Средневековое мусульманское право. Государственно-правовой строй Арабского халифата.



На религиозной идеологии ислама сформировалось мусульманское право - шариат(прямой путь). Его основные источники:

1. Коран - главная священная книга ислама

2. Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками (содержит нормы семейно-наследственного и процессуального права)

3. Иджма - решения мусульманских правоведов, восполняющих пробелы Корана и Сунны

4. Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно вопросов общественной жизни.

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Договорные обязательства образуют 2 группы договоров:

1. предмет сделки должен быть передан стороне (мена, купля-продажа)

2. такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа).

Риск случайной гибели вещи лежит на продавце. В семейном праве права мужчины значительно больше прав женщины. Разрешалось иметь 4 законные жены и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. Выйдя замуж она полностью переходила под власть мужа. Муж мог применять к жене телесные наказания.

В наследственных отношениях по мусульманскому праву завещатель мог распоряжаться не более чем 1/3 своего имущества. К наследникам переходили только права, но не обязательства наследодателя.

Дифференциация преступлений и наказаний за них:

1. преступления против религии и государства (вероотступничество, богохульство и др.) наказывались смертной казнью

2. преступления против отдельных лиц. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви

3. правонарушения, наказание за которые выбирает суд.

Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей - кадиев.

.Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие земли), в городах появляются богатые купцы-ростовщики. Усиливаются розни между племенами. В этой обстановке социального кризиса появляется и распространяется по Аравии новое религиозное учение - ислам, провозглашавшее необходимость установления нового порядка путем проведения религиозной войны (хаджа). Провозвестником, «пророком» ислама является Мухаммед (умер в 632 г.). Ислам получил значительную поддержку среди простых людей, а вскоре и среди представителей родоплеменных и торговых родов, понявших, что новое учение вовсе не противоречит их интересам. К середине VII в. под знаменем новой религии произошло объединение Аравии. Путем захвата новых земель у более слабых соседей (Византии, Ирана, Сирии, Египта), покорения Северной Африки, юга Испании, Ср. Азии образуется огромная держава - Арабский халифат с центром в Багдаде.

После смерти Мухаммеда и в последующем из числа его родственников, имевших право на наследство, выбирался духовный и светский глава государства - халиф. Высшим чиновником считался визирь. Государственное управление осуществляли диваны. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи. С VII в. начинается распад халифата. В XI в. турки-сельджуки окончательно завоевывают Багдад.

Особенности государства и права средневекового Китая и Японии.

Имущественные отношения. В Китае существовали государственная и частная собственность. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности.

В обязательственных правоотношениях особую роль играл договор купли-продажи. Он был действительным при наличии соглашения сторон. Купля-продажа вещей, рабов, скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками.

Семейные правоотношения основывались на нормах конфуцианской морали. Брак являлся долгом, выполнение которого должно было служить интересам семьи, соблюдению обычая культа предков. Перед браком было необходимо получение согласия отцов жениха и невесты. Брачный возраст для мужчин составлял 15-16, для женщин - 14-15 лет.

Были запрещены браки свободных с рабами, с лицом, носящим туже фамилию, многоженство. Развод допускался по взаимному согласию супругов.

В наследовании действовал принцип общего правопреемства, так как наследники несли ответственность за долги умершего. Передача чина, должности осуществлялась по нисходящей родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

В уголовном праве господствовала идеология конфуцианства. Неопределенность границ моральной нормы препятствовала разграничению форм вины.

Классификация преступлений основывалась на концепции «десяти зол»:

1. заговор о мятеже против императора

2. неподчинение

3. измена

4. преступления против близких родственников

5. особо жестокие преступления, колдовство, магия

6. кража культовых предметов, злословие в адрес императора и т. п.;

7. остальные четыре формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье.

Судебный процесс основывался на инквизиционных началах. Дело возбуждалось по жалобе потерпевшего в суд. До суда преступник держался в тюрьме. Главной целью процесса являлось признание вины обвиняемого. Применялись пытки. Если после троекратного допроса под пытками обвиняемый не признавался в вине, то пытки применялись к самому обвинителю для признания лжесвидетельства.

Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского. Для раннесредневекового права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права, которые действовали в общинах или в складывающихся сословных группах. Первые записи правовых норм в Конституции Сетоку-Тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам. Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших название ≪кодекс≫. Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права, хотя между ними четкие различия провести было очень трудно. Первым кодексом был кодекс ≪Тайхо ре≫. В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права. Широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Со временем указы стали оттеснять кодексы на второй план. Японский феодальный свод ≪Ста законов≫ (1742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без какого-либо определенного разграничения. Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (3 человека).


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!