Чин Великого освящения храма.



Храм Святых Жен-Мироносиц.

Последний раз чин Великого освящения храма был на моих глазах более десяти лет назад – это было освящение Свято-Александро-Невского войскового собора в Краснодаре, а потому побывать на этом торжестве было бы очень ценным. Потому я выхожу из дома пораньше и направляюсь к автобусной остановке. Ждать приходится не менее десяти-пятнадцати минут, прежде чем приходит автобус. Пока длится ожидание, на колокольне уже начинается благовест. И вот, я и еще двое желающих садимся в автобус, который начинается неспешно взбираться в гору через частные кварталы.

Наконец, жилые кварталы остаются позади. Начинаются бесконечные дачи, уже построенные, либо строящиеся, либо брошенные на середине стройки, чередующиеся с зелеными участками. Их число растет столь быстрыми темпами, что уже примыкают к кладбищу. Само кладбище невозможно не заметить – могилы спускаются с горного склона вплотную к дороге, что как бы настраивает проезжающих мимо людей на воспоминание о том, что и они тоже смертны и должны оставить этот мир. Так же, как и старое кладбище на Солнечной, оно уже начинает зарастать деревьями. С другой стороны дороги открывается чудесный вид со склона горы, а вокруг поднимаются покрытые зеленью (которая, увы, вырубается, а ее место заполняет элитное жилье) горы. И вот, автобус поднимается к входу к старой части кладбища, уже закрытой для устройства новых могил. Сам храм белеет на солнце, лишь бросается в глаза красная крыша здания и позолоченная глава. На паперти храма ожидает народ, а также… певчие бокового хора Свято-Успенского собора вместе с бывшим регентом хора – м.Инной Лукиной, ныне трудящейся в новом храме. У ворот стоят несколько казаков, еще одна группа стоит на дороге, ведущей на кладбище. К паперти храма заботливо устроена лестница, а вокруг храма площадка уложена плиткой. Входа в храм два, а не три – западный и северный, притом, над западным сделано мозаичное изображение Святых Жен-Мироносиц – момента, когда они приходят ко гробу Господню, встречая Ангела, вещающего им о Воскресении Христовом, а выше, на стене, собственно, храма – Нерукотворный образ Христа Спасителя. Когда я подхожу ко входу, вышедший о.Сергий Лукин, настоятель нового храма, открывает двустворчатую дверь настежь.Внутри в притворе стоят несколько казаков в поношенной камуфляжной форме, но с наградами и приколотыми Георгиевскими лентами. Сам храм внутри радует глаз своей белизной и обилием света. Его пространство меньше, чем пространство храма Новомучеников, но больше, чем пространство малого храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Свято-Успенском соборе. Пол уложен кремовой с черной плиткой, нижняя часть стены уложена серой плиткой. В притворе стоит электрическая газовая колонка. Из полумрака притвора через арку (без двери между храмом и притвором) вхожу в храм, наполненный светом, проникающим сюда через довольно большие и широкие окна – по три на северной и южной стенах. Над северным входом и на противоположной стене, а также над входом в храм и притвор (с улицы), висит убранный в прямоугольный плафон светильник, а рядом – прожектор. Выше светильников желтым цетом нарисован восьмиконечный крест и изображением шеста с губкой, которым висящего на Кресте Христа поили уксусом, и копье, которым римские воины протыкали ребра Христа, желая удостовериться – умер ли он, а также подножия креста с традиционным черепом и костями – символическим изображением останков Адама, который, как считается, скончался и был погребен как раз на месте будущей Голгофы. В барабане купола в окнах стоят стекла с витражами, а сам свод купола покрыт довольно реалистичным изображением голубого неба с облаками и замысловатым узоров в форме восьмиконечной звезды. Паникадила в храме пока нет, однако из купола уже свисает канат и цепь для его подвешивания. Примечательно, что в храме нет верхнего уровня, предназначенного для размещения клироса – хор призван петь, стоя в храме, рядом с молящимися, все удобство для певчих ограничивается аналоем с полками для богослужебных книг. В северо-западном углу стоит столик со свечками. На еще одном столике стоят сосуды с приготовленной запивкой для причастия. Здесь же стоит о.Антоний Кригер, которого в соборе давно не было. Теперь поверх рясы на нем виден священнический наперсный Крест. В центре стоят взятые из Свято-Успенского собора аналои с лежащими на них иконами Воскресения Христова и Святых Жен-Мироносиц. По обе стороны от них стоят небольшие подсвечники с замысловатыми узорами. В центре установлен архиерейский амвон и от Царских врат протянута ковровая дорожка. Западнее архиерейского амвона дорожка пока свернута…. Солея и амвон совсем небольшие, уложенные такой же плиткой. На амвоне уже лежат орлецы… На солее стоит аналой для чтения часов, еще один стоит в юго-восточном углу храма. В северном и южном углах храма стоят вырезанные на дереве Крест и образ Божией Матери, обычно стоящие в алтаре у горнего места и за престолами. Иконостас еще не устроен до конца. Вокруг Царских врат дощатый каркас иконостаса уже покрыт узорами, тогда как в других местах их еще нет. За исключением маленьких икон Христа Спасителя и Божией Матери по обе стороны от Царских врат все иконы, словно бы, сделаны не иконописцами одной из мастерских, чьи иконы обычно продаются в лавках, а любителями. Сам иконостас трехъярусный. Помимо самих Царских врат с традиционным изображением четырех Евангелистов и образом Благовещения Пресвятой Богородицы, выполненных в древнерусском стиле, а также уже упомянтых выше икон для чтения входных молитв, по сторонам от Царских врат висят изображения Христа Спасителя и Божией Матери, выполненные в реалистичной технике XIX века. На боковых дверях – традиционные изображения Архангелов Михаила со щитом и мечом и Гавриила – с букетом цветов. Оба изображены на фоне весьма реалистично нарисованного неба с облаками. С правой стороны – икона Жен-Мироносиц – храмовый образ. Святые Жены изображены как бы выстроившимися, а фоном для их изображения также служит голубое небо. Очевидно, если храм будет расписываться, то тема неба будет везде.… Второй ярус уже весь выполнен в технике XIX века. Над Царскими вратами – изображение Тайной вечери, как знак того, что то же самое Действо во время литургии происходит и в алтаре храма – Господь предлагает Себя верным своим. Притом, этот образ словно бы не написан иконописцем на доске, а живописцем на холсте. По бокам висят изображения самых известный двунадесятых праздников, слева – Богородичных, справа – Господских. Есть и третий ярус. Над Царскими вратами – традиционное изображение Христа-Вседержителя на троне. По бокам – поясные изображения Божией Матери и Иоанна Крестителя, молящихся Христу. Вместе эти три иконы именуются греческим словом «деисис» - «моление». Большая часть упомянутых икон словно бы помещены на соответствующие места временно – контуры икон не совпадают с контурами углублений, предназначенных для них и эти иконы временно закреплены гвоздями, вбитые в каркас иконостаса так, чтобы вставленные иконы не выпадали.

Тем временем, певчие, ранее стоящие на паперти, входят вхрам, выстраиваясь у аналоя, оборудованного для них. Чтения часов не происходит – в храме царит суета в ожидании встречи архиерея. Туда и сюда ходят иподиаконы, один из которых ставит у Царских врат архиерейский жезл. Рядом с ним на подставке стоит накрытый покровцом дискос[116] с мощами[117], которые будут положены в основание престола храма. Сам будущий престол уже находится на своем будущем месте в алтаре.

Проходит минут десять, прежде чем ковровая дорожка разворачивается до входа, а в притвор выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и мантией, а также духовенство – о.Евгений Кузнецов – с подносом с напрестольным Крестом, а также – незнакомый иеромонах – благочинный Геленджика, иеромонах Митрофан (Ворона). Иерей о.Антоний Кригер (на епархиальном сайте он до сих пор записан диаконом) выходит в притвор просто в рясе. Еще минут через десять из алтаря выходит и благочинный Новороссийска, о.Максим Карпов. Тем временем, через северную дверь в храм входит группа казаков, выстроившись у двери. Еще через несколько минут из алтаря в центр храма выходят диаконы – протодиакон о.Евгений Габов и диакон храма Новомучеников, о.Николай Мотренко, с кадилами, а также дикирием и трикирием. Обычно это является знаком, что архиерей уже здесь, но на сей раз ожидание длится еще около десяти минут. В это время диаконы периодически, оставляя дикирий и трикирий на архиерейском амвоне, уходят в алтарь, потом приходя снова.… Как и в начале, народа в храме совсем немного.

Наконец, Владыка появляется. Поднимаясь по лестнице, затем по паперти, он привествует собравшийся народ по-пасхальному. Наконец, он входит в храм. Как всегда, на него надевается мантия и вручается архиерейский жезл. «Премудрость!» - Возглашает о.Николай Мотренко, после чего, протодиакон традиционно, кадя, произносит: «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Архиерей в это время произносит слова, аналогичные словам отпуста литургии. Хор, уже традиционно, начинает петь: «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Архиерей в это время берет с подноса напрестольный Крест, целуя его, а затем все духовенство в притворе лобызает Крест из его рук (знак верности правящему архиерею). А затем архиерей, благословляя народ, по пение пасхального задостойника[118] входит в храм и приложившись к иконам праздника, идет к амвону для чтения входных молитв, в которых духовенсто испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). Ковровая дорожка вслед за ним сворачивается и храм сразу наполняется народом, стоящим ранее на паперти. Наконец, чтение заканчивается и все духовенство просит прощения у народа (ведь без примирения с ближними никто – даже священник, не имеет право причащаться Святых Таин, а для священнослужителя это значит – не имеет права совершения литургии), а архиерей при этом благословляет народ на три стороны под пение хора: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза)», а затем направляется на архиерейский амвон для облачения, а духовенство, берет у него благословение (все они, за исключением о.Антония, уже облачились и лишь он идет в алтарь для облачения). В это время воцаряется тишина. При восхождении на амвон хоры традиционно поются предназначенное для ПАТРИАРШИХ СЛУЖБ песнопение: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Однако на сей раз этого не было. Лишь когда архиерей начал облачение, хор запел: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.». Уже затем диаконы, испросив благословение, начинают кадить, произнося традиционные при облачении слова, обозначающие надевание каждого элемента богослужебного облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. Владыка, тем временем, облачается. надевается подризник[119] поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос[120] и большой омофор,[121] а также снова надевается панагия[122] и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Поверх богослужебного облачения (не красного, как обычно – в пасхальное попразднество, а белое – для освящения храма) надеваются белые фартуки и нарукавники. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Николай и и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Когда сразу за облачением следует литургия, духовенство выходит в центр храма. Но на сей раз архиерей уходит в алтарь и Царские врата закрываются. Обычно перед Царскими вратами ставится стол, на котором лежат принадлежности престола, но на сей раз все они сразу положены в алтаре. Воцаряется тишина, в которой слышен шум в алтаре. Основания каркаса престола (так называемые столпы) окропляются Святой водой и поливаются так называемым «воскомастихом» - особой мастикой, находящейся в кипящем состоянии в момент полива. После этого протодиакон призывает к молитве (отвечает на призыв не хор, а духовенство), а архиерей читает особую молитву, в которой просит благословения Божия на освящение храма. Затем диакон о.Николай читает 144 псалом, при этом окропляется святой водой верхняя доска престола, а затем она прибивается гвоздями (традиционно для этого используются камни, а не молоток) к онованию. Читается 22 псалом, который, впрочем, не дочитывается до конца. После этого звучит ектения, на слова которой также отвечает не хор, а духовенство. Царские врата впервые открывались, при этом читалась молитва с преклонением колен (вопреки установленному запрету на земные поклоны, вплоть до Пятидесятницы). После этого диакон читает 83 псалом, а престол омывается сначала водой с мылом, потом розовой водой, смешанной с красным вином. Затем он омывается красным вином, смешанным с розовой водой. После каждого омывания престол отирается полотенцем. Диакон при этом читал строки: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», после этого читая оставшуюся часть псалма до конца…. Наконец, омытый престол помазывается миром при пении «Аллилуиа»…. Наконец, престол облачается, покрываясь специальным покрывалом, называемым срачицей, которая крестообразно опоясывается веревкой, а затем верхней – индитией (которая перед этим освящается). В роли дополнительного облачения послужило облачение, имеющее вид резного деревянного короба, надеваемого сверху. В это время окропляется святой водой и облачается и жертвенник, как место приготовления Даров перед их перенесением на престол. После этого на него ствятся священные сосуды. На престол же кладется Крест, Евангелие, антиминс, на котором и должна совершаться литургия (он также освящался и помазывался миром), дароносица (в которой священник несет запасные Дары при причащения больных) и дарохранительница – для хранения запасных Даров. После этого все это накрывается специальным покрывалом, которым обычно престол накрывается во внебогослужебное время. наконец, престол освящен. После этого архиерей окропляет святой водой и помазывает миром и весь храм (помазывая им те самые кресты, упомянутые выше – для этого используется своеобразное подобие кисточки, надетое на палку, позволяющее доставать довольно высоко), при этом обходя все его пространство. 25 псалом, который книги велят петь при этом, на практике читался о.Николаем несколько раньше. Следует еще одна краткая

ектения и молитва, после чего архиерей ставит в восточной части алтаря (место, называемое Горним местом – во многих храмах на этом месте стоит кресло для архиерея, символизирующее престол Божий, а по бокам стоят надетые на шесты Крест и образ Божией Матери, а также фонарь, выносимые во время Крестных ходов) зажженную свечу. До этого ни одна свеча в алтаре не горит. У восточной стороны ставится семисвечник  (напоминающий об аналогичном светильнике – атрибут ветхозаветного храма, который Бог веле создать Моисею, стилизовав под дерево), небольшой, но очень изящно сделанный. До сих пор он стоял в стороне.

После этого впервые духовенство выходит в центр храма. Хор поет тропари в честь мучеников – тропарь и кондак Недели Всех Святых, от века Богу угодивших[123], совершается молитва. Предварительно в притвор выносятся стоящие по углам шесты с Крестом и образом Божией Матери, а также лежащие в центре храма иконы. После совершения молитвы архиерей берет в руки дискос с мощами. Начинается крестный ход. Хор при этом поет особый тропарь: Иже на камени веры создавый, церковь Твою, Блаже, / к той исправи моления наша, / и приими люди в вере вопиющих Тебе: / спаси ны Боже наш, спаси ны. Происходит он

без остановок, хоть при этом внешние стены храма кропятся Святой водой. Хор, пройдя часть пути, снова возвращается в храм и когда духовенство восходит на паперть, остановившись перед закрытыми дверями храма, уже оттуда поет тропари, знакомые по Таинству брака и хиротонии: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчашеся, / молитеся ко Господу / спастися душам нашим». «Слава Тебе, Христе Боже, / апостолов похвало и мучеников веселие, / ихже проповедь Троица Единосущная». Перед входом в храм ставится стол, на который полагается дискос с мощами. Архиерей кадит стол, а затем, произнеся «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (23 псалом). Певчие внутри храма отвечают (снаружи их не слышно вовсе): «Кто есть сей Царь славы?»…. Это повторяется два раза, после чего прочитывается молитва (точнее, две – вторую архиерей читает тайно, но о ней я писать не буду) и архиерей возглашает: «Господь сил, Той есть Царь славы» и хор повторяет те же слова. Как в конце пасхального Крестного хода, двери открываются и Крестный ход возвращается в храм. При этом поется тропарь праздника освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, отмечаемого 26 сентября: Якоже вышния тверди благолепие, / и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея Господи,/ утверди сие во век века, / и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления,

Перед окончанием Крестного хода при чине освящения храма.

Богородицею, / всех Животе и Воскресение. Мощи при этом помазываются миром, затем полагаются в специальный ковчежец с воскомастихом, а затем облачение престола приподнимается (и накрывающий его «короб»), а лежащие на нем предметы временно убираются и мощи кладутся в основание престола. Еще одна частица мощей влагается в антиминс[124]. Снова открываются Царские врата и следует вторая молитва с преклонением колен. После этого все духовенство выходит в центр храма, где произносит ектения с молитвой о священноначалии и особо – о строителях храма. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны (приветствуя народ по-пасхальному), причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Положенное в конце чинно возглашение многолетия с особым упоминанием строителей храма было опущено, но сразу началась подготовка к литургии.

Литургия.

Итак, храм освящен и все готово для совершения литургии. Духовенство выстраивается и читает предначинательные молитвы. Псаломщик читает конечную молитву 6 часа (который не читался). «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (в данном случае, его роль исполняет о.Максим Карпов) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством! И духовенство несколько торопливо поет пасхальный тропарь. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Иподиакон, , держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего,сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит.Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  Архиерей в это время встает с кресла. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона (поет боковой хор), включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, точнее похвалы тем, кто идет по пути Христовому, в отличие от заповедей Закона Синайского, имеющего больше запретов, чем повелений. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующих злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись о своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из иподиаконов с дикирием и трикирием (дополнительный подсвечник, обычно носимый перед архиереем, при этом не использовался, как и рипиды), диакон с кадилом, протодиакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Сначала поется тропарь воскресный, затем – преполовения Пятидесятницы, а затем – уже упомянутый тропарь, который хор пел при крестном ходе – именуемый тропарем на освящение храма. Затем пелся тропарь Женам-Мироносицам и кондак Недели о расслабленном. Последним пелся кондак Пасхи – его пело духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем хором храма, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтения диакон о.Николай Мотренко.

Чтения литургии. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.

2И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, 3говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.

4Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: 5в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.

6Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.

7И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.

8Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.

9И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

10Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.

11И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне.

12Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека.

13Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела (святого), который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; 14он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

15Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.

16Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым".

17Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?

18Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.

19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

27В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.

28И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.

29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Начало проповеди Евангелия среди язычников. Путь к этому открыло обращение римского центуриона, о чем писала предыдущая глава книги Деяний. Сей Корнилий известен по календарю, как святой Корнилий сотник, в будущем сам ставший проповедником веры во Христа. И теперь, когда Бог явно указал на то, что отстутствие обрезания плоти более не является препятствием для обращения к Нему, более нет нужды и в нормах Закона Моисеева, ограничивающих взаимоотношения с иноплменниками, ведь народ еврейский отверг Христа, а значит обращение к язычникам, более склонных слушать проповедь апостолов, чем иудеи, было закономерно. Бог призывавет к Себе ужене один народ, а все народы мира, всех детей Адама, желая спасти всех, без деления на нации и племена….

На практике чтения дня, столь важные и воспоминаемые в течение всего воскресного богослужения, были опущены, а читались другие – посвященные событию освящения храма. Итак, отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

3Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо'льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.

5И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; 6а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

7Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, 8не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, 9где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

10Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; 11посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.

12Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

13Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

14Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".

16Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

17На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

18Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

19Итак видим, что они не могли войти за неверие.

И отрывок из книги Деяний Апостольских: 1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

8А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн,- 2хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его,- 3то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

4Надлежало же Ему проходить через Самарию.

5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь[125], близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

А вот, и упомянутый выше текст с беседой Христа с самарянкой. Из-за разницы в вере, а также версии о, якобы, нееврейском происхождении самарян, иудеи распространяли на них правило Закона Моисеева, запрещающее общаться с иноплеменниками, а потому гнушались ими. Самаряне платили им взаимностью, так что можно понять изумление учеников, когда те увидели, что их Учитель беседует с самарянкой, тем более, женщиной. И эта женщина, не отличавшаяся благочестивой жизнью (что открыл Господь), оказалась, тем не менее, открыта к Богу. Очевидно, в глубине душе она понимала, что ее образ жизни не совсем верен, потому слова Христа нашли в ее душе такой отклик. Потому она без лишних препирательств уверовала, когда Господь сказал, что обетованный Мессия – это Он, да еще позвала своих соплеменников. Если жители страны Гадаринской, которых Господь избавил от терроризирующего окрестности бесноватого, прогнали Христа, то самаряне этого города просили Его отстаться у них два дня. И тем больший контраст с иудеями, к которым Господь пришел, в первую очередь. Те непрестанно придирались ко Христу, требовали знамений, которые услаждали их взор поражающей воображение яркостью и эффектностью, при этом оставаясь глухими к чудесам, которые Он совершал. После исцеления расслабленного они чуть не побили Христа камнями. Здесь же самаряне, которых иудеи считали почти язычниками, приняли Христа без всяких особых знамений (если не считать того, что Господь открыл самарянке ее жизнь, но нигде не сказано, что Господь проделывал нечто подобное и в отношении других самарян). Нельзя сказать, что самаряне были менее грешны, чем иудеи – это видно по этой женщине, но зацикленность иудеев на внешних обрядов, доходящая до абсурда, плюс их самомнение, гонор, ослепляли их, делали неспособными видеть свои грехи, а значит, работать над своей душой. Потому самаряне этого города. будучи столь же грешны, как и иудеи, оказались открыты к зову Божию, в то время как иудеи озлоблялись из-за того, что Господь обличал их злые дела, а этого гордость их не могла терпеть. А, как сказал Господь в беседе с самарянкой, Бог ищет не одного внешнего поклонения, но поклонения в духе и истине, дабы и сама душа была обращена к Богу. Увы, это обращение не происходит сразу, ибо душа человека непрестанно смущается посторонними влечениями, а потому нужны годы борьбы, дабы душа подлинно обратилась к Богу. Однако этому надо положить начало, а дальнейший путь человек может одолеть лишь с Богом, впрочем, без желания человека Бог спасать его не будет.

Снова подчеркну, что приведенный выше текст должен читаться на литургии, однако фактически был опущен. Читались же другие отрывки. Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

19От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

20Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?

21Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?

22Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.

23И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

24Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

25Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.

26Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.

27Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

29Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30Я и Отец - одно.

31Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- 36Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

39Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

41Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

42И многие там уверовали в Него.

Евангелие (от Марка): 1Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

2Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

3И первосвященники обвиняли Его во многом.

4Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

5Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

6На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

7Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

8И народ начал кричать и просить Пилата о том, что' он всегда делал для них.

9Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

13Они опять закричали: распни Его.

14Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

16А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

19И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

20Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

22И привели Его на место Голгофу, что' значит: Лобное место.

23И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

24Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что' взять.

25Был час третий, и распяли Его.

26И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

27С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30спаси Себя Самого и сойди со креста.

31Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

33В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои'! Элои'! ламма' савахфани'? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та'к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

42И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- 43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16.

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что' смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь .

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом была вознесена особая молитва об успешном окончании строительства кафедральных соборов в честь апостола Андрея Первозванного – в Геленджике, а также в честь святителя Николая чудотворца – в Новороссийске. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Сразу начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… Задостойник пасхальным поется обычным, характерным для бокового хора Свято-Успенского собора, распевом. На сей раз выклички не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет стихиры Пасхи.

Причастников на этой литургии, для этого храма было очень много. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом. Возглашения многолетия, опущенного в конце чина освящения храма, не было и сейчас.

После произнесения отпуста Владыка ушел в алтарь для разоблачения и уж затем вышел на амвон. Сперва он говорил на тему положенного к чтению в этот воскресныйдень Евангельского чтения, напомнив его содержание, а также особо заметив, что упомянтая в тексте женщина, не отличавшачся изначально целомудренностью, тем не менее, оказалась открыта к Богу, оказалась способна в простоте сердца принимать Слово Божие, а потому не только уверовала сама (на что оказались неспособны иудеи, казалось бы, веровавшие правильно, в отличие от «еретиков» - самарян), но и привела ко Христу своих соплеменников. Именно то, что все эти люди с жадностью слушали Христа и поверили Его слову, так что попросили Его остаться у них два дня, Господь и имеет в виду, говоря о том, что «нивы поспели к жатве», отказываясь от пищи, которую Ему предалагют вернувшиеся ученики. Также он говорил на тему Святых Жен-Мироносиц – женщин, по преимуществу, довольно скромного достатка (кроме Иоанны – жены домоправителя царя Ирода Агриппы), которые постоянно следовали за Христом, не только в дни Его славы, но и даже когда Его вели на казнь. И именно они первые услышали весть о Воскресении Христа, став апостолами для апостолов. Далее он говорил на тему освящения храма, заметив, что кладбищенские храмы – это ообые храмы, так как ничто вокруг них не напоминает о мирском, но вокруг – лишь могилы и кресты, могущие напомнить верующих о том, что и они тоже должны в свое время переселиться в вечность, что должно заставить их думать о том, каком виде они предстанут пред Богом (эта мысль была повторена несколько раз в разных вариациях). Владыка много хвалил усердие о.Сергия, который организовал эту работу, заметив, что само сложное в строительстве нового храма – это начало – оформление документов, выбор участка и начало строительства. Остальные этапы идут уже легче, так как Бог не оставляет желающих потрудиться Ему. Теперь этот храм освящен и на очереди – другие. Следующим будет храм в Борисовке, а потом – и другие. Также он хвалил и тех людей, что помогали о.Сергию строить храм сей. После этого началось награждение принявших участие в строительстве. Сам о.Сергий и еще несколько жертвователей и участников были награждены епархиальными медалями в честь священномученика Димитрия Легейдо различных степеней (о.Сергий получил медаль священномученика Димитрия III степени). Еще несколько человек получили архиерейские благословенные грамоты[126]. При этом каждый раз духовенство, а затем хор, пели «Аксиос» («Достоин»). После окончания награждения Владыка обратился к награжденным, заметив, что свои деньги они могли потратить на что угодно, однако предпочли вложить их в доброе дело, дело, которое окупится в вечности, ибо на этом месте будет возноситься молитва и если здесь хоть один человек обратится к Богу, встанет на путь спасения, если хоть один человек спасется, то все усилия по строительству и устройству храма, организации богослужебной жизни, потрачены не зря. Таким образом, деньги и силы были вложены в богатство, которое не истлеет, но окупится в вечности. И истинное воздаяние участники этого доброго дела получат от Бога, ибо мы на земле не можем достойно воздать за это. Также он отметил, что большую помощь в строительстве храма оказал бывший глава города, а ныне депутат Гос. Думы В. Синяговский, а также другие лица, включая бывшего и нынешнего главу Кубани и других. После этого к амвону вышла представительница городской администрации, которая объявила благодарность от имени городской администрации всем участникам строительства, включая о.Сергия. И снова пелось «Аксиос»…. после окончания награждений и сам о.Сергий поблагодарил Владыку за теплые слова и помощь в организации строительства, вручив букет красных роз. Также он вспомнил предназначенный для чтения на литургии, но опущенный Евангельский текст о беседе Христа с самарянкой, сравнив храм с источником воды, а с «водой живой» - Слово Божие, которое проподается в храме…. В свою очередь, Владыка поблагодарил его за труд и служение, заметив, что теперь необходимо обустраивать в храме иконостас, приобретать свое, вместо привезенного из собора, Евангелие, Евхаристические сосуды и пожелал ему помощи Божией в этом деле. Наконец, благословив народ, он направился к выходу, благословляя народ, в сопровождении духовенства, уже разоблачившегося (кроме о.Антоний Кригера). В притворе с него снимается мантия и забирается богослужебный жезл и вручается повседневный и после нескольких минут беседы с духовенством и спонсорами, он выходит из храма. А все верующие подходят ко Кресту, который дает верующим тот же о.Антоний Кригер…. Спустя некоторое время вернувшийся о.Сергий Лукин сообщил всем, что в храме нужны два человека, которые бы дежурили в храме и стояли у свечного столика. Я не расслышал, что он говорил о днях совершения служб, однако он сказал, что вечерняя служба в храме будет совершаться….. в 14.00, а литургия – в 9.00….

Итак, праздник закончился. Я отправляюсь домой. Посетить молебен в Гайдуке, на мете будущего храма, я уже не смог, за что прошу прощения читателя….


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!