Общественный и государственный строй в Древнем Китае. Конфуцианство и легизм, их влияние на развитие права.



В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:1) царство Шан (Инь); 2) царство Чжоу; 3) царство Цинь; 4) царство Хань

В царствование династии Шанобщество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс составляли жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. Большую часть населения составляли свободные общинники.

Время правления в Древнем Китае династии Чжоуподразделяется на три основных периода: период Западного Чжоу; период Восточного Чжоу; период Чжаньго. В период Западного Чжоу укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу отмечается следующими характерными чертами:1) развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества;2) упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Укрепляется частная собственность на землю. В период Чжаньго наблюдается дальнейшее развитие землевладения, но с введением земельного налога общинное земледелие перестает существовать.

Царство Циньвозникло примерно в X в. до н. э. Этому государству присущи следующие черты:1) узаконилось право частной собственности на землю;2) проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей;3) новое административное деление было произведено по территориальному принципу; 4) налоги взимались исходя из количества обрабатываемой земли;5) войско было перевооружено и реорганизовано.

В период Ханьской династиив 8 г. н.э. престол в результате переворота захватил Ван Ман, провозгласив себя императором. В области землевладения Ван Маном было сделано следующее: 1) путем запрета купли-продажи земли отменялась частная собственность на нее; 2) все земли объявлялись царскими; 3) восстановилась система общинного землевладения. В области рабовладения: 1) отменялось частное рабовладения – была запрещена купля-продажа рабов; 2) гос-во получало законное и полное право владеть рабами, т.е рабы становились гос-ми.

Государственный строй. В гос-ве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.

Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял гос. аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Государство Чжоу. В периоды западного Чжоу, восточного Чжоу, Чжаньго верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное гос-во в течение всего периода Чжоу создано не было. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.

Государство Цинь. В 359-348 гг до н.э. видный древнекитайский гос. деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего гос-ый закон.

В X в. до н. э. было разработано уложение о наказаниях, где различались умышленные и неосторожные преступления, говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. В идеологии господствовали два течения: конфуцианство и легизм. Конфуцианство признавало преобладание норм морали над нормами права. Лигисты, наоборот, признавали решающее значение нормам права, провозглашали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания и выдвигали идею сильного государства. Ведущий представитель этого течения был Лу Куй, написавший «Книгу законов»

Общая характеристика законов Хаммурапи. Развитие права в Древнем Вавилоне.

Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозных и морализующих элементов. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной. Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. 

Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену.

Из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений: 1) против личности; 2) имущественные; 3) против семьи. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие.

Основными видами наказаний являлись: 1) смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол; 2) членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; 3) штрафы; 4) изгнание.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 774; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!