Основные категории цветоведения как науки.



Цвет. Рассмотрим понятие «цвет» и различия его трактовок в различных энциклопедических изданиях.

Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия (Большая советская энциклопедия).

Цвет (как физическое явление) – различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Естественный цвет тел зависит от отражения одних лучей и поглощения других лучей спектра (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Цвет – краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.Автор Н. Абрамов).

С точки зрения восприятия цвет многоуровневое понятие, которое можно трактовать (в продолжение указанных ранее понятий) как ‑ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.

Свет‑ это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м.

Колористика‑ это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Цветовой тон–название цвета в общем ряду существующих и получивших название цветов в цветовом круге и других цветовых системах (напр.: «красный», «голубой», «пшеничный» и т.д.); схожие по цветовому тону предметы обозначаются названиями данного, общего цветового тона (напр.: красный помидор, красное яблоко, красный закат и т.д.) в этом случае, цветовой тон, ‑ некоторая ассоциативная характеристика окраски знакомых предметов.

Насыщенность цвета–1)степень присутствия определенного цветового тона в цветовой смеси, 2)это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

Контраст‑ это кажущеесяизменение цвета‑ 1)по светлоте (светлотный контраст), 2)по яркости, по насыщенности (одна гуппа контр.),3)цветовому тону (хроматический контраст), 4) цветовой температуре и т.д. в зависимости от окружения.

Колорит — это единство красок, цветовая целостность, объединенная общим цветовым тоном (или ассоциативно указывающим на него), цветовая доминанта в общей системецветовых взаимосвязейживописного произведения.

Гармония‑ согласованность, связанность, соподчинение одного предмета или цвета другому.

Проблемы учения о цвете:

• определение естественнонаучных и методологических основ цветоведения;

• изучение цветовой гармонии, закономерностей построениягармонических сочетаний цветов в искусстве;

• изучение физической и психофизической природы цвета;

• изучение закономерностей эмоционального и физиологического воздействия цвета на человека и т.д.

Проблема цветовой гармонии и цветовых предпочтений.Общие тенденции развития эстетической оценки цвета в истории культуры.

Проблема цветовой гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. И все же история культуры дает возможность проследить в самых общих чертах динамику изменения «колористического идеала».

В мифологические времена (а также в эпоху средневековья), когда мифологические и религиозные представления о мире являлись основным источником для формирования выводов о мироустройстве,«самыми прекрасными» считались «основные цвета» и их сочетания. Но классификация основных цветов могла быть различной.

На примере древних народов мы видим, что в молодой, зарождающейся культуре, в восходящем периоде исторического развития народа, для него предпочтительны чистые и яркие цвета; когда жизненная сила данного народа или класса убывает, и он приближается к гибели, в его гаммах преобладают приглушенные и усложненные цвета, тонкие нюансные сочетания. Такова тенденция развития, процветания и угасания колористики искусства Древнего Египта, античности, Древнего Китая. Эта же закономерность прослеживается в истории западноевропейского дворянства (от «варварского» блеска раннего средневековья до нежно-изысканных гамм рококо) или буржуазной европейской культуры XIX в. (на одном полюсе — пламенеющие цвета великой Французской революции, на другом — вянущие гаммы сецессии). Характер трансформации цветовых предпочтений, подчиняясь общему принципу, в каждой культуре индивидуален. И, конечно, в переходе от одного полюса к другому цветовые предпочтения претерпевают различные трансформации, отражая не только исторический путь развития искусства, но и развитие социальных отношений, науки и др. Наблюдается также различие цветовых предпочтений внутри одного общества в зависимости от классовой принадлежности: люди физического труда предпочитают более яркие и чистые цвета, интеллигенция сдержанную или ахроматическую гамму.Правда, нередко яркие и чистые гаммы служат в качестве возбудителя угасающих эмоций и усталой нервной системы.

На цветовые предпочтения и понятия о цветовой гармонии большое влияние оказывает колористика природыотдельной страны. Художник невольно воспроизводит в своих гаммах краски родной природы или дополняет природу теми красками, которые близки с детства. Это правило почти не знает исключений.

Все сказанное выше по проблеме цветовой эстетики является обобщением практики мирового искусства. Помимо этого, существует научная теория цветовой гармонии.

Сам термин «гармония» как эстетическая категория возник в Древней Греции. Эта категория теснейшим образом сопряжена с такими понятиями, как связность, единство противоположностей, мера и пропорциональность, сомасштабность человеку; кроме того, гармоничное, по понятиям античных людей, обязательно должно быть возвышенным и прекрасным. Проблема гармонии исследуется в трудах Платона, Аристотеля и многих других античных философов.

Применительно к цвету живописи (а она считалась в поздней античности «царицей искусств») понятие гармонии интерпретировалось в общих чертах таким образом:

- ясная различимость цветов и вместе с тем их сближенность;

- смягчение отношений оттенками и светотенью;

- небольшое число доминантных цветов и четкость типа цветовой композиции (в основном монохромия или полярность).

В средние века в европейской эстетике понятие гармонии переосмысляется. На передний план выступает не единство, а борьба противоположностей. В цветовых гаммах появляются напряженные контрасты, насыщенные или даже сверхнасыщенные цвета (в витражах); сияющие краски дополняются блеском мозаики, драгоценных металлов и камней. Европейское средневековое искусство отступает от классического канона и приближается к восточному, неклассическому. Вопросы эстетики света и цвета рассматриваются в трудах философов Св. Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Фомы Аквинского и др.

Эпоха Возрождения в Европе снова возвращается к идеалу античной гармонии. Но возрождение явилось следствием высокой степени одухотворенности эпохи средних веков, и было его логическим продолжением.

Эпоха Возрождения дала миру волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и самого себя. Произошли значительные перемены в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Прежде всего, усилились светские мотивы в европейской культуре. Все более самостоятельными и независимыми стали различные сферы жизни общества ‑ искусство, философия, литература, образование. Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культуры стал энергичный, раскрепощенный человек, мечтающий о реализации личных земных идеалов, стремящийся к независимости во всех сферах своей деятельности, пытающийся воплотить в жизнь многообразные интересы, меняющий устоявшиеся традиции и порядки.

Проблема цветовой гармонии в эпоху Возрождения обогащается и характеризуется индивидуализацией искусства: в каждой стране, в каждой живописной школе и чуть ли не у каждого мастера появляется индивидуальное своеобразие стиля и почерка. Ренессансные теории цвета и живописи (Альберти, Леонардо да Винчи, Вазари, Ломаццо) видят основу цветовой гармонии, прежде всего в контрастных сопоставлениях ‑ по цветовому тону и по яркости. Но вместе с тем они требуют сдержанности в цвете, смягчения хроматических контрастов светотенью и воздушной перспективой. Ренессансные живописные палитры значительно «легче» и светлее средневековых, они сомасштабны личности человека-творца и гражданина.

Европа. XVII-XIX века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап. Начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научно обоснованную систему разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).

В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко. Восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм. Ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.

В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к асимметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

В современных исследованиях колористического организации произведений искусства обращают внимание на функциональные возможности цвета: создание эмоционального, психологически направленного фона восприятия; цветовое формирование воспринимаемого объекта; умение вызвать положительную эмоциональную оценку самой палитрой, которая создает образ объекта относительно независимо от него самого. Это особое состояние палитры, обладающей колористической эстетической «самоценностью», принято называть гармонией.«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя никак использовать», – писал В. Ван-Гог.Закономерности цветовой организации в искусстве есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, цветовые контрасты представляют собой системы цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует с позиции своего восприятия, цветовых предпочтений и собственных понятий гармонии. В этом смысле действительность, природа являются для художника источником цветовой информации принимаемой и перерабатываемой сознанием.

Вопросы для контроля знаний.

1. Цветвоведение как наука, как учебная дисциплина.

2. Проблема цветовой гармонии и цветовых предпочтений.

3. Эстетическая оценка цвета в истории культуры.

Литература:
1. Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917
2. Большая советская энциклопедия. В 30 тт., М.: Советская энциклопедия, 1969-1978
3. Гёте И.В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. СПб.: Гос. изд-во, 1920
4. Иттен И. Искусство цвета (перевод с немецкого). М.: Д. Аронов, 2000
5. Иттен И. Основы цвета (перевод с немецкого). М.: 2000
6. Мазепа Л.Я. Колористика - эстетика тонов // Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. М.: Народное образование, 2002
7. Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза -Ефрона. М., 1997
8. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света, пер. и примечания С. И, Вавилова, 2 изд., М., 1954
9. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. Пер.с нем. М. Художественная литература. 1981

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!