Отметьте на контурной карте территорию расселения племени исседонов. Расскажите об археологических памятниках исседонов.



Исседоны проживали в эпоху раннего железа в Центральном Казахстане, в центре Сарыарки. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Названиедано по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области, где впервые был раскопан курган данной культуры.Особенность курганов тасмолинской культуры (курганы с «усами») состоит в том, что в них имеются два захоронения.Оба кургана расположены по соседству. В большомкургане хоронили человека, в малом кургане – лошадь. От них в восточном направлении отходят2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих«усов» составляет от 10 до 30 метров.Археолог К.А. Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам.

Билет № 10

Великий казахский ученый Чокан Валиханов.

Чокан Валиханов (1835-1865) – выдающийся казахский ученый, чингизид. При рождении ему было дано имя Мухаммед-Канапия, Чокан – так ласково называла его мать. Детские годы Чокана прошли в Кусмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым.

       В 1847 г. 12-летний Чокан поступил в Омский кадетский корпус. Уже в кадетском корпусе Чокан хорошо знал крупного востоковеда Березина, труды которого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. В кадетском корпусе Чокан подружился с будущим ученым Георгием Потаниным. В 1853 г. Чокан закончил кадетский корпус в офицерском звании корнета. В 1855 г. Валиханов принял участие в поездке генерала Гасфорта по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. В 1856 г. участвовал в Иссык-кульской экспедиции, осуществил съемку бассейна озера Иссык-куль, исследует историю и культуру киргизского народа, записал эпос Манас. Осенью 1856 г. совершает поездку в Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями о развитии торговли. В 1858-1859 гг. Чокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, его результатом стал труд «О состоянии Алтышара…», который принес ему всемирную известность. 1859-1861 – годы пребывания Валиханова в Петербурге. Среди друзей Валиханова был Достоевский.

В 1861 г. Валиханов тяжело заболел и вернулся в Казахстан. В 1864 г. Валиханов участвовал в военной экспедиции генерала Черняева в Аулие-Атинскую крепость. Разочаровавшись в справедливости действий генерала в июне 1864 г. Валиханов вернулся в Верный. В 1865 г. в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Валиханова о восстании дунган в Цинской империи. Похоронен Валиханов в местности Алтын Емель. Труды: «Аблай», «О мусульманстве в степи», «Казахское родословие», «Следы шаманства у казахов».

Опишите особенности звериного стиля на примере «Золотого человека» из иссыкского кургана.

Начиная с VIII в. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль». «Звериный стиль» характеризуется двумя особенностями: 1) изображаются образы зверей и животных; 2) зверей изображают в движении.

Одежду знатного сака из Иссыкского кургана 4 тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигуроклошади, барса, горного козла, птиц покрывали.Одежда сака дополнялась украшениями: золотыми спиральными бляхами с изображениями барса на концах, двумя маленькими перстнями, наборным поясом из блях в виде бегущего оленя. Головной убор «золотого человека» украшен изображениями барсов, птиц, крылатых коней.

3. Заполните таблицу:

Развитие советского общества во второй половине 50-ых – первой половине 60-ых гг. XX века

 

Новые тенденции в обществе Осуждение культа личности Сталина, «хрущевская оттепель», процессы демократизации; Расширение прав союзных республик; Начало процесса реабилитации репрессированных граждан
Сохранившиеся черты командно-административной системы Не закончен процесс реабилитации; Не все репрессированные народы восстановлены в правах; Действовал стиль управления «сверху-вниз»; Подавление инакомыслия и инакодействия.

 

Билет № 11

Хозяйство и быт уйсунов.

Уйсуны проживали в Жетысу (Семиречье) вIII в. до н.э. – V в. н.э.Скотоводство играло

в жизни уйсунов главную роль. Скотоволство было полукочевым. Расстояния между зимовками и летовками были от 20 до 100 километров. Из видов скота уйсуны отдавали предпочтение лошадям, овцам и верблюдам, в меньшей степени – крупному рогатому скоту. Занимались также охотой.

Уйсуны были не только кочевниками, но и земледельцами. К примеру, во время раскопок зимнего поселения Актас были найдены доказательства существования у уйсунов земледелия. Недалеко от поселения были обнаружены остатки оросительных каналов. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием.

В предгорьях уйсуны имели постоянные жилища. Поселения состояли из 5–6 жилищ и крытых загонов для скота. Жилища возводили из камня.Помещения жилища соединялись между собой. Полы обмазывались глиной. Внутри жилища стоял каменный очаг для обогрева комнаты и приготовления пищи. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича.

Значительная часть ремесел и домашних промыслов уйсунов была связана с обработкой продуктов скотоводства. Степняки искусно выделывали кожу, войлок, окрашивали их в разные цвета. Чаще этим занимались женщины.Мужчины изготовляли предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, делали повозки, конскую упряжь, седла, шили обувь.

Уйсунские мастера из драгоценных металлов и камней изготавливали бусы, перстни, серьги, браслеты, зеркала, застежки для одежд и другие предметы. Для украшения ювелирных изделий использовали инкрустацию, зернь, скань.С высоким художественным вкусом выполнена диадема (женское головное украшение), найденная в Каргалинском ущелье близ Алматы. Ее возраст I в. до н.э. – II в. н.э. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см.Композиция на диадеме состоит из крылатых коней, дракона, групп животных. Диадема украшена вставками из бирюзы и сердолика.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!