Периода феодальной раздробленности



Вопрос 12.

Искусство древнерусского государства ХI- ХII веков.

Киевская Русь

Первым единым государством на территории нашей страны была Киевская Русь. Под властью Киева объединились племена восточных славян. Славяне были язычниками: единого верховного божества они не имели; у каждого племени были наиболее почитаемые боги. Языческие божества олицетворяли природные явления и покровительствовали разным видам деятельности человека. Изображений их не сохранилось. Однако в орнаментах на керамических сосудах, в деревянной резьбе, глиняной игрушке и мотивах народной вышивки вплоть до наших дней используются понятные всем славянам знаки солнца, дождя, грозы. Изображаются богини, покровительствующие домашнему хозяйству и рождению детей, божества, охраняющие скот и посевы.

Новый этап в жизни наших предков был связан с правлением князя Владимира Святославовича. Ему стало ясно, что единое, сильное государство, каким он видел Киевскую Русь, должно иметь единую религию. Сначала Владимир попытался создать единый пантеон богов на основе древних языческих верований. Верховным божеством стал Перун-бог грозы и войны, покровитель княжеского дома. На холме под Киевом Владимир повелел создать капище Перуна-священный холм, в центре которого стояла его золотая статуя.

Однако язычество не смогло объединить разные племена в один народ. И тогда Владимир решился на принятие Русью одной из мировых религий, которые к тому времени уже насчитывали миллионы приверженцев. Политика и экономика Киевской Руси больше всего зависели от Византии-государства, располагавшегося на территории Балканского полуострова и Малой Азии. Столицей Византии был Константинополь, говорили там на греческом языке, поэтому на Руси византийцев называли греками.

Прежде чем решиться принять одну из религий, Владимир отправил послов в разные страны для того, чтобы поближе познакомиться с вероучениями и поприсутствовать на богослужениях. Самые яркие впечатления привезли послы, побывавшие в Византии. О богослужении в храме Святой Софии Константинопольской они вспоминали: «Не ведаем, где были, на небе или на земле». Так к политическим и экономическим причинам прибавились впечатления от византийской музыки, архитектуры и мозаик.

Князь Владимир принял крещение в Корсуне (Херсоне) на территории Крыма. Корсунь была византийской колонией. Вернувшись в Киев, Владимир крестил в водах Днепра киевлян. В 988 г. Русь приняла христианство в православном варианте.

Искусство Древней Руси стало искусством религиозным. Строились и расписывались храмы, писались иконы, переписывались и украшались миниатюрами книги. Все это было связано с утверждением, распространением и бытованием православной веры.

Одной из первых потребностей стало возведение храмов. К концу Х в. Русичи не владели навыками каменного строительства. Поэтому церкви стали строить из дерева. Дерево было привычным и самым знакомым, родным для Руси материалом, из него издавна строились дома и крепости, изготавливались орудия труда, утварь и посуда. И первые деревянные храмы мало чем отличались от жилых домов-изб.

Но с принятием христианства на Русь из Византии приходит и каменная архитектура.

Первым каменным храмом на Руси стала церковь Успения Богоматери в Киеве, прозванная Десятинной, поскольку князь отдавал на ее содержание десятую часть своих доходов. Она строилась византийскими мастерами, из традиционного для Византии строительного материала-тонкого квадратного кирпича - плинфы. За основу был взят крестово-купольный тип храма. Внутри церковь была украшена мозаиками.

Десятинную церковь окружали княжеские дворцы, тоже из плинфы. Все эти постройки погибли в 1240 г., во время нашествия на Русь Батыя. Сейчас облик Десятинной церкви известен только благодаря археологическим раскопкам (сохранились фундаменты) и научным реконструкциям.

Новый этап в архитектуре Киевской Руси начался во время правления князя Ярослава Мудрого. По его Указанию в середине ХI в. Был возведен самый большой и величественный храм Киевской Руси-собор Святой Софии в Киеве. Основой его также стала крестово-купольная композиция.

Крестово-купольный тип храма сложился в Византии к Х в. Купол опирался на барабан, прорезанный окнами. Барабан в свою очередь, поддерживался четырьмя подпружными арками, перекинутыми между столпами. В четыре стороны от подкупольной зоны отходили рукава креста. Они перекрывались цилиндрическими сводами. При помощи угловых зон план храма дополнялся до квадрата и прямоугольника.

Столпы делили храм на части-нефы. Центральный неф называли - трансептом. На пересечении главного продольного и поперечнего нефа располагалась средокрестье-квадрат, над которым и помещался купол.

Пространство православного храма было осмысленным, симоволическим. Наиболее важными были зона под центральным куполом и восточная, алтарная часть. В алтаре происходила главная часть христианского богослужения. Снаружи в области алтаря стена церковного здания выдавалась полукруглыми или гранеными выступами-абсидами. В куполе и алтаре размещались главные сюжеты росписи. Менее значимы рукава креста, еще менее -угловые зоны.

Вход в храм находился на западе. Над ним строили хоры – верхнюю галлерею, балкон, где во время богослужения находились именитые люди-князья, его семья и приближенные. Кроме того, перед входом в основное пространство храма могло находиться еще одно помещение-нартекс.

Архитекторы, строившие собор Святой Софии в Киеве, взяли за основу крестово-купольную композицию византийских храмов, но на ее основе возвели грандиозный тринадцатиглавый (с 13 куполами) храм, способный вместить большую часть населения тогдашнего Киева. Число глав (куполов) церковного здания в древнерусской архитектуре всегда символично. 13 глав Софийского собора символизируют Христа и двенадцать его учеников (апостолов).

Внутреннее убранство храма тоже создавалось по византийским канонам, но с учетом местных условий. Главное место в оформлении интерьера отводилось мозаикам и фрескам. Значительная их часть сохранилась и до наших дней.

Согласно канону, в зеркале (на внутренней поверхности) центрального купола Софийского собора было помещено мозаичное изображение Христа Пантократора (Вседержителя). «Спас Вседержитель» - это поясное (по пояс) изображение Иисуса Христа. В левой его руке Евангелие, в котором запечатлено принесенное им в мир учение. Правая рука (десница) поднята в благославляющем жесте. Изображая Пантократора, художники стремились наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

Вокруг Пантократора-фигуры четырех архангелов (только одна из них сохранилась, остальные написаны по аналогии художником М. Врубелем в конце ХIХ в.). Архангелы-высшие среди бесплотных сил, стоящих между Богом и человеком. Исполняя волю Бога, они участвуют в людской жизни. Художники изображали их в виде прекрасных существ, похожих на людей, но наделенных крыльями.

В парусах, согласно канону, изображались фигуры сидящих евангелистов. Евангелие-«Благая весть»-главная книга христиан, повествующая о воплотившемся Боге, о принесенном им людям спасении. В Соборе Святой Софии киевской сохранилась мозаика, изображающая евангелиста Марка. Драгоценной смальтой выложено золото фона-свет вечности, по нему огромными коричневыми буквами по-гречески написано имя изображенного «Святой Марк». А под надписью он сам – темноволосый муж в хитоне и гиматии, сидящий за пюпитром и вписывающий в книгу слова Евангелия.

На двух столпах под восточной аркой в хорошем состоянии дошла до нас композиция Благовещение: на левом изображен архангел Гавриил, на правом-Дева Мария. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии благую весть о рождении у нее младенца Христа, будущего Спасителя Мира.

Наиболее заметна мозаика в углублении центральной апсиды - Богоматерь Оранта (Молящая, Взывающая). Она изображена с воздетыми к молитве руками. В такой позе во времена раннего христианства изображались молящиеся на стенах и сводах римских катакомб. Воздетые руки Оранты стали символом вечной молитвы Богоматери за весь род человеческий. На Руси изображение Оранты в соборе Святой Софии получило название «Нерушимая стена». Окруженная мерцанием золотой смальты, исполненная незыблемого величия и мощи, поднимается над алтарем, над всеми, кто находится в церкви, ее фигура, облаченная в сине-золотые одежды.

Под Орантой - сцена Евхаристии (причащенная хлебом и вином), главного таинства христианской церкви. Основание Евхаристии было положено во время Тайной вечери-последней трапезы Христа с учениками. Евхаристия расположена над алтарем, на котором священник во время богослужения совершал таинство, в ходе которого, по вере в церкви, хлеб и вино становятся плотью и кровью Христа. На золотом фоне изображен покрытый алым покровом престол. По обеим сторонам от него стоят ангелы; они помогают Иисусу Христу. Рядом с каждым из них изображен Спаситель: слева он поднимает чашу с вином, справа- подает апостолам хлеб. Он облачен в сияющий золотом хитон, в синий плащ, увенчан нимбом с драгоценными камнями. К нему с двух сторон движутся ученики, со смирением принимающие его тело и кровь, которые несут им спасение.

В нижнем ярусе абсиды изображены «отцы церкви»-христианские епископы, священнослужители, учителя веры.

Мастера, создавшие мозаики храма Святой Софии в Киеве, использовали множество оттенков каждого цвета(например, зеленого-34, коричневого-25, синего-21, красного-19). Нетрудно представить сколь сильное впечатление на древних русичей производили эти изображения, выступающие из полутьмы в теплом свете живого огня свечей.

Однако мозаике не суждено было стать главной техникой украшения древнерусских храмов. Возможно, для русичей она оказалась слишком сложной, требующей редких материалов. Ведущей техникой монументального искусства на Руси стала фреска.

Фресковые росписи присутствовали уже в Соборе Святой Софии Киевской. Самой интересной из них является портрет семьи князя Ярослава Мудрого. Центральная часть композиции не сохранилась, сейчас мы видим только замыкающих семейную процессию дочерей и младших сыновей. Все они одеты в богатые одежды из привозных византийских тканей –бархата, шелков, аксамитов.

Сейчас киевский собор снаружи выглядит иначе, чем первоначально. Купола приобрели грушевидную форму, были перестроены фасады, появились новые главы.

Икона-это произведение искусства особого рода, непохожее на картину. Иконный образ восходил к первообразу, т.е. представлял собой не личное восприятие художником священных персонажей и событий, а запечатленную духовную истину. Поэтому художник должен был следовать иконографии. Он не мог изменять композиции, схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность, подлинность изображения.

Строгие правила изображения, сложившиеся в иконописи, принято называть каноном. Художники применяли образцы-рисунки, позднее – прориси (контурные кальки). Они не позволяли мастеру отступить от иконографии. Икона не стремилась к реалистичному изображению мира.

Иконы писали на досках: в Византии - на кипарисовых, на Руси - на липовых и сосновых. Доску покрывали левкасом - меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, они были прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой-веществом на основе растительного масла. Пленка олифы защищала живопись от влаги и повреждений (сейчас для этого используют лак). Но олифа со временем темнеет. Яркие краски иконы тускнеют, закрывая живопись черной завесой. Такую икону в старину считали «непригодной». На Руси существовало несколько способов избавления от таких икон: их пускали в половодье по реке ликом вверх или выносили на перекресток и после молебна сжигали. Иногда доску с потемневшими изображениями «записывали» новой живописью, сохраняя таким образом на века древнюю. Реставраторы, расчищая древние иконы, часто вынуждены снимать несколько слоев более поздней живописи.

Вместе с христианством пришла на Русь книга. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития Святых и поучения Отцов Церкви. Летописи и хроник начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и просто житейская премудрость основывались на религии. Слово воспринималось, как носитель премудрости Божьей, а книга – как хранитель слова истины. Поэтому отношение к книге было бережным, благоговейным.

Для такого отношения были и вполне земные причины. Книги писались на пергаменте-тонких листах особым способом обработанными телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. Для того, чтобы переписать книгу, необходимо было уничтожить целое небольшое стадо. В ХIV в. На Руси впервые появилась бумага, которая вначале была также дорогой. Высоко ценился и труд переписчиков, поскольку от них требовалось владение навыками красивого, почти рисованного письма. Древнейший русский книжный шрифт называется устав. Каждую букву уставного письма переносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало труда. Позднее устав сменился полууставом и скорописью-более простыми в начертании; однако от переписчиков по-прежнему требовалось высокое мастерство и изящество письма.

Главные элементы художественного оформления книг-это миниатюры, заставки и инициалы. Миниатюрой называется многоцветная иллюстрация. Заставка-небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги. Миниатюра, как правило, сложнее заставки, она представляет собой маленькую картину. Инициал (буквица) - это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов и глашатаев. Их выделяли киноварью (красной краской), золотом, иногда-несколькими красками одновременно.

Самой древней из дошедших до нас древнерусских книг является Остромирово Евангелие, выполненное в Киеве в ХIв. По заказу новгородского посадника Остромира. Оно оформлено в византийских традициях. Изображения евангелистов Луки, Иоанна и Марка помещены в сложные орнаментальные рамки. Фон и основные линии рисунка выполнены золотом. Цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них главенствуют ярко-красная и темно-синяя. Рисунок отличается изяществом, тонко прорисованы ниспадающие складки одежд евангелистов.

Русское искусство

Периода феодальной раздробленности

Велика и могущественна была Русь во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого, но внутренний мир сохранялся недолго. Князь Ярослав обрел власть в жестокой междоусобной борьбе. Помня это, он оставил завещание, в котором четко определили наследственные права своих сыновей. Братья Ярославичи почти два десятилетия жили, руководствуясь отцовым завещанием.

По предложению князя Владимира Мономаха в 1097 г. Князья съехались в Любеч, чтобы достичь общего согласия и отыскать способ предотвращения междоусобиц. На съезде было принято решение, гласившее: «Каждый да держит отчину свою». «Отчина» - это наследственное владение, передаваемое от отца к сыну. Так каждый князь превращался в наместника.

Прежние уделы, став наследственными «отчинами», превратились в самостоятельные княжества. В каждом из них сложилась собственная архитектурная и художественная традиция.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!