Замужества и утверждение на престоле



С самого начала царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности советников (везиров) и военачальников. Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей главного воеводы (амирспасалара) Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ, которые в дальнейшем показали себя верными и умелыми людьми. В это же время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей, и постаралась собрать к себе людей праведной жизни.

Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Казначей (мечурчлетухуцес) Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть царицы сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Тамара задержала Кутлу-Арслана. За него вступились было военные, но путём переговоров противостояние было разрешено.

В 1185 году по единогласному решению патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, "ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию"[90] послали купца Зоровавеля, который сосватал царице князя Юрия (Георгия) Андреевича, сына

великого князя благоверного Андрея Боголюбского. Придворные одобрили жениха, и хотя Тамара просила "переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его"[91], грузинские вельможи настояли на своём и устроили свадьбу.

Св. царица Тамара. Фреска XII-XIII в., Вардзийский монастырь

Вскоре опасения Тамары оправдались: супруг проявил себя пьяницей, совершавшим "много неприличных дел"[92]. Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, а затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Юрий рассвирепел ещё больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, "проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями"[93].

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. К её руке стремился старший сын императора Мануила Комнина, несколько султанов готовы были ради неё отказаться от мусульманства. Но Тамара оставалась непреклонной, так как по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной. Лишь уступая убеждениям придворных, тревожившихся из-за отсутствия наследника, она наконец согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан аланского царевича Давида Сослана. Этот брак оказался удачным: в Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Вскоре Тамара родила наследника, будущего царя Георгия IV, а затем и дочь Русудан.

Узнав о втором браке святой царицы, её первый муж задумал побороться за утерянный престол. Он, находясь в Константинополе, собрал под свои знамена войска, а затем явился в страну Эзинкан (Эрзинджан, ныне город в восточной части Турции), где к нему присоединились многочисленные предатели и пошли войной на Тамару. Войско бунтарей было разбито в ночном сражении при реке Куре, но святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, а бывшего мужа отпустила на свободу. Впоследствии Юрий Андреевич ещё дважды пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз бывал бит преданными Тамаре вассалами.

Внешняя политика

Через десять лет по вступлении на престол царица Тамара повела наступательную политику против сопредельных мусульманских государств. Её силы взяли Хорасан, Тавриз (ныне Тебриз, город в Иране, центр иранской части Азербайджана) и Эрзурум. В ответ багдадский халиф решил покорить крепнущую христианскую Грузию и в 1195 году собрал против неё мощное объединённое войско мусульманского мира, включавшее силы из Индии, Самарканда и Дербента под началом атабека Азербайджана Абу Бакра. Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы "побольше денег и все потребное для нищих"[94]. За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: "Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог"[95]. После чего она препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами. Грузинские войска одержали блестящую победу под Шамхором (ныне Шамкир), пленив множество воинов неприятеля. Великая победа принесла царице славу, но её жизнеописатель подчёркивает что благоверная Тамара не поддалась гордости, а "напротив, еще более скромной делалась она перед Богом"[96].

Ещё одним тяжёлым испытанием для царицы и страны стала схватка с султаном Румским Рукн ад-дином. Притворно заключив с Тамарой ряд мирных договоров, он собрал большое войско по всей своей державе, и в начале 1200-х годов выступил против неё, объявив что жизнь оставит "только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест"[97]. Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними "не как баба и не с пренебрежением велений разума"[98]. В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а сама предалась посту и молитве. В Басианской битве грузины разбили противника, взяли богатые трофеи и вновь отразили нависшую над христианами угрозу. Жизнеописание сохранило письмо благоверной царицы к султану Рукн ад-дину написанное в преддверии битвы: "Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость"[99].

Блгв. царица Тамара. Фреска (нач. XIII в.) в церкви Рождества Богородицы Бетанийского монастыря

Благоверная царица, продолжая расширение государства в борьбе с мусульманскими странами, также способствовала созданию союзной Грузии ромейской Трапезундской империи. Приняв у себя своих родственников, изгнанных ромейских царевичей Алексия и Давида Комниных, она оказалась в противостоянии с их гонителем, императором Алексием III Ангелом. Толчком к обострению отношений стало изъятие Алексием Ангелом щедрых даров, которыми Тамара наделила пришедших к ней монахов. Узнав об этом царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Тогда же, в 1204 году, она отправила войско в северо-восточные пределы ромейских владений и поставила императором над этими землями Алексия Комнина со столицей в Трапезунде.

Таким образом за годы своего правления, благоверная царица Тамара смирила внутренних и внешних врагов, расширила пределы царства и доставила Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии. Царица смогла занять место арбитра над обширным регионом - по словам летописца, "она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга"[100]. При этом сама Тамара не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению.

Внутреннее управление

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории не только с политической стороны, но и с духовной и культурной. Высокое благочестие и мудрость царицы проявляли себя во многих деяниях, но благоверная Тамара особенно прославилась как блюстительница Православия, щедрая покровительница Церкви и искусств.

Сразу после своего избрания святая Тамара объявила о созыве церковного Собора, для участия в котором призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая и, под его председательством, собрала многочисленых священноучителей, монахов, пустынников и знатоков закона Божьего со всего царства. Усадив всех в одном помещении, царица села поодаль и сказала: "О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными"[101].

Руководствуясь этим наказом, Собор устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В дальнейшем царица делала всё для того, чтобы в её царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей. В самом дворце непрерывно служились молебны и бдения, приносилась Бескровная Жертва. Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов: в Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви; в Тбилиси был возведён Лурджи Монастери; выдающимся памятником стал высеченный в скале монастырский комплекс Вардзия в Джавахети, примечателен и Ваханский монастырь высеченный неподалёку в то же время.

Заботясь о благосостоянии Грузинской Церкви, царица способствовала распространению веры Христовой в своих землях. Известна её особая забота о христианском просвещении единокровных для неё алан. Благоверная Тамара также радела о Божиих людях и обителях далеко за пределами своих владений. Она посылала своих доверенных в дальние страны, отправляя с ними потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих. В круге её благотворения были Ливия, Греция, Македония, Болгария, Фракия, Исаврия, Кипр; монастыри Александрии, Константинополя, Синая, Святой Горы Афон и Чёрной Горы.

При святой царице грузинская культура пережила небывалый расцвет. Пишутся такие выдающиеся поэмы как "Абдул-Мессия" преподобного Иоанна Шавтели, "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели и "Тамариани" Чахрухадзе. Вдобавок к великолепным храмам создаются многочисленные новые постройки, такие как Гегутский дворец, а также мастерски сработанные Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Благоденствие Грузии при Тамаре также основывалось на её особой заботе о малоимущих. Она поставила верных смотрителей над нуждающимися и отдавала нищим десятую часть всего государственного дохода, причём следила за тем, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя. В стране прекратились казни; во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, который бы подвергся насилию с ведома царицы. За 31 год своего правления по её распоряжению никто не был наказан даже плетью[102].

Блгв. царица Тамара. Фреска нач. XIII в., Никольский храм Кинцвисского монастыря

Духовный облик

Грузинские сказания прославляют благочестие, кротость, миролюбие, мудрость и красоту святой царицы. Люди любили её без оглядки и звери повиновались ей: жизнеописатель говорит о выросшем при её дворе льве, который клал морду на колени царице, ластился к ней, а когда его уводили - обильно плакал[103]. Её имя славилось как "имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг"[104].

Святая Тамара была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Она приложила все старания, чтобы "её человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями"[105]. Царица поражала приближенных тем что "проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим"[106]. Царица радовалась возможности помогать нищим и немощным, а к священникам и монахам питала особую любовь.

Последние годы и кончина

В 1206 году скончался муж и соправитель святой Тамары Давид Сослан. Царица сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама стала готовиться к преставлению. Последние годы жизни она провела в пещерной обители Вардзия, где благоверная царица имела келью, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений. Сначала она позаботилась о государственных делах, затем управилась с делами церковными и монастырскими, после чего у нее открылась неизвестная болезнь. Человеческое искусство и повсеместные молитвы о её выздоровлении не изменили ход событий. На пороге перехода в мир иной, святая Тамара созвала именитых людей царства и обратилась к ним со словами: "Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня"[107].

Затем Тамара обратилась к Богу: "Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою"[108].

С этими словами благоверная царица грузинского народа мирно и тихо скончалась. Кончину её чаще всего датируют 18 / 31 января[109] 1213[110] года.

Мощи и почитание

Нагрудный крест св. царицы Тамары, XII в. (ГМИГ)

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары "погасло солнце Грузии", и веселье грузин сменилось горем: "земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их"[111]. Согласно "Жизни царицы цариц Тамар" прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы.

 Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре. Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери.

Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. "Жизнь царицы цариц Тамар"[112] написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение - "История и восхваление венценосцев"[113] - написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной, благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин. Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На Руси широкое хождение со второй половины XVI века получила "Повесть о царице Динаре", основанная на событиях связанных со славной Шамхорской битвой. В связи с 800-летием её кончины Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары[114].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в ни́х моле́ния возсылаю́т ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Использованные материалы

  • Поспелов Антон Евгеньевич, "Святая царица Тамара Великая. Жизнеописание по грузинским летописям", портал Православие.Ru, 14 мая 2013:
    • http://www.pravoslavie.ru/61478.html
  • Страницы календаря на портале Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life968.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6862.htm
  • Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 341:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2341.html - тропарь
  • Асатиани Фридон, прот., "Время царствования святой благоверной царицы Тамары", портал Богослов.Ru, 26 мая 2009:
    • http://www.bogoslov.ru/text/409098.html - материал использован частично

Мученица Нина (Кузнецова)

Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских , 1 / 14 Мая

Нина Кузнецова с родителями Алексеем и Анной

Блаженная мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года (это было бы 10 января 1888 года) в селе Лаль Архангельской губернии (ныне это город в Вятской (Кировской) области) в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Она была единственным ребенком, и родители любили ее до чрезвычайности. Они мечтали выдать дочь замуж, но Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги. Храмов тогда было немало, в одном только Лальске шесть, хотя в те годы это было небольшое село. Посмотрел отец на тяготение дочери к духовному и решил, что не благоприятно для нее будет спасение на путях жизни семейной. Раз так, то неразумно будет и препятствовать ее духовным стремлениям. Отец отдал ей амбар, в котором сам смастерил полки, и стал покупать ей духовные книги. Так у Нины собралась богатая библиотека, и не было для нее большего утешения, чем чтение книг. Она много молилась, многие молитвы знала наизусть, на память читала Псалтирь. В постоянной молитве и трудах душа ее возрастала и укреплялась в чистоте, добродетелях и совершенстве. Тогда же она стала принимать странников и людей обездоленных. Родители вполне смирились с выбранным ею жизненным поприщем, да и сами видели, что наступило время гонений, и уж какая теперь счастливая семейная жизнь, когда христиан начинают преследовать, мучить и убивать.

В 1932 году власти арестовали Алексея и Анну, которые были уже в преклонных летах; они не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Власти собирались арестовать вместе с ними и Нину, но во время ареста родителей ее от переживаний разбил паралич, и впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Когда нужно было перекреститься, она всегда помогала себе левой рукой. Не случись с ней болезни, осудили бы и ее на заключение, но из-за ее немощи, продержав месяц в Котласской тюрьме, Нину отпустили домой. По той же причине власти оставили ей дом и все имущество, которым она распорядилась как нельзя лучше. Дом был большой, пятистенный, с огромной кухней, где на полатях умещалось до двадцати человек и на печи пять, была еще большая комната, которая вся занималась народом, в основном женщинами, у которых были арестованы мужья, а имущество отобрано. Все они шли к Нине, у которой находили приют и пропитание. Она сама укладывала их ночевать, что было для нее нелегко из-за болезни.

После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск, здесь образовался монастырь из двенадцати человек. Под храмом, в бывшем складском помещении, монахи сложили печь, прорубили два окошка, перегородили склад надвое и у них получилось две кельи. Здесь они жили, а служили в лальском соборе, и в своей жизни, и в церковной службе полностью сохраняя монастырский устав. Уже и монастырей в Северной Руси не осталось, а здесь был монастырь, и двенадцать человек братии сохраняли монашеское благочестие и благочиние. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Родом он был из зырян[115], из глухой деревни неподалеку от Усть-Сысольска (ныне город Сыктывкар). Грамоте его обучил благодетель учитель, который преподавал в городе, но каждое лето, возвращаясь домой, проходил через село, где жили родители мальчика. Учитель давал ему задание на лето, объяснял урок и уходил, а на обратном пути принимал выполненное и задавал новое, и так мальчик обучился грамоте. На всю жизнь отец Павел сохранил благодарность к своему учителю и поминал его за каждой литургией. Но еще больше он был благодарен тем, кто пробудил в нем интерес к грамоте духовной, любовь ко Христу и монашеской жизни. Был он тогда подростком, и вот деревенские женщины собрались идти на богомолье в Киев пешком и предложили взять с собой и его. Он быстро собрался, даже шапки не взял. Путешествие заняло целый год. Вот тогда, у мощей преподобных в пещерах Киево-Печерского монастыря, он вполне понял и оценил, что это такое — спасительный монашеский путь. «Я за тех женщин, кто меня в Киев водил, каждый день молюсь, — говорил отец Павел, — если бы не попал я тогда в Киев, то не стал бы монахом, а не стал бы монахом, то не спасся бы». «А теперь, батюшка, спасешься?» — спрашивал его послушник Андрей Мелентьев. «А как не спасусь?! Бесы меня потащат в ад, так я вот так руки расставлю да скажу: я христианин! нет вам до меня дела!»

Отец Павел был большим подвижником. Он помнил на память больше шестисот имен людей, за которых постоянно молился за литургией. Чтобы иметь возможность помянуть всех, он приходил в храм за несколько часов до начала обедни, совершал проскомидию и молился за каждого человека. Когда его спрашивали, что такое монастырь, он отвечал: монастырь — это семнадцатая кафизма и кислая капуста каждый день, в простоте своего сердца выделяя для вопрошающего главное — молитву и пост. Сам он постился весьма сурово. Бывало, принесет ему кто-нибудь домашнего печенья или ватрушек вкусных. Отец Павел посмотрит, пощупает и эдак скажет со смехом: «Ой, ой, сильно хорошие, да жалко». И уйдет. Эти ватрушки потом так и лежат, пока не засохнут. Нина забирала эти сухари у отца Павла, размачивала их в ковше с водой и ела. Это и была вся пища подвижницы в течение многих лет.

После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.

Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву. И никогда она не пила ни чаю, ни молока, не ела сахара и ничего вкусного, а вся ее каждодневная еда состояла из размоченных в воде сухарей. И это при том, что в горнице у нее самовар со стола не сходил, один вскипит, другой ставят, а за столом вокруг самовара люди сидят, чай пьют, обедают, полон двор лошадей, потому что и проезжие у нее останавливались: за постой платить не надо, да и искать не надо, дом блаженной Нины, урядниковой дочки, каждый укажет, а уж в доме все не по мирскому, а по простому православному обычаю устроено — всякий здесь находил кров и какое-то пропитание; у кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его для других. Гости хозяйки располагались обычно вокруг стола, но сама Нина никогда за стол не садилась, а в углу перед печью у загородочки на чурбачке. Она никогда не спала на постели, ляжет в углу избы под умывальником, натянет калечными руками на голову одеяло, свернется калачиком и спит. В храме она присутствовала за каждой службой; устраивалась где-нибудь на клиросе и делала вид, что спит. Но стоило кому-нибудь запнуться в службе, как она сразу подавала голос и читала, что следовало дальше, потому что службу она знала наизусть. Зрение у отца Павла было худое, и он, зная, что блаженная помнит службы и церковный устав, бывало, открывал из алтаря дверь и спрашивал оттуда: «Нинка, какое зачало Апостола и Евангелия читать?» Она тут же и отвечала: такие-то, и никогда не ошибалась.

В это время за псаломщика на клиросе был послушник Андрей Мелентьев. Многих из тех, кто пел раньше в церкви, кого закулачили, кого выслали, а некоторые сами разъехались и попрятались. Остались только старушки-матушки да купчихи-старушки, да иных старушек насобирает псаломщик и с ними поет. А пока с ними поет, забудет вовремя нужный Апостол найти, а пора уже выходить читать. Блаженная сидит на клиросе с закрытыми глазами, делая вид, что спит, и в этот момент говорит: «Открывай зачало...» —«Ну, не мешай, Нинка», — ответит послушник, а сам спешно ищет. Первое время он не верил, что она ему верно говорит, но потом, многократно убедившись в этом, уже не проверял.

В тридцатых годах из монастырских священников остался только игумен Павел (Хотемов), и стали прихожане опасаться — сможет ли вести каждый день службу старец, который из-за возраста становился весьма немощным. Отец Павел хотел пригласить служить иеромонаха, только что вернувшегося из заключения, но староста храма испугалась и воспротивилась этому. Тогда пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Он был родом из Великого Устюга, до революции был лесничим, а после революции, в самый разгар гонений на Церковь, выразил желание стать священнослужителем и был рукоположен. Очень переживали отец Павел и блаженная, а ну как придет мирской протоиерей и нарушит устав монастырский. Он придет настоятелем, как его не послушаться, если он потребует сократить службу? Андрей Мелентьев сказал блаженной: «Нинушка, давай так уговоримся — не будем поддаваться, пока он сам не запретит. А и то — поспорим немножко. Скажем: батюшка, во-первых, собор, а во-вторых, в городе был монастырь, люди здесь просвещенные, понимают службу. Вот мы и держимся за церковный устав, чтобы пороку нам от людей не было. А если уж вы благословите — так и будет, как благословите». А заранее решили они священника ни о чем не спрашивать. Отец Леонид, прослужив несколько первых служб, ничего не сказал, так и осталась у них в соборе полная монастырская служба. По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз принимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная тогда стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.

В начале 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, послушника Андрея Мелентьева, старосту храма, певчих, многих прихожан и последних еще остававшихся на свободе священников. Все они были этапированы в Великий Устюг и заключены в храме Архангела Михаила, превращенном в тюрьму.

31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинения против нее не нашли. Полмесяца продержали блаженную в Лальской тюрьме, ни о чем не спрашивая, не предъявляя обвинения. Власти принуждали к лжесвидетельству против блаженной многих людей, но согласился на это только один — заместитель председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что блаженная Нина является активной церковницей, которая не только противится закрытию храмов, но неустанно хлопочет об открытии новых. «Летом 1936 года, когда поселковый совет намеревался закрыть церковь в Лальске, — показывал он, — Кузнецова организовала кампанию, приведшую к срыву этого мероприятия, она собирала подписи и проводила собрания верующих, предоставляя для этой цели свой дом. В августе 1937 года сельсовет начал собирать подписи среди жителей Лальска, которые желали бы закрыть храм, но Кузнецова снова собрала собрание верующих в своем доме и, таким образом, сорвала мероприятие, намеченное к проведению советской властью. Когда был арестован псаломщик Мелентьев, Кузнецова сразу же стала хлопотать за него, просить, чтобы его освободили, брала его под защиту».

После этих показаний в середине ноября блаженной Нине было предъявлено обвинение, и она была допрошена.

— Следствие располагает данными о том, что вы на протяжении ряда лет предоставляли свою квартиру для сборищ церковников, так ли это?

— Да, у меня в квартире до сих пор проживает священник Павел Федорович Хотемов, а также приходили другие верующие по вопросам церкви и службы в ней.

— Следствию известно, что вы по вопросу открытия лальского собора говорили: «Эта власть долго не продержится, все равно скоро будет война и снова все будет по-старому». Так ли это?

— Нет, этого я не говорила.

Виновной себя перед советской властью блаженная не признала.

Но что было делать с калекой, само содержание которой в тюрьме было для властей неудобным, а по известности блаженной среди народа и страшным — и на следующий же день после допроса она была отправлена в тюрьму города Котласа. 23 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, но недолго пробыла здесь исповедница. Она умерла в концлагере 14 мая 1938 года.

Причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Арестованные ранее священники, в частности отец Леонид Истомин, были заключены в это время в храме Архангела Михаила в Великом Устюге. Православных поместили в небольшую камеру над алтарем, там же были собраны все священники и диаконы из Лальска. Лежа служили всенощные под большие праздники, священники во время службы, не приподнимаясь с нар, подавали вполголоса возгласы. Два года пробыл отец Леонид Истомин в тюрьме и лагере вместе со своими прихожанами, а затем его среди других священнослужителей отправили на лесозаготовки в Карелию. Условия содержания были такими, что заключенные вымирали целыми лагерями. Здесь принял кончину и отец Леонид.

Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов, полиелей – в сослужении о.Николая Ларионова и о.Антония Новицкого. Пели оба хора собора. В целом, служба ничем не отличалась от слыжбы предыдущего воскресного дня…

Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

По окончании службы о.Евгений напомнил расписание служб, а также то, что завтра на кладбище Кабахаха состоится освящение храма Святых Жен-Мироносиц. В 9.00 прибудет Владыка Феогност, после чего будет чин освящения и литургия. Также завтра в 16.00 в поселке Гайдук, на улице Путевой, у места строительства храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» состоится молебен с акафистом, на который могут прийти все желающие. Отец Евгений сообщил, что настоятелем прихода является он сам….


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!