь[13].

Источниковедческий анализ

Цель данного раздела – анализ содержания «Книга правителя области Шан», т.е. выявление степени его репрезентативности, анализ его информационного потенциала.

Задача – показать, какие экономические идеи легистов отражает данный источник.

Книга правителя области Шан состоит из двадцати шести глав. Условно источник можно разделить на две категории глав: главы, в которых выражена политическая программа, и главы, посвященные экономической программе преобразований. 

Большая часть глав трактата «Книга правителя области Шан» посвящена политической составляющей государственных преобразований. Поскольку в данном докладе основное внимание будет уделено экономической программе преобразований, предложенной Шан Яном, в первую очередь интересна экономическая составляющая рекомендованных преобразований в древнем Китае.

Информацию об экономических взглядах Шан Яна содержат следующие главы: вторая глава «Указ об обработке пустующих земель», третья глава «Земледелие и война», четвертая глава «Устранение сильных», тринадцатая глава «Сделать строгими приказы», пятнадцатая глава «О привлечении народа [в царство Цинь]», девятнадцатая глава «В пределах границ», двадцать третья глава «Правитель и сановники». В перечисленных главах предложены конкретные меры экономических преобразований в масштабах древнего Китая. В связи с этим, можно говорить о том, что информационный потенциал данного исторического источника высок и его следует использовать при изучении экономических взглядов легистов.

«Книга правителя области Шан» является репрезентативным источником, поскольку, данный источник позволяет изучить экономические взгляды Шан Яна. 

В ходе изучения источника было установлено, что данный источник возможно использовать в исследовательской практике при изучении экономических взглядов одного из представителей легистской школы Шан Яна. Ответ на дискуссионный вопрос в историографии об авторстве Шан Яна данного трактата следует решать при помощи иных исторических источников.

 

Цели и структура работы

Основная часть доклада представлена двумя главами, озаглавленными в соответствии с основным содержанием доклада. Предметом анализа в них является экономическая составляющая программы преобразований, предложенной Шан Яном.

 

Глава 1. Экономическая программа Шан Яна.

В третьей главе «Земледелие и война» Шан Ян рассматривает земледелие в качестве основного занятия населения. По его мнению, помыслы китайцев должны быть обращены к земледелию.

В учении Шан Яна сельское хозяйство играет ключевую роль, поскольку, реализация многих преобразований зависела от решения зерновой проблемы в древнем Китае. В третьей главе «Земледелие и война» приводится указанию правителю: «Тот, кто стремится к процветанию страны, не ослабляет внимания к земледелию, даже если амбары и житницы переполнены».

Внимание к зерновой проблеме Шан Яна объясняется тем, что от ее разрешения зависела успешная и внутренняя, и внешняя политика древнего Китая.

 В третьей главе «Земледелие и война» обосновывается необходимость создания продовольственных запасов: «В сильном [государстве] продукты прибывают, в слабом убывают. Поэтому страна, где продукты прибывают, — сильна, а страна, где продукты убывают, — слаба».

В двадцать третьей главе «Правитель и сановники» Шан Ян пишет о необходимости остановить процесс разорения и бегства земледельцев: «Управляя государством — умный правитель должен... сделать так, чтобы земледельцы не покидали земли, чтобы они могли прокормить своих родителей и управляться со всеми семейными делами». С точки зрения Шан Яна, данная мера способствует повышению производства зерна, увеличению налоговых поступлений в государственную казну Китая.

Шан Ян предлагал правителю провести всеобщую подворную перепись (вторая глава «Указ об обработке пустующих земель»,четвертаяглава «Устранение сильных»,тринадцатая глава «Сделать строгими приказы», девятнадцатая глава «В пределах границ»). С точки зрения Шан Яна, всеобщая подворная перепись позволила бы представить реальное положение в деревне и ввести новую, более совершенную и гибкую налоговую систему — взимать налог в зависимости от урожая.

Во второй главе «Указ об обработке пустующих земель» Шан Ян дает следующую рекомендацию: «Если взимать налог с количества зерна, [собранного земледельцами], то это значит, что правитель установит единый [для всех закон о налоге] и народ успокоится».

При помощи подворных списков (переписи) Шан Ян надеялся выявить всех уклоняющихся от земледелия, особенно тех, кто оказался в частной зависимости и перестал платить налоги. Шан Ян попытался разрешить аграрный кризис за счет использования целинных земель в Китае.

В трактате поднимается вопрос о необходимости использования целинных земель. По мнению Шан Яна, ключевое значение для укрепления могущества Китая имеет умелое использование целинных земель: «...иметь огромные земли и не распахивать целину — все равно что не иметь земли... Поэтому искусство управления государством заключается в умении сосредоточить все усилия на поднятии целины».

Поднятию целины посвящена вторая глава «Указ об обработке пустующих земель» трактата. Данная глава представляет собой предварительный вариант черновика царского указа, который был составлен Шан Яном. В этой главе приводится подробный перечень конкретных мероприятий, направленных на привлечение земледельцев к освоению пустующих земель.

Обработка целинных земель являлась ключевой идеей Шан Яна, поскольку, данная мера позволяла с переселенных на целинные земли землевладельцев взимать налоги в пользу государственной казны. В трактате отсутствуют сведения о правовом статусе переселенных на целинные земли земледельцев. Неясно, становились ли землевладельцы собственниками обработанных ими участков целинных земель или получали земли на правах держания.

В пятнадцатой главе «О привлечении народа [в царство Цинь]» Шан Ян продолжает развивать идеи о землевладельцах, которых необходимо переселить на целинные земли. Шан Ян предложил циньскому правителю Сяо Гуну пригласить в царство Цинь безземельных общинников из соседних китайских государств.

Шан Ян в пятнадцатой главе «О привлечении народа [в царство Цинь]» писал не только о приглашении безземельных общинников из соседних государств в царство Цинь, но и об изменениях во внутренней экономической политике, в частности, об освобождении от уплаты налогов и несения воинской обязанности пришедших землевладельцев на территорию царства Цинь: «Если ныне вы явите милость и огласите доступное всем воззвание об освобождении от повинностей и ратного дела в течение трех поколений тех. кто, доверившись справедливости, придет к нам из соседних царств, а также о том, что в пределах четырех границ Цинь с населения, живущего в горах, на склонах гор, на холмах и на болотах, в течение десяти лет не будет взиматься никаких налогов, и если все это будет записано в виде закона, то в царстве Цинь будет миллион тружеников...».

Шан Ян рассматривал торговлю рангами знатности и государственными должностями в древнем Китае как меру, способствующую увеличению доходов царской казны. В тринадцатой главе «Сделать строгими приказы» Шан Ян предлагает: «Если в народе имеются люди, обладающие излишком зерна, следует поступить так, чтобы им за сдачу [лишнего] зерна предоставлялись чиновничьи должности и ранги знатности.

Очень многие люди в древнем Китае хотели приобрести должность, поскольку, чиновники освобождались от уплаты налогов и несения повинностей. Обладатель ранга знатности освобождался от трудовой повинности, он мог иметь зависимого. Тех, кто имел девятый и более высокий ранг знатности, обещали наделить правом сбора налогов с 300 семей земельных общинников.

По мнению Шан Яна, осуществление всех перечисленных мер должно было обеспечить успешное решение продовольственной проблемы в масштабах всего государства.

Значительное место в экономической программе Шан Яна уделяется и торговле, однако она рассматривается главным образом в связи с ее негативным влиянием на сельское хозяйство. Шан Ян осуждает торговцев за то, что они дают приют разорившимся земельным общинникам. Он рекомендует правителю царства Цинь использовать на государственных повинностях всех частнозависимых и рабов, находившихся на службе у торговцев. С помощью этой меры, как считал Шан Ян, часть бывших общинников можно было вернуть к земледельческому труду в деревню.

Шан Ян пытался оказать давление на торговцев, используя различные экономические рычаги. В то время представители легистской школы разрабатывали концепцию регулирующей роли государства в стабилизации рыночных цен. Они полагали, что государственный контроль над ценами на зерно и разумная политика государственных закупок смогут пресечь ростовщическую деятельность купцов, которые наживались на искусственном колебании цен.

Шан Ян предложил правителю запретить частную торговлю зерном, чтобы купцы не могли скупать по низким ценам сельскохозяйственные продукты в урожайные годы и сбывать их за высокую цену в голодное время: «Пусть торговцы не имеют возможности скупать зерно, а земледельцы продавать его [купцам]... Если купцы будут лишены возможности скупать зерно, то в урожайный год они не получат новых благ от [новых доходов]. А если они не получат новых благ от [новых доходов] в урожайный год, то и в голодный год лишатся крупных барышей. Если они лишатся крупных барышей, то будут бояться [разорения]...».

Шан Ян советует повысить пошлины на продажу различных товаров: «Если резко повысить пошлины, взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы возненавидят торговцев, а те усомнятся в [доходность торговли] и утратят предприимчивость».

Выдвигая целый ряд ограничительных мер, Шан Ян стремился замедлить темпы развития торговли и ограничить число торговцев в древнем Китае.

Однако, Шан Ян отмечал и значение торговли для государственной казны древнего Китая. «Земледелие, торговля и управление — три основные [функции] государства. Земледельцы обрабатывают землю, торговцы доставляют товары, чиновники управляют народом. Следует отметить, что Шан Ян в трактате «Книга правителя области Шан» нигде не говорит о запрещении купцам покупать за зерно должности и ранги знатности.

Среди теоретических положений экономической программы Шан Яна заслуживает внимания тезис об укреплении экономического могущества царской семьи. Шан Ян предложил ввести государственную монополию на разработку естественных богатств, передав доходы правящему дому царства Цинь: «Если сосредоточить в одних руках [право собственности] на горы и водоемы, то людям, ненавидящим земледелие, лентяям и стремящимся извлечь двойную [прибыль] нечем будет кормиться».

Это предложение сыграло в дальнейшем ключевую роль в укреплении экономической основы китайского централизованного бюрократического государства — в империях Цинь и Хань были учреждены государственные монополии на добычу соли и железа.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!