Определите роль цветовой и звуковой гаммы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» (сцена наказания беглого татарина). Какова роль цвета и звука в раскрытии замысла автора?
В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай? ". Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала".
Композиция рассказа - литературное обрамление. Образ рассказчика важен для всего произведения. Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича, человека "всеми уважаемого", "искреннего и правдивого". Используя образ рассказчика, Толстой достигает наибольшего доверия читателя и заставляет безоговорочно верить в происходящее.
Весь рассказ Ивана Васильевича построен на антитезе: он словно распадается на две части: "бал" и "после бала". В этих эпизодах противопоставляется буквально всё: цвета, музыка, чувства.
В сцене бала всё блестит, сверкает, переливается ("сияющее лицо", "с серебряными эполетами", "в бриллиантовой фероньерке", "в его блестящих глазах и губах"), преобладают белый и розовый ("в белом платье с розовым поясом", "белых, атласных ножек", "белый дешевенький веер"). А в сцене экзекуции цветовая гамма резко меняется: всё вокруг становится тёмным, непонятным, пугающим ("страшное", "что-то большое, чёрное", "чёрных людей", "пестрое, мокрое, красное, неестественное"). Рассказчик сомневается в том, что видит вокруг себя, он употребляет слова "очевидно", "верно", "что-то", "какая-то". Если на балу Иван Васильевич танцует под весёлую кадриль, "в душе у него всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки", то утром "была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка", он постоянно слышит "всё ту же неприятную, визгливую мелодию". Эти изменения только подчёркивают происходящее в душе героя. На балу он говорит: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро", "я обнимал в это время весь мир своей любовью". Он настолько счастлив, что не может уснуть, он хочет поделиться этим счастьем с миром, открыться ему. Но мир оказывается противоречивым и жестоким "людоедским строем". У героя "на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища".
|
|
|
|
Билет № 29
Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...»).
Предание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения о реальных исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.
В преданиях «О Пугачеве» и «О покорении Сибири Ермаком…» главные герои –это исторические лица: Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, и Ермак Тимофеевич, атаман казачьего войска. В основу преданий положены реальные исторические события. Народ представляет себе Пугачёва справедливым и в то же время простым царём-заступником, который запросто общается со своими подданными. Ермака народ представляет в преданиях как былинного богатыря, способного расширить границы Российского государства и укрепить его мощь. В предании «О покорении Сибири Ермаком» ярко выражены патриотические чувства русского народа.
Рассказчики уверены в достоверности своего повествования. В этом мы можем убедиться, обратившись к тексту преданий. Например, рассказчик предания «О Пугачёве» заканчивает своё повествование такими словами: «Всё это точно было!» А рассказчик предания «О покорении Сибири Ермаком» опирается на воспоминания современников Ермака, русских переселенцев в Сибирь, и заканчивает своё повествование такими словами: «Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!