Общественно-политическая мысль России во второй четверти XIX в. Теория «официальной народности», славянофилы и западники.



В общественно-политической мысли второй четверти XIX в. существовало три направления:
1) консервативное;
2) либерально-оппозиционное;
3) революционно-демократическое.

При Николае I Павловиче (1825–1855) была выработана идеологическая доктрина «официальной народности».

Автором этой концепции был министр народного просвещения С.С. Уваров. Теория «официальной народности» провозглашала основными ценностями:
1) православие – трактовалось как основа духовной жизни русского народа;
2) самодержавие – в нем сторонники теории видели гарантию, нерушимость Российского государства;
3) народность – под ней понималось единение царя с народом, при котором возможно бесконфликтное существование общества.

У официальной доктрины было очень много сторонников. В числе них были великие русские писатели А.С. Пушкин (в 1830-е гг.), Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев. Славянофильство и западничество Во второй четверти XIX в. заявили о себе либеральные мыслители, недовольные положением вещей в стране:
1) западники – были сторонниками развития России по западно-европейскому пути, конституции, парламентаризма и развития буржуазных отношений. Представители: Н. Грановский, П.В. Анненков, Б.Н.Чичерин и др. Крайним западником считают П.Я. Чаадаева, который в своем «Философическом письме» резко отозвался об историческом прошлом России. Он считал, что на застой и отставание от Европы Россию подтолкнуло православие, которое сформировало особенный образ мыслей. Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин считали, что Россия должна развиваться и идти по такому же историческому пути, что и все другие западно-европейские страны. Они критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России. Западники были уверены, что и в России со временем утвердятся западно-европейские порядки – политические свободы, парламентское устройство, рыночная экономика. Их политическим идеалом являлась конституционная монархия;
2) славянофилы – как и западники, выступали за отмену крепостного права, настаивали на особенном пути России, который связывали со свойственным русскому народу духом коллективизма, особенно ярко проявлявшемся в институте крестьянской общины. Основные представители славянофильства – А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы – выступали за самобытный путь развития России, который не должен являться точной копией западного развития. Они также идеализировали традиционную для страны патриархальность, общинность, православ-ность. Именно эти традиции, по мнению славянофилов, должны спасти Россию от пороков, которые уже проявились к тому времени в западно-европейских странах, двигающихся по пути капитализма. Славянофилы не выступали против монархической формы правления, в то же время критиковали деспотизм, который был свойствен политике самодержавия Николая I. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, за развитие отечественной промышленности и торговли, свободу совести, слова и печати. Одинаковые позиции либеральных течений:
1) защита западниками и славянофилами политических свобод;
2) выступление против деспотизма и крепостничества;
3) категорическое неприятие революции.

29.Внешняя политика России в 1-й половине XIX в. Крымская война 1853–1856 гг. и ее последствия.

В 1826-1828 гг. началась русско-иранская война, в результате которой Россия присоединила Армению. В 1827г. Россия вмешалась в борьбу Греции против турок за независимость, что привело к русско-турецкой войне (1828-1829). По ее итогам к России отошли устье Дуная и часть Грузии.

В 1833 г. Россия помогла Турции в войне против Египта и подписала с нею Ункяр-Искелесийский договор, закрывавший черноморские проливы для иностранных военных судов (кроме русских). Но в 1841 г. Англия, Франция и Пруссия добились отмены этого договора. Постепенно нарастала изоляция России среди европейских стран, опасавшихся ее дальнейшего усиления.

В 1848 г. Николай I выступил с осуждением революций в Европе, а в 1849 г. двинул армию И. Ф. Паскевича на подавление революции в Венгрии. Венгры были разбиты и капитулировали.

Крымская война 1853-1856 гг. первоначально велась между Российской и Османской империями за господство на Ближнем Востоке. Накануне войны Николай I допустил три непоправимые ошибки: относительно Англии, Франции и Австрии. Николай I не принял в расчет ни больших торговых и финансовых интересов крупной французской буржуазии в Турции, ни выгодности для Наполеона III отвлечения внимания французских широких народных слоев от внутренних дел к внешней политике.
Первые удачи русских войск, а в особенности разгром турецкого флота в Синопе побудили вмешаться в войну Англию и Францию на стороне Османской Турции. В 1855 году к воюющей коалиции присоединилось Сардинское королевство. К союзникам готовы были примкнуть Швеция и Австрия, до этого связанная узами «Священного союза» с Россией. Военные действия велись в Балтийском море, на Камчатке, на Кавказе, в Дунайских княжествах. Основные действия развернулись в Крыму при обороне Севастополя от войск союзников. В итоге, общими усилиями, объединенная коалиция смогла одержать победу в этой войне.

По Парижскому миру 1856 г. Россия потеряла Южную Молдавию и лишалась права иметь флот и крепости на Черном море. Ее статус великой державы оказался под сомнением.Причиной неудач России было общее превосходство противников (три страны против одной), слабое техническое оснащение армии, неразвитость экономики, недостаточно высокий уровень командования. Все это обнажило ее отсталость и стимулировало проведение реформ в России.

Среди главных причин поражения России можно назвать три группы факторов: политические, технические и социально-экономические.
Международный престиж российской державы был подорван. Война явилась сильнейшим толчком к обострению социального кризиса внутри страны. Способствовала развитию массовых крестьянских выступлений, ускорила падение крепостного права и проведение буржуазных реформ.
Создавшаяся после Крымской войны «Крымская система» (англо-австро-французский блок) стремилась поддерживать международную изоляцию России, поэтому в первую очередь необходимо было выйти из этой изоляции. Искусство русской дипломатии (в данном случае ее министра иностранных дел Горчакова) заключалось в том, что она весьма умело использовала менявшуюся международную обстановку и противоречия между участниками антирусского блока - Францией, Англией и Австрией.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!