Философское понимание общества, сфера общества.



Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема» . Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения) ;
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом) ;
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование) ;
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры) .
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество» , в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

33.Социальная структура общества

 

  
Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества. Понятие социальной структуры общества является сложным и в социологии не существует его единого определения. Определение понятия социальной структуры во многом зависит от того, к какой теоретической школе принадлежит исследователь, давший это определение. Например, Герберт Спенсер отождествлял социальную структуру с биологическим организмом. Социальная структура по Спенсеру становится все более дифференцированной и специализированной в результате «социальной эволюции» общества. Многие социологи не согласны с тем, что социальная структура общества сравнивается с механическими и биологическими структурами. Также очевидно, что социальная структура общества не имеет таких четких границ во времени и пространстве, какие имеют многие физические и биологические структуры. Карл Маркс по другому видел понятие социальной структуры общества. Он выделял два главных элемента социальной структуры общества – это базис (инфраструктура) и надстройка. Определений социальной структуры общества много и не всегда они схожи друг с другом. Единственное, что известно достоверно, это то, что социальная структура существует в любом обществе. В этом смысле под социальной структурой общества понимается вся существующая в обществе совокупность социальных классов, общностей, групп, социальных институтов - это все элементы социальной структуры общества. Основным элементом социальной структуры общества является класс. Схема: Социальная структура общества (источник: Схемо.рф): Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Социальная структура и стратификация общества Важным понятием, связанным с социальной структурой общества является понятие социальной стратификации – процесс расслоения общества, в результате которого отдельные люди и группы людей занимают разные ступеньки в иерархической системе общества, а критериями отнесения к той или иной ступени иерархии становятся различные социальные признаки. Например, если мы говорим о профессиональных сообществах, то социальным признаком для классификации будет положение, занимаемое членом этого сообщества в системе разделения труда – президент компании, менеджер или чернорабочий. Еще одним важным понятием, связанным с понятием социальной структурой общества, а также социальной стратификацией являетсяпонятие социальной мобильности. Социальная мобильность – это способность индивида или социальной группы изменять свое место в социальной структуре общества. Например, грузчик может стать менеджером складской логистики и тем самым изменить свое положение на иерархической лестнице. Принято выделять три уровня социальной мобильности: Вертикальная социальная мобильность – переход человека или группы в другой социальный класс, при котором существенно меняется социальное положение этого индивида или социальной группы. Если при этом происходит повышение социального статуса индивида (был грузчиком, стал менеджером) то это восходящая мобильность, если наоборот, то нисходящая. Горизонтальная социальная мобильность не связана с перемещением индивида вверх или вниз по социальной лестнице. Это просто переход индивида от одного социального класса или общности к другому, находящемуся на той же ступени социальной лестнице, что и класс в котором индивид находился до этого. Например, был пожарным, стал милиционером. Географическая мобильность – смена места жительства, по сути, это миграция. Социальная структура современного российского общества Социальная структура современного российского общества претерпевает постоянные изменения. Происходят изменения в социальных институтах российского общества, меняются отношения собственности и власти, изменяются механизмы социальной стратификации. В России начинают появляться классы – основа социальной структуры общества, появляются новые профессии и развивается малый бизнес. В связи с эти происходит эволюция норм и ценностей современного российского общества, меняются способы поведения и социального взаимодействия 34) Материальные и духовные ценности в жизни общества. Триединство человека. Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.   – Какие бывают ценности? 1.Материальные (способствуют жизни): • простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); • более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства). 2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности.Духовные ценности особые. –Что это и какое воздействие они оказывают? Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом. Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова. Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым. – Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение? И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре». И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях. – Какого человека мы называем нравственным? Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности. Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества? Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится. Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.  «Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций). Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так? Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел. Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность. Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян». Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии. 35) Формационная и Цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция общественного развития. Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости. В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни. Цивилизационная концепция общественного развития. Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции. В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития. 36) Философия науки (-)   37) ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ — открытые впервые в истории К. Марксом и Ф. Энгельсом общие, наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения, существующие в кажущемся хаосе обществ, явлений. Если в природе действуют слепые силы и общие законы проявляются во взаимодействии этих сил, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, и 3. о. р. проявляются в целенаправл. деятельности людей. Тем не менее законы развития общества, как и законы природы, носят объективный характер, т. е. складываются независимо от воли и сознания людей. В. И. Ленин, подчеркивая объективный характер обществ, бытия, а следовательно, и объективный характер 3. о. р, писал, что «общественное бытие независимо от общественного сознания людей. Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания.. » (т. 18, с. 345). Так, хотят или не хотят того люди, они вступают в общественные производств, отношения, к-рые составляют экономия, базис общества. Экономич. базис общества определяет собой обществ. надстройку — гос-во, право, мораль, религию, философию и др. Истор. материализм вскрыл всеобщий закон развития общества, суть к-рого выражена в формуле: обществ, бытие определяет обществ, сознание. Возникновение и существование религии, напр., как отражения обществ, бытия людей в извращ. фантастич. форме обусловлено состоянием придавленности человека силами природы и общества при первобытном и эксплуатат. строе. Объективен, независим от воли и сознания людей закон соответствия производств, отношений уровню и характеру развития производительных сил. В классовом, антагонистич. обществе объективным законом его развития является классовая борьба, к-рая на определ. этапе приводит к рев. замене одного обществ, строя другим. В противоположность установленному наукой факту, религия отрицает объективную закономерность в природе и обществе, возможность их познания и научного предвидения, а тем самым отвергает и истор. материализм как науку о наиболее общих 3. о. р. Церковники говорят: все в руках бога, он распоряжается судьбами людей и народов. Т. о., они утверждают абс. произвол бога, исключающий к.-л. объективные 3. о. р. Вместе с тем, по словам религ. идеологов, жизнь людей подчинена порядку, установленному богом и потому незыблемому. Наконец, религ. учение исходит из того, что установления бога не могут быть познаны. Все эти запут. утверждения, слагающиеся в мистич. представления о «божеств, провидении», едины только в одном — в отрицании закономерного и объективного, не зависящего от какой бы то ни было «воли», развития общества. Человек, с т. зр. религии,— игрушка в руках «божеств, силы», и потому, мол, люди ничего не могут сделать в обществе с уверенностью в успехе своих действий — можно только просить и ждать милости у «всевышнего». Классовое и социальное неравенство, частную собственность на средства производства религия часто считает неизменным порядком вещей. В энциклике Льва XIII «Rerum novarnm» (см. Энциклики пап социальные) сказано: «Социалистич. теория общественной собственности, заменяющей частную собственность, должна быть полностью отвергнута… Пусть неприкосновенность частной собственности будет непреложным законом для всех, кто искренне хочет блага народу». Папа Пий XI заявлял о единодушии всех пап в утверждении, что «право собственности люди получили от природы, т. е. от создателя». Подобные же утверждения содержатся в энциклике «Mater et magistra» и других документах римских пап. В Библии, Талмуде, Коране также утверждается неприкосновенность частной собственности, содержится требование повиноваться основанным на ней порядкам, как божественным и вечным. Разоблачая антинаучность, несостоятельность и реакц. сущность религ. учения, отвергающего объективные 3. о. р., истор. материализм устанавливает, что эти законы не только объективны, но и познаваемы. Познав их, человек может применять 3. о. р в своих целях в принципе так же, как законы природы. Человек свободен в своих поступках, хотя эта свобода заключается не в кажущейся независимости от законов развития общества. Свобода— это познанная необходимость, это возможность действовать уверенно, со знанием дела, это господство людей над силами природы, над своими собств. обществ, отношениями, приобретенное благодаря познанию законов развития природы и общества. Так, Ком-мунистич. партия, ведя сов. народ по пути к коммунизму, действует не слепо, а борясь против субъективизма и волюнтаризма, опираясь на объективные законы общества, открытые марксистским учением. В Программе КПСС записано: «Марксизм-ленинизм, открыв объективные законы общественного развития, показал присущие капитализму противоречия, неизбежность их революционного взрыва и перехода общества к коммунизму» (Программа КПСС. М., 1967, с. 7). Именно это знание 3. о. р. позволило партии коммунистов повести нар. массы на борьбу, к-рая в окт. 1917 увенчалась победой. Окт. революция начала всемирно-истор. поворот человечества от капитализма к социализму, явившийся закономерным результатом развития общества, предвиденным основоположниками марксизма. Практика революции более чем что-л. другое опровергает, т. о., религ. учение об обществе. Социалистич. преобразования в СССР и др. странах вскрывают не только реакционность, но и полную несостоятельность указанных религ. утверждений, основанных на церк. учении о «божеств. провидении» и отрицании законов обществ, развития. 38) Соотношение общества и природы Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития. Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы. Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом. Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание. Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике. Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.   39) ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ Что такое философия техники? На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника. Что такое техника? Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Все возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они - и частные, и общие - концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника? Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни - дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это - лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия. Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т.д., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно. Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией "Техника и культура": "Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшестваѕ... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе". Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств - оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, "где весь отличный европейский материал, приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому, бесполезным перед правильным нападением...ѕ" западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы "закупки" на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост. Техника относится к сфере материальной культуры. Это - обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIXXX столетий П. К. Энгельмейер: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новыхѕ... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса". Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно а древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее. Итак, техника должна быть понята: - как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; - как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; - как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. "Приложение состоит не в простом приложении наук к специальным целям, - писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. - Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание многочисленные условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему...ѕ Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность". Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось. 40) Западная философия ХХ в.: основные философско-мировоззренческие направления 1. Две эпохи в истории западной философии: классическая и неклассическая философия. 2. «Конец классической философии» и становление новых философских парадигм во второй половине ХIХ в. 3. Западная философия XXвека: А. Философско-антропологическое направление в западной философии XXв. Б. Сциентистское направление в западной философии ХХ в. Термин «западная философия» получил широкое распространение в отечественной философии. Однако его смысловая определенность до конца не прояснена. Еще сравнительно недавно под ним подразумевалась «современная буржуазная философия»[1]. В условиях идеологической конфронтации двух мировых социально-политических систем – социализма и капитализма – подход к философии носил партийно-идеологический характер. Философия и отношения между разными философскими направлениями, течениями, системами рассматривались исключительно в контексте идеологической борьбы. Считалось, что западная философия в ней участвует как форма выражения и способ защиты буржуазной идеологии. Следовательно, «западная философия» и «буржуазная философия» – это синонимы. Позднее, например, в учебнике для вузов «Введение в философию» (М., 1989) у терминов «западная философия», «буржуазная философия» появился еще один синоним – «немарксистская философия ХХ века». Подход, в сущности, остался прежним. Но при всей условности термина «западная философия» он значительно точнее отражает реалии духовной жизни ХХ в., чем термин «современная буржуазная философия» или «немарксистская философия». Прежде всего, термином «западная философия» мы обозначаем ее принадлежность к реально существующему типу культуры, имеющему свою специфику. Во-вторых, мы не делаем акцента на принадлежность философии к партийно-политической идеологии, что позволяет ее анализировать в общетипологических категориях, обнаруживать существование философской традиции и преемственности. Западная философия – это философия европейской культуры, ее самосознание. Философия находится в сращенности со всей культурой, со всеми ее формами, и характеристика европейской культуры ХХ в. в целом является одновременно указанием на характерные черты философии. Правильно замечает Р. Гальцева, что культура ХХ в. «выражает определенный перелом в основных традициях западноевропейского мышления»[2]. И вместе с тем переход к новой модели, «схеме» рассмотрения западной философии сопряжен с многими трудностями, т.к. отказ от сложившихся установок анализа, стереотипов, оценок западной философии потребует определенного времени для выработки новых подходов. В первую очередь необходимо отказаться от анализа философии исключительно в контексте борьбы материализма и идеализма, а тем более в контексте идеологической борьбы. Философия, будучи органической частью европейской культуры ХХ в., несмотря на всю свою сложность, противоречивость, на многообразие составляющих ее философских школ представляет собой цельное, внутреннее единое духовное образование. И это единство обеспечивается ее принадлежностью к европейской культуре в целом. Говоря о цельности западной философии ХХ в., мы имеем в виду ее общую культурную ориентацию, стилистику мышления, круг обсуждаемых проблем, способ их постановки, язык философствования. Все это позволяет обнаружить родство многочисленных философских школ, концепций, систем и типологизировать их. Типологизация и систематизация многочисленных философских учений западной философии ХХ в. чрезвычайно важны в работах, которые, наряду с научными целями, ставят и задачи учебно-дидактического характера. Западная философия ХХ в. в своей реальности отличается крайней плюралистичностью, хотя это и не исключает наличия в ней определенных парадигм, позволяющих выделить несколько основных философских направлений, к которым можно в той или иной форме «привязать» эти многочисленные философские школы и течения. Разговор о современной западной философии нужно начать с того момента, когда станет очевидным процесс формирования новых парадигм философствования и обнаружится кризисность, недостаточность старых. Для нас таким временем является вторая половина ХIХ в. Философию ХХ в. не следует понимать как застывшее духовное образование, не претерпевающее никакой эволюции на протяжении целого столетия. ХХ в. вместил в себя такие эпохальные события, как вторую мировую войну, научно-техническую революцию, образование и гибель мировой социалистической системы, трансформацию политических систем, что дало повод говорить о «конце истории», «закате Европы», «столкновении цивилизаций», «смерти человека», «сумерках богов» и даже «может ли дальше существовать христианство»[3]. Все эти события отражались на облике философии ХХ в. Не случайно, что некоторые исследователи стали говорить о наступившем постмодернистском этапе в европейской культуре и философии.    

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!