История создания произведения



Содержание.

1. Содержание                                                                                   1 стр.

2. Введение                                                                                                  2 стр.

3. Биографические сведения                                                              4 стр.

4. История создания произведения                                                            6 стр.

5. Практическая разработка урока                                                            7 стр.

6. Заключение                                                                                    9 стр.

7. Список используемой литературы                                           10 стр.

8. Приложение. Тест Макса Люшера.                                                            

9. Нотные приложения                                                                                   

Введение.

В государственном стандарте общего образования основной задачей модернизации российского образования обозначено – «значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени»[1].

В большей степени решает эти задачи программа по предмету Музыка 5 – 9 кл. под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. В программе отражена идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Тема урока «Фортуна правит миром» по произведению Карла Орфа кантата «Кармина Бурана» заимствована из данной программы.

Тема первого полугодия для 6 года обучения: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» [2]. Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения.

Урок «Фортуна правит миром» - составная часть темы «Образы духовной музыки Западной Европы».

Задачи урока:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений.

- развитие творческого потенциала.

- развитие ассоциативно-образного мышления на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства.

- воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании художественного образа.

- познакомить учащихся со сценической кантатой Карла Орфа «Кармина Бурана»

Методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, освоение содержания произведения на уровне:

a) понимания художественной значимости сочинения, в контексте культурных ценностей эпохи, понимания творчества композитора, особенностей восприятия современного слушателя

b) осознание нравственной проблематики сочинения

c) усвоение языковых свойств музыкального образа.

Использование форм общения – диалог, коллективное обсуждение.

- привлечение произведений изобразительного искусства (средневековая миниатюра) и литературы (поэзия вагантов) для осознания вечной темы искусства и жизни.

- художественно-практический: пластическое интонирование, пение.

- метод интонационно-образного анализа.

- метод цветового моделирования музыки. Для диагностики эмоционального переживания произведения. (набор цветового теста Люшера).[3]

 

Музыкальный материал:

Из вагантов. (XI – XIIIвв.) из вокального цикла «По волне моей памяти». Д.Тухманов.

«Кармина Бурана». К.Орф Мирские песнопения. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра.

· О, Фортуна! (№1)

· Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой (№2)

· Тая, исчезает снег (№5)

· Купец, продай мне краску (№8)

· Приходи же, приходи (№20)

· На неверных весах моей души (№21)

 

Понятийный аппарат:

- сценическая кантата

- хор

- оркестр

- особенности ритма

 

В ходе урока используются технические средства обучения: магнитофон, аудиозапись.

Биографические сведения

Карл Орф(1895-1982)

 

В сложной и многоцветной музыкальной культуре Западной Европы ХХ столетия Карлу Орфу принадлежит особое место. Современник Стравинского и Хиндемита, Бартока и Онеггера, Шенберга, Веберна и Берга, он избрал свой собственный путь после долгих и непростых исканий.

Орф – художник, остро ощущающий кризисную ситуацию современного западного искусства. Он подверг сомнению возможность дальнейшего развития музыкального искусства в традиционных жанрах (оперы, симфонии, инструментального концерта и др.). Исторический путь, приведший современную западную музыку к переусложнению техники и разрыву с аудиторией, Орф считает до конца пройденным, несмотря на живучесть некоторых модернистских школ и направлений. Орф не применял атональную, сериальную, сонористическую технику композиции, а стремился возродить простейшие элементы музыки (монодия, простые гармонические структуры и т.п.). Нередко простота его художественных средств на практике оказывалась новой сложностью. Наряду с простыми музыкальными структурами в его произведениях применяются средства, затрудняющие их восприятие и создающие значительные препятствия для исполнения (гигантские инструментальные составы с редкими экзотическими инструментами, введение древних и диалектных текстов, не допускающих перевода на современные языки).

Детство и юность Орфа прошли в Баварии[4]. Страсть к музыкально-драматическому театру, возникшая у будущего композитора с ранних лет, сохранилась на всю жизнь. Получив солидное образование в классической гимназии, с увлечением освоив древние языки, юноша научился ценить и понимать старину, традиции и культуру родного края, его пронизанную яркими фольклорными интонациями музыкальную образность, царившую в представлениях ярмарочных и уличных комедиантов.

Орф испытал влияние Дебюсси, Рихарда Штрауса. Важнейшими вехами на пути к успеху «Кармина Бурана» для Орфа были и тщательное изучение партитур старинных мастеров (Лассо, Палестрина, Монтеверди), и попытки свободно и вместе, с тем, стильной «театрализованной» обработки их сочинений. Отвечая на вопрос о причинах его пристрастия к музыке прошлого, Орф писал: «Меня привлекает в ней не старина, а значительность содержания. Все преходящее уносится временем, остается духовная мощь».

В большинстве зрелых сочинений Орфа, предназначенных почти исключительно для синтетического музыкально-драматического представления, сочетается античная и народно-национальная тематика. Так, «Кармина Бурана» (1936) в совокупности с «Катулли кармина» (1942) и «Триумфом Афродиты» (1951) образуют единый цикл – триптих, впервые успешно исполненный на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала в 1953 году. К произведениям сказочной тематики относятся «Луна» (1938), «Умница» (1942), «Астутули» (1952), близка им и созданная на основе баварской исторической хроники музыкальная драма «Бернауэрин» (1945). Дух древнегреческой трагедии воссоздан композитором в «Антигоне» (1948), «Царе Эдипе» (1959), «Прометее» (1967). Образы средневековх баварских народных мистерий оживают в «Воскресении Христа» (1955), «Чуде рождения младенца» (1960) и «Мистерии о конце времени» (1971). Все эти столь разные сочинения внешне объединяет неповторимый музыкальный язык Орфа – мощный, суровый, подчас грубоватый, лишенный внешних проявлений чувственности, но всегда захватывающий, увлекающий как исполнителей, так и слушателей. Первозданные ритмы, архаические фольклорные обороты, неразрывно сплетенные со средневековыми интонациями латинской церковной музыки, экономия выразительных средств – все это скреплено, сцементировано художественной волей Орфа, его вкусом и глубоким знанием законов музыкально-сценического действия.

История создания произведения

Кантата «Кармина Бурана» была написана на латинские, старо-немецкие и старо-французские тексты, заимствованные из одноименного рукописного сборника конца Х111 в. («Кармина» означает «стихи, песни», «Бурана» - латинское название местности в Баварии, где располагался монастырь, в котором была обнаружена рукопись). Этот сборник был опубликован в 1847г. и содержал лирические, морализующие и сатирические стихи вагантов и бродячих школяров, которые по своему духу и направленности предвосхищали грядущую эпоху Возрождения. Тексты, отобранные Орфом, достаточно полно отражают все три названных направления. Основной пафос «Кармина Бурана» - в прославлении земной жизни несмотря на жестокие подчас превратности Фортуны – Судьбы.

Все, что привиделось композитору за чтением драгоценного сборника, он пересказал языком музыки.

Средневековая миниатюра, воспроизведенная на первой странице старинного рукописного сборника «Кармина Бурана», подсказала Орфу композиционный план кантаты. Колесо Фортуны то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая свой полный оборот. Колесо Фортуны, которое с одной стороны приводит в движение ангел, а с другой – дьявол, - главный сценический образ кантаты.

Гимном, восхваление Фортуны начинается и заканчивается «Кармина Бурана». Все в жизни человека подвластно всемогущей Фортуне – богине счастья, случая и удачи.

Кантата имеет подзаголовок «Мирские песнопения». В величественном прологе – два больших номера: «О, Фортуна!» и «Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой».

Три части кантаты: «Ранней весной», «В таверне», и «О любви» - представляют собой контрастные картины жизни: весенняя природа и нежность человеческих чувств, лирические объяснения влюбленных, ярмарочное представление, необузданное веселье в таверне, красота жизни и ее торжественное прославление. В зависимости от поворотов колеса меняются сценические картины. Судьба человека изменчива: счастье и горе, благополучие и нищета, радость и слезы.

Песни славят весеннюю природу, расцветающую под лучами бога-целителя, прорицателя и покровителя искусств Феба (Аполлона); богиню весеннего цветения Флору; приветствуют богиню земли Майю за то, что она вселяет в людские сердца любовь; поются в честь богини любви и красоты Венеры.

Всеобщее признание пришло к композитору после премьеры «Кармина Бурана» во Франкфурте-на-Майне в 1937г.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!