Тропарь Кириллу, еп. Туровскому



Благочестия ревнителю и рачителю, /иноков и столпников похвале, /святителю Туровския паствы, преславне,/златословесный учителю, /светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, /в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, /Кирилле Богомудре, моли Христа Бога /утвердитися нам, соотечественником твоим, /во Православии, благочестии и единомыслии.

Мученики Дада, Максим чтец и Квинтилиан

День памяти: 28 апреля / 11 мая

Святые мученики братья Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре Диоклетиане(284 - 305), когда вышло повеление приносить на торжественных празднествах жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти.

Наместники императора Тарквиний и Гавиний в городе Доростоле[52] устроили пышное торжество, на котором присутствовали жители не только города, но и окрестных сёл.

Когда празднество закончилось, кто-то донес императору, что три брата - Дада, Максим и Квинтилиан не подчинились приказу императора и ушли к себе в деревню Озовию. За ними были посланы воины, которые застали святых братьев за молитвой и отвели их на суд.

Мц. Анна Шашкина

Правители допросили братьев, которые исповедали себя христианами. Тогда Тарквиний предложил святому Максиму стать жрецом бога Зевса. Но тот назвал Зевса скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога.

Тарквиний пытался уговорить святых Даду и Квинтиллиана. Они сказали, что их брат Максим служит псаломщиком в храме, хорошо знает Священное Писание и они во всем следуют ему. Мучеников отправили в темницу, но и там они помышляли только о спасении своих душ. В полночь, когда святые уснули, им явился диавол, ополчившийся на них с оружием. Но когда мученики проснулись, они увидели Ангела, который сказал: "Не бойтесь. Бог, ваша надежда, примет вас к Себе. Он недалеко от вас и поможет вам". Наутро Тарквиний сказал братьям, что боги объявили ему во сне свою волю: предать их смерти, если они не принесут жертвы. Мученики ответили, что им Господь приказал претерпеть мучения за Его Святое Имя.

Несколько дней пытки и допросы продолжались непрерывно с утра до вечера. Наконец мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там усекли мечом (+ 286).

МУЧЕНИЦА АННА ШАШКИНА

Память 28 апреля / 11 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родилась 13 / 26 февраля 1888 года в деревне Пегаскине Пошехонского уезда Ярославской губернии (ныне район Пегаскино в черте города Пошехонья) в семье крестьянина. Жила с родителями, потом одна вела единоличное хозяйство, не вступая в колхоз. Часто ездила в Павло-Обнорский монастырь к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову). После закрытия монастыря монахини организовали в селе Захарьине сельхозкоммуну, которую власти через некоторое время тоже закрыли, распознав в ней "тайный монастырь" и арестовав самых активных ее членов. Анна Васильевна посещала коммуну, была знакома с ее заведующей.

В начале 1936 года обновленцы города Пошехонье-Володарска писали властям: «В силу крайне осложнившихся обстоятельств… со стороны тихоновской общины при Успенской церкви города Пошехонье-Володарска, каковые выражаются… в открытой борьбе с обновленческой ориентацией… Они… открыто порицают храм, как еретический… У тихоновцев очень часто бывают нелегальные собрания. 7 января 1936 года Смирнов Алексей Евграфович, как главный руководитель тихоновской общины, вечером собрал у себя гостей, около двадцати пяти человек, в том числе был Петр Богородский, игумения Леонида, много бывших монашек и другие лица, и окончился этот пир далеко за полночь. А почему это не может быть нелегальным собранием? Ведь это неизвестно нам, о чем они вели беседу.

Кроме этого, пользуясь приливом святочных празднеств, клевета и наушничество пошли во все села данного района с призывом к… бойкотированию всеми силами всех обновленческих служителей культа; совращая темные силы верой в святость Бога лишь тихоновщины… близко все это видя, как гнездо вражды и нелегальности, просим вас передать нам наш храм, во избежание последствий, а равно нежелание иметь таковых соседей, где, кроме религиозных целей, преследуются остатки прежних царских привычек… А посему еще раз убедительно просим вас… во избежание всех последствий не только за наш храм, а и район, пресечь в корне развитие этого гнезда нелегальности и передать храм нам, обновленцам»[53].

10 января 1937 года Анну Васильевну вызвали на допрос, и следователь спросил ее, правда ли, что она собирала подписи жителей, желавших принадлежать к тихоновской общине. Анна Васильевна объяснила, что в 1935 году умер сын ее брата, и приходской их священник Петр Богородский отказался участвовать в его погребении, указав, что жители этой деревни не принадлежат к православной общине, и пусть они сначала определятся: в православный ли они будут ходить храм или к обновленцам; тогда она взялась собрать подписи жителей – тех, кто считает себя православными.

– А вы к какой ориентации принадлежите? – спросил ее следователь.

– Я лично принадлежу к тихоновской ориентации.

– Почему же тогда Богородский требовал подписей за тихоновскую общину от всей вашей деревни?

– Я этого пояснить не могу.

В следующий раз следователь вызвал Анну Васильевну на допрос 20 февраля и стал укорять в запирательстве, между тем как известно, что она знакома со старостой храма Алексеем Евграфовичем Смирновым, который давал ей читать книгу Сергея Нилуса «Протоколы сионских мудрецов», и следователь тут же на допросе предъявил эту книгу.

– Почему вы скрывали от следствия сведения о книге Нилуса и контрреволюционные рассуждения по существу ее содержания?

– Я скрывала о книге Нилуса «Протоколы сионских мудрецов» потому, что не хотела выдать Смирнова, который строго наказывал, чтобы мы никогда никому ничего об этом не говорили.

– Значит, вы знали, что книга «Протоколы сионских мудрецов» является контрреволюционной книгой, поэтому и скрывали знакомство с ней от следствия?

– Мне Смирнов говорил, что книга эта запрещенная, но почему, не сказал.

– В связи с переписью населения СССР, среди населения города распространялись контрреволюционные провокационные слухи, исходящие из содержания книги «Протоколы сионских мудрецов» и ваших рассуждений о приходе антихриста, о печати и так далее. Эти слухи распространяли вы с целью срыва мероприятий советской власти по переписи. Подтверждаете вы это?

– Нет, это я отрицаю, никаких контрреволюционных провокационных слухов я не распространяла и об этих слухах ничего не слышала.

Вызвав в следующий раз на допрос Анну Васильевну, следователь стал добиваться от нее, чтобы она сказала, как давно она слышала об архимандрите Никоне и от кого, но она на этот вопрос отвечать отказалась.

4 марта 1937 года следователь снова вызвал ее на допрос и снова стал спрашивать об отце Никоне: как давно и как близко она была с ним знакома, но и на этот раз она ничего не ответила, и в тот же день следователь объявил ей, что она арестована как подозреваемая.

18 марта следователь снова вызвал Анну Васильевну на допрос и заявил:

– Вам предъявлено постановление о привлечении вас в качестве обвиняемой в преступлении, предусмотренном статьей 58-й. Обстоятельства преступления изложены в подписанном вами постановлении. Признаете вы себя виновной в этом?

– Признаю, что со Смирновым я связь имела, несколько раз посещала его дом, а также часто вместе ходили в… церковь. Книгу Сергея Нилуса «Протоколы сионских мудрецов» я у Смирнова видела, ее читала Гудкова, которая мне рассказывала ее содержание, но контрреволюционных слухов я среди населения не распространяла. Никаких вопросов о войне, о победе фашизма, о восстановлении в СССР капиталистического строя и так далее мы со Смирновым и Гудковой не обсуждали. Богородского я знаю как священника, и, действительно, по его заданию я собирала подписи за тихоновскую церковь, но никого не запугивала, подписывались все добровольно… Архимандрита Павловского монастыря Никона я знаю. Бывала несколько раз у него в монастыре, когда еще он был открыт. В 1924 году Никон был в городе Пошехонье-Володарске, был в нашем доме, а после закрытия монастыря я с ним связи не имею и где он, не знаю.

– Сколько времени вы жили в Никоновской «коммуне»?

– Я членом Никоновской «коммуны» не состояла, но в «коммуне» была несколько раз.

– А зачем вы «коммуну» посещали?

На этот вопрос Анна Васильевна отвечать отказалась.

– Вы знали, что Никоновская «коммуна», по существу, была нелегальным монастырем, организованным для борьбы с советской властью?

Анна Васильевна и на этот вопрос отвечать отказалась.

– Кого вы посещали из членов «коммуны»?

– В «коммуне» я останавливалась у заведующей, Анны Александровны Соловьевой.

– Откуда вам известна Соловьева?

– Соловьеву я знала через ее тетку, монахиню Таисию. Кроме того, Соловьева, когда бывала в городе, останавливалась у меня.

– Имея связь с руководительницей «коммуны», вы не могли не знать целей и задач этой «коммуны». Следствие требует от вас откровенных показаний.

Анна Васильевна отказалась отвечать на этот вопрос.

3 апреля состоялся последний допрос, во время которого следователь снова попытался узнать у Анны Васильевны, что она знает о месте, где находится архимандрит Никон.

– Связи с архимандритом Никоном я не имею и где он находится в настоящее время, не знаю, – ответила Анна Васильевна.

– А зачем и к кому вы ездили осенью 1936 года в Тутаевский район?

– Осенью 1936 года я действительно ездила в… гости к своей знакомой по имени Евдокия… фамилию ее я не знаю. Была у нее три дня.

– А как вы знакомы с Евдокией?

– Я с Евдокией знакома давно. Когда раньше ходила в Тутаев, то останавливалась у нее ночевать, и она, когда бывала в городе, тоже ночевала у меня.

– Как же вы не знаете ее фамилии?

– Фамилии ее я действительно не знаю, и не знаю, чем она занимается.

– Вы явно лжете. Вы в Тутаевский район ездили с целью посещения архимандрита Никона, скрывающегося от наказания и проводящего активную контрреволюционную работу. Требую от вас откровенных показаний.

– Нет, у архимандрита Никона я не была и где он скрывается, не знаю.

– За что был расстрелян ваш дядя, Александр Федорович Шашкин, и сидел его сын, Василий Александрович Шашкин?

– Мой дядя, действительно, в 1918 году был расстрелян, но за что, я не знаю. Также не знаю, за что сидел его сын, до революции он был урядником.

15 августа 1937 года Особым Совещанием при НКВД приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и была отправлена с первым этапом в Северо-Восточные лагеря НКВД.

Скончалась 11 мая 1939 года[54] от сепсиса в Севвостоклаге (Дальневосточный край[55], бухта Нагаево) и была погребена в безвестной могиле.

27 октября 1989 года была реабилитирована.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Ярославской епархии.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум., сост., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель, Тверь, 2006, 294-299:
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...407
  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?...nAE
  • Страница официального сайта Магаданской епархии:
    • http://www.magadan-eparchy.ru/ispovedniki/index.html

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни

твои пришли на память пред Богом.

5Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

17Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел,- вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, 18и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?

19Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; 20встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.

21Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 31и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

34Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, 35но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

48И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

После отступления в праздник Преполовение Пятидесятницы мы снова продолжаем рядовое чтение. Итак, римский центурион Корнилий (по-латыни его имя звучало бы, как Корнелиус), живя среди иудеев, уверовал в истинного Бога и не будучи обрезан, молился ему и исполнял заповеди. И Господь сам призвал его в число верных своих, не к иудеям, отпавшим от Него, но к последователям Сына Его. С этого дня исполняются слова Христа о том, что так как званные не были достойны, то Он посылает Слуг своих к тем, кто услышит призыв. И сей сотник (если использовать примененный в тексте русский аналог римского воинского звания, до сих пор используемый в казачестве) стал первым из этих людей, призванных от всех концов земли. Мы потомки этих призванных. Тут стоит вспомнить апостола Павла: «…. если Бог природную ветвь не пощадил, то пощадит ли тебя…?». Этим апостол увещевает паству соблюдать заповеданное в Евангелии, указывая на то, что Бог не смотрит на лица, а судит по делам… Так если мы согрешаем, то не раскаявшись, подлежим суду, кем бы мы ни были – новички в вере или родившиеся и выросшие в ней. Боже, спаси мя!

Евангелие (от Иоанна): 1Иисус же пошел на гору Елеонскую.

2А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

3Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

6Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

7Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

8И опять, наклонившись низко, писал на земле.

9Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

10Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

11Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.

16А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Фарисеи пытаются всячески поймать Христа на слове. То они приводят к нему женщину, пойманную на измене, а таких Закон Моисеев велел побивать камнями. Господь же посрамляет их, так что они сами невольно милуют ее. Весьма вероятно, что женщина раскаивалась в своем грехе и внутренне молила Бога о пощаде. Теперь же Господь проповедует перед храмом. И фарисеи пытаются поймать Его на слове, сказанном Им же: «если Я сам о Себе свидетельствую свидетельство Мое не есть истинно…», говоря о том, что и без Его проповеди сами чудеса, совершаемые Им, свидетельствуют о Нем.Фарисеи же перетолковывают эти слова, пытаясь обратить их против Христа. Но им это снова не удается. Господь снова говорит им о совершаемых Им знамениях, которые должны свидетельствовать о Нем. Но те даже к явным чудесам остаются глухи, в чем Господь обличает их… Кроме этого, Господь снова говорит о Своем единстве с Отцом и называет Себя светом миру. В самом деле, Господь принес в мир весть о спасении, восприняв которое, человек имеет шанс избежать ада – участи всех людей. начиная с Адама. И лишь через Христа можно обрести это спасение, потому Господь и называет Себя (и Евангелие) светом…. Для нас же главное – воспринять этот свет…

Пятница 12 мая.

Праздников в этот день отмечается не так много, хоть имен в календаре, напротив, весьма много. Отдельно стоит упомянуть чтимых в этот день 300 мучеников в Дидиквати и Папати пострадавших. О них удалось найти лишь сведения, что пострадали они в XVII – XVIII веках.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!