Барокко в Испании17 века:Веласкес



В конце 15 века завершилась Реконкиста – процесс освобождения от арабского завоевания, длившийся 8 веков, образовалось единое Испанское королевство, в 16 в колонизация Америки и войны в Европе превратили страну в одну из самых богатых в мире. При этом -укрепление испанского абсолютизма, свирепство инквизиции. Искусство жестко контролировалось: нельзя было изображать обнаженное тело, в изображении Богоматери и святых нельзя было показывать их ноги, даже в обуви – за это можно было поплатиться жизнью)Ослабление экономики Испании на рубеже 16-17 веков. Рост влияния реакционных идей контрреформации. И в то же время расцвет испанской литературы и искусства, их «золотой век»: любовь к людям, знание жизни, быта разных сословий и вместе с тем утонченный интеллектуализм, приверженность дворянским идеалам – специфические черты испанской национальной художественной культуры эпохи барокко.Сложение реалистического направления в живописи.

Хусепе деРибера (1591-1652) – первый мастер испанского «золотого века». Реалистический характер творчества, введение народных типов в религиозное искусство. Драматизм и эмоциональность образов. «Святая Инесса» 1641(1), «Хромоножка» 1642 – нищий мальчик-калека, в руке листок с мольбой о помощи (2).

Франсиско Сурбаран (1598-1664). Связь его творчества с испанской деревянной скульптурой. Сочетание аскетической суровости и элементов мистики с материальной конкретностью и реалистическим раскрытием образов в его произведениях. «Отрочество Мадонны» 1660(3). Натюрморты Сурбарана: «Натюрморт с апельсинами и лимонами» 1633(4), «Натюрморт с чашкой и вазами» 1633-1640(5).

1 2 3 4 5

Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682). Эволюция творчества от суровой сдержанности и строгой правдивости к идеализированному и сентиментальному искусству. «Мальчик с собакой» 1650(1).

Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) – гений эпохи барокко, величайший испанский художник. Воздействие демократических традиций испанского искусства и караваджизма на становление творческой индивидуальности Веласкеса. Расширение тематики живописи: обращение к бытовым и народным темам. «Бодегонес» (исп. «харчевня») Веласкеса–созданный им еще в молодости новый жанр испанской живописи эпохи Нового времени: «Завтрак» 1617-1618(1). Термин «Бодегон» используется приблизительно с 1650 года. Первый этим словом стал называть жанровые сцены раннего Веласкеса, в которых изображены обедающие или занятые приготовлением пищи простолюдины, его учитель и приемный отец Франциско Пачеко. Некоторые испанские жанровые картины, по всей видимости, изображали реальные трактиры-бодегонес. Однако, по ассоциации, название перешло к широкому кругу жанровых картин, изображающих лиц незнатного происхождения, часто с едой и напитками. Уже в 1590 фламандские и итальянские изображения кухни и рыночные сцены назывались бодегонес.В своем «Artedelapintura» (1649) Франсиско Пачеко описывает «бодегон» как натуралистический жанр живописи именно своего ученика и приемного сына Веласкеса.В современном испанском означает «натюрморт».Реалистическое истолкование мифологических сюжетов: «Триумф Вакха», или «Пьяницы» (2) 1628-1629 в жанре бодегон.

1 2

Герцог Оливарес предложил молодому Веласкесу должность придворного художника, его обязанностью было писать портреты короля и его семьи. От мастерства и такта придворного художника зависело то как будут представлять своего короля подданные, каким увидят иностранцы и что подумают потомки. Сам Веласкес происходил из знатного, восходившего еще к истории Древнего Рима, но обедневшегорода, обладал благородным сердцем и острым умом. Таким образом, он стал вращаться в соответствовавшем его происхождению аристократическом обществе, сохраняя при этом независимость от актуальных для королевского двора политических интриг, внутреннюю свободу и яркую индивидуальность. Создание исторических и жанровых полотен. Вклад Веласкеса в развитие исторической живописи: «Сдача Бреды»1634-1635 (1). «Сдача Бреды» являлась лишь одной из 20-ти больших картин, которые предназначались для Зала королевств новопостроенной королевской резиденции Буэн-Ретиро (к сожалению, разрушенной в ходе наступления на Мадрид французов в начале XIX века), они должны были воспевать военные подвиги и завоевания испанского монарха (и патрона Веласкеса) Филиппа IV.Бреда – голландский город, важный стратегический пункт в войне Испании с Нидерландами. Протестантские по преимуществу Нидерланды стремились отстоять свою независимость от католической Испании. Но Мадрид, под чьей короной еще в начале XVII века объединялась чуть ли не половина территорий Старого и Нового света, не желал лишаться своей северной колонии. В 1625-м году героически сопротивлявшаяся голландская Бреда была осаждена испанцами. Целых девять месяцев продолжалась осада. И всё-таки Бреда пала под напором испанцев.

Веласкес выбрал из истории этой военной победы один момент, когда комендант голландской крепости ЮстинНассауский с поклоном передаёт ключ испанскому адмиралу АмбросиоСпиноле, который уважительно и дружески похлопывает противника по плечу. Изображая центральную группу, Веласкес почти буквально цитирует картину Питера Пауля Рубенса «Встреча Авраама и Мельхиседека» (2).Это не противостояние непримиримых соперников и не позорная сдача города, а акт подписания мира. Веласкес даже такой заказ использует, чтобы вложить вневременный смысл, его картина служит примером и напоминанием о гуманизме и важности сочувствия и уважения людей друг к другу, в любой ситуации, что бы ни происходило.

1 2

Оба полководца преисполнены благородства и доблести: Веласкес трактует передачу ключей от Бреды почти как встречу между старыми друзьями. Только группы офицеров по обеим сторонам от них свидетельствуют, что здесь есть и победители, и побеждённые. Победители-испанцы изображены слева. Стройный ряд испанских копий смотрит в небо: их густота указывает на многочисленность испанцев, а то, что копья почти параллельны, – на их блестящую военную дисциплину. Нидерландцы слева, напротив, выглядят разрозненными и растерянными. Но испанец Веласкес очень бережно относится к чувству собственного достоинства противников: он не показывает их ни разбитыми, ни униженными. Кстати, «Сдача Бреды» еще известна под альтернативным названием «Копья», а в крайнем справа испанце (с закрученными усами, гордым взглядом и в шляпе с плюмажем) многие исследователи усматривают автопортрет художника.Ни ЮстинНассауский, ни АмбросиоСпинола (с которым Веласкес был коротко знаком) не могли оценить величественного искусства Веласкеса: ко времени создания картины (около 1635 г.) ни того, ни другого уже не было в живых. Но живопись сберегла их для истории. И теперь всякий, попав в залы мадридского Прадо, может собственными глазами взглянуть на одно из самых объективных исторических полотен во всей истории. Здесь ни одна сторона не показывается более правой или менее благородной, чем другая, а победитель и побеждённый демонстрируют невиданное между врагами взаимное уважение. Веласкесу удалось изобразить эпизод военной победы так, что он показал объединение людей, а не их раздор.

Глубина психологического анализа в раскрытии характера человека. Веласкес был придворным художником, при этом писал парадные портреты всех: не только короля, но и слуг, шутов, подходил равностно ко всем обитателям дворца.Во всех видел достоинство, личность. Различные типы портретов кисти Веласкеса: портреты Филиппа IV(1)1656, портреты инфанта Карлоса, серия портретов инфанты Маргариты(2,3,4), предназначенной в жены императору Священной римской империи. Писать эти портреты о обязанностью художника, их отправляли жениху, чтобы он видел, как подрастает его невеста, у картин одна и та же композиция, ребенок стоит, опираясь рукой о столик, чтобы легче было позировать, или стоит в развороте в три четверти.

Еще один портрет Маргариты в сюжетной композиции «Менины» («фрейлины»), зрелого периода творчества, где Веласкес выстроил композицию необычным уникальным образом (6фрагмент,7). Это гениальная находка на самом деле была выражением сути мировоззрения художника, который изобразил тут и себя таким же персонажем в картине , за мольбертом. Все источники света подчеркнуто убраны – нет люстр, шторы задернуты. Но фигуры при этом ярко освещены. Это заставляет задуматься зрителя, откуда же исходит свет, озаряющий героев картины. Подсказка художника – зеркало на заднем плане, в нем отражается чета монархов. Как будто бы они стоят на месте зрителя, а все на портрете повернулись к ним лицом и смотрят на них.  И кажется, что это «монаршее сияние» озаряет изображенную сцену. Оригинально придумано,королевской семье была лестна эта роль. А Веласкес остался при этом верен себе, он никому и не думал льстить. На месте короля и королевы, по замыслу художника, в реальности стоит …зритель.

1 2 3 4 5 6

7

В центре ателье (мастерской) художника в королевском дворце Алькасар, в Испании изображена милая 5-летняя девочка –кукла – инфанта Маргарита., заточенная в неудобное платье и заранее предопределенную судьбу (династический брак). Стоит в той самой строго регламентированной позе, в какой ее всегда изображал художник. Рядом ее фрейлины («менины»), тут же одного роста с Маргаритой карлица, заточенная по-своему - в тело маленького размера, и второй карлик, пинающий большую собаку. Собака тем временем выражает терпеливую мудрость зверя, закрывшего глаза и сложившего лапы, способного загрызть, но жалеющего несмышленого капризного человечка.Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при испанском дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барболана картине родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только двух персонажей – карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку, и министра. Карлики существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Поэтому на картине двое карликов и собака составляют единую группу. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев, среди которых были и люди с гидроцефалией, слабоумные и т. п., содержащиеся при дворе.Их общество наделяло придворных чувством собственного превосходства, именно уродцы при сравнении делали придворных красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне карлицы Марии Барболы.

По-настоящему свободно во всей этой группе себя чувствует один министр Оливарес, он тоже показан в движении, но вне этой комнаты, его путь сам по себе хорошо освещен, он более автономен и независим, и световое пятно с ним – композиционный центр картины, хоть это и фигура заднего плана.

Веласкес неоднократно пишет портреты Оливареса – главного министра, на протяжении 23 лет имевшего огромную власть при дворе, предложившего Веласкесу должность придворного художника (1), «Портрет дамы с веером» 1640(2). Охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи: Конный портрет принца Бальтасара Карлоса 1634-1635(3). Портреты шутов: «Портрет карлика Эль Примо» 1644(4) и другие.

1 2 3 4

Портрет Эль Примо («кузена»), который был карликом дона Диего де Аседо, поражает острым драматизмом. С одной стороны, незаурядное и умное лицо достойного человека, который листает толстый фолиант. В то же время у него маленькая фигурка с небольшими ручками, очень короткое туловище с горбом на спине и слабые, тонкие ноги. Портрет выражает острое и печальное несоответствие между богатым духовным миром и несовершенным физическим телом персонажа.

Поздний период творчества художника: «Венера с зеркалом» (1640-1650), «Портрет Иннокентия X» римского папы (1650), пейзажи виллы Медичи (1649-1650)(3,4), живописные композиции «Менины» (1656).

1 2 3 4

Впервые Веласкес отправился в Италию в августе 1629 года. Он вез с собой многочисленные рекомендательные письма и королевское разрешение покинуть двор на два года с сохранением жалованья чиновника. Художник посетил Геную, Милан, Венецию, Феррару, Ченто, Лорето и Рим,где провел год. Оттуда, следуя через Неаполь, вернулся в Испанию. Это путешествие в Италию стало краеугольным камнем в развитии техники художника и открыло перед ним новые горизонты. В Риме он получил возможность увидеть не только шедевры античности и Ренессанса, но и работы современных мастеров, которых не было в испанских Королевских Коллекциях. Веласкес также стал свидетелем диспута между сторонниками классицизма Карраччи и теми, кто предпочитал декоративное барокко. Спор только укрепил его во мнении, что живопись является интеллектуальным занятием. Академизм, которому Веласкес обучился в Италии, не заставил его забыть о своей любви к изображению реального.Два римских пейзажа Виллы Медичи (3,4) уникальны, необычны для того времени: они написаны в технике легкого, упругого мазка, которую позже посчитают предшественницей манеры импрессионистов. Часто отмечалось также, что Веласкеса интересовало не столько изображение «вечного характера» природы, сколько попытка запечатлеть ее постоянно меняющийся облик, героем его картин стало освещение.

Одна из поздних картин: «Пряхи» (1657).По одной из версий это миф об Арахне, бросившей вызов богине: два плана –передний план мир людей, задний – мир богов. До другой версии – бытовая сцена. Пока на заднем плане праздные аристократы обсуждают и используют плоды чьего-то труда, на переднем плане происходит самое интересное: мастерицы за работой, рядом лестница, ведущая вверх, в том же направлении, откуда льется свет. Как и в гравюре «Меланхолия» Дюрера она может служить все тем женапоминанием о незыблемых вехах пути самосовершенствования человека: от необходимости на этом пути овладеть каким-нибудь ремеслом до вечного духовного восхождения.

Влияние Веласкеса на европейскую живопись XVIII-XIX веков: заложил основу реалистической живописи.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!