Освящение храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» в городе Славянске-на-Кубани



13 мая 2017 года, в субботу 5-ой недели по Пасхе, день памяти Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского, епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност, совершил чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» в городе Славянске-на-Кубани.

Правящему архиерею сослужили: благочинный Славянского округа игумен Иннокентий (Макаров), и. о. благочинного Геленджикского округа иеромонах Митрофан (Ворона), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» протоиерей Василий Гаврильчик, иерей Максим Пьянков, протодиакон Евгений Габов, протодиакон Геннадий Большешальский, диакон Александр Лысенко.

За Богослужением молились: глава Славянского района Роман Синяговский, сотрудники администрации, представители казачества.

По окончании чина освящения епископ Феогност возглавил Божественную Литургию в новоосвященном храме.

Беседа Христа с самарянкой

Воскресенье 14 мая. Неделя о самаряныне.

Этот воскресный день именуется Неделей о самаряныне из-за того, что в этот день читается Евангельский текст о беседе Христа с самарянкой и обращении ее и ее соплеменников ко Христу. Самаряне (ивр. ‏שומרונים‏‎ — «шомрони́м», כותים — «кутим» (то есть переселенцы из месопотамского города Куты) , напомню, существующая и сегодня группа евреев, исповедующая довольно своеобразную форму иудаизма. Вследствие этого отличия традиционные иудеи почитали их еретиками и гнушались ими, как язычниками, распространяя на них запрет Закона Моисеева на общение с иноверцами, презирая их (это обосновывается также распространенным среди традиционных иудеев мнением, якобы, самаряне – это вовсе не евреи, а гутии – народ, проживающий на западе современного Ирана, а затем переселенный ассирийцами на территорию современного Ирана). Самаряне же платили им той же монетой. И вот, Господь идет к этим отверженным и обращает их к себе. Как считается, потом эта женщина (называемая на греческий манер Фотина», то есть «светлая», очевидно, это не имя, а лишь перевод имени, что бывает довольно часто) вместе со своими детьми пострадала за Христа. И обращение этой женщины к Богу вспоминается в этот день, не только в Евангельском чтении, но и во всем чине службы….

Тропарь Воскресный. Глас 4:.

Светлую воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мирови велию милость.

Кондак Недели о самаряныне. Глас 8

Верою пришедшая на кладязь самаряныня/ виде Тя премудрости воду,/ еюже напоившися обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.

И праздники, собственно, 14 мая.

Праздников в этот день не особенно много. Здесь отдельно стоит упомянуть чтимого в этот день преподобного Герасима Болдинского, частица мощей которого есть в храме Новомучеников.

ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Царевококшайская (Мироносицкая) икона Божией Матери, список XVII в. из Ежовской Мироносицкой пýстыни (Владимирская икона с вмонтированным образом жён-мироносиц)

Празднование 1 / 14 мая

Первоначально Царевококшайская чудотворная икона Божией Матери в исторических документах именовалась как "Мироносицкая", или "святых жен-мироносиц". Но начиная с XVIII века появляется новое наименование образа – "Богоматерь Царевококшайская". Причиной этому стало, вероятно, то, что образ жен-мироносиц на камне был вставлен "в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками... И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках – акафист Божией Матери" (как следует из описи первой половины XVIII века). Более поздние источники свидетельствуют о том, что образ на камне был вставлен во Владимирскую икону Божией Матери.

История

Явилась икона 1 / 14 мая 1647 года близ местечка Дальние Кузнецы, в 15 верстах от города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола, столица республики Марий-Эл) Казанской губернии. Некий земледелец по имени Андрей Жолнин, работая на поле, заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, "резанную на аспиде[72], обложенную сканым серебром". На небольшом резном каменном образке был изображён Гроб Господень, слева от него - три женские фигуры (мироносицы), справа - Ангел, указующий правой рукой на Гроб, за ним святые апостолы Петр и Иоанн Богослов. По скруглённому верхнему краю расположена надпись: "ѠБРАЗЪ СВ. ЖЄНЪ МѴРОНОСИЦЪ". В верхней части образа в отдельном сегменте - изображение Спаса Нерукотворного.

При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. Усердно помолившись пред ней, Андрей взял ее и принес домой. Вскоре эта икона прославилась чудесами. К ней стали стекаться жители села Дальние Кузнецы, а также и богомольцы из окрестных мест. Многим из них по вере и по молитвам перед образом подавались исцеления от болезни. Об этом узнал местный воевода М. Н. Спиридонов. Вместе со священниками он явился в дом Андрея Жолнина, и они перенесли икону в соборный храм Воскресения Христова города Царевококшайска.

В соборе у иконы жён-мироносиц также совершались чудеса. Спустя некоторое время её перенесли в Москву, где она снова явила множество чудотворений. Там со святого образа по царскому повелению был сделан список, после чего его возвратили в Царевококшайск. В царской грамоте государь Алексей Михайлович повелевал воеводе М. Н. Спиридонову встречать образ "за градом, в коем месте пригожь... честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми Тот Чудотворный Образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен Мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен Мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и тыб тот Чудотворный Образ поставил в Царевококшайском городе в Соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен Мироносиц сооружат и освятят и ты б тот Чудотворный Образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписал...".

В сентябре 1649 года было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря, а в 1652 году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц, перестроенная в начале XVIII века в каменную. В ней и пребывал необыкновенно украшенный чудотворный образ. Сохранилось его описание:

"Храмовой явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен Мироносиц на камени аспиде обложен серебром сканым, снизу гладью и позлащен, в верху – Образ Нерукотворенный Спас, вокруг обнизан жемчугом крупным в три ряда. Вокруг явленного образа обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким.... И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках, – акафист Божией Матери. Сверх же оной доски – риза, кованая серебром и позлащенная; на ней – убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими...".

Резной каменный образ свв. Жён-Мироносиц, явленный в 1647 г. (копия)

Из описи второй половины XVIII века следует, что к чудотворной иконе были подвешены не сохранившиеся до нашего времени три пелены с изображением святых жен-мироносиц. Чудотворная икона время от времени поновлялась как в самом монастыре, так и за его пределами. В обители хранился также список с образа Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц.

Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест, огромное стечение народа к чудотворному образу в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 / 14 мая – в день явления иконы; на 3-ю неделю после Пасхи – неделю прославления жен-мироносиц и 23 июня / 6 июля – в день Владимирской иконы Божией Матери. В монастыре собиралось свыше 3 тысяч богомольцев и паломников из Казанской и Вятской губерний. Отсюда она ежегодно переносилась в город Царевококшайск 21 июля / 3 августа и пребывала там до 22 августа / 4 сентября.

Главная святыня Марийского края была утрачена в 1930-е годы, местонахождение её неизвестно.

В 1994 году Мироносицкая обитель была возрождена как женский монастырь. При его открытии местные жители передали сюда Владимирскую икону Божией Матери - список с чудотворной иконы, сделанный ещё в XVII столетии и принадлежавший последнему игумену Мироносицкого монастыря Серафиму. Во Владимирскую икону вставили вырезанную на камне Мироносицкую икону. Этот образ стал главной святыней обители. О местопребывании оригинала образа нет никаких сведений.

Использованные материалы


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!