Реставрация патриаршего правления Игнатия.



Сторонник Фотия, Варда был убит по распоряжению сво­его племянника императора Михаила. Его место занял новый фаворит императора, конюх, возведенный им в достоинство кесаря, Василий Македонянин. Единственное его достоинство заключалось в необык-новенной физической силе и умении править лошадьми и обуздывать их.

Но непостоянный в своих привязанностях, император решил­ся отделаться и от этого кесаря. Василий предупредил ожидав­шую его судьбу Варды, убил императора и занял византийский престол. Василий низложил Фотия и возвратил к кормилу Церкви Игнатия, вместе с которым снова отправил письма папе с признанием главенства папы в делах Церкви. Лучшая часть Византийского общества и большая часть иерархии были против такого поворота в отношениях к Риму. Тем време­нем в Рим прибыло посольство от папы, приглашенное Василием. Пока оно находилось в пути, Николай I умер, его преемник Адриан II был более спокойным человеком.

В 869 г. в Риме созван собор, где относительно Фотия получили подтверждения постановления папы Николая I. Соборные акты 867 г. было решено сжечь. То же самое должны были сделать те, у кого они имелись. Сила постановлений распространялась на все восточные пат­риархаты.

В 869 г. в Константинополе состоялся ответный собор. Но это был не собор, а незначительное собрание, открывшееся в составе только 12 членов; если не считать руководителей собора и пред­ставителей светской власти. Только на последнем заседании собора число его членов удалось довести до немногим свыше ста (что для Востока мало). Представители от восточных патриархов на этом соборе оказались самозванцами. Рим до сего дня считает этот собор 8-м вселенским. На седьмом заседании был произнесен приговор Фотию и его сторонникам. Этот приговор для большей торжественности скрепили евхаристической кровью. Акты соборов 861 и 867 го­дов сожгли. Но Болгарию и спорные области папе так и не отдали.

Фотий содержался под стражей, и был лишен всякого общения с родственниками и духовенством. Ему отказывали даже в лекарствах. Го­нения обрушились также и на сторонников Фотия. Так в Константи­нопольской Церкви усиливался раскол, который приводил к тому, что в некоторых городах появилось по два епископа. В отноше­ниях Игнатия и римского папы камнем преткновения продолжал быть вопрос о Болгарской Церкви. Преемник Адриана II Иоанн VIII категорически требовал от Игнатия, чтобы он в 30-дневный срок очистил Болгарию от греческого духовенства и передал Церковь этой страны в юрисдикцию папы, грозя ему лишением патриаршеского престола. Но Игнатий умер патриархом (877 г.

 

Реставрация патриаршего правления Фотия.

Василий Македонянин видел, что Фотий был един­ственным человеком, который способен был положить конец цер­ковной смуте. В 879 г. в Константинополесостоялсясобор. На нем было 380 епископов, три папских легата, а также представители вос­точных патриархов. Собор реабилитировал Фотия. Иоанн VIII пытался предста­вить восстановление Фотия делом его милости (прислал в подарок облачение), рассчитывая на подчинение ему Болгарской Церкви. Свое неудовольствие результатами собора папа выразил в письмах императору и Фотию.

Неудачной была попытка и нового папского легата Марина получить Болгарскую Церковь. Узнав об этом, Иоанн VIII произ­нес анафему на Фотия (881 г.). Но в Константинополе анафеме не придали серьезного значения, Фотий продолжал твердую и независимую от Рима политику. В 866 году Фотия низложил новый императорЛев Мудрый. Его жизнь закончилась заточением в монастыре, где он скончался 6 февраля 891 года.

 

Германские папы и «Вено Константина»

 

В Германии династия Карла Великого (Каролинги) прекратила сущест­вование в 911г. В 919г. к власти пришла новая династия. Оттон I,для укрепления королевской власти, стал назначать своих людей епископами и аббатами и вручать им светскую власть над прилегающими к монастырям территориями или над епархия­ми, что и стало семенем ожесточенной борьбы Империи и папства в следующем веке.

Но Оттону было мало власти в одной Германии: он начал свои итальян­ские походы и после упорной и ожесточенной борьбы вошел в Рим. К 962 г. он был коронован в Риме как римский император. Это и было началом Свя­щенной Римской Империи, просуществовавшей (хотя бы номинально) до 1806 г. Теоретически император был главой Западного христианского мира, что санкционировалось папской коронацией. На практике, однако, он был более или менее сильным правителем Германии с некоторыми итальянски­ми владениями, и с папами его связывали весьма сложные отношения.

Оттон был весьма сильным правителем. Он сменил нескольких пап, покуда не подобрал себе самого подходящего. То же делали и его непосредственные преемники. Процесс этот достиг своей кульминации в 996 г., когда его внук Оттон III возвел на пап­ский престол своего кузина Бруно, ставшего папой Григорием V (996-999)— первым германским папой. После этого назначения германцы весьма ча­сто были на папском престоле.

С именем папы Григория V связано начало использования еще одной знаменитой в истории фальшивки: так называемого «Дарения (Вено) Констан­тина».Этот документ, сыгравший крупную роль в истории папства и вооб­ще всей Средневековой Европы, был составлен скорее всего при дворе папы Стефана III (768-771).Он представляет из себя подложную гра­моту, написанную от лица императора Константина Великого на имя римского епископа Сильвестра I (314-335). Император сначала излага­ет исповедание веры, которому будто бы научил его Сильвестр, а затем повествует о чуде избавления его в Риме от проказы, по молитвам епис­копа и предстательству первоверховных апостолов, и о своем крещении в Риме от руки папы Сильвестра (!). В благодарность за это император представляет кафедре наместников Петра «власть и почести император­ские», а также первенство по отношению к четырем патриархам и всем вообще церквам. Сверх того, он требует признать храм св. Иоанна в Латеранском дворце главой всех церквей в мире. Приводятся также привилегии, даруемые римскому духовенству. В за­ключение, «чтобы папская тиара не утратила достоинства», Константин дарует папе кроме Латеранского дворца «также все провинции, местнос­ти и города Рима и Италии, или западных областей». При таких обстоя­тельствах императору нечего было больше делать на Западе — и он за­являет, что уходит на Восток, ибо «не подобает земному царю властвовать там, где Небесным Царем учреждено было первенство священства и гла­венство религии христианской»[82].

Клюнийский фактор.

В X в. началось и возрождение монашества на Западе, которое связы­вают с основанием в 910 г. монастыря Клюнина востоке Франции. Клюнийское движение повлекло за собой реформу в Церкви. Клюний­цы выступали за улучшение нравов, за грамотность духовенства, против симонии(Деян. 8:18-24) и николаитизма (Откр. 2:6,14-15). Под первым имелась в виду плата за ру­коположение, под вторым — любое отклонение от клерикального целиба­та, будь то в браке или вне его. Ну и, конечно, клюнийцы усмотрели симо­нию в императорских (западных) назначениях на церковные должности. С другой стороны, западные императоры были весьма заинтересованы в повсеместном введении клерикального целибата, т. к. целибатный клирик не мог передать своей должности по наследству и после его смерти она возвращалась к дарителю. Благодаря этому у императора не уменьшался резерв земель и должностей и он мог быть уверен, что контроль за назна­чениями останется у него в руках.

Клюнийская реформа также ставила одной из своих задач унификацию литургической практики во всем Западном мире. Богослужебный образец, которого придерживались клюнийцы, был северным, франкским.

В 1009г. папой стал Сергий IV, убежденный клюниец. В своем окружном послании он написал Символ веры с filioque. Когда это послание было получено в Константинопо­ле, имя папы было немедленно изъято из диптихов. Тогда никто не думал, что этот эпизод станет началом разделения Церквей. Но с тех пор Римские папы в константинопольских диптихах не поминались более никогда.

Когда папу Сергия вычеркнули из диптихов, для византийцев это зна­чило лишь, что папа лично изменил православию: осуждение ни в коем случае не распространялось на всю Западную Церковь.

В1024 г. Константинополь предложил компромисс: папа признается па­триархом Запада, первым среди равных, а Константинопольский патриарх признается занимающим точно такое же положение в своей сфере. Папа Иоанн XIX хотел было согласиться и принять эти условия, однако клюнийская партия, имевшая свои взгляды на папство, запретила ему идти на компро­мисс: лишь один папа должен иметь власть вязать и решить на всей земле, чтобы навести в Церкви порядок, установить жесткую дисциплину. В самом клюнийском движении была заложена эта идея военной дисциплины, основанной на власти и страхе перед человеком, столь противоположной идее доверительного послушанияиз страха Божия, традиционной для восточного монашества[83].

Однако внешнеполитические события, казалось, диктовали свою ло­гику в отношениях между двумя великими центрами христианства. В се­редине века начались норманнские вторжения в Южную Италию. Эти страшные набеги, огнем и мечом опустошавшие все вокруг, сделали во­прос союза между папством и Империей острой необходимостью. Но к этому времени папство уже было клюнийским по духу, и требовало повсе­местной унификации богослужений. Население на юге Италии было в ос­новном греческим и придерживалось византийских литургических обыча­ев, а их копировали многие церкви и вне итальянских владений Византии, вплоть до Милана.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!