Духовная культура казахов в XVII-XVIII вв.



XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Освободительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи,  нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

 

Один из ярких представителей устного народно-по­этического творчества в XVIII в. — знаменитый Актамберды жырау (1675-1768 гг.). По свидетельствам его современников, жырау с ранних лет проявил талант, пробуя свои силы в многочисленных поэтических состязаниях. Актамберды прославлял знаменитых казахских батыров, призывая к защите отечества от врагов. Он вдохновенно воспевал подвиги таких народных батыров, как Кабанбай (Дарабоз), Богенбай.

 

На вторую половину XVIII в. приходится расцвет творчества в то время весьма популярного Татикары (XVIII в.). Как и Актамберды, Татикара воспевал подвиги легендарных борцов за свободу родины. Происходивший из бедной семьи, он по духу был близок многим выдающимся чингизидам своего времени. Благодаря поэтическому наследию Татикары, мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Богенбая. В плаче-причитании поэта по случаю кончины легендарного батыра содержится множество достоверных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его соратника, замечательного полководца Богенбая. Татикара был близок к Абылаю, активно участвовал во многих событиях в Среднем жузе.

 

Известный в XVIII в. жырауУмбетей (1706—1778 гг.) также был очевидцем многих событий той эпохи. Постоянный участник поэтических состязаний, он снискал известность своими философскими рассуждениями. Безжалостно бичуя неприглядные стороны своих современников, он нажил немало недругов. Следуя принятой традиции, Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами. До нас дошло множество произведений жырау. Значительное место в них занимают посвящения известным личностям: прославленному батыру из рода абак-керей — Жаугашару (Шакантаю) и др.

 

Один из самых выдающихся представителей казахской литературы XVIII в. — Бухар-жырау (1684— 1781 гг.), сын батыра Калкамана. Вышедший из бедной казахской семьи, испытавший крайнюю нужду, он поднялся на высокую ступень поэтического Олимпа. В последние годы жизни был дружен с ханом Абылаем, который внимательно прислушивался к его советам и был подвержен влиянию старого мудреца.Поэтическое наследие Бухара Калкаманова довольно достоверно воссоздает некоторые известные события в политической истории казахской государственности. Для нас очень ценным является то, что его поэтические строки подтверждают многие факты последних лет жизни Абылая.

 

Ярким представителем казахской поэзии XVIII в. явил­ся знаменитый Жанак (1775—1846 гг.). Вошедший в историю как непревзойденный акын-импровизатор, он выходил непременным победителем в поэтических состязаниях. До нас дошли сведения его айтыса со знаменитым поэтом Орынбаем.Один из лучших вариантов "Козы Корпеш — Баян Сулу” также принадлежит его поэтическому дарованию.

Определите, как политика освоение целинных и залежных земель повлияла на демографическую структуру Казахстана.

Рост населения целинных районов на 61 % осуществлялся за счет миграции из РСФСР, Украины. Белоруссии, Молдавии. За период с 1954 по 1962 годы на подъем целины в Казахстан из европейской чисти СССР прибыло около 2 млн. человек. Доля казахов в населении Республики снизилась до 30 % , создалась угроза функционированию национального языка, социальных институтов этноса.

Отметьте на контурной карте территорию расселения племени саков-массагетов. Расскажите об археологических памятниках саков - массагетов.

 

К археологическим памятникам сако-массагетских племен относятся погребения Тагискен и Уйгарак в Южном Казахстане. Они расположены на восточномпобережьиАральского моря. Время сооружения этих памятников – VIII–V века до н.э. При раскопках курганов найдены керамические кувшины с высоким и низким горлышками, трехгранные бронзовые стрелы, элементы конской сбруи, различные украшения. На украшениях часто встречаются рельефные изображения животных, в том числе льва.

В 300 километрах от областного центра Кызылорда археологи провели раскопки города Чирик-Рабат. Он располагался на холме. В центре города находилась крепость-цитадель, с построенными на ней сторожевыми вышками. Крепостные стены города имели толщину 4,5 метра. На них были устроены специальные места – амбразуры для

стрельбы из лука. Город был окружен рвом, глубиной 4,5 метра и шириной 40 метров.

В центре цитадели археологи провели раскопки. Здесь были найдены ножи, бронзовые наконечники стрел, золотые украшения – застежки, глиняные изделия. Этим изделиям примерно 2500 лет, т. е. город был заселен в IV–II вв. до н. э.

Еще один город, где археологи провели раскопки, – Бабиш-Молда. Город тоже имел крепостные стены и ров. Остатки проса и основания ручных мельниц, найденные археологами, свидетельствуют о занятии жителей города земледелием.

Билет 11

Государство усуней.

Время существования: III в. до н.э.-V в. н.э.

Памятники уйсунской культуры расположены в основном в Жетысу. Уйсуны заняли земли саков-тиграхауда. Столица – город Чигучен, находилась южнее озера Иссык-Куль. Название уйсун встречаются в китайских записях со II в. до н.э. Они описывались «широкоскулыми, светловолосыми, голубоглазыми». В антропологическом отношении являлись европеоидами. Однако в их облике отмечаются малые примеси моноголоидных черт.

Усуньские племена имели свое государственное устройство. Китайские обозначения «Усунго», «Синго» означают кочевое государство. Правитель носил титул гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек». Усуни вели войны с канглами и гуннами за пастбища и торговые пути, поддерживали дипломатические связи с Китаем.

       В обществе существовало имущественное неравенство.Объем и размер кургана говорили о положении в обществе и степени богатства человека. Были рабы, их труд использовался в домашнем хозяйстве. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду. В погребениях уйсунов находят тамги. Они изготавливались из глины, меди или золота, что также доказывает наличие частной собственности и социально-имущественного расслоения в уйсунском обществе. Скотоводство играло главную роль. Уйсуны были не только кочевниками (полукочевое скотоводство играло главную роль), но и земледельцами. При раскопках поселения Актас были найдены остатки оросительных каналов. В долинах рек Шу иКеген были найдены остатки нескольких древних городищ. Жилища строили из камня и саманного кирпича.

Ярким памятником ювелирного искусство усуней является Каргалинская диадема, найденная в одноименном ущелье. Датируется 1 в.до н.э.-2 в. до н.э. Она украшена изображениями птиц, животных и людей, окруженных растительностью. Главная идея - изображение модели вселенной.

Государство усуней было важной ступенью в длительной истории становление централизованного государства на территории Казахстана и сыграло свою роль в его образовании.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!