ПОЭТЫ-МОДЕРНИСТЫ - ПРЕЕМНИКИ ПУШКИНА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОНЕТА



Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты-модернисты, которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего творчества и своеобразных экспериментов.

Следует сказать ещё об одном устойчивом признаке сонета -принципе воздействия на читателя. Его смысл - в «обмане» ожиданий, в особой игре, которая лежит в основе этого воздействия. Она заключается в том, что читатель, как правило, знакомясь .с поэтическим произведением, настраивается на растянутое и спокойное развитие эмоций и мыслей, но вдруг этот поток чувств и размышлений прерывается, и читатель вынужден настраиваться на другое развитие событий. Получается особая игра, свойственная сонету, которая очень привлекала поэтов-модернистов.

Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается Валерием Брюсовым в его «Сонете о поэте». В нём поэт как: бы продолжает размышления Пушкина "на эту тему, прозвучавшие в сонете «Поэту». Но, в отличие от Пушкина, для которого поэт — это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством «благородный» подвиг, брюсовский поэт - поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждёт особая судьба.

         СОНЕТ О ПОЭТЕ

Как силы светлого и грозного огня

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живёт,

Зачатие и смерть в себе самом храня.

Хотя б никто не звал, не слышал про меня,

Я знаю, я поэт! Но что во мне поёт,

Что голосом мечты меня зовёт вперёд,

То властно над душой, весь мир мне заслоняя.

О бездна! Я с тобой отторжен ото всех!

 Живу среди людей, но непонятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

Как горько чувствую себя средь них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир таить в душе своей.

 

Если сравнивать сонеты двух русских поэтов, то становится очевидным, что Брюсов в своём произведении мысль о величии поэта и его творчества передаёт иными художественными средствами и символами, нежели Пушкин. Поэт-символист прибегает к сравнению, антитезе, различным символам.

Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьёт «в холодной небосвод». Он прибегает к антитезе: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, / Я знаю, я поэт!» Эта антитеза доминирует в сонете, как бы продолжая утверждение Пушкина, что поэт «сам свой высший суд».

Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех»... Эти образы наводят на размышление, показывают настроение лирического героя.

В отличие от Пушкина, который написал сонет – утверждение («Поэт!... Ты царь: живи один»), сонет Брюсова представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. «Живу среди людей, но непонятно им, / Как мало я делю их горести и смех, / Как горько чувствую себя средь них чужим...»

Сонет - размышление всегда подразумевает присутствие в нём риторических вопросов, есть они и у Брюсова: «Что голосом мечты меня зовёт вперёд...», «И как могу, за мглой моих безмолвных дней, / Видений целый мир таить в душе своей». Встречаются в сонете и восклицания: «Я знаю, я поэт!», «О бездна!».

Если начало сонета Брюсова несёт в себе жизнеутверждающие эмоции, то далее появляется сомнение: «но что во мне поёт...» И выясняется, что это «бездна». Именно ею поэт «отгорожен ото всех!» Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот образ не только подчеркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций времён Пушкина и Брюсова, но ещё этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.

   Творческий путь Константин Бальмонта начался в конце XIX века, когда вышли в свет два его сборника — «Под северным небом» и «В безбрежности». В эти сборники вошли сонеты поэта. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, мёда и луны», в который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более двухсот сонетов.

К. Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами, главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней Вселенной.

В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца и творчества. Примером поэтического произведения, посвященного этой особой для поэтов проблеме, является его сонет «Хвала сонету».

ХВАЛА СОНЕТУ

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную чёткость силуэта

Красавицы изысканно-простой,

Чей стан воздушный с грудью молодой

Хранит сиянье матового света

В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

Да, истинный сонет таков, как ты,

Пластическая радость красоты,

Во иногда он мстит своим напевом.

И не однажды в сердце поражал

Сонет, несущий смерть, горящий гневом,

Холодный, острый, меткий, как кинжал.

 

В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и молодой красавицей. Поэт рисует определённую связь между красотой и законченностью сонета и безупречностью силуэта девушки.

Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается поток светлых и радостных чувств и перед читателем возникают совсем противоположные признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и чётким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несёт смерть: «Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.

     Представитель акмеистов, Осип Мандельштам в своих стихах с помощью художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.

         КАЗИНО

Я не поклонник радости предвзятой,

Подчас природа - серое пятно.

Мне, в опьянении лёгком, суждено

Изведать краски жизни небогатой.

Играет ветер тучею косматой,

Ложится якорь на морское дно,

И бездыханная, как полотно,

Душа висит над бездною проклятой.

Но я люблю на дюнах казино,

Широкий вид в туманное окно

И тонкий луч на скатерти измятой;

И, окружён водой зеленоватой,

Когда, как роза, в хрустале вино,

-Люблю следить за чайкою крылатой!

Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать удовольствие от «жизни небогатой». Но всё-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается её безысходность. В ней ничего не остаётся, его душа «как полотно...висит над бездною...» Опять перед нами символичная бездна. Здесь она - мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического героя меняется, и появляется новый образ - образ казино: «.. .я люблю на дюнах казино».

Вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва, несмотря на то, что сыпучая и не очень твёрдая, но всё же почва. А на этой почве - казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.

В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, её скорого конца, бездны. Но появившийся луч надежды и света - казино, даёт право лирическому герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить всё-таки стоит.

Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов-футуристов, бережно пользовавшихся в своём творчестве сонетом, можно назвать Игоря Северянина.

Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено более ста сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства. Мы остановимся на одном из сонетов - сонете о Блоке. В нём даны некоторые проницательные и объективные характеристики знаменитого поэта.

 

 

БЛОК

Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чьё перо

Белей, чем облако и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем.

Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал - поэтно видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брёл,

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал

Её здесь нет. Когда же свой оскал

Явила смерть, он понял - Незнакомка.

У рая слышен лёгкий хруст шагов

Подходит Блок. С ним - его стихов

Лучащаяся - странничья котомка...

 

Сонет дышит торжественностью и иронией одновременно. Уже в первом катрене И. Северянин создаёт, с одной стороны, величественный образ поэта, а с другой - иронизирует над ним: «Чей стан дружил, как-то ни странно, с френчем». Далее ирония отсутствует, и поэт восхищается деяниями Блока, его стремлением постичь тайны жизни: «Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан».

Затем снова появляется ирония, но по сравнению с иронией в начале сонета, эта ирония достаточно печальная: «Он тщетно на земле любви искал: Её здесь нет...».

В конце сонета появляется странник, которым и является сам Блок. Северянин не случайно возвышает поэта до образа странника, ведь странник символизирует мудрость и святость, а «лучащаяся - странничья котомка» - это та самая главная награда, которая предназначена поэту за его труд.

В этом сонете Игорь Северянин создал достаточно сложный образ поэта и добился этого за счёт совмещения торжественности и иронии. Портрет Блока, в связи с этим, вызывает и противоречивые эмоции: преклонение и иронию. Такие приёмы в поэзии были свойственны футуризму.

Для этого направления также свойственно и языковое противоречие — перемешивание слов высокого стиля с простыми словами, а также использование в тексте новых, выдуманных самим автором слов. Эту характерную для футуристов особенность использовал в своём сонете и Игорь Северянин. Употребляя для описания портрета поэта слова высокого стиля - «Демон», «стан», «увенчан», «тщетно», «явила», - автор вводит в текст и слово собственного творчества - «поэтно».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот поэтический жанр имеет глубокие корни. Существуя со времён Средневековья и до наших дней, сонет, безусловно, накопил определённые признаки, отличающие его от других жанров. Ведь любой жанр представляет собой устойчивую форму, в которой заключены чувства и мысли автора. Эта форма помогает придать эмоциям пишущего определённую направленность, последующее развитие и завершение.

На примере истории сонета видно, какое длительное развитие претерпевают жанры, как долго отбираются основные темы и принципы их раскрытия. Многие поколения трудятся над тем или иным жанром, будь то поэзия или проза, и каждое поколение вносит что-то своё, что-то новое и близкое для его времени. Так происходило со многими жанрами литературы и искусства, когда на протяжении длительного периода их развития в результате коллективного творчества многих поколений образовались своеобразные формы, по которым можно узнать тот или иной жанр. Но редко границы, содержания и характер литературного жанра становятся нечёткими: он соединяется с другими жанрами, имеет другое содержание. В результате возможности использования жанра становятся шире. Такой жанр называют "пластичным". "Пластичные" жанры на протяжении своего развития (а живут они очень долго) постоянно меняются, то теряя свои классические признаки, то опять возвращаясь к своим истокам. К таким жанрам и относится сонет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

СТРОФИКА И КОМПОЗИЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО И АНГЛИЙСКОГО СОНЕТА

 

Итальянский Сонет композиция Английский
Катрен ………..а ...……..в …………в ………….а Экспозиция: утверждение основной темы Катрен ……..а ………в ………а ……….в
Катрен ………а ……….в ……….в ………...а Развитие основной темы Катрен ……..c ………d ………c                            d  
Терцет ……..c ………d ………c   Развязка Катрен ……..e ………f ………e               ………f
Терцет ……..c ………d ………c   Завершение развязки «сонетный замок» Двустишие ………g ……….g  
Создатель: Джакомо да Лантини, адвокат, поэт 12 века   Создатель: Генри Сари, поэт 16 века

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Артаманов, С.Д. Литература эпохи Возрождения:Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1994.

 Данте,А., Петрарка, Ф., Микеланджело, Б. Поэзия Возрождения. – М.: Эксмо, 2002.

Кузина, Т.Ю. Пленительнее жанра для поэтов нет?// Мастер-класс: прил. к жур. «Методист». – 2007. - №5.

Семке, Г.В. Сонет эпохи Возрождения. Что он для нас сегодня: памятник литературы или вечный образец любви?// Мастер-класс: прил. к жур. «Методист». – 2007. - №5.

Сонет серебряного века. Русский сонет конца 19 – начала 20 века / Сост., вступ. Статья и коммент. О.И. Фёдорова. – М.: Правда, 1990.

Шекспир, У. Сонеты. -  СПБ.: Терция; Кристалл, 2000.

Энциклопедия для детей. Т. 15 Всемирная литература. Ч. 1. от зарождения словесности до Гете и Шиллера / Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +,2001.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!