Искусство Новгорода (конец 12-15 вв)



Новгород – один из древнейших русских городов, второй по значению центр Киевской Руси. Город был расположен вблизи пути «из варяг в греки», соединявший Балтийское с Чёрным морем системой рек , озёр и «волоков»(участков суши, где волочили суда из одной реки в другую).

В Новгороде не существовало правящей династии князей. Он был боярской республикой. Важнейшие решения принимались на городском собрании – вече.

Новгород – один из самых изученных современной наукой городов Древней Руси. В нем постоянно ведутся археологические раскопки.

65 лет назад в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. На мягкой, податливой, предварительно обработанной березовой коре острым стержнем с лопаточкой на другом конце( тан называемое «писало» или «стило») процарапывались надписи. Было найдено около 750 берестяных грамот. Значение грамот огромно.

Так благодаря записям грамот была найдена усадьба художника Олисея Гречинина, который возглавлял артель, создавшую фрески церкви Спаса на Нередице.

Храм Святой Софии Новгородской построен по велению князя Владимира Ярославича. Возможно построен византийскими мастерами. Состоит из плинфы и камня, хотя кладка грубее и проще, чем в Киеве. Собор пятинефный, крестообразное свободное пространство увечано куполом.

Новгородский храм, в отличие от киевского, выглядит суровее, монументальнее и компактнее. Его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. Пять мощных куполов высоко подняты над зданием. Храм родственен северной природе. Он возвышался громадой над палатами и деревянными домами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы (трофейные). Интерьер расписан фресками (сохранились фрагменты).

Во второй половине храмовое строительство замерло и возродилось в 14 веке. Церковь Федора Стратилата на ручью и Спаса на Ильине улице; чуть позже построена церковь Петра и Павла в Кожевниках. Это небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы, почти кубические по пропорциям.

Каждая церковь хороша по-своему. Но церковь Спаса Преображения на Ильине улице в 1378 году была расписана византийским художником Феофаном (Греком). Фрески дошли до нас фрагментарно. Сохранился величественный образ Спаса Вседержителя в куполе. Вседержитель изображен огромным, грозным, вопрошающим.

Наиболее полно сохранился цикл фресок в Троицком пределе: образы святых отцов, пяти столпников и композиция Троицы Ветхозаветной.

В росписях Феофана Грека всё направлено на создание единого целостного пространства церкви. Изображения крупны по масштабу, колорит построен на сближенных цветах, и только небесный свет ложится на лики и фигуры персонажей в виде ярких, словно вспыхивающих белильных бликов (движков).

Из храма Юрьева монастыря происходит большой по размерам образ Святого Георгия.

Стиль новгородской иконописи отличают простота и выразительность композиции, чёткость силуэтов, чистая и звонкая, светлая красочная палитра.

Новгородские иконописцы любили изображать «избранных святых» во весь рост или по пояс. Написанные в анфас, в одинаковых позах, они сурово глядят в глаза молящемуся. Например: Илья Пророк – податель дождя, Никола – покровитель путешествующих, страждущих, защитник от пожара и др.

Архитектура Московского княжества 14-15 века

Москва при Иване III превратилась в столицу огромного государства. «Лицом» этого государства должен был стать Кремль – резиденция великого князя и митрополита Московского. На высоком холме у слияния реки Неглинной с Москвой-рекой, издавна находился центр города. Постройки Кремля напоминали о первых московских князьях. Но внешний вид Кремля: обветшалые соборы, деревянные заплаты на местах проломов и др.- нуждался в перестройке.

Началось все с возведения Успенского собора – главного храма Москвы. Инициатива принадлежала митрополиту Филиппу. Возглавили строительство мастера Кривцов и Мышкин. Собор должен был превзойти Успенский собор во Владимире. Побывав во Владимире и сделав соответствующие измерения, приступили к работе. Строительство велось быстро и спустя два года стены были уже готовы. Но произошла катастрофа: ночью северная стена здания рухнула.

Причин этому выдвигалось множество. Но важно было то, что строительство из камня на Руси прерывалось на десятилетия. Мастера забыли это ремесло.

Заботу о продолжении строительства и поиске рабочих взял на себя князь. Выбор пал на итальянских архитекторах. Менее чем через год прибыл Альберти (Аристотель – так прозванный на Руси)  Фьораванти из Болоньи. К этому времени он приобрел известность своими постройками.

Аристотелю также пришлось съездить во Владимир. А вернувшись, зодчий принялся за работу. Он вначале разрушил остаток разваленного храма с помощью таранов. Затем заложил глубокий фундамент (3,5 м.) Предварительно дно рвов было укреплено дубовыми сваями. Известь, замешанная по рецепту зодчего, отличалась особенной крепостью: «раствор был очень густым в момент употребления и необычайно твердым на следующий день». Блоки белого камня, из которых складывали собор, соединяли железными «скрепами». Помимо белого камня использовали так называемый «фиоравантиевский кирпич», отличавшийся размером и особой прочностью. Для подъёма тяжестей на высоту использовали лебёдки. Русские мастера, работавшие вместе с Аристотелем, подмечали и многие другие секреты знаменитого мастера.

Оконченный Успенский собор на столетия стал центром русской государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари и императоры. В Успенский собор была перенесена высокочтимая православная святыня России - икона Владимирской Божьей Матери.

Внешне Успенский собор Московского Кремля действительно напоминает храмы Владимира. У него пять глав, пять абсид, по фасадам украшен аркатурно-колончатым поясом – «визитной карточкой» владимирских зодчих. Однако внутренне прстранство решено с нарушением традиций архитектуры крестово-купольного храма. Зодчий построил церковь зального типа, который был распространен в романской и готической архитектуре. Зодчий разбил план собора на сетку из 12 равных квадратов. По углам квадратов были поставлены круглые колонны (вместо квадратных и крестчатых в плане столпов). Центральный неф и центральное пространство здесь ничем не выделен. Зато зрам оказался просторным, хорошо освященным и наполненным воздухом.

Необычно решена в Успенском соборе Московского Кремля и восточная, алтарная часть. Если в старинных русских церквях абсиды свободно выступали с восточной стороны, то в новом соборе они оказываются словно вдавленными в массив основного объёма. Однако благодаря этому храм оказался на редкость цельным («аки един камень»). Сразу юросалась в глаза геометрическая правильность и соразмерность всех его частей.

Позже строительные работы в Кремле продолжились. Началось строительство двух домовых церквей – великого князя и митрополита, и возведение новых кремлёвских укреплений, строительство государева дворца.

Феофан Грек и Андрей Рублев.

 Художники в Древней Руси считались ремесленниками. От них требовалось с наибольшим старанием и мастерством выполнять свою работу. Они следовали правилам, нормам и канонам, выработанным предыдущими поколениями. Получив икону или храм тщательно и добротно сделанные, заказчик оставался доволен, гордился своим пиобретением. Однако ему не приходило в голову узнать, а тем более записать имя автора и сведения о его жизни. Поэтому большинство произведений искусства Древней Руси остались для нас безымянными. Летописи сохранили имена самых знаменитых художников. Много произведений погибло, исчезло, сгорело

Человеческие и творческие биографии известны неполно и предположительно. Феофан Грек и Андрей Рублев  - не избежали этой участи.

Считается, что Феофан Грек появился в Москве в конце 14 века. К этому времени он уже более двух десятилетий жил на Руси. Окончив работу в Новгороде Великом, он побывал в Нижнем Новгороде, в Коломне и прибыл в Москву. Здесь главной работой Феофана Грека считался иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. С него начинается история русского высокого иконостаса (ранее была лишь деревянная или каменная преграда, украшенная одним-двумя рядами икон: деисусный чин и изображение 12 главных христианских праздников). Иконы увеличились в размерах и фигуры стали изображаться в полный рост. Увеличилось число рядов икон (добавились пророческий чин, праздничный чин, прорезные царские врата).

Кроме деисусного чина Благовещенского собора, к кругу деятельности Феофана относится двусторонняя икона «Богоматерь Донская» (на обороте - образ Успения Богоматери). Икона прославилась как чудотворная.

Икона «Преображение» написана для Спасского собора г. Переяславля-Залесского. Образ преобразившегося Христа на горе Фавор – высшей недоступной мудрости исполнен его лик, словно невесома его фигура в белых одеждах.

На рубеже 14-15 веков в русской живописи складываются новые художественные особенности. Спокойные позы персонажей, сдержанные жесты, настроение тихой беседы. Святые погружены в молитву и глубокую задумчивость, в благочестивые размышления, взгляды словно обращены внутрь души.

Об Андрее Рублеве известно немного. Предполагают, что он родился около 1360 году, но первое известие относится к 1405 г. «Чернец» Андрей участвовал в росписях Благовещенского собора и был иноком Спасо-Андронникова монастыря под Москвой.

Рублев участвовал в создании миниатюр Евангелия Хитрово. Это роскошное напрестольное Евангелие было подарено царем боярину Богдану Хитрово, отсюда и название.

Восемь иллюстраций выполнены тремя мастерами: каждый написал изображение евангелиста и его символа. Рублёвым и его товарищем Даниилом Чёрным выполнены две миниатюры: евангелист Матфей и его символ – ангел.

В 1408 году Андре Рублёв и Даниил Черный выполняют композицию «Страшный Суд» и иконостас в Успенском соборе г. Владимира. Рублев изображает Страшный Суд не как кару за грехи земной жизни, а как шаг к вечной жизни.

Однако именно в Звенигороде под Москвой были написаны три иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», так называемый Звенигородский чин(фигуры изображены по пояс).

«Троица» - самая совершенная из сохранившихся икон Андрея Рублева и самое прекрасное творение древнерусской живописи. По свидетельству документов «Троица» входила в состав Успенского собора на Городке в Звенигороде.

Особое почитание Троицы на Руси было связано с личностью и деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троицкий монастырь. Рублев писал свою икону «в похвалу» Сергию.

Сюжетом ветхозаветной Троицы является прием и угощение старцем Авраамом и его женой Саррой трёх странников, в образе которых явился триединый Бог. В первых иконах художники изображали подробности события, Авраама и Сарру. Рублев освобождает изображение от всех бытовых, житейских подробностей. Действие сосредоточено вокруг трёх ангелов, беседующих за столом, в центре которого высится чаша с головой тельца – символ крестной жизни Христа. В иконе нет повествования, лишь вечность предстает перед человеком. Странники не разговаривают с Авраамом, а словно пребывают в молчаливой беседе между собой. Три составляющие создают единое целое.

Троица как триединство. Три ангела связаны круговым движением. Круг – образ неба и вечности. Левый ангел облачен в синий хитон и лилово-розовый гиматий; правый – в синий хитон и светло-зеленый гиматий; средний в вишневый хитон с золотым клаво и синий гиматий. Вишневый и синий – это цвета одежд Христа. Образ Христа связан с темой чаши, которая повторяется несколько раз, чашу образуют линия подножия. Чаша – искупительная жертва.

За левым ангелом, Богом Отцом, встает дерево. За средним ангелом, Богом Сыном, встает дерево (древо креста). За третьим ангелом, Святым духом – знак всего возвышенного и утешающее сердце.

С именем Рублева связан наивысший взлет в истории древнерусского искусства.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1977; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!