Модель управления полицейским государством. Трактаты Де ла Мара, Г. Юсти, И. Зонненфельса.



Взгляды мыслителей Древнего Китая и Древней Индии по вопросам государственного управления. Древний Китай.Конфуцианство. Огромное влияние на философскую и общественно-политическую мысль Китая оказало учение Конфуция (551—479 до н.э.). После смерти Конфуция его ученики на основе имевшихся записей суждений и бесед своего учителя составили книгу «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), где были изложены его взгляды на государство и управление. Конфуций трактует государство как большую семью, где отношения правящих и подданных представлены как семейные отношения: младшие зависят от старших , власть императора («сына неба») сравнивается с властью отца. Управление людьми, по Конфуцию, должно осуществляться не посредством жестких законов,  а посредством системы исторически сложившихся норм поведения людей и ритуалов — ли. В основе представления о ли лежала идея Конфуция об исконном и неизменном делении всех людей на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Большое место в древнекитайских течениях общественной мысли занимает легизм. Основные идеи этого направления изложены в трактате IV в. до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), автором которого является государственный деятель и реформатор Древнего Китая Шан Ян. Шан Ян создал концепцию полицейского государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, модель управления которым должна конструироваться на системе жестких законов (фа) и суровых наказаний. Это было связано с его пониманием взаимоотношений между народом и государственной властью как антагонистических (по принципу «кто — кого»). Только с помощью жестких законов людей можно подчинить порядку. Древняя Индия. Важнейшим руководством для управления государством в ту пору и последующие эпохи служили трактаты «Законы Ману» и «Артхашастра». Трактат «Законы Ману» содержит дхарму для царей. Здесь изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня. В трактате приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. В работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе. Главное в Законах Ману - закрепление существовавшего в Древней Индии варнового устройства. Трактат «Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. 2. Государственное управление в античных государствах Древнего Рима и Древней Греции. Древний Рим. Древнейшим носителем верховной власти в общине Рим, по преданию, был царь - первоначально, вероятно, представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями. В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов (сенаторы) и граждане. После смерти царя соблюдался промежуток времени междуцарствия, необходимый для выборов. Власть переходила к сенаторам, которые из своей среды назначали временного правителя (интеррекса). После истечения срока (обычно 5 дней) он избирал себе преемника, второго интеррекса, и этот (или один из следующих) уже указывал кандидата в цари. Полномочия царя были велики. Власть его являлась пожизненной (хотя и не наследственной). Царю помогали (назначаемые им же) должностные лица, светские и духовные. В период царей в Риме существовали следующие сословия - патриции, плебеи, клиенты и рабы. Патриции - класс аристократический, к которому относились: родственники и потомки сенаторов и представители родовой, наследственной аристократии, из которой избирались сенаторы. Плебеи - класс лично свободных, но не полноправных граждан, занимавшихся земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей, имевших право собственности, но не право участия в управлении общиной, хотя обложенных податью на ее нужды. Клиенты - класс людей лично свободных, но политически бесправных и поставленных в зависимость от патрициев. Рабы - класс людей, лишенных и личной свободы, и политических прав, составлявших собственность своего господина, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению и над которой имел право жизни и смерти. Для принятия участия в управлении граждане собирались на народные собрания, комиции. Древняя Греция. Объектом законов, регулирующих управление хозяйством полисов, была Спарта. Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом, разработавшим соответствующие Законы управления, по которым в целях поддержания общей боеспособности народа было учреждено особое состояние «равенства» экономически обеспеченных граждан, обязанных поголовно служить в спартанском войске. Устанавливался единый порядок военной организации с обязательной принадлежностью каждого спартанца к некоторой фидитии - военному подразделению из 15 человек, объединенных в своего рода товарищества и живущих в одной палатке лагеря. Стремясь к воспитанию из граждан хороших воинов, государство постепенно стеснило личную свободу и подчинило всю жизнь рядовых граждан строгому контролю и мелочной опеке. Из спартанской уравниловки выросли также резкое имущественное неравенство и явная социальная дифференциация. Олигархическая система правления в лице старцев-эфортов имела лишь видимость демократии и была демократией солдатской, выгодной и угодной командной верхушке. Спарта постепенно сошла на нет, не оставив после себя никакого исторического наследства. Почти одновременно в других полисах Древней Греции разрабатывались и применялись иные законы управления полисами. Так, в Аттике аристократы вынуждены были поручить архонту Дракону разработать кодекс общеобязательных законов. «Драконовы законы» впоследствии прославились своей жестокостью, так как в основе представляли лишь сводку примитивных родовых обычаев в письменной форме. Даже за мелкое воровство — кражу овощей или фруктов — полагалась смертная казнь. 3. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии с IV по XVII век. Западная Европа. Вопрос об отношении к общине нашел отражение в знаменитой «Салической правде» — кодексе обычного права салических франков, составленном при Хлодвиге (ок. 466—511) и впоследствии пополнявшемся капитуляриями других королей. Важнейшим источником по управленческой мысли Западной Европы раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях» (закон о поместьях), изданный в начале IX в. Карлом Великим (742—814) для всех поместий его монархии. По этому памятнику можно судить об экономических взглядах и экономической политике феодалов-вотчинников. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Среди капитуляриев совершенно особое место занимает «Капитулярий о поместьях» — ярчайший памятник эпохи, дающий неоценимые материалы по хозяйственной и социальной жизни VIII-IX веков. Согласно общепринятому предположению, капитулярий был дан около 800 года лично Карлом Великим. Вероятно он составлялся в спешке: в нем много повторов и неясных мест, нет логической завершенности, видно, что автор диктовал секретарю свои мысли по мере того, как они приходили в голову, не пытаясь их выстроить в правильные ряды. Но подобный «сырой» характер документа как раз и делает его особенно ценным, поскольку он отражает самое жизнь, показывая, что особенно волновало законодателя и представлялось ему особенно важным; в этом смысле «Капитулярий о поместьях» становится важным дополнением к «Жизни Карла Великого» Эйнгарда.По форме капитулярий — инструкция начальникам фискальных округов, управляющим (judices), в руках которых сосредотачивались все императорские поместья (виллы). Англия. Англосаксонские источники отразили процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской власти. Стараясь замаскировать тот факт, что королевская власть защищала интересы феодалов, Беда Достопочтенный выдвинул идею о том, что короли заботятся о благополучии всего народа. Однако он вынужден был признать разделение общества на бедных и богатых. Факт социальной и имущественной дифференциации крестьянства и распадения родовых отношений признается и в юридических источниках. Так, в законах Инэ проводилась мысль о том, что свободный человек и его несвободный сородич не связаны какими-либо обязательствами помогать друг другу. Исходя из различий в социальном статусе людей, англосаксонские «Правды» устанавливали различные вергельды. Королевская власть защищала новые формы зависимости и способствовала их распределению. Так, закон Этельберта предписывал, чтобы родственники безгла-фордных людей «сделали их поселенцами» и нашли им глафордов. В то же время короли пытались регламентировать эксплуатацию зависимого населения феодалами. Источники англосаксонского периода дают представление и об отношении королевской власти к торговле. Короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, с одной стороны, покровительствовали торговым операциям, а с другой — пытались их регламентировать. Как свидетельствует «Установление о купцах» короля Альфреда, торговцы пользовались уважением законодательства, хотя находились под надзором властей. Короли неоднократно издавали законы, разрешавшие торговлю лишь в определенных местах. В то же время они осуществляли жесткий контроль за чеканкой монет.   4.Система государственного управления в утопических государствах. Трактаты Т. Кампанеллы и Ф. Бэкона. КАМПАНЕ́ЛЛА итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Главный труд Кампанеллы — утопия «Город солнца» — произведение в форме рассказа, характеризующееся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. В философии Кампанелла отстаивал необходимость познания опытом и развивал учение о двойном откровении (Природы и Писания). Коммунистическая утопия Кампанеллы представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии. В идеальной общине упразднены семья и собственность, дети воспитываются государством; труд обязателен для всех и почетен. Благодаря использованию машин и высокой производительности труда рабочий день в «Городе Солнца» сокращен до 4 часов в день. Огромное значение Кампанелла уделял развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию граждан. Руководство коммунистической общиной он возлагал на учено-жреческую касту.  БЭ́КОН Фрэнсис - английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма. В 1597 опубликованы «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы — от морально-бытовых до политических. В 1605 была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своих произведений — «Новый Органон». В 1621 был обвинен во взяточничестве и на несколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта. "В гражданском обществе, — писал он, — господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Имея в виду именно справедливые (правовые) законы, Бэкон писал, что "законы — якори государства" Характеризуя законы в качестве "главной силы и орудия" для достижения "счастья граждан", процветания общества и прочности устоев власти, Бэкон признает, что большинство законов неспособны к выполнению этих целей. "Поэтому, — пишет он, — мы хотим по мере наших возможностей показать, что некоторые законы должны стать своего рода "законами законов", и определять, что в каждом отдельном законе хорошо и что плохо"

Модель управления полицейским государством. Трактаты Де ла Мара, Г. Юсти, И. Зонненфельса.

В трактатах зарубежных ученых XVIII в. продолжала пропагандироваться модель управления полицейским государством. Из полицеистов наиболее известными были француз Де ла Map и немцы Г. Юсти и И. Зонненфельс. В своих работах эти авторы по-прежнему отстаивали приоритет государства в управлении всеми отраслями народного хозяйства и в связи с этим выявляли причины и сущность благосостояния и безопасности государства, а также функции государственного управления и мероприятия по повышению благосостояния и обеспечению безопасности государства. Автор наиболее известного и обширного (более 2500 страниц в русском переводе 1772 г.) трактата Г. Юсти полагал, что причины или факторы благосостояния лежат в естественных и экономических условиях государства, а также в духовном развитии его граждан. Следовательно, на это и должна быть обращена прежде всего деятельность государства Исходя из этого, Юсти в первых 3 частях своего трактата предлагает меры по приспособлению земной поверхности к проведению каналов, строительству плотин, развитию лесного хозяйства, хлебопашества, скотоводства и др., по увеличению населения государства, по строительству дорог и развитию транспортных средств (часть I); меры по основанию различных промыслов, «рукодельных и заводских работ», по управлению сельским хозяйством, ремеслами, торговлей; рассуждает о деньгах, ценообразовании и финансовом «попечении народных промыслов» (часть II); оценивает связь науки с благосостоянием государства; характеризует «споспешествующие приращению наук учреждения»; предлагает меры по воспитанию и образованию детей и т. д. (часть III). Эти вопросы составляют, по выражению Юсти, «умозрительное познание» науки благочиния. А для практического их использования необходима еще часть IV — «деятельная», в которую Юсти включает вопросы исполнения и управления государственным благочинием и благоустройством. В этой части излагаются требования к соответствующему законодательству, вопросы организации наблюдения за исполнением законов благочиния, организации «управления благочинных дел», организации административных органов и их функций. В последней четверти XVIII в. в большинстве европейских стран, наиболее развитых в экономическом отношении, начался активный распад феодализма. Главнейшим трудом Зонненфельса считается его книга: "Grundsätze der Polizei-Haudlungs— u. Finanzwissenschaft", выдержавшая 8 изданий (первое появилось в Вене, в 1765-1776, а восьмое — там же, в 1819-1822 г.). Книга З. почти до половины сороковых годов служила общепринятым руководством для изучения политических наук. В своих экономических воззрениях З. является решительным сторонником школы Кенэ; в этом отношении труд его не внес ничего нового в науку.


6. Идеи управления Р. Оуэна, Ч. Бэббиджа, Э. Юра, фон Штейна.

Р. Оуэн ввел на своей фабрике новую практику управления. Оуэн выступал за то, чтобы больше времени и внимания уделялось людям, или, как он выражался, «живым машинам». На своей фабрике он попытался реализовать многие идеи будущей социальной справедливости: общинная собственность и управление; воспитание детей вне семьи и привитие им «подлинных ценностей»; человек должен быть чист и опрятен, обеспечен всем необходимым для достойного существования. Программа Оуэна включала следующее: регулируемые часы работы для всех, законы о детском труде, народное образование, обеды на предприятии за счет компании и вовлечение компании в планирование быта коммуны. В истории менеджмента Его помнят как человека смелого и приверженного делу защиты интересов рабочего класса. Он известен как ученый и практик управления, который первым обратил внимание на первостепенную обязанность управления — его социальную ответственность.

Беббидж заинтересовался производством и управлением. Он создал также метод наблюдения производства, который был очень близок к научному, системному подходу в исследовании операций. Согласно Беббиджу наблюдатель должен подготовить список вопросов относительно используемых материалов, допустимых потерь, расходов, инструментов, цен, рынка, рабочих, их заработной платы, требуемых навыков, продолжительности рабочего дня, и так далее. Его аналитический, научный подход к изучению производства, его признание потребности в новых подходов в стимулировании сотрудничества рабочих и его поиск новой гармонии между менеджером и рабочим сделали его провозвестником в менеджменте.

Э. Юра считал, что подлинная причина многих проблем – недостаток механизации. Данные свидетельствуют, что лучше всего работа выполняется машинами, освобождающими человека от тяжелого труда. Порицал условия организации труда на фабриках. Фундаментальный принцип заключался в том, чтобы заменить ручной труд машинным. Машины позволяют сократить утомительный труд, устраняют однообразие и обеспечивают повышение уровня жизни. Таким образом, в книге “Философия производства” излагались общие принципы, на основе которых должно быть организовано материальное производство с помощью самостоятельно функционирующих машин. Призывал к активному применению машин.

Штейн разработал наиболее полную концепцию управления правовым государством как системой отдельных его элементов- предприятий, хозяйствующих субъектов. Штейн исследовал вопрос « Что же в сущности представляет социальное движение?». Исследуя эти вопросы, он создал социологическую теорию. Он одним из первых приступил к изучению пролетарского движения. Под гражданских обществом он понимал буржуазное общество. Он различал государство и гражданское общество. Рассматривал государство как закономерный продукт развития гражданского общества. Для достижения своих потребностей человеку приходится трудиться, производить блага. Из-за ограниченности своих сил он вступает в общение с другими людьми и вырабатывает жизненные блага на основе разделения труда. Распределение благ осуществляется по принципу «каждое произведенное благо принадлежит тому, кто его произвел. Развитие общества ведет к образованию 2 противоположных классов- собственников и трудящихся. В управлении он разделял исполнение и управление в собственном смысле. Под управлением в собственном смысле понимает деятельность государства.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!