Цивилизационный подход к типологии государств, его достоинства и недостатки



Создатель этого подхода историк А.Тойнби занимался анализом типов не государств, а цивилизаций, обществ. Поэтому прямое перенесение критериев цивилизаций на типологию государств не совсем адекватно.

А. Тойнби формулирует понятие цивилизации как относительно замкнутого и локального состояния общества, характеризующегося общностью религиозных, психологических, культурных, географических признаков. Наиболее важными и постоянными из них он считает религию и территориальный признак. Цивилизация — понятие более широкое и ёмкое, чем общество. Жизнь цивилизаций более продолжительна, чем обществ, они занимают обширные территории; число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению и подчинению других обществ, в том числе и обществ собственного вида.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из них, по его мнению, наиболее значительные — египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточнаяи др.

Цивилизационный подход, безусловно, позволяет подходить к типологии государств с более широких позиций, он не столь схематичен, как формационный, и характеризует более разнообразную картину эволюции государств.

С позиций цивилизационного подхода можно более глубоко проследить взаимосвязь культуры народа и государственного устройства, обнаружить определённую детерминированность государства такими факторами, как религия, культура, территория, духовная жизнь, традиции народа, его менталитет.

В этом смысле цивилизационный подход имеет несомненные достоинства. Особенно если иметь в виду, что этот подход придаёт важное значение роли государства в сохранении и упрочении цивилизации.

С позиций цивилизационного подхода государство солидаризирует общество, является одним из важных факторов его духовного развития. Наконец, само государство — это одно из явлений цивилизации, в нём во многом фокусируются её особенности. Государство, будучи обусловленным определенной цивилизацией, само активно влияет на неё, сохраняя (или разрушая) ее основополагающие элементы: культуру, традиции, территорию и т. д.

При цивилизационном подходе тип государства определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов, что также не может быть достаточным, поскольку упускаются из виду материальные, экономические влияния на сущность, форму и тип государства.

 

Правовая культура: понятие и структура.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!