Практическая разработка урока



I. Орг. момент.                                                                      - 2 мин.

II. Ход урока.

· Вступительное слово учителя:                                       - 1,5 мин

 

На уроке будет представлено творчество немецкого композитора XXв – сочинение для солистов, хора, оркестра – новый музыкально-театральный жанр, где равноправно сочетаются музыка, танец и сценическое действо. Это кантата «Кармина Бурана» (работа с учебником стр.76).

 

Слезы катятся из глаз,

арфы плачут струны.

Посвящаю свой рассказ

колесу Фортуны

              Из поэзии вагантов

 

· Учитель предлагает познакомиться с фрагментом кантаты и послушать начало Пролога.                                                                - 2,36 мин.

 

· Предлагаем ответить на вопросы. ∙ О чем может быть такая музыка? ∙ Какую поэтическую идею она несет в себе? Подсказкой послужат первые слова «О, Фортуна», которые учащиеся поймут, несмотря на исполнение музыки на латинском языке. ∙ Что означает слово «Фортуна»?                                                                 - 3 мин.

 

· Учитель выслушивает ответы. Обобщает. В античности Фортуной называли богиню счастья, случая, удачи, которая изображалась с рогом изобилия (иногда на шаре или колесе), а также с повязкой на глазах.

- 2 мин.

 

· Сообщение учителя о том, что в основе этой музыки – старинные немецкие (баварские) песни. Тексты сборника делятся на четыре группы: сатирические песни, лирические стихи, застольные и плясовые песни и пьесы духовного содержания.

Замысел и композицию всей кантаты подсказало Орфу средневековая миниатюра, воспроизведенная на первой странице рукописного сборника. Колесо Фортуны то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая свой полный оборот. С одной стороны. Его приводит в движение ангел, а с другой – дьявол. Это главный сценический образ кантаты.                                           - 2 мин.

 

· Учащиеся рассматривают коллаж современного художника. Обсуждение. (Учебник, стр.77)                                        - 2 мин.

· Размышление учащихся над аллегорией на тему «Фортуна правит миром»                                                                        - 2 мин.

 

· Учащимся предлагается напеть мелодию основной темы с названием нот (учебник стр.78)                                                          - 1 мин.

 

· Анализ особенностей развития музыки, средств музыкальной выразительности:                                                             - 3 мин.

- мелодия с элементами речитатива

- минорный лад

- своеобразие ритма

- значимость, монументальность начала пролога – одновременное включение низкого и высокого регистров.

 

· Воспроизведение ритма отстукиванием, пластическое интонирование при вторичном прослушивании. С помощью движений руки фиксировать структуру мелодии (ритмический рисунок и направление ее звуковысотной линии), динамическое нагнетание. Движения должны быть четкими и собранными                           - 2,36 мин.

 

· По системе Макса Люшера предлагается выразить в цвете свои эмоции, возникшие при прослушивании.                                   - 3 мин.

 

 

 


· Обмен своими версиями выбранного цвета, коммуникативный обмен

- 2 мин.

 

· Рассуждения на тему «На сколько созвучна музыка нам, людям, живущим сегодня?»                                                           - 1.5 мин.

 

· Короткий рассказ учителя о том, кто такие ваганты. И какое отношение они имели к возникновению замысла кантаты.               - 1,5 мин.

 

· Разучивание песни Давида Тухманова «На Французской стороне». Из вагантов. (XI-XIIIвв.) (Хрестоматия, стр.77)                                                          - 8 мин.

 

III. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок - 2 мин.

 

IV. Домашнее задание: описание своих эмоциональных впечатлений и оформление декораций к воображаемому действу.                 - 1 мин.

 

Заключение

В работе был рассмотрен вариант знакомства учащихся шестого года обучения музыке с шедевром музыкального искусства – кантатой «Кармина Бурана» Карла Орфа.

Это произведение используется в программе «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования. В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Содержание первого полугодия обучения «Удивительный мир музыкальных образов».

На уроке идет работа над выявлением содержательной сущности произведения. Педагогической идеей является приобщение к духовному опыту, активизация духовных исканий подростков, побуждение к размышлениям о смысле жизни, превратностях судьбы.

На уроке ставится задача воспитания художественного вкуса.

В ходе урока привлекаются образы литературы – стихи XII-XIIIвв., изобразительного искусства – коллаж современного художника для развития ассоциативно-образного мышления школьников.

В практической деятельности учащихся на уроке рассматривается формирование навыков пластического интонирования, вокализации, анализа средств музыкальной выразительности.

В работе над восприятием произведения используются метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, художественно-практический метод, метод цветового моделирования М.Люшера.

Идет работа над усвоением понятийного ряда – сценическая кантата, ваганты, закрепление терминов – хор, оркестр.

В учебно-методическом комплекте программы предполагаются учебные пособия. Поэтому для реализации темы урока важно наличие учебных пособий.

Практика показывает, что кантата «Кармина Бурана» прекрасно воспринимается современными школьниками. Оказывает магическое воздействие на юных слушателей, вызывает бурный отклик, оставляет яркий след в сознании учащихся.

Это актуально для современной музыкальной педагогики, т.к. повышает интерес к предмету, мотивирует дальнейшее погружение в мир музыкального искусства.  

 

 

Список литературы.

1. Большая музыкальная энциклопедия. IV том.

2. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.

3. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного образования: история и современность. – Методическое пособие для учителей музыки. / С.М. Едунов, Г.А. Праслова

4. Леонтьева Г.П. «Карл Орф». Москва. 1978г.

5. Музыка: 5 – 6 кл.: метод. пособие / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005. стр.149-153.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 5 – 9 кл. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005

7. Музыка : учебник 6 кл. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005

8. Музыка : 6 кл. : Хрестоматия. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005.

9. Комментарии к концерту: доктор искусствоведения, профессор И.Федосеев.

10. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва «Педагогика» 1985г.

11. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс,2004.

 

 


[1] Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.

 

[2] Музыка: 5 – 6 кл.: метод. пособие / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005. стр.149-153.

[3] Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс,2004. стр.23

[4] Комментарии к концерту: доктор искусствоведения, профессор И.Федосеев.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!