Своеобразие жанра частушек и их исполнения.



Песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми» . Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка» . Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Частушки имеют такое своеобразие: они в короткой, меткой форме достаточно остроумно и с иронией рассказывает о том, что произошло, или же показывает свое отношение к чему-либо.

Исполнение частушек: парное (две девушки, парень и девушка). Это позволяет данному жанру приобретать формы диалога.

Музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, трещотка.

Время создания: на это указывает лексика (например, устаревшие слова, историзмы, различные диалектизмы могут подсказать, когда частушки были сочинены).

 

Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.
      А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
      Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
     Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования.
    Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».
     Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества Теркина, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
   Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
     Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Теркина.
        Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
      Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов.
       В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов.
       Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
        Таким образом, в поэме отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

 

3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?

Уже в первых строчках песни отражен поэтом весь ужас войны:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут,
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Выжженная, искореженная земля, бойцы плечом к плечу, которых ждет «огонь смертельный». И рефрен: «И, значит, нам нужна одна победа…», утверждающий непоколебимость, стойкость бойцов, их готовность пожертвовать, собой ради Родины, выражающий главную мысль песни: нет цены свободе родной земли и потому ничто не остановит ее защитников.

 

Билет № 23


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!