Комплексный подход и творческий процесс в проектировании.



По дисциплине:  «Типология зданий и сооружений» III курс. 1. Предмет и задачи типологии. 2. Виды классификации и номенклатура типов зданий. 3.Комплексный подход и творческий процесс в проектировании. 4. Жилая среда. 5. Общественная среда.             6. Социальное значение гражданских зданий 7. Градостроительное значение жилой застройки и роль общественных зданий.  8.Архитектурно–художественные особенности жилой застройки.  9. Архитектурно – художественные особенности общ. зданий. 10. Комплексная разработка проекта. Проектирование и строительство. 11.Архитектурно-строительная стандартизация в проектировании и строительстве жилых и общественных зданий. 12. Методы стандартизации: типизация, унификация. 13. Метод стандартизации: нормализация. 14. Стандартизация в проектировании и строительстве. 15. Методы типового проектирования. 16. Индустриализация в строительстве.  17. Проектирование безбарьерной среды, учитывающие передвижение людей с физически ограниченными возможностями. 18. Автоматизация, компьютеризация процесса проектирования. 19. Методы технико-экономического обоснования и оценки проектных решений.                                                     20. Природно-климатические условия проектирования зданий. 21.Архитектурно-климатологические основы проектирования жилых и общественных зданий. 22.Световой климат. Естественное, искусственное и совмещенное освещение. Инсоляция и солнцезащита. 23.Тепловой климат. Акустический климат. Защита от шума. 24. Социально-демографические предпосылки жилых зданий. 25. Классность жилья. 26. Социально-функциональные факторы, влияющие на архитектуру жилых зданий.  27. Инженерно-конструктивные факторы, влияющие на архитектуру жилых зданий.  28.Квартира и ее элементы.  29. Классификация жилых ячеек и особенности их функционально-планировочной организации.  30.Типы квартир.  31.Функционально-пространственная организация основных помещений квартиры и их взаимосвязи.  32.Специальные типы жилых домов. Виды и состав обслуживания.                                         

Предмет и задачи типологии.

Типология общественных зданий и сооружений - один из важных разделов архитектурной теории практики и образования, который определяет количественные и качественные параметры проектирования и строительства общественных зданий и сооружений соответственно уровню развития материальных и духовных потребностей общества.

задача дисциплины — дать представление студентам о проблемах, существующих в этой области, тенденциях дальнейшего развития, предметах и темах возможных перспективных исследований и проектных работ. Это должно ориентировать студентов как в курсовом и дипломном проектировании, так и в их практической работе после окончания учебы.

Задачи:

1. создание и постепенное уточнение классификации и номенклатуры типов общественных зданий и сооружений в современных условиях.

2. Требования к типам общественных зданий и сооружений.

3. Принципы проектирования

4.Определение нормативов, расчет площадей и состава помещений.

 

Требования к типам общественных зданий и сооружений в современных условиях.

1) социальные

2) градостроительные

3) архитектурно-художественные

4) функционально-планировочные

5) технические, противопожарные

6) экономические требования

 

2​ Виды классификации и номенклатура типов зданий.

Основные требования строительных норм и правил, предъявляемые к зданиям и сооружениям, технологические процессы, происходящие в них, а также характер основных видов жизнедеятельности человека, позволяют разбить эти здания и сооружения по их назначению на четыре основные группы:

Жилые здания

Общественные здания и сооружения

Административные и бытовые здания

Производственные здания.

 

Рассмотрим более подробно классификацию перечисленных групп зданий, приведенных в соответствующих «Строительных нормах и правилах».

 

Жилые здания делятся по архитектурной планировке на шесть групп:

 Жилые здания секционного типа

Блокированные жилые дома

Жилые здания галерейного типа

Жилые здания коридорного типа

Жилые индивидуальные дома

Мобильные дома.

Общественные здания и сооружения в соответствии с назначением классифицируются на девять групп:

2.1. Здания для образования, воспитания и подготовки кадров.

Детские дошкольные учреждения общего типа, специализированные, оздоровительные и объединенные с начальной школой.

Общеобразовательные и специализированные школы-интернаты, межшкольные учебно-производственные комбинаты.

Профессионально-технические училища и учебные заведения для подготовки и переподготовки рабочих кадров.

Средние специальные учебные заведения.

Высшие учебные заведения.

Учебные заведения для подготовки и повышения квалификации специалистов.

Внешкольные учреждения.

2.2. Здания для научно-исследовательских учреждений, проектных и общественных организаций и управления.

2.3. Здания и сооружения для здравоохранения и отдыха.

Лечебные со стационаром, амбулаторно-поликлинические, аптеки, молочные кухни, бальнео-и грязелечебницы.

Санатории, санатории-профилактории.

Учреждения отдыха и туризма.

2.4.Здания и сооружения физкультурно-оздоровительные и спортивные.

Открытые спортивно-физкультурные сооружения.

Крытые здания и сооружения.

Физкультурно-спортивные и оздоровительные комплексы.

2.5. Здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений.

Библиотеки.

Музеи и выставки.

Клубные здания (клубы, дома и дворцы культуры, центры досуга и др.).

Зрелищные здания (театры, концертные залы, кинотеатры, цирки и др.).

2.6. Здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Здания для предприятий розничной торговли.

Здания для предприятий общественного питания (за исключением зданий и помещений общественного питания, относящихся к вспомогательным зданиям и помещениям промышленных предприятий).

Здания для предприятий бытового обслуживания, предназначенных для непосредственного обслуживания населения (непроизводственного характера).

2.7. Здания для транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения.

Вокзалы всех видов транспорта.

Конторы обслуживания пассажиров и транспортные агентства, кассовые павильоны.

2.8. Здания для коммунального хозяйства (кроме производственных, складских и транспортных зданий и сооружений).

Здания для гражданских обрядов.

Жилищно-эксплуатационные.

Здания гостиничных предприятий, мотелей и кемпингов.

Общественные уборные.

Пожарные депо.

2.9. Многофункциональные здания и комплексы, включающие помещения различного назначения.

 

Административные и бытовые здания разделяются на:

 3.1. Административные здания и помещения.

 3.1.1. Помещения управления и конструкторских бюро.

 3.1.2. Помещения информационно-технического назначения.

 3.1.3. Кабинеты охраны труда.

 3.1.4. Помещения общественных организаций.

 3.1.5. Помещения для учебных занятий. 3.2. Бытовые здания и помещения.

 3.2.1. Санитарно-бытовые помещения.

 3.2.2. Помещения здравоохранения.

 3.2.3. Помещения предприятий общественного питания.

 3.2.4. Помещения предприятий торговли и службы быта.

 3.2.5. Помещения культурного обслуживания.

 

Производственные здания можно разделить по основным отраслям промышленности на:

 4.1. Предприятия машиностроения.

 4.2. Предприятия химической промышленности.

4.14. Предприятия мясо-молочной промышленности и т. Д

Комплексный подход и творческий процесс в проектировании.

Особенности творческого процесса

Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явле­ние, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно просле­дить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на задан­ную тему, и каким образом достигается результат.
Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая долж­на отвечать замыслу.
Замысел — это структурный элемент композиции — средства для выраже­ния художественной идеи. Композиция — конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительно­го объекта.
Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении — все это входит в решение композиционной задачи.
Творческий процесс — это достижение единства формы и содержания.
Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление ди­зайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:
способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограничен­ное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной про­блемы.

Существует определенный план творческого процесса дизайнера:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразова­нии предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению являет­ся основой творчества, так как любое произведение искусства — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоз­даваемых в памяти.
Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.

Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологичес­кие, ирреальные.

Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбо­ра средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.

Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.

Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, пред­меты декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты циви­лизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.

3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различ­
ных методов эвристики и проектирования.

Эвристика — метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования — методы решения проектной задачи.

4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, что­бы идея «улежалась».

5. Озарение — получение окончательного оптимального решения.

6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.

На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строится по единой проектной методике:

1) осмысление проблемной ситуации;

2) предпроектный анализ;

3) определение принципов и средств решения задачи;

4) формирование формального образа;

5) анализ проектной ситуации;

6) эскизный поиск принципиальных решений;

7) проектная проработка.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основ­ных этапа:

информационный

аналитический г — исследовательская часть;

синтетический J

коммуникативный — практическая часть.

 

 

Жилая среда.

Жилище – важная часть архитектурной среды города, которая отражает структуру устройства общества, культуры и социальных связей.В 30-е гг. во взглядах теоретиков архитектуры преобладал крайний функционализм, вызванный общенаучным энтузиазмом в отношении массированного освоения природы. Эта система взглядов на жилище отразилась в продекларированной Ле Корбюзье «машине для жилья», где человек характеризовался как функциональная единица с минимальными личными нуждами.

 

Жилая среда – это сложная структура, которая формируется под воздействием множества факторов, объективных и субъективных (рис.2).

 

Внешние факторы – объективные показатели, влияющие на жилую среду, чье дальнейшее видоизменение не зависит от взаимодействия с человеком или социумом. Среди них можно выделить: экономическую, экологическую (климатическую), технологическую составляющие.

 

Внутренние факторы – субъективные показатели, влияющие на жилую среду посредством взаимодействия с человеком или социумом.

Пространство жилой среды является организмом, на динамику развития которого влияет множество факторов. Традиционно в процессе проектирования учитываются только утилитарные качества среды, а человек воспринимается как объект функционального или социального взаимодействия. Но этого недостаточно. Жилая среда изменяется во времени, а ключевым фактором, провоцирующим развитие, является человек. Поэтому необходимо дать ему инструментарий взаимодействия с ней на уровне планировочной структуры и функциональных связей, то есть ресурс для позитивного развития. Таким образом человек займет свою нишу в процессе проектирования, и среда выйдет на новый уровень развития.

Внутренняя типологическая классификация жилища сложилась исходя из сроков обитания, которые дают границы его назначения и функциональный набор помещений.

 Различают следующие типы жилых зданий:

постоянного проживания

 • одноквартирный усадебный дом;

 • двух—четырехквартирный усадебный дом;

 • многоквартирный блокированный малоэтажный дом;

 • многоквартирный дом средней и большой этажности;

временного проживания

 • гостиницы;

 • общежития;

 • интернаты;

 • спальные корпуса пансионатов, домов отдыха, санаториев.

 

На тип объемно-планировочного решения жилых зданий оказывают влияние градостроительные обстоятельства и формы кооперации. Усадебные дома предназначены для загородного строительства. Блокированные дома представляют пограничный тип между сельской и городской застройкой. Многоквартирные дома составляют основу городского жилища. Одна из прогрессирующих форм кооперации жилища — таун-хаузы — автономные жилые комплексы, объединяющие жилой поселок с системой обслуживания.

 

Дома постоянного проживания имеют относительно полный набор помещений семейных квартир для обеспечения нормального режима обитания: общие комнаты и спальни, относящиеся к жилым помещениям; передние, коридоры, кухни, санузлы, кладовые, составляющие группу вспомогательных помещений. В настоящее время этот минимальный набор обогащается помещениями более дифференцированных функций: кабинетами, детскими, студиями, библиотеками, холлами, столовыми, каминной гостиной, гардеробными, развитыми функционально и по размерам санузлами, лоджиями, балконами, зимними садами и т.д. В любом случае для удобства обитания все помещения должны быть связаны логичной планировочной схемой без потерь пространства. О качестве планировки дает представление соотношение жилых и вспомогательных помещений, выраженное коэффициентом К1 = 5ж/50, где 5Ж — площадь жилых помещений, 50 — общая площадь квартиры. Оптимальная величина К1 находится в пределах 0,6—0,7.

 

Общественная среда.

Общественные здания и сооружения относятся к числу объектов социального обслуживания широкого спектра, куда входят, по общепринятой классификации, следующие учреждения и организации:

 

I — учреждения здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения;

 II — учреждения просвещения;

 III — учреждения культуры;

 IV — учреждения и предприятия искусства;

 V — организации и учреждения науки;

 VI — организации и учреждения управления;

 VII — предприятия бытового обслуживания населения;

 VIII — предприятия торговли и общественного питания;

 IX — сооружения общественного транспорта.

 

Необходимо сделать пояснение для различения понятий «здание» и «сооружение». Здание есть пространственно закрытая и конструктивно организованная искусственная среда обитания, предназначенная для реализации бытовых, социальных и производственных функций. В здании устанавливается микроклимат, отвечающий его назначению.

 

Сооружения отличаются от зданий открытой или частично открытой формой пространственной организации, выраженным «техницизмом» функций. Климат внутри сооружения не регулируется.

 

Закрытый театр — это здание, летний театр с навесом в парке или древнегреческий театр на склоне холма — сооружения. Тем не менее границы между этими понятиями все же достаточно прозрачные. Например, ангар для самолетов или склад, перекрытый параболическим сводом, являются закрытыми объемами, но относятся к сооружениям. Эти словарные отступления потребуются нам для объединения объектов общественного назначения в группы, в которых главным классификационным признаком выступает форма их пространственной организации, что существенно при решении дизайнерских задач.

 Выделим четыре группы общественных объектов по этому признаку.

1. Рекреационные объекты, в которые входят спортивные здания и сооружения, учреждения культуры (библиотеки, музеи, цирки, театры — зрелищные объекты), сооружения транспорта, частично предприятия сферы бытового обслуживания (супермаркеты).

 2. Система бытового обслуживания населения (ателье, прачечные, аптеки, дома быта и т.п.), в которую входят также торговля и общественное питание.

 3. Объекты просвещения, образования, здравоохранения, включающие дошкольные и школьные учреждения, вузы, лечебные и реабилитационные учреждения (санатории).

  1. Учреждения научной деятельности и управления.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!