Философия Эпохи Возрождения             



МИРОВОЗРЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ 2. Философия-её предмет и роль в обществе 3. Функции философии     4.Проблемы человека философии Древней Индии Древнеиндийская философия человека представлена прежде всего в памятнике древнеиндийской литературы — Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку и в примыкающих к Ведам текстах — упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Последнее, в свою очередь, осуществляется посредством растворения индивидуальной души (атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане). Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы. В этом пафос упанишад. Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. В частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. Это влияние сказалось и на взглядах известного индийского философа М.К. Ганди. 5. Древнегреческая натура философии     6. Античная философия о человеке, обществе и государстве

Философия средневековья

Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V–XV вв.) и христианству. Проблемы философии религией. Большинство ученых – духовенство; очаги культуры, науки и образования – монастыри.

Основные проблемы средневековой философии

1. Мир сотворен Богом или существует от века.

2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.

3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.

5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

6. Если Бог – истина, добро и красота, откуда зло, и почему Бог его терпит.

7. Соотношение истин откровения в Библии и истин человеческого разума.

Специфика средневекового философствования.

1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия – книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет – объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея – единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика – искусство толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. Текст Писания – начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).

3. Дидактизм – назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество – энциклопедичность, виртуозное знание Святого Писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.

Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе.

Этапы средневековой философии

1. Патристика (I–VI вв.).

Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

Вершина – Августин Блаженный (354–430)«О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии – точка зрения ортодоксального (православного) христианина – креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм – история – Божественный план спасения человека.

2. Схоластика (XI–XV вв.).

Окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.

Пик – Фома Аквинский (1223–1274)«Сумма теологии», «Сумма против язычников». Пять доказательств бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и теология – в сверхъестественном откровении.

 

Философия Эпохи Возрождения             

 

1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.
В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.
Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

1) Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).
Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.
Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)
Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.

2) Пантеизм - это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.
Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

3) Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.
Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Дуща мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием.
Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означала отказ от внешних двигателе=> отказ от преводвигателя.

Философия Нового времени.

1) НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17-ГО ВЕКА
Под новым временем - понимают эпоху становления капиталистических отношений (17 век). В эту эпоху происходят социальные революции в Нидерландах ( конец 16 века); Англии (Средина 17 века); Франция (соц. революция 1789-1793). Социальным революциям предшествовали философские революции.
Социальная революция это качественное изменение социальной среды. Эти изменения происходят практически во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере происходит замена открытых форм эксплуатации ( крепостничества) скрытой формой эксплуатации (купля продажа рабочей силы). В политической сфере происходит замена монархической формы государственного правления на демократическую форму. В это время формируется представительский орган - парламент. В духовной сфере происходит переоценка ценностей средневековья, пытаются выбрать из этой системы, то что соответствует новым историческим явлениям Становление капитализма стимулировало развитие науки, из всех наук преуспели т, которые были связаны с решением практических задач. ( создание простых механизмов, кораблей, часов, астрономических приборов и.т.д

1) Все частные науки и философия связаны органически между собой, оказывают воздействие друг на друга.
2) Философское знание нельзя представлять как сумму знаний частных наук оно специфично. Влияние науки на философию сказывалось в изменение философской методологии, стиля мышления Объективные обстоятельства - потребности капиталистического производства требовали замены схоластического метода познания методами научными методами, обращенными к реальному миру.
Философы с одной стороны ведут беспощадную войну против наследия средневековой философии (схоластики) не способной служить машинному производству, а с другой стороны они занимаются разработкой ряда теоретико-познавательных проблем - источники познания, соотношения чувственного и рационального. По этому центральной проблемой философии нового времени является проблема : методов научного исследования. Метод - это путь познания. Научные методы подразделяются:

- Эмпирические или опытные
- Теоретические К первому относится наблюдение, эксперимент; ко второму математизация, дедуктивный метод. В центре естество знания 17-18 веков стояла механика земных небесных тел, законы которые использовали во всех сферах постижения бытия. Такая форма методологии научного знания получила название "механицизма". Механицизм в целом был прогрессивным явлением, он опирался на эмпирические факты, отбрасывал всякие представления о сверх естественном, ориентировал на изучение природы самой по себе. В то же время он обладал рядом не достатком: Отрицал качественное многообразие бытия, т.е. качественное многообразие бытия живой не живой природы, человеческого духа и.т.д. Поскольку единой формой движения он признавал механическое движение. Более того механицизм признавал в качестве источника движения тела, не что внешнее, это было связано с неправильным истолкованием 2-го закона механики Ньютона. Согласно этому истолкованию сила рассматривалась в качестве причины движения.
Естество знание 17-18 века ограничивалось расчленением природы, изучением отдельно обособленных друг от друга объектов, все это привело к формированию метафизического метода познания. Согласно которому явления существуют обособленно друг от друга вне движения и развития. По мере развития наук накапливался материал для обоснования идеи взаимосвязи явлений мира, их движения и развития. Это было осознано философией 19 века.
Метафизика заявила о себе существованием двух направлений в гносеологии: Эмпиризма и Рационализма. Эмпирическим источником знаний считают ощущения. Рационалисты - разум. Все материалистические школы нового времени были механистическими и метафизическими.

2) ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Ф.БЕКОН

Бэкон является родоначальником экспериментальной науки и материалистической философии нового времени. Он сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода познания. И дает ответ в своем труде "Новый органон." (1620). Огромное внимание Бэкон уделяет влияние феномену знания, его роли преобразовании действительности, он провозгласил тезис - знание сила.
Высшей задачей познания Бэкон считает завоевание природы и совершенствование человечксой жизни.
Источником знаний Бэкон видит в практической, экспериментальной деятельности людей. Знание органически связано с экспериментальной материальной деятельностью, человек познает мир лишь преобразуя его.
Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. В связи с этим он занимается разработкой индуктивного метода исследования. Индукция - это такой метод познания когда человек от знаний единого, отдельного приходит к знанию всеобщего, предельному широкому.
По его мнению материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий (идолов, которые нужно преодолеть). Он выделяет идолы рода, пещеры, рынка и театра.
Идолы рода - это препятствия обусловленные человеческой природой. Не совершенством органов чувств и особенностями человеческого рассудка. Одни люди легковерны другие консерваторы. Эти препятствия могут иметь причины психологического, идеологического порядка.
Идолы пещеры - индивидуальные ошибки человека, не одинаковые интересы людей по разному ориентируемые на получения знания.
Идолы рынка - это препятствия, которые связаны с неправильным употреблением слов или понятий. Каждое понятие можно интерпретировать по разному вкладывая в него разные смыслы. Для науки очень важно четкое определение понятий.
Идолы театра - это препятствия, которые связаны с ложными философскими концепциями, авторитетов и.т.д.
Бэкон обращает внимание на 3 вида познания: путь муравья, паука и пчелы.
Путь муравья - это узкий эмпиризм, согласно, которому единым источником знаний признается ощущение.
Путь паука - признает попытку выведения - истин из чистого разума, так работает математик. Бэкон указывает, что путь муравья и паука является ограниченным - односторонним.
Путь пчелы - единственно верный путь постижения бытия, которая снимает недостатки 2-х путей и одновременно все ценное, что в них синтезируется.

3) ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА.

Р. Декарт 1596-1659 гг. - французский философ, мыслитель. Создал аналитическую геометрию, ввел понятие функции, систему алгебраических понятий и.т.д - в области математики. В механике: сформулировал закон сохранения количества движения неупругих ударов, общий закон действия и противодействия.
Огромное внимание Декарт уделял феномену знания. Его интересовал вопрос о источниках знания и достоверности знания. Науку он считал стройной логической системой, способной помочь людям в практических делах.
Для построения этой системы (логической) необходимо учитывать два момента:
1) Исходный тезис.
2) Метод
К первому. В качестве исходного тезиса Декарт принимает тезис радикального сомнения. Согласно этому тезису необходимо сомневаться в истине тех или иных суждений, знаний. Сомнение должно очистить сознание людей от разных предрассудков. Сомнение с одной стороны было направлено против схоластического принижения человеческого разума, а с другой стороны использовалось для обоснования достоверности знания. По мнению Декарта с помощью сомнения можно дойти до абсолютно точных истин.

Ко второму: К методу Декарт предъявлял ряд требований:
1) Допускать в качестве истинного только такие суждения, которые представляются ясными, отчетными и не могут вызвать никаких сомнений. В качестве критерия истинности Декарт признает ясность и отчетливость. Дело в том, что для одного человека какое-то положение будет ясным, а для другого нет. Более того одно и тоже утверждение для одного и того же человека будет ясным или не ясным.
2) Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы. В ходе деления желательно дойти до самых ясных вещей. ( принять это требование).
3) Переходить от известного и доказанного к неизвестному и не доказанному - это выведение есть рационалистическая дедукция.
4) Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Это требование ориентирует на достижение полноты знания.
В теории познания Декарт был рационалистом ( рацио - разум); источником знаний и критерии истины Декарт считал разум. Недостатки рационализма Декарта. Новые знания по Декарту возникают в результате деятельности ума. Деятельность ума на что-то всегда направлена. С точки зрения здравого смысла деятельность ума направлена на конкурентный эмпирический материал. Поскольку Декарт игнорирует ощущение как источник знаний, поскольку он вынужден постулировать существование неких врожденных идей, на которые направлена деятельность человеческого ума.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!