Культурная жизнь периода «развитого социализма».



Культурная жизнь в эти годы характеризовалась неоднозначными, противоречивыми явлениями и процессами.

Был осуществлен переход к всеобщему среднему образова­нию, развивалась система профессионально-технического, сред­него специального и высшего образования. В то же время качест­во образования, особенно в средних школах, оставалось низким. Слабым звеном была компьютеризация обучения. Несмотря на увеличение подготовки педагогических кадров, остро не хватало учителей различных специальностей.

Постоянно росло число выпускников высших учебных заве­дений, расширялась сеть научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ), появились научно-произ­водственные объединения (НПО). Советские ученые составляли четвертую часть всех ученых в мире. Были получены существен­ные результаты в изучении физики высоких энергий, в освоении космического пространства (создание орбитальных космических станций «Салют» и «Мир») и в других областях фундаменталь­ной и прикладной науки. Но зачастую научные исследования оставались невостребованными народным хозяйством, а внедрение инноваций в производство серьезно запаздывало или оставалось на уровне опытных образцов.

Развитие гуманитарных наук сковывалось тисками офици­альной марксистско-ленинской идеологии и большими трудно­стями, связанными с получением достоверной информации для исследований. В литературе и искусстве доступ к публике по­лучали авторы, исповедовавшие метод «социалистического реа­лизма» и строго следовавшие указаниям партийного руководства. Творческая интеллигенция работала в условиях жесточайшей цензуры, постоянного партийного контроля и всепроникающего надзора со стороны КГБ.

Параллельно существовали две культуры: признанная вла­стями (официальная) и непризнанная властями (неофициаль­ная). Росло число произведений, выходивших полулегально в «самиздате» и нелегально переправляемых и издаваемых за гра­ницей — в «тамиздате». Центром притяжения лучших прозаи­ков, поэтов, публицистов во второй половине 1960-х гг. был жур­нал «Новый мир», возглавляемый А.Т. Твардовским. Часто но­мера журнала подолгу задерживались цензурой и выходили с опозданием в несколько месяцев. В 1970 г. Твардовский был отстранен с поста главного редактора журнала.

Неугодным вла­стям стал крупнейший писатель этого времени А.И. Солжени­цын, создавший «Архипелаг ГУЛАГ» — гневное и страстное об­личение репрессивной системы тоталитарного социализма. Этот «опыт художественного исследования» бесчеловечного больше­вистского режима распространялся нелегально и влиял на изме­нение сознания не только советских людей, но и западной обще­ственности. А. И. Солженицын был удостоен Нобелевской пре­мии по литературе. Власти не осмелились вновь подвергнуть его заключению и в 1974 г. насильственно выслали Солженицына за границу (в 1994 г. писатель вернулся в Россию).

Поэтический та­лант Иосифа Бродского властям также оказался не по душе. Еще в хрущевские времена по­эт был объявлен тунеядцем, его судили, сослали в архангель­скую глубинку (деревня Норенская), а в 70-е годы затем вынудили покинуть Родину, угрожая преследованием. Бродский, находясь в изгнании, стал лауреатом Нобе­левской премии по литературе. В 1996 г. на 56-м году жизни он скончался в США.

Многие деятели культуры, как и Бродский, не вписывавшиеся в советскую систему, были просто напросто лишены советского гражданства. Это Ю. Любимов, режиссер Театра на Таганке, музыкант М. Ростропович и певица Г. Вишневская.

В 1979г.была предпринята попытка издания без цензуры литературного альманаха «Метрополь». Среди его авторов были В.П. Аксенов, А.Г. Битов, Викт. В. Ерофеев, Ф.А. Искандер, Е.А. Попов, Б. А. Ахмадуллина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, И.Л. Лиснянская, С.И. Липкий и др.

Составители сборника вели подготовку к его изданию подчерк­нуто легально, не допуская распространения материалов альманаха в самиздате и избегая контакта с авторами» окончательно порвавшими с официальной литературой. Однако власти и руко­водство Союза писателей не допустили издания «Метрополя» и организовали пропагандистскую кампанию против его участни­ков. Наименее известные среди авторов «Метрополя», Попов и Ерофеев, были исключены из Союза писателей. В знак протеста из Союза писателей вышли Аксенов, Липкин и Лиснянская. История «Метрополя» продемонстрировала невозможность свободного развития литературного процесса в СССР.

В 1960-х — начале 1980-х гг. опубликовали новые произведе­ния Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин (их объединяют в так называемое направление писателей-деревенщиков), Чингиз Айтматов, Борис Можаев, Сергей Залыгин и другие талантливые писатели. Нобелевской премии в области литературы был удостоен М.А. Шолохов (1965 г.). Кумиром многих лю­дей был бард, поэт и актер Владимир Высоцкий. Он умер в 1980 г., и его похороны стали своего роста протестом против офи­циальных властей. На эстраде взошла звезда Аллы Пугачевой. По-прежнему был неподражаем талант актера-сатирика Арка­дия Райкина. В театральной жизни становилась событием каж­дая новая постановка Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова, которого власти также вынудили эмигрировать.

В киноискусстве выделялись работы режиссеров Андрея Тарков­ского («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер» и др.) и Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С лег­ким паром», «Гараж» и др.). Фильм В.В. Меньшова «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар» Американской академии киноискусств (1981г.). Также в 1968 г. «Оскар» был вручен С.Ф. Бондарчуку за экранизацию «Войны и мира».

Неизменным успехом пользовались выставки художника Ильи Глазунова. Привлекали внимание портреты Александра Шилова. В то же время власти не призна­вали художников-авангардистов (их вызвавшая огромный инте­рес выставка в 1974 г. была раздавлена бульдозерами).

Большое пропагандистское значение брежневское руковод­ство придавало достижениям советских спортсменов. Особое внимание уделялось хоккею, фигурному катанию, шахматам. Благодаря телевидению, широко вошедшему в повседневный быт людей, важнейшие спортивные соревнования собирали у те­леэкранов десятки миллионов человек, отвлекая их от серых будней и политической демагогии.

При этом сам спорт был политизирован. В 1980 г. в Москве состоялись XXII летние Олимпийские игры, которые подверглись бойкоту со стороны США, ФРГ и ряда других западных стран после ввода в конце 1979-го — начале 1980 г. Советским Союзом «ограничен­ного контингента» войск в Афганистан для помощи пришедше­му там к власти прокоммунистическому режиму. В ответ в 1984 г., когда Олимпийский игры проходили в США (Лос-Анджелес), СССР и социалистические страны Восточной Европы бойкотировали их.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!