Философия как гуманитарное знание.



Герменевтика

Герменевтика – от имени бога Гермес, у которого 2 функции:

1) Бог торговли

2) Объединять мысли людей богу.

Герменевтика – учение о понимании

Герменевтика философии означает, как можно понимать философию в 6 аспектах.

Аспектов герменевтики философии

1) Мудрость – значение единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей.

2) Наука – сфера человеческой деятельности, которая исследует законы функционирования и развития определенной сферы.

3) Искусство – получило объективное отношение к реальности, выражает личное, субъективное мнение автора к этой реальности.

4) Трансцендент – выход за пределы чего-то, кого-то.

5) Гуманитарное знание – знание о человеке и его потребностях

6) Идеология – тоже самое, что мировоззрение, только – это система взглядов на окружающую действительность с позиции интересов и потребностей отдельных граждан.

3. Этимология философии – учение о происхождении слов.

Фило - софия

(люблю-мудрость)

Первый, кто называл себя философом, был Пифагор.

Любовь по Сократу – стремление к недостающему

Комментарий: диалог Платона «Пирс»

4. Невежда – человек, который ничего не знает, и не стремится ничего познать, поэтому невежда не занимается философией.

7-ая речь Сократа – Философ находится между невеждой и богом.

Бог- мудрец. Философ – посредник, в Греции их называли гениями. Гений – философ.

Мудрец, философ и диалектик, чем отличаются?

Мудрец – познает единое во всем.

Философ познает единое, как истину.

Истина – есть конкретное тождество всеобщего единства бытия и мышления, или материи и сознания, или субъекта и объекта, или понятия и его реальности.

Философия начинается с Парменида, Сократа, Платона, Аристотеля.

Диалектик – тот, который находит единое во многом и многое в едином (Платон)

Платон – отец диалектики.

Каждый диалектик – философ и мудрец, но не каждый мудрец и философ, есть диалектик.

Каждый философ обязательно мудрец, но не каждый философ – диалектик.

6. Философия- как наука. Любая наука имеет 3 аспекта (объект, предмет, метод).

Объект – та часть действительности, которая изучается данной наукой. У многих наук один и тот же объект. Наука отличается от других наук предметом.

Объект философии: в объекте философии всё без исключения, весь внешний и внутренний мир человека.

Предмет философии – предмет указывает, какую сторону объекта изучает данная наука. Философия изучает только истину.

          **Метод философии – путь, способ познания реальности. В философии 2 основных метода.

1)      Диалектика (2-ое определение) – это учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика отражает в мышлении изменчивую картину мира.

2)      Метафизика – отражает в мышлении устойчивую картину мира.

Диалектика отражает движение в целом, а метафизика отражает только устойчивую часть движения.

7. Истина – соответствие мысли и действительности.

8. Ложь – когда мысль не соответствует действительности.

9. Движение – есть единство устойчивости и изменчивости

Движение (2-ое определение) – есть единство бытия и небытия. Т.е. движущееся тело есть там, где его нет и его нет там, где оно есть.

10. Язык философии- это категории, законы, принципы.

11. Категории – наиболее общие понятия, которые отражают существенные признаки вещей.

Например: структура бытия по Аристотелю – это вещи, отношения между вещами и свойствами вещей.

12. Закон – внутренняя, необходимо существенная всеобщая связь между явлениями, поэтому связь устойчивая и повторяющегося.

Принципы связывают законы в единую систему и эта система называется теорией.

Черты научного знания.

1) Объективность

2) Аргументированность, обоснованность, это знание доказано.

3) Научное знание объясняет первую причину существующего

4) Научное знание – система знаний, система взаимосвязи элементов.

14. Философия как трансцендент – решает 2 проблемы.

1) Объясняет реальное значение первопричины,

2) позволяет сделать решение на будущее

Аристотель исследовал 4 причины

1) Материальная - указывает на то, из чего состоит данная вещь

2) Формальная – что представляет из себя вещь, её образ, облик

3) Целевая – указывает, какое предназначение этой вещи

4) Действующая – как материя превращается в форму

Философия как идеология

В классовом обществе население разделено на 2 большие группы. (Собственники, не собственники)

Исходя из противоречивости классовых интересов – философия разделяется на 2 больших идеологии.

1) Философия марксизма

2) Философия господствующего клана

Философия как гуманитарное знание.

В центре человек и его потребности.

В основе гуманитарного знания 3 великих личности.

1) Кант – принцип морали. 80% Россиян являются средством для 20 %. Россияне самые богатые люди планеты. НА каждого человека – 17 единиц ресурсов.

2) Гегель – велики гуманист дал определение лица

3) Маркс – великий гуманист, считал, что права и свободы будут у реальных собственников.

17. Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Гуманизм: разрешение противоречия между человеком и природой. (Экологические проблемы)

Гуманизм: разрешение противоречия между предмечиванием и самоутверждением потребностей.

Гуманизм: разрешение противоречия между индивидом и родом

Гуманизм: разрешение противоречия меду свободой и необходимостью (свободное время)

Гуманизм: разрешение противоречия между существованием и сущностью (личность отношений + разумное мышление)

Гуманизм: разрешение противоречия между человеком и человеком (олигархи и бедные)

 

Этимология человека

Чело - век. Чело - сущность человека, человек существо мыслящее. Мышлением занимается философия.                                  Истина – тождество мысли и предмета. Век – 100 лет. 100 лет – единство 3-х поколений и символизирует понятие – семья. Настоящий человек формируется в единстве 3-х поколений.

19. Ум – способность мышления и понимания; то же, что разум.

20. Принцип историзма по Гегелю: заключается в том, что любой объект познания есть результат, сформировавшийся в процессе развития. Познание должно учитывать историческое измерение объекта. При этом считается, что логический и исторический аспекты совпадают.

21. Мышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека.

22. Бытие —есть вся реальность, есть всеобщее, что противостоит особенному бытию ( политическому, экономическому, духовному, социальному, ....) Всеобщее существуют только в разуме, особенное бытие мыслится в рассудке.

23. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

24. Разум –высший уровень мышления.

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель).

В разумном мышлении нет ничего кроме мышления. Предметом разумного мышления является само мышление.Предметом рассудочного мышления является не мышление, а объект деятельности

25. Рассу́док — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

В рассудочном мышлении, за пределами мышления есть нечто иное. Так в деятельности мышлению субъекта противостоит объект деятельности.

26. ДЕИЗМ (лат. deus — бог) —философское учение, согласно к-рому бог не вмешивается в течение природных и общественных процессов, в повседневную жизнь человека.

27. Теизм – вера в бога или богов

28. ТВОРЧЕСТВО– важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.

Главное в творчестве -СОЗДАНИЕ НОВОГО

29. Эмпиризм – это философское направление, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания.

30. Опыт - есть такое отношение сознания и предмета (мышления и бытия), где главным является предмет (бытие), т.е. содержание знания, а форма знания, форма мышления бытия кажется, сознанию несущественной и поэтому не познается.

31. ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования.

32. Дедукция– это верное умозаключение; способ мышления с построением цепочки рассуждений «от общего к частному»

33. Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своем качестве однообразна. Монист, признает лишь одну основную субстанцию: либо материю, либо дух.

34. КАПИТАЛИЗМ — система экономических и социальных отношений, основанная на частной собственности на средства производства (фабрики, заводы, земля) и др. средства получения прибыли (дохода)

 

35. Духовность — это природа самого человека. Духовность — это и мышление, и сознание, и воля человека , это единый целостный поток, который составляет особенность человека.

36. Духовная потребность личности - это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных.

         В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:

1) Добро. Это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу.

2) Красота. Это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору.

3) Истина. Взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина – это соответствие мысли и действительности.

      Как сказал один великий – истинное богатство человека - в его духовном мире.

37. Духовные отношения - происходит обмен мыслями, идеями, эмоциями. Пример: хорошие друзья

38. Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие стороны (элементы), как:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная психология и идеология;

• формы общественного сознания.

39. Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.

Уровни общественного сознания- В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

40. Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

41. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).

42. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность).

43. Формы чувственного познания:

1) Ощущение

2) Восприятие

3) Представление

44. Ощущение - Ощущение отражает какую-либо одну характеристику предмета, которую можно познать с помощью органов чувств: цвет, вкусовые качества или твердость.

45. Восприятие - Восприятие складывается из ощущений, которые испытывает человек в конкретный момент времени.

46. Представление - Представление воспроизводит имеющийся образ предмета, который сформировался в результате опыта взаимодействия с ним.

47. Суждение - форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно (предикат) определяет и раскрывает содержание другого (субъекта).

48. Умозаключение - Вывод, заключение из каких-нибудь суждений.

49. Философия духа у Гегеля наполняет дух идеей саморазвития, Дух у Гегеля диалектически (противоречиво) проходит стадии субъективного, индивидуального человеческого духа (антропология, феноменология и психология духа), объективного духа - духа народного, общественного (право, моральность, нравственность) и завершается абсолютным духом с его тремя воплощениями в искусстве, религии и философии.

50. Понятие "духа" в философии иногда сближалось с понятием "души", но их разделение происходило чаще всего на том основании, что дух - это интеллектуальное, разумное начало (ум, сознание), а душа - психологическое, чувственное, эмоциональное начало. "Дух" также рассматривался как высшая часть "души" В христианской философии выделяли дух (ум), душу (чувства, психика) и тело (материя) - универсальные части как человека, так и природы (мира).

51. Миф - исторически первая форма общественного сознания, коллективная обобщенная идея о реальности. Основа мифа – вера.

52. Мифологическая картина мира

Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Миф – способ обобщения мира в форме наглядных образов.

В древнейшие эпохи аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-наглядных образах. Совокупность таких образов и составляла мифологическую картину мира.

53. Черты мифа

1. Отождествление фантазии с реальностью. Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии.

2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

3. Эмоциональная насыщенность. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.

4. Связь с магией. Мифологические представления о сверхъестественных силах предполагают возможность влиять на них с целью получить их поддержку в решении какой-то задачи посредством магических действий.

54. Судьба́— совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.

55. Религия – картина мира в религиозном мировоззрении удваивается на смертный и бессмертный мир.

Основа религии - вера

56. Религиозная картина мира: обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего.

57. Структура мировоззрения – Мироощущение, мировосприятие. Миропонимание, смысл жизни.

58. Научная картина мира - это совокупные знания об объективной реальности выраженные через систему всех наук. Наука стремится дать предельно объективную фотографию мира, она ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий и категорий.

59. Смысл жизни и другие цели человека.

Смысл жизни – стратегическая цель человека. Все другие цели – ниже уровнем. Смысл жизни желательно осознать в молодости. В осмыслении смысла жизни важна восточная философия. На востоке утверждают, что ты должен думать 2 раза в день о смерти.

Когда начинаешь думать о своей смерти – начинаешь осознавать, что жизнь нужно тратить на что-то серьёзное.

Цели человека:

1) Материальное благосостояние

2) Власть

3) Творчество

4) Духовное совершенствование

60. Философская картина мира - Философская картина мира, есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

В отличие от Религиозной Картины Мира, Философская картина мира, всегда опирается на Научную Картину Мира как надежный фундамент.

    61. Основа философского мировоззрения – Философское мировоззрение познает одну категорию –истину, истина является первопричиной всего существующего.

Софисты говорили: «Человек – мера всех вещей, но, чтобы быть мерой, нужно развивать мышление».

    62. Мировоззрение здравого смысла. Основа – жизненный опыт.

Человек – существо производящее, деятельное.

    63. Деятельность– единство субъекта и объекта. Если всё внимание к объекту, то это и есть опыт.

В результате и получается мировоззрение здравого смысла.

64. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире.

65. Субъективный дух – этапы становления Абсолюта как человеческой души вплоть до появления сознания, разума и свободы как ее высшей ценности.

66. Объективный дух – формы развития Абсолюта как "свободной воли", – субъектом права, морали и государственности. Познание себя в форме государства и всемирной истории – высшие достижения Абсолюта в этой сфере.

67. Абсолютный дух – сфера синтеза Субъективного и Объективного духа.

68. Содержание и форма мышления религии: С+бесконечное (Бог), Ф -представление

69. Содержание и форма мышления науки: С -конечное, Ф + понятие

70. Содержание и форма мышления философии: С + бесконечное, Ф +понятие.

Философия взяла от религии содержание и избавилась от негатива формы мышления -представления. От науки философия взяла понятие и избавилась от негатива конечности

71. Сознание - Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

72. Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

73. Реальность – некоторая определенность.

74. Информация – есть мера разнообразия. Информация есть уменьшение и снятие неопределенности (американский ученый К. Шеннон). Количество информации есть мера уменьшения неопределенности. Информация - сведения об окружающем мире (в быту).

75. Пространство – устойчивость вещей относительно друг друга

76. Время– есть изменчивость вещей, которое формируется в 3-х состояниях (прошлое, настоящее, будущее).

Движение – сущность времени и пространства.

77. Всеединство – основано на принципе: «Всё существует во всём, в каждой части существует всё целое. Часть – больше целого».

78. Формы общественного сознания: Наука, религия, мораль, право.

79. Движение и его формы.

Движение– «… это изменение вообще» (Ф. Энгельс), всякое взаимодействие материальных объектов.

Энгельс считает, что движение есть способ существования материи.

Фридрих Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделил несколько основных форм движения:

1) физическая (механическое, тепловое движение, электромагнитные, гравитационные, атомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц и т. п. — Подвижность электронов и ионов; Динамика (физика), Кинематика, Физическая кинетика);

2) химическая (изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул — Молекулярно-кинетическая теория, Химическая кинетика, Химическая термодинамика)

3) биологическая (охватывает все жизненные процессы — Движение (биология); в медико-фармацевтическом аспекте — Фармакокинетика, Фармакодинамика, Метаболизм)

4) социально-общественная (включает в себя процессы общественной жизни, а также мышления — Общественное движение (социология))

5) географическая (пространственное перемещение)

Энгельс также указывает на преемственную связь между всеми формами движения материи: высшие формы не сводимы к низшим, но обязательно их подразумевают.

______________________________________________________________________________________________

80. Основной вопрос философии – есть понятие истины. Истина – конкретность всего единства бытия и мышления.

81. Конкретность – есть единство многообразия.

82. Единство многообразного – единство бытия и мышления и различие бытия и мышления.

83. Всеобщее – вся реальность без исключения. Вся реальность бытия и мышления. Всеобщее противостоит общему. Всеобщее чувствами восприять нельзя, оно существует только в мышлении.

84. Общее – есть результат обобщения отдельных основ. Общее воспринимается чувствами.

85. Онтология – учение о бытии

86. Гносеология – учение о познании, отношение мышления и бытия.

87. 3 направления познания – Сенсуализм, Эмпиризм, Рационализм

88. Сенсуализм – основа познания – чувства.

89. Эмпиризм – основа познания – опыт

90. Рационализм – основа познания – разум

91. Материализм – утверждает первичность материи и вторичность сознания.

92. Материя (По Аристотелю) – то, из чего состоят вещи, материя – причина всех вещей

93. Материя (По Ленину) – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая отражается в сознании человека и не зависит от этого сознания.

94. Познаваем ли мир? Материалисты утверждают, что мир познаваем. Идеалисты утверждают, что мир не познаваем. Агностицизм утверждал, что мир не познаваемый.

95. Что первично в этом мире? Монисты утверждают одну основу мира. Дуалисты утверждают, что есть 2 основы мира. Плюрализм – утверждают, что у мира много разных основ.

96. Эстетика– учение о прекрасном, красоте.

97. Либидо – некоторое количество сексуальной энергии.

98. «Оно» – внутренний голос человека, который управляет поступками человека. Оно – бессознательное. Идеи бессознательного, вытесненные сознанием, обладают способностью влиять на поведение человека. Оно – инстинкты.

99. «Я» – есть личность человека, олицетворение его разума. «Я» - осуществляет контроль над всеми инстинктами. «Я» - посредник между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» - разум, который управляет инстинктами.

100. «Сверх-Я» - отражение социального мира в психике человека. «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы.

101. Совесть – верность своему делу.

102. Единство энтропии и информации.

Энтропия – мера беспорядка, мера неопределенности, в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) как мера уменьшения неопределенности увеличивается.

103. Единство реальности и информации.

Реальность есть определенность, то информация – мера определенности. Свойства информации: полезная, понятная, полная, достоверная, актуальная.

104. 2 подвопроса основного вопроса философии.Познаваем ли мир? И Что первично в этом мире?

105. Субъективный идеализм – группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

106. Объективный идеализм – подразумевается существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

107. Идеализм – философское мировоззрение, в соответствие с которым, сознание, является первичным началом, а материя – вторичным, производным.

108. Основные этапы развития классической философии. Эти этапы связаны с решением основного вопроса философии.

1 этап. Античность – непосредственное единство бытия и мышления. Понятие идеализма и материализма не разделялось, т.к мыслилось только бытие, а бытие – только то, что можно мыслить.

2 этап. Новая эпоха. Там различалось бытие и мышление

3 этап. Новейшая эпоха. Немецкая философия

109. Как понимать бытие и мышление. Бытие – уровень всеобщего. Всеобщее бытие – та реальность, которая может мыслиться.

Мышление – идеальный компонент реальной деятельности человека.

Мышление (По Марксу) – есть идеальное, как нечто материальное, пересаженное в голову человека.

Мышление (По Гегелю) – внутренняя деятельность всеобщего бытия или бытия в себе и для себя

110. Вещь в себе (По Канту) – означает, что здесь не было никакого познания этой вещи.

111. Диалектика(По Энгельсу) – учение о всеобщей связи и развитии.

Диалектика (По Ильенкову) – метод разума или всеобщая схема любой деятельности человека.

112. Форма– единство в содержании

Форма – мышление человека, как он мыслит это содержание.

113. Содержание – различие вещи

114. Классическая философия – изучает форму и содержание мышления

Философия начинается с Милетской школы

115. Милетская школа. 3 философа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). По сути, это были мудрецы, они видели единое всего окружающего мира в какой-то стихии природы.

Фалес – первый философ, считал, что основу всего – составляет вода.

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а «Первоначало». Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное». Т.е первоначало – Апейрон – неограниченное.

Анаксимен – «Первоначало – бесконечный воздух»

116. Пифагор- числа. У Пифагора всё начинается с единицы.

Всё есть число: 1-точка, 2-линия, 3-плоскость, 4-объем. 10-декада. Совершенное число.

Пифагорейская школа приходила к очень странным мыслям. По её учению, все числа более десяти – только повторения первых десяти чисел.

Число десять, в котором заключаются все числа и все силы чисел, – число совершенное, «начало и правитель небесной и земной жизни».

 Подобное ему значение, согласно взглядам пифагорейской школы, имеет число четыре: во-первых, потому, что сумма первых четырех чисел образует совершенное число десять, а во вторых потому, что число 4 – первое квадратное число; поэтому оно «великое число, источник и корень вечной природы». Единица, из которой произошло число десять – первоначальнейший источник всего существующего. Число семь, занимающее середину между 4 и числом 10 (4 + 3=7; 7 + 3=10), тоже имеет очень большую важность; десять небесных тел движутся по семи кругам.

Монада – одно неопределённое единство.

Диада – есть различие монады от себя самой

Триада – образует природу числа (1+2), единство неопределенности (1) и определенности (2). Триада- первое совершенное число. 1+2=3, 3+3=6, 6+4=10.

Школа Пифагора имела большую популярность, главное в этой школе было 4 предмета.

1) Философия

2) Математика

3) Музыка

4) Гимнастика

117. Число - единство ограниченности и неопределенности.

Число (По Гегелю) – квант, численность, единство кванта и численности

118. Плюсы и минусы философии пифагора? Пифагор не решил проблему. Почему мыслимое(число), является первопричиной основания физического мира.

Плюс Пифагора в том, что он решил проблему Милетской школы.

+Пифагор определили число как единство ограниченного и беспредельного

119. Единица в себе? 1 для себя? 1 в себе и для себя?

1 в себе= 1, 1 для себя= 2, 1 в себе и для себя= 3

120. Философы милетской школы какую проблему решали?

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе.

121. Философы элейской школы какую проблему решали?

Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, используя философские понятия предельной общности, такие как "бытие", "небытие", "движение". Если все предшествующие философы всего лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парменид и Зенон) первыми попытались рационально обосновать и даже доказать свои идеи. У элеатов первых появилась оценка чувственного телесного мира как "неистинного" и "иллюзорного" – ему был противопоставлен "истинный", умопостигаемый мир.

122. Какую проблему решил Ксенофан, какая аналогия со всеобщим и особенным бытием?

Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно», утверждает мыслитель.

Ксенофан утверждает, что единое есть Бог

У Зенона: он критиковал небытие Парменида. Это сфера МНЕНИЙ , МЫЭТО НЕБЫТИЕ ОЦЕНИВАЕМ КАК ОСОБЕННОЕ БЮЫТИЕ( ПОЛИТИЧЕСКОЕ , ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ТП.)

бЫТИЕпАРМЕНИДА УРОВЕНЬ всеобщего.

 

123. Апория (определение), доказательство Зенона об отсутствии движения.

АПОРИЯ. (греч. aporia, букв. - безвыходность), трудная или неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия

 

Летящая стрела

Рассмотрим движение стрелы в полете.

Пусть в момент времени t стрела занимает определенные интервалы пространства, например от 3 до 8.

Движение – это перемещение в пространстве, следовательно, если стрела движется, то в следующий момент времени t' она занимает уже другой интервал пространства – от 4 до 9.

Каждый интервал пространства не делим, отсюда стрела может либо полностью его занимать, либо не занимать, но не может занимать частично. Следовательно, стрела не может пройти сначала какую-то часть интервала 8–9, так как этот интервал не делим. Тогда получается, что в момент времени t стрела неподвижно пребывает в интервале 3–8, а в момент времени t' неподвижно пребывает в интервале 4–9.

Вывод. Нет никакого движения, а есть только неподвижное пребывание в различных интервалах пространства.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 548; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!