А.С. ПУШКИН КАК ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ЛУЧШИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОЗДАНИИ СОНЕТА



Nbsp;

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.СОНЕТ КАК ЖАНР

1.1. История происхождения сонета

1.2.Строфика и композиция сонета

2. А.С. ПУШКИН КАК ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ЛУЧШИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОЗДАНИИ СОНЕТА

3. ПОЭТЫ-МОДЕРНИСТЫ – ПРЕЕМНИКИ ПУШКИНА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОНЕТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

И в наши дни пленяет он поэта…

А.С. Пушкин

ВВЕДЕНИЕ

 

История сонета, пленительная сила которого действует уже на протяжении восьми веков. Восемь веков – большой срок, а интерес к сонету не ослабевает. Какие доказательства этому? Сонеты, появляющиеся до сих пор. Например, сонеты О. Мандельштама, поэта Серебряного века, и А. Тарковского, современного поэта и прозаика 20 века.

Что такое сонет и как он возник? Его возникновение описал в 17 веке французский поэт и теоретик Никола Буало, считавший, что своим рождением этот жанр обязан богу солнца Аполлону. "В тот день, когда он был на стихотворцев зол, законы строгие сонета изобрёл. Вначале, молвил он, должны быть два катрена двумя терцетами кончается сонет. Он указал размер и сосчитал все слоги, в нём повторять слова поэтам запретил, и бледный вялый стих сурово осудил».

Сонет является первой со времён античности формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет возник как жанр самопознания.

Сонет - это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур.

 

 

СОНЕТ КАК ЖАНР

История сонета

История сонета начинается с 13 века. Родился он в Италии. Появился сонет на переломе эпох Средневековья и Возрождения. И не случайно: первая эпоха придавала большое значение смыслу художественного произведения, а вторая – художественной форме произведения. Это было время, которое позже французский писатель Анатоль Франс назовёт «весной человеческого разума».

Известен создатель сонета – Джакомо да Лентини, адвокат, поэт, живший в Палермо в первой половине 18 века.

По общему мнению, высшей точки итальянский сонет достигает в творчестве итальянских лириков Ренессанса – Франческо Петрарки и Данте Алигьери. Их сонеты – это поклонение женской красоте и духовному совершенству прекрасных дам: Беатриче, возлюбленной Данте, и Лауры, возлюбленной Петрарки. Блестящие образцы итальянского сонетаоставили Микеланджело, Дж. Бруно.

Английский сонетбыл создан поэтом Генри Сарри в первой половине 16 века, но прославил эту форму Вильям Шекспир, поэт и драматург 17 века. Во Франции своего расцвета сонет достиг в 16 веке в творчестве П. Ронсара. В Испании – в творчестве Л. Де Готоры, в Португалии – Л. Камоэна. В Польше блестящие образцы сонета дал в 19 веке Адам Мицкевич.

 В Россиисонет появляется в 18 веке в творчестве А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, но настоящее развитие он получает в первой четверти 19 века под пером И.И. Козлова, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, А.А. Фета.

«Золотым веком» русского сонета называют начало 20 века, когда лучшие стихотворцы оттачивали своё мастерство, создавая изящные поэтические тексты. И.А. Бунин и А.А. Ахматова, И.Северянин и В. Брюсов, М. Волошин и И. Анненский, О.Э. Мандельштам и Н. Гумилёв – все они, поэты Серебряного века, отдали дань этой сложнейшей в поэтической речи жанровой форме.

Одной из заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами и звуками, но и с уверенностью использовать старые классические, формы поэзии.

Строфика и композиция сонета

Сонет (от итальянского sonetto – звук, мелодия, песенка) – жанровая форма лирики, основным признаком которой является объём текста:

· Первый катрен (четверостишие) представляет экспозицию темы стихотворения;

· Второй катрен развивает положение, намеченные в первом, таким образом, оба катрена ведут линию подъёма;

· Дальше начинается нисхождение темы: в последующем затем терцете (трёхстишии) намечается развязка темы;

· Во втором терцете, особенно в заключительной его строке (так называемом «сонетном замке»), следует завершение развязки, выражающей суть произведения.

Стилевые требования к сонету

· Возвышенная лексика и интонация;

· Точные и редкие рифмы;

· Запрет на переносы и повторение знаменательного слова в одном и том же значении;

Последнее слово – решающее.

Строчная последовательность поэтической мысли: утверждение – сомнение – обобщение – вывод.

Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой, что является одним из главных признаков этого жанра. Не случайно его называют "твёрдой формой" и определяют как стихотворение, состоящие из четырнадцати строк, образующих два четверостишия - катрена и два трёхстишия — терцета. Но устойчивые признаки сонета, определяющие основу этого жанра, по которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя связывать только с определённой комбинацией катренов и терцетов (тем более на протяжении времени эта комбинация менялась).

Итак, жанр включает в себя немало устойчивых признаков, которые нередко называют "памятью жанра" (М.Бахтин). К одному из устойчивых признаков сонета относится определённый круг тем - тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других жанров, где встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом. Примером такого сонета можно считать сонет А.С. Пушкина "Мадонна"

Среди часто встречающегося в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.

 

А.С. ПУШКИН КАК ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ЛУЧШИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОЗДАНИИ СОНЕТА

В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются АС. Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих поэтов 19 века. Методы написания его знаменитых сонетов "Мадонна", "Поэту", "Сонет" нашли своё продолжение и в 20 столетии, в произведениях поэтов Серебряного века.

              МАДОННА

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

 

В этом произведении А.С. Пушкина поэтический мир одухотворён искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд закономерно переходит в высокое и чистое чувство любви.

Сонет появился в переломный момент жизни автора - в преддверии женитьбы Пушкина на Натали Николаевне Гончаровой. В произведении находит своё выражение устремление к святости, чистоте жизненного бытия, при этом поэтическая мысль оказывается перед неизбежным и не простым вопросом о сов чистоты и прелести, благодати и страсти.

Давно отмечено мемуаристами, что облик Н.Н.Гончаровой вызывал изображением Богоматери. Пушкинская лексика в поэтическом контексте передаёт чувство благоговения перед святостью вечного образа, волеизъявления! но одновременно - пред благодатной красотой женщины.

В сонете две героини, образ небесной мадонны сопоставляется с о женщины, которую поэт называл "моя Мадонна".

Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывается поэтом, во всём зримом величии и небесной красоте.

Может быть, именно внутренние изменения, произошедшие с героем пушкинской лирики, позволили ему так полно и ясно представить и Мадонны. Но в сонете этот образ соотносится с образом реальной  женщины. Её характеристика напоминает нам уже знакомый образ: прелести чистейший образец" и "гений чистой красоты".

В сонете "Мадонна" небесный образ Богородицы не сливается с возлюбленной. Очень важна для понимания возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырёх слов. Два из них, эпитет "чистейший", почти буквально повторяются.

Слово "прелесть" связано с представлением о земном, чувственном: объект исследования поэта соединяет в себе и небесное, и земное. Этим можно объяснить употребление в превосходной степени прилагательного "чистый" в двух смысловых контекстах.

Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему.

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьёв определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

Характерную сущность сонета определяет ещё один его жанровый признак - динамика лейтмотива. Лейтмотив любого лирического жанра представляет собой особое "русло", которое вмещает все эмоциональные и смысловые переживания автора. Это можно рассмотреть на примере ещё одного сонета А.С.Пушкина "Поэту".

                ПОЭТУ

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

 

Основным лейтмотивом этого поэтического произведения является лейтмотив поэта и толпы. В его развитии можно выделить три основных этапа: развёрнутая экспозиция, энергичное развитие, главные эмоции и быстрое замедление, неожиданная развязка.

Пушкин в сонете «Поэту» придерживается канонов жанра и передаёт характерную динамику лейтмотива, но в то же время вносит нечто новое в этот жанр. Это новое заключается в «развязке» сонета, содержащее особый подтекст, иронию. Это несвойственное сонету эмоциональное явление перестраивает и снижает возвышенный строй стиха.

Неожиданное снижение возвышенного настроя присутствует в уже упомянутом сонете «Мадонна». Говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину. Особая тема - исторического «обзора» жанра сонета является главной темой Пушкина в ещё одном поэтическом произведении этого жанра, который так и называется – «Сонет».

 

 

               СОНЕТ

Суровый Дант не презирал сонета; 

В нём жанр любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

Им наши дни пленяет он поэта:

Вордсворд его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал

Под осенью гор Тавриды отдалённой

Певец Литвы в размер его стеснённый                              

 Свои мечты мгновенно заключал.              

У нас ещё его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал                            

Гекзаметра священного напевы.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1029; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!