Глава 2. СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ СТАЛИНИЗМА нач. 1930 – сер. 1950-х гг.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

КАФЕДРА          ФИЛОСОФИИ

УГС                            18.00.00

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ    18.03.01

ДИСЦИПЛИНА       ФИЛОСОФИЯ

Реферат

НА ТЕМУ: Характерные черты философии советской эпохи

Выполнил студент 2 курса, 265 группы Буев Александр Юрьевич

Принял доктор философских наук Карпухин Сергей Васильевич

Признать, что работа    

выполнена и защищена с оценкой

     
         

«__» _________________ 2018 г._________________

                                                                                             подпись

 

 

Санкт-Петербург

2018


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ ……………………............................................................................................4

Глава 2.СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ СТАЛИНИЗМА нач. 1930 – сер. 1950-х гг.…………………………………………………………7

Глава 3.ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ.……………………………………………….……………………………..…10

3.1 Логика, методология, теория познания ………………….....………….11

3.2Проблема естествознания ………………………………………………15

3.3 Философская антропология ……………………………………………16

3.4 Изучение истории философии…………………………………….……16

3.5Философские сообщества и школы ……………………….………..….17

3.6 Другие области философского знания ……………………..………….18

Заключение………………………………………………………………..….21

Список используемой литературы………………………………….………23

 

 

Введение

Развитие русской философии после Октября 1917 года было затруднено целым рядом обстоятельств политической и культурной жизни. Во-первых, утвердился идеологический диктат, господство «воинствующего материализма», когда одна философская школа — диалектический и исторический материализм, как составная часть марксизма — была объявлена единственно научной философией, все другие философские течения были соответственно классифицированы как домарксистские, немарксистские и антимарксистские. Такое искусственное деление деформировало освещение истории русской философии. Из всего ее богатейшего наследия было выделено несколько имен как приемлемых — представителей материализма и освободительного движения. Идеалистическая философия до двадцатого века была отвергнута как устаревшая, религиозная, ненаучная. Философия же двадцатого века, в особенности религиозно-философский ренессанс, оценивалась как «враждебная, реакционная», что послужило одним из оснований для высылки из Советской России в 1922 году виднейших русских мыслителей с последующим объявлением их «белоэмигрантами».

Во-вторых, сохранению традиций русской философии препятствовали вульгарно-социологические, ультраклассовые представления о формировании чисто пролетарской идеологии, чуждой буржу­азно-дворянской культуре.

В-третьих, в двадцатых годах насаждалось нигилистическое отношение к национальной культуре, понятия «отечество», «патриотизм» отвергались как противоречившие интернационализму. В результате понятие традиций национальной философии объявлялось проявлением ограниченности, патриархальной отсталости. Поэтому, сохранение традиций русской мысли осуществлялось либо в замаскированной легальной форме (Вольная Академия духовной культуры в Москве, Философское общество при университете в Петрограде), либо в нелегальной (кружок А. Мейера). Но и в этих условиях традиции русской философии продолжали некоторые из оставшихся России мыслителей.

 

Глава 1.СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1917 – кон. 20-х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества, философские журналы. Настойчивое стремление руководства большевистской партии и советского государства «идеологически завоевать вузы», «пропитать их духом марксизма» вылилось в чистки профессорского состава, и прежде всего философов старой школы. Большая группа ведущих философов была выслана из страны; под флагом «воинствующего материализма» проведены идеологические кампании по критике философского идеализма, позитивизма, «сменовеховства», «евразийства». До конца 1920-х гг. идейно-философская жизнь в советской России сохраняла плюралистический характер, хотя господствующей тенденцией была ее монополизация группировками, выступавшими (часто безосновательно) от имени философии марксизма.

Наряду со вновь созданными научными учреждениями (Социалистической (Коммунистической) академией, Институтом красной профессуры, системой «коммунистических» вузов), в которых стали функционировать подразделения, занимавшиеся марксистской философией, – в 1920-х гг. действовали учреждения, где работали по преимуществу философы старой формации (Институт научной философии при 1-м МГУ; философское отделение Государственной академии художественных наук и др.). Еще выходили труды философов, далеких от марксизма. В середине 1920-х гг. в Москве было около 35 профессиональных философов, к 1930 их стало более 140. Немало профессиональных философов работало и на периферии (в 1927 – около 80).

В 1920-х гг. активно действовала «формальная школа» в литературоведении (В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, Р.Якобсон, Ю.Тынянов и др.), конкурировавшая с социологической школой (В.М.Фриче, В.Ф.Переверзев и др.), в естественно-научных кругах большой резонанс имели дискуссии о философском значении теории относительности и квантовой механики. Нигилистической позиции по отношению к теории А.Эйнштейна, которую занимали А.А.Максимов и А.К.Тимирязев, противостояли С.Ю.Семковский, О.Ю.Шмидт, Б.М.Гессен и др. Разных философских ориентаций придерживались в 1920–30-е гг. и биологи – от неодарвинизма до неоламаркизма, от механики развития до витализма (А.А.Любимов, Э.Бауэр, Н.И.Вавилов и др.). Характер идеологических кампаний приняли «дискуссии», организованные вокруг книги Н.И.Бухарина «Теория исторического материализма» (1921), вокруг школы «механистов», включавшей группу концептуально различающихся между собой философов (А.А.Скворцов-Степанов, Л.Аксельрод-Ортодокс, А.К.Тимирязев, Ш.Варьяш и др.). «Механистам» противостояла группа философов, получивших наименование «диалектиков» (А.Деборин, Н.Карев, Я.Стэн, И.К.Луппол и др.). Между этими группами развернулись дебаты, которые касались, прежде всего, понимания соотношения философии и естествознания, достаточности или ограниченности классического механистического естествознания для объяснения проблем новой физики, возможности редукции качественных уровней к механическим, количественным и статистическим законам. Эти дебаты завершились идеологической квалификацией их как политических уклонов и утверждением сталинистской программы идеологизации философии.

Вместе с тем в 1920-х гг. началось как распространение советской философии на национальные, прежде всего азиатские, окраины, так и включение ученых ряда республик в совместную философскую работу. Издание классиков философии позволило им ознакомиться с трудами европейских мыслителей и способствовало европеизации их философской мысли.

Положительным можно считать развенчание в 1920-х гг. нигилистических попыток ликвидации философии как якобы разновидности буржуазной идеологии, преодоление позитивистских стремлений растворения философии в конкретных науках и попыток возрождения натурфилософии. Общекультурное значение имело издание философской классики. В 1929 вышел в русском переводе 1-й том сочинений Гегеля. Началась публикация ранее неизвестных трудов К.Маркса и Ф.Энгельса («Диалектика природы»), фрагментов из «Философских тетрадей» В.И.Ленина.

Популяризаторское значение имели учебные пособия по диалектическому и историческому материализму (Н.И.Бухарина, В.В.Адоратского, Б.И.Горева и др.).

 

Глава 2. СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ СТАЛИНИЗМА нач. 1930 – сер. 1950-х гг.

 После установления режима личной власти Сталина философская жизнь страны протекала в условиях жесткого и жестокого политико-идеологического контроля, который сопровождался репрессиями в отношении философов. Вышедшие в нач. 1930-х гг. учебники «Диалектический и исторический материализм», «Материалистическая диалектика», «Диалектический материализм». Очерки по теории познания диалектического материализма» (1936) сформировали специфический образ марксистской философии, где гносеология отождествлялась с теорией отражения, отстаивался принцип партийности и подчеркивалась роль классовой борьбы в истории общества.

Написанная Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1938) стала официальным каноном философии. В 1939 Институт философии выпустил в свет сборник статей «О диалектическом и историческом материализме» (М.Б.Митин, и др.), где комментирование работ Сталина заглушило всякую самостоятельную мысль. Это же можно сказать и о большинстве работ последних предвоенных и первых послевоенных лет (напр., о сборниках «Исторический материализм» (1951) и «Диалектический материализм» (1953)).

В кон. 1940 – нач. 1950-х гг. обсуждение философских вопросов естествознания разворачивалось под эгидой идеологических кампаний против генетики (1948), против новых направлений в физиологии (1948), против квантовой химии (1949–51), несостоявшегося совещания против «физического идеализма» (1949) и др.

Постановление ЦК ВКП(б) от 1 мая 1944 «О недостатках в научной работе в области философии», последующие послевоенные постановления по идеологическим вопросам, следствием которых стали беспрецедентные кампании борьбы против отхода от «принципа партийности», против «абстрактно-академического духа», «объективизма», а также против «антипатриотизма», «безродного космополитизма», «умаления русской науки и русской философии», беседа Сталина с группой философов (кон. 1946) о книге Г.Ф.Александрова «История западноевропейской философии», кампания борьбы против «вейсманизма-морганизма», обсуждения «выдающихся» трудов Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» (1951) и «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) сформировали в стране тяжкую идеологическую атмосферу, которая сильнейшим образом сковывала философскую мысль, но не могла ее полностью убить.

Идеологизация философской жизни страны вместе с тем сопровождалась созданием новых организаций – в 1936 Институт философии вошел в состав Академии наук СССР; были созданы философские факультеты в МГУ и ЛГУ. К нач. 1950-х гг. Институт философии АН СССР превратился в научно-исследовательское учреждение, которое вело работу по широкому спектру философских проблем, в 1951 в нем работало 79 научных сотрудников. Институт готовил философские кадры через аспирантуру и докторантуру (уже в нач. 1945 здесь училось ок. 40 человек). Готовились философские кадры и в вузах: в 1951 только на философском факультете МГУ обучалось 1150 студентов и 150 аспирантов, не считая заочников. В 1950 в стране насчитывалось уже 546 кандидатов философских наук и 36 докторов наук.

Событием в философской жизни СССР стало издание специализированного журнала «Вопросы философии» под редакцией Б.М.Кедрова, 1-й номер которого вышел в августе 1947. Сразу после войны появились учебники по логике В.Ф.Асмуса (1947), М.С.Строговича (1949), К.С.Бакрадзе (1946) и др. В 1948 состоялось Всесоюзное совещание по логике. Развернулись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики, в рамках которых наряду с вульгарными выдвигались и рациональные идеи. В разработке проблем современной логики в пред- и послевоенный периоды наряду с математиками (А.Н.Колмогоров, А.А.Марков, С.А.Яновская и др.) приняли участие и философы (В.Ф.Асмус, П.С.Попов, А.С.Ахманов и др.).

В 30-е гг. были опубликованы интересные работы К.Р.Мегрелидзе по социальному анализу познания. Новые философские проблемы естествознания анализировали С.И.Вавилов, Б.М.Кедров, И.В.Кузнецов, М.А.Марков, М.Э.Омельяновский и др.

Драматично сложилась в послевоенные годы ситуация в историко-философской науке. Критике подвергся вышедший в 1943 3-й том всемирной «Истории философии» за якобы объективистское освещение немецкой философии, после чего издание было вообще прекращено. Работа по изданию классиков философии (трудов Гегеля, Спинозы, Кондильяка, Гольбаха, Бэкона, Руссо, Чернышевского и др.), развернувшаяся в предвоенные годы, резко сузилась.

Послевоенные идеологические кампании привели к тому, что литература запестрела вульгарно-нигилистическими оценками классиков философии – немецкая философия кон. 18 – нач. 19 в. оценивалась как «аристократическая реакция на французскую революцию», вся западная современная философия объявлялась «империалистической», «реакционной», «растленной».

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!