Глава 3. ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60–80-е гг.



Критика сталинизма, начавшаяся на XX съезде КПСС, постепенно создала новую атмосферу для советской философии. В 60–70-е гг. узловым пунктом всех философских исследований в стране стали проблемы теории познания и методологии науки.

Начиная с 60-х гг. появилась генерация философов (тогда это были молодые люди), которые всерьез отнеслись к идее научного и гуманистического прочтения ряда мыслей К.Маркca. Философия была понята ими как теория познания, точнее, как теория научного познания. Разная интерпретация теории познания, так же как и разное истолкование философско-методологических идей К.Маркса, сразу же определила возникновение различных научных школ, вступивших в творческое соревнование друг с другом. Их лидерами на первых порах были Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев – тогда молодые преподаватели философского факультета МГУ. В 1955 философский факультет МГУ подвергся идеологическому разгрому после работы специальной комиссии ЦК КПСС именно по причине распространения среди молодежи «ревизионистских» идей. После этого Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев перешли на работу в Институт философии РАН: заниматься научными исследованиями им было позволено, а распространять свои идеи путем преподавания не разрешалось. В связи с их работами, посвященными изучению логической структуры «Капитала» Маркса, в отечественную философию вошел целый ряд проблем, которые стали интенсивно обсуждаться: диалектика абстрактного и конкретного, исторического и логического, строение теоретического знания, взаимоотношение теоретического и эмпирического знания и др. При этом советские философы опередили в эти годы своих зарубежных коллег в постановке и решении ряда проблем: понимание теоретической нагруженности эмпирических высказываний, исторический подход к анализу научного познания и др.

Логика, методология, теория познания

Исследование проблем теории познания и методологии науки в 60–70-е гг. в советской философии было определено пионерскими исследованиями Э.В.Ильенкова, А.А.Зиновьева и их последователей. Этой же проблематикой начинают заниматься философы старшего поколения – М.М.Розенталь, Л.А.Маньковский и др.

Широкий резонанс в советской философии 60–70-х гг. вызвала дискуссия о проблеме идеального. Э.В.Ильенков, исходя из идей немецкой классической философии и опираясь на работы Маркса, разработал оригинальную концепцию идеального как продукта человеческой деятельности и вместе с тем как особого рода объективной реальности, с которой должен считаться каждый индивид и которая определяет психическую жизнь личности. Эта концепция была воспринята рядом психологов, работавших в русле идей Л.С.Выготского и психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев и др.). Однако представители официальной советской философии того времени обвинили Э.В.Ильенкова в отходе от материализма. Критика концепции Э.В.Ильенкова проводилась также и с иных позиций, апеллировавших к достижениям теории информации, физиологии высшей нервной деятельности, кибернетики (Д.И.Дубровский).

В работах А.А.Зиновьева, посвященных логике «Капитала», упор делался на анализ разнообразных логических приемов. Из школы А.А.Зиновьева вышли исследования методов исторического анализа Б.А.Грушина, а также первые работы М.К.Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтеза и взаимоотношению формы и содержания в теоретическом мышлении. Из этой школы вышел и Г.П.Щедровицкий, который затем основал собственную школу (Н.Г.Алексеев, О.В.Генисаретский, И.С.Ладенко и др.). Последняя школа в 60–80-е гг. работала в рамках Московского методологического кружка. В центре работы кружка было исследование проблем мышления, понятого как особая содержательно-формальная деятельность. Первоначально концепция школы Г.П.Щедровицкого обозначалась как «содержательно-генетическая логика». Потом она переросла в концепцию мыследеятельности и от исследования мышления перешла к проектированию систем деятельности в разных сферах. Тесные отношения школа установила с психологией (В.А.Лефевр, Н.И.Непомнящая, Ю.В.Громыко и др.) и педагогической наукой.

Особое место в советской философии этого времени занимают работы М.К.Мамардашвили. Он не создал самостоятельной школы, но оказал влияние на многих отечественных философов не только этого времени, но и последующего поколения. В 70-е гг. он переходит от исследования проблем логики, методологии и теории познания к изучению проблем сознания и создает оригинальную философско-антропологическую концепцию, используя при этом идеи не только Маркса, но и феноменологии, и экзистенциализма.

В эти годы выходит целый ряд интересных исследований Б.М.Кедрова, в которых он развивает идеи исторического подхода к анализу научного знания и разрабатывает проблемы методологии науки, используя при этом большой материал истории естествознания.

В 70–80-е гг. интенсивно работала школа В.С.Библера (А.В.Ахутин, Л.А.Маркова, С.С.Неретина, В.Л.Рабинович, Т.Б.Длугач и др.). В.С.Библер разрабатывает оригинальную концепцию мышления как диалога разных логик и переходит к изучению проблем познания в рамках философской теории культуры. Идеи В.С. Библера применялись к изучению истории философии, истории естествознания, а также в психологии и педагогике («школа диалога культур»).

Оригинальная школа логики и методологии науки возникает в 60-е гг. в Киеве. Лидером этой школы стал П.В.Копнин, разработавший принципы соединения содержательного и формально-логического анализа научного знания. В рамках киевской школы логики и методологии науки был создан ряд исследований (М.В.Попович, С.Б.Крымский, П.И.Дышлевый и др.).

В Минске возникла школа методологии науки, основанная на идеях В.С.Степина. В центре этих исследований были проблемы генезиса теоретического знания в рамках взаимодействия научной картины мира, теоретических схем, формального (в т.ч. математического) аппарата, практических и идеальных операций. Идеи В.С.Степина повлияли на исследование проблем методологии науки многими отечественными философами, работавших в других регионах страны, в т.ч. в Москве.

В Новосибирске плодотворно работала школа методологии науки, основанная на идеях М.А.Розова о социальной памяти и «социальных эстафетах».

В целом исследование проблем теории познания и методологии науки переживает в 60–80-е гг. большой подъем. В это время ведется интенсивное изучение таких проблем, как взаимоотношение теории и эмпирии , идеализации и , объяснения и описания, проблемы моделирования , гипотетико-дедуктивная модель развития науки , роль конструктов и идеальных объектов в построении теорий , аксиоматический способ построения теории , знание как исторический процесс. Разработка теоретико-познавательной тематики должна была вестись в рамках т.н. «ленинской теории отражения» (это было обязательным идеологическим условием). Но даже при этом ряд философов смогли обсуждать реальные проблемы современного познания (которые сегодня являются предметом дискуссии в когнитивной науке), используя аппарат теории информации и кибернетики (В.С.Тюхтин, А.М.Коршунов и др.).

В 70-е гг. на передний план в изучении теоретико-познавательной тематики выдвигаются вопросы социально-культурной природы познавательной деятельности. Одним из основных центров разработки этой тематики становится сектор теории познания Института философии РАН.

Важную роль в разработке проблем методологии науки играли в эти годы системно-структурные исследования (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.). В контексте этих исследований удалось изучать такие проблемы, как системность, целостность, организация, структура и др., структурный подход к анализу .

В 60-е гг. осуществлялось построение различных моделей субординации и систематизации философских категорий (В.С.Библер, В.Н.Сагатовский, В.П.Тугаринов, А.П.Шептулин и др.).

В эти годы с большим успехом шло изучение проблем современной формальной логики (в виде символической логики). Большое влияние на переориентацию логических исследований в нашей стране оказал в это время А.А.Зиновьев, который уже в середине 60-х гг. перестал разрабатывать программу содержательного анализа логических приемов теоретического познания и начал заниматься символической логикой. Эта переориентация формально-логических исследований на современную проблематику была поддержана П.В.Таванцом, а затем развита В.А.Смирновым, который в 70–80-е гг. создал и возглавил оригинальную логическую школу. Работы отечественных логиков получили международное признание.

Проблема естествознания

Весьма интенсивно в эти годы разрабатывались философские проблемы естествознания. Возникло большое направление с многообразной и разветвленной тематикой: проблема причинности в современной науке, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, принцип редукции, проблема глобального эволюционизма и др. В 70-е гг. в разработке философских проблем естествознания приняли активное участие крупные ученые разных специальностей . В 70–80-е гг. впервые в нашей стране начинает разрабатываться проблематика философии техники и технических наук (В.В.Чешев, В.Г.Горохов, В.М.Розин и др.).

К разработке тематики логики и методологии науки и философских проблем естествознания непосредственно примыкали философско-методологические проблемы истории естествознания, исследовавшиеся в основном в Институте истории естествознания и техники РАН. Объектами изучения были вопросы логики истории науки, взаимодействия истории науки и истории философии, научные революции, проблемы дифференциации и интеграции наук, преемственности и прерывности в их развитии.

С нач. 60-х гг. стали регулярно проводиться Всесоюзные конференции по логике и методологии науки, на которых встречались и активно взаимодействовали философы и специалисты в области частных наук из самых разных регионов Советского Союза. Эти конференции были местом сопоставления разных подходов, рождения новых идей. В эти же годы периодически проводились Всесоюзные конференции по философским проблемам естествознания, которые стали местом встреч философов и представителей современных естественных наук. Советские философы сумели в эти годы установить уважительные и плодотворные отношения с естествоиспытателями, что резко контрастировало с тем, что имело место в 30–40-е гг.

Философская антропология

В 60–70-е гг. появляются работы, которые можно с полным основанием отнести к зарождающейся философской антропологии. Многие философы в эти годы приходит к мысли о невозможности исследования проблем теории сознания вне рамок целостной философско-антропологической концепции. В кон. 60-х гг. (посмертно) была опубликована работа C.Л.Рубинштейна «Человек и мир», в которой разработана оригинальная концепция онтологии человеческого. Концепцию глубинного общения разрабатывал Г.С.Батищев. Работы Н.Н. Трубникова посвящены времени человеческого бытия. Проблемам свободы и самореализации человека были посвящены исследования Б.Т.Григорьяна, Л.П.Буевой, М.С.Кагана, А.Г.Мысливченко. О проблемах идеала, веры, надежды, любви как смысложизненных ориентациях писали В.И.Шинкарук, В.И.Иванов.

Изучение истории философии

Широко развернулись исследования по теории и истории эстетики, структуре категорий эстетики «возвышенное», «прекрасное», «трагическое», «комическое» и др., соотношению массового и элитарного искусства (Ю.Н.Давыдов), эстетическому воспитанию (Н.И.Киященко), критическому анализу современной европейской эстетики. Исключительное значение имел выход многотомной «Истории античной эстетики» А.Ф.Лосева.  

Начинает складываться философия культуры как исследовательская область. Оригинальную концепцию культуры как коммуникативной системы создал в эти годы М.К.Петров, хотя большинство его работ было опубликовано лишь после его смерти, в 90-е гг.

С нач. 60-х гг. начинается подъем в изучении истории западной философии. Исследовались различные направления современной западной философии – феноменология, экзистенциализм, неотомизм, философская антропология, критический рационализм, прагматизм, неопозитивизм, герменевтика, структурализм и др.  Появились серьезные исследования формирования и развития взглядов К.Маркса (Т.И.Ойзерман, Н.И.Лапин). Большое значение имело многотомное научное издание классических философских текстов, многие из которых были впервые опубликованы на русском языке (в серии «Философское наследие»).

Исследование истории русской философии велось односторонне. Практически не изучалась история русского идеализма. Ряд работ по истории русской философии не отвечал высоким научным требованиям. Все же и в этой области в эти годы появились серьезные исследования. Это были работы по истории русского любомудрия 20–30-х тт. 19 в. (З.А.Каменский), по истории русского утопического социализма прошлого века – А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский.

В самостоятельное направление складывается изучение истории философии в странах Востока – Китае, Индии, Японии, Иране, арабских странах.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!