Основные категории и проблемы учения о цвете.



Лекция № 1

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИЯ О ЦВЕТЕ

Вопросы:

1. Цветвоведение как наука, как учебная дисциплина.

2. Основные категории и проблемы учения о цвете.

3. Проблема цветовой гармонии и цветовых предпочтений. Общие тенденции развития эстетической оценки цвета в истории культуры.

Цветоведение как наука, как учебная дисциплина.

Цветоведение ‑ комплексная наука о цвете, включающая совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.Наука «цветоведение» основана на исследованиях физических основ цвета, психофизиологическихзакономерностях его восприятия,а такжеанализеискусства и представлений общества о гармонии цвета.Цветоведение изучает основные характеристики цвета, цветовые контрасты, цветовые гармонии, цветовую выразительность и цветовую культуру человечества.

Проблемами цвета занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия света человеческим глазом и превращение его в цвет, психологию – проблема восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов.

Между естественнонаучным изучением цвета и художественным, эстетическим освоением его имеется существенное различие. Физика может определить качественные и количественные характеристики цвета через длину волны, но не может анализировать эстетическую природу цвета, не выходя за пределы своей науки. С эстетической точки зрения красота цвета имеет специфическую общественную природу, приобретенную в процессе продолжительной практики искусства и эстетического анализа мира.

Наука о цвете формируется на протяжении многих столетий, какпредставления о природе цвета.

Многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в какую-либо систему – расположить все цвета в определенном порядке, выделить среди них основные и производные. Это было продиктовано потребностями практической деятельности и науки, таких областей научного знания, как биология, минералогия, медицина.

Если проследить вкратце историю систематизации и классификации цветов, то ее можно подразделить на два больших периода: первый – с доисторических времен по XVI в. и второй – от XVII в. до наших дней.

В первый период классификация цветов строилась на основе культовой мифологии и на эстетических оценках цвета (с учетом некоторых, часто практических, моментов). Так, первобытные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Такими являлись кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный. С дальнейшим развитием земледелия, скотоводства, с выявлением главных богов эта триада цветов усложняется. Например, вГреции и Китае к ней присоединился желтый, вКитае и Египте – синий цвет неба, а у всех народов – зеленый цвет растительности.

Более сложные общественные отношения и развитие науки в эллинистическую пору античной культуры вносят изменения в классификацию цветов и их сочетаний: цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие. В это время появляется деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи. Но надо отметить, что остается еще классификация цвета на основе мифологической традиции и ее символизма.

Христианская религия и ее догматы в средневековой Европе подразделяют цвета на «божественные» и «богопротивные»: первые – это главные, почитаемые и прекрасные, остальные – второстепенные, или презираемые (серый и коричневый).

В странах Ближнего Востока большое влияние на классификацию цвета оказывал ислам.

В эпоху Возрождения в Европе получили распространение античная и средневековая классификация цвета, дополненные Леонардо да Винчи «практически живописной» системой цветов, которая основывалась на минимальную палитру живописца. Леонардо да Винчи выделил четыре главных цвета в природе: желтый, синий, красный, зеленый. Как видим, усложнение культуры вело к усложнению проблемы классификации цветов.

С середины XVII в. меняются представления о природе цвета. Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в опубликованной им в 1672 г. работе «Новая теория света и цвета». Ньютон впервые проводит деление науки о цвете на две части: объективную (физическую) и субъективную, связанную с чувственным восприятием. Он установил, что солнечный свет имеет сложный состав и состоит из излучений с различными показателями преломления, что однородное излучение не может изменить своего первоначального цвета, каким бы преобразованиям оно не подвергалось. Получив солнечный спектр и дав объяснение его природе, Ньютон положил начало линейной систематизации цветов. Эти цвета он разделил на однородные (первичные, или простые) и неоднородные (производные). Семь «простых» спектральных цветов и один – пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра, послужили основой для систематики цветов в виде круга. Ньютон дал объяснение цветам естественных тел, поверхностей предметов. Ему принадлежат первые опыты по оптическому смешению цветов.

В конце XVIII в. к системе цветов в виде круга пришел В. Гете, предложив новый способ классификации цветов – по физическому принципу. Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов. Желтый и синий соответствуют светлому и темному и являются первичными цветами, т.к. возникли из противоположностей. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый – синего. В 1772 г. немецкий ученый Ламберт (1728–1777) попытался построить классификацию цветов, отображающую изменение цвета по светлоте и насыщенности. В 1810 г. свою теорию цвета опубликовал немецкий живописец Филипп Отто Рунге (1777–1810), в которой он впервые занялся вопросом малонасыщенных цветов. В результате его трудов цветовая система приобрела третье измерение. Немецкий художник построил «цветовой шар», в котором соединились спектральные и ахроматические цвета, разбеленные, зачерненные.

В XIX в. Г. Гельмгольц (1821–1894) в своих работах уточняет вопрос об основных цветах – красном, зеленом и синем, дающих в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду за основу. Однако не утратила своего значения и триада основных красок – красной, желтой и синей, которые составляют основу цветового круга.

Г. Гельмгольц установил три компонента для характеристики цветов: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Э. Геринг (1834–1918) определил три области исследования цвета: физическую, физиологическую, психологическую. В. Максвелл (1831–1879) опубликовал свои работы по изучению восприятия цветов, которые заложили основы трехкомпонентной теории зрения.

Таким образом, к концу XIX в. завершился основной период научного познания различных частных явлений в области цвета, цветовые системы дифференцировались и специализировались применительно к каждой отрасли науки или производства.

В начале XX в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляется потребность в точном наименовании, классификации и систематизации цветов. Начало XX в. – новый период создания научных систем, разработки способов количественной оценки и измерения цвета.

Работа в области систематизации цветов была проделана рядом ученых: В. Оствальд (1853–1932) – «цветовое тело» Оствальда, А.Г. Манселл (1859–1918) – пространственная модель, основанная на цветовом шаре О.Рунге, Ж. Гилдон и В. Райтон – точные исследования по определению функций сложения цветов (полученные конгрессом МКО в 1931 г. данные были положены в основу международной системы измерения цвета) и др.

Вклад в науку о цвете в это время внесли и выдающиеся художники, такие как В. Кандинский и П. Клее.

В настоящее время японским институтом цвета разработана новая «Практическая цветовая координационная система» (усовершенствованный вариант системы А. Манселла). В России опубликованы работы Мюнхенского института прикладной цветотехники, посвященные систематизации цветов.

Рассматривая вопрос классификации и систематизации цвета, необходимо отметить значимость цветовых гармоний как объекта изучения, так как проблемы цветовой гармонии принадлежат к наиболее сложным проблемам эстетики. Этим обуславливается внимание к проблеме гармонии цвета многочисленных специалистов: архитекторов, дизайнеров, художников и теоретиков искусства.

Какучебная дисциплина«Цветоведение» объединяет теоретический материал и комплекс практических заданий, основанные на анализе истории цветоведения, закономерностях цветового восприятия, опыта цветовой организации в искусстве.

Цель учебной дисциплины‑ формирование систематизированных знаний студентов по теории и практике цветовой организации изобразительного искусства.

В процессе обучения решаются задачи:

• изучение физической природы света и психофизической природы цвета, закономерностей их взаимосвязей;

• формирование практических навыков колористической организации художественного образа;

• формирование умения анализировать зависимость восприятия визуальной композиции от комбинации цветовых элементов и их цвето- и светотональностей;

• изучение закономерностей эмоционального и физиологического воздействия цвета на человека.

В содержании дисциплины отражены следующие тематические направления:естественнонаучные и методологические основы цветоведения; отражение физических законов в колористике;характеристики воспринимаемых цветов, виды цветовых смешений; цветовые диаграммы;эмоциональное и физиологическое воздействие хроматических цветов на человека; цвет как символ;цветовая гармония;колорит и т.д.

Основные категории и проблемы учения о цвете.

Катего́рия (от греч. kategoria‑ высказывание, обвинение, признак) ‑ предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности(Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. 1997).

Категории определенного научного знания можно рассматривать как основополагающий понятийный аппарат,выявляющий и основные направления, векторы распространения научного знания, и основные проблемы, требующие переосмысления и уточнения в данной области науки — понятия, составляющие основу науки, формирующие её разделы.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!