Искусство Возрождения во Франции (XV-XVI вв.)



Преодоление феодальной раздробленности. Установление централизованного абсолютистского государства во второй половине ХV века. Формирование нового французского искусства на основе нидерландского и итальянского Возрождения на базе национальных художественных традиций. Развитие отдельных художественных центров. В 15 веке происходило развитие миниатюры. В 16 веке – искусство обрело светский, жизнерадостный характер.Творчество Жана Фуке (ок.1420 - ок. 1490). Алтарные картины«Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха. ок. 1450. Картинная галерея. Берлин и «Дева Мария». Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450. - необычное художественное решение, «кукольность» персонажей.  Королевский музей изящных искусств, Антверпен (1,2); портреты, миниатюры: «Взятие Иерусалима» 1470-1475 гг.

1 2 3

Культура и искусство Франции в период правления Франциска I. Расширение контактов с Италией, влияние итальянской художественной культуры на становление светского искусства Франции. Обращение к античности. Школа Фонтенбло- название группы мастеров, выходцев из Италии (живописцев, архитекторов, ювелиров и пр.), работавших во дворце Фонтенбло (1,2), который был центром Ренессанса в северной Европе при короле Франциске I и его преемниках. С их работами во французское искусство вошёл маньеризм.

Расцвет живописного и карандашного портрета. Портреты Жана (? - 1541) и Франсуа Клуэ (ок. 1510-1572).Архитектура и скульптура Франции эпохи Возрождения. Сочетание элементов ренессансной архитектуры с остаточными готическими традициями. Новая организация строительства, роль архитектора-декоратора: ансамблевый характер строящихся сооружений. Деятельность Жана Гужона (ок. 1510-15680), Пьера Леско (ок. 1510-1578), ФилибераДелорма (ок. 1512-1570). Основные этапы строительства Лувра и его роли в развитии европейской архитектуры (1).Развитие ренессансной скульптуры во Франции. Скульптурные работы Жана Гужона. Произведения Ж. Пилона (1537-1590). Национальный музей Ренессанса воФранции-Экуанский замок: сочетания черт готики и Возрождения (2)

1 2

Искусство Возрождения в Англии (16 век)

Война с Испанией. Положение Англии упрочилось после ее победы над Испанией и гибели испанской «Великой Армады» (1588), когда у Англии появилась возможность захвата новых колоний в Америке и Африке. Усиление королевской власти (абсолютной монархии). Время правления короля Генриха VIIIи королевы Елизаветы I, при которой Англия стала самой сильной морской державой.

Самое яркое явление английского Возрождения – литературное, драматургическое творчество Уильяма Шекспира. (О его творчестве есть потрясающее исследование, читается как увлекательный детектив, ИльиГилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Песнь о Голубе и Фениксе»).

Роль же изобразительного искусства в английском Возрождении очень скромна; единственныйжанр живописи, который получил распространение в Англии в 16 в — портрет. Портреты конца 15 в. говорят о развитии английской портретной живописи. Приезд Ганса Гольбейна Младшего в первый раз в Лондон в 1527 г. в поисках заказов доказывает, что интерес к портрету в Англии уже тогда был достаточно велик. Первым, у кого встретил поддержку великий немецкий живописец, был известный философ Томас Мор; лишь позднее, во второй свой приезд в Лондон в 1531 г., Гольбейн сделался известным при дворе короля Генриха VIII.У Гольбейна не появилось в Англии прямых учеников, но он оставил здесь великолепные реалистические портреты целого поколения, и пребывание его в этой стране не могло не отразиться на развитии ее искусства. Среди множества портретов, созданных в Англии в 16 в. английскими и приезжими мастерами, выделяются своим реалистическим характером те произведения, авторы которых развивают принципы Гольбейна. Если бы английская портретная живопись развивалась и дальше по пути реалистических поисков психологически заостренной характеристики и жизненной полноты образа, как у Гольбейна, может быть, была бы создана галерея образов людей шекспировской Англии, достойная сравнения с творениями великих драматургов того времени. Но, к сожалению, развитию этой линии живописи противостояли тенденция следования старой средневековой феодальной концепции портрета - процветал английский абсолютизм.

При королеве Елизавете в Англии работало очень много второстепенных иностранных живописцев, главным образом фламандцев (Марк Герардс Младший и другие). Свобода художников в трактовке королевских портретов была строго ограничена. Специальный указ запрещал писать королеву иначе как с установленных образцов, а образцы разрешалось делать лишь некоторым мастерам, по выбору самой Елизаветы. В придворном портрете выработался определенный канон, распространившийся на аристократический портрет вообще; он отличался статичностью композиции, безжизненностью лиц, мелочным вниманием к костюму (1,2).

1    2

Творческие искания во второй половине века более заметны в портретной миниатюре. Англия явилась страной, где эта разновидность портрета приобрела исключительно большое значение. В любопытном документе 16 в., «Трактате об искусстве портрета», приписываемом известному английскому миниатюристу Хиллиарду, говорится, что еще при дворе Генриха VIII работал целый ряд портретистов-миниатюристов. Существуют указания на то, что этот вид искусства привлек внимание Гольбейна. Последнее подтверждают собственные опыты Гольбейна в миниатюре (прекрасный портрет Анны Клевской и другие). Гольбейн сделался признанным авторитетом и в данной отрасли портретного искусства, о чем говорится в том же «Трактате», что не помешало, однако, английской миниатюре в дальнейшем оставаться очень самобытной. Об этом свидетельствует творчество двух знаменитых миниатюристов, современников Шекспира — Хиллиарда и Оливера.

Николас Хиллиард (1547—1619), сын ювелира из Эксетера, был сам золотых дел мастером, а также гравером, медальером и миниатюристом. Эта разносторонность его деятельности может объяснить, откуда в его портретах столько декоративной выдумки.Миниатюры, принадлежащие Хиллиарду, относятся к периоду между 1571 и 1616 гг. Подписанных и датированных среди них немного; исполнены они на пергаменте непрозрачными водяными красками и гуашью.Декоративный элемент, узорчатость, нарядность особенно чувствуются в тех миниатюрах, которые представляют собой довольно сложные композиции с фигурами в полный рост. При сохранении целого ряда восходящих к средневековью условностей, вроде вытянутых пропорций фигур, плоскостности изображения, отсутствия светотени, включения в качестве орнаментального мотива рыцарских доспехов, использования позолоты, произведения Хиллиарда привлекают своей красочностью, трепетным ритмом линий, вносящим движение в эти маленькие портреты, жизнерадостностью своего изобразительного строя. «Юноша среди розовых кустов». 1588; «Портрет Элис Хиллиард», жены художника. Портрет Джорджа Клиффорда, графа Камберленда. Ок. 1590Впечатление от живописной тонкости работы мастера-миниатюриста замечательно передал Шекспир: «Художник, как паук, сплел золотую нить — ловить сердца, как мошек в паутину».

Исаак Оливер – английский художник-миниатюрист. Портрет Ричарда Сэквилла. Миниатюра. 1616 г. Лондон, музей Виктории и Альберта. (4). Женские портреты (5,6,7)

12   3    4

5 6 7


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1046; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!