Исследования проблем образования в СССР



После революции 1917 года в стране происходит создание новых структур на основе "разрушения мира насилья". Создается новая система образования, выстраиваемая на методологии и идеологии марксизма. Система образования выстраивается на чётких классовых позициях[12]. В стране проводятся социологические исследования, направленные на изучение мировоззрения учащихся выпускных классов, образовательного ценза учителей; экономического положения рабочей молодежи рабфаков. Вместе с тем растет число публикаций идеологического и директивного плана, где обсуждалось должное состояние образования и педагогического процесса в соответствии с суждениями классиков марксизма и партийными директивами[13].

Новый импульс социология образования в СССР получает в 1960-70-е гг., в период возрождения отечественной социологии. Заметный рост интенсивности исследований в этой области наблюдается в 1975-79 гг., когда число публикаций на эту тему достигает уровня 150 научных работ в год[14]. В этот период во многих вузах при кафедрах философии и научного коммунизма создаются социологические лаборатории, многие из которых занимаются исследованием проблем молодежи и образования.

Программа Гособразования СССР "Общественное мнение”

В период перестройки, начатой в СССР с приходом к власти М. С. Горбачева, в числе прочих государственных структур начинаются преобразования в системе образования. В этот период в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР создается Программа «Общественное мнение». Её вдохновителями и создателями явились высшие руководители министерства — министр Г. А. Ягодин и его заместитель Ф. И. Перегудов. Руководство Министерства высшего и среднего профессионального образования СССР было убеждено в необходимости создания особой службы, которая могла бы обеспечивать аппарат министерства достоверной информацией о мнениях учителей и преподавателей, ректоров вузов и директоров школ и ПТУ, работников региональных органов управления, родителей обучающихся в системе детей. Поэтому в апреле 1987 года министр Г. А. Ягодин подписал приказ Минвуза СССР от 22 апреля 1987 г. № 287 о разработке Всесоюзной межвузовской целевой комплексной Программы «Общественное мнение».

Работа Программы осуществлялась на принципах распределенного исследовательского института, в составе которого работали представители разных вузов страны. Ежегодно проводилась серия исследований - от трех до семи проектов. Руководителями проектов являлись представители разных вузов. Инструментарий разрабатывался под каждый проект рабочей группой, в состав которой входили все желающие участвовать в разработке проекта и анализе результатов замера. Рабочая группа собиралась в стенах вуза, представитель которого являлся руководителем проекта. Всего было осуществлено более 150 всесоюзных проектов. На первом этапе в Программе приняли участие 36 вузов, затем число их росло: 54 - в 1989 г., 77 - в 1990-м, 89 - в 1991-м. После создания Государственного комитета народного образования (Гособразования) СССР, программа продолжала свою деятельность. После распада Советского Союза и ликвидации Гособразования СССР Программа "Общественное мнение" прекратила свою деятельность.

Социология образования в современной России

После распада СССР исследования в этой области сокращаются в связи с сокращением государственного финансирования научных исследований[15]. Падение интереса к социологии образования иллюстрирует в частности тот факт, что из 239 диссертаций, утвержденных ВАК РФ в 2011–2013 гг. по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы проблемы образования рассматриваются только в девятнадцати диссертациях (8%). Следует подчеркнуть, что именно данная специальность, согласно её паспорту, наиболее приближена к реальной социальной жизни. Анализ проблем образования и воспитания в основном связан с процессами, происходящими в высшей профессиональной школе (11 работ из 19); проблемы среднего профессионального образования были представлены в трех работах; еще три исследования были посвящены особенностям развития образовательного пространства; и две — проблеме взаимодействия учителя и ученика. Ни в названиях диссертаций, ни в их целях и задачах нет упоминаний о таком важном явлении, волнующем российское общество, как ЕГЭ. Особая актуальность соответствующих процессов связана с тем, что реформированием образования (и общего, и высшего) страна активно занимается по меньшей мере последние 20 лет[16]. К сожалению, в процессе непрерывного реформирования отечественной системы образования всех уровней используется дорогостоящий метод проб и ошибок.

Основная статья: Образование

Образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. "Система образования предназначена для удовлетворения потребностей общества в социализации молодых людей, в освоении ими социально-одобряемых образцов поведения, в освоении людьми определённой институционализированной системы ценностей"[17]. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Образование обладает всеми признаками социального института.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Примечания

1. Термин «Социология образования» в словаре по общественным наукам.

2. ↑ Перейти к:1234 Бабосов Е.М. Социология образования.

3. Овсянников, 1999, с. 73.

4. Нечаев, 1999, с. 84.

5. Иудин, Шпилёв, 2010, с. 6-14.

6. Иудин, Шпилёв, 2010, с. 14-23.

7. Иудин, Шпилёв, 2010, с. 24-46.

8. Иудин, Шпилёв, 2010, с. 47-50.

9. Иудин, Шпилёв, 2010, с. 51-57.

10. ↑ Перейти к:12 Астафьев, Шубкин, 1998, с. 346-347.

11. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Часть 2.. — Прогресс, 1994.

12. Астафьев, Шубкин, 1998, с. 348-349.

13. Астафьев, Шубкин, 1998, с. 349.

14. Астафьев, Шубкин, 1998, с. 349-350.

15. Астафьев, Шубкин, 1998, с. 364-366.

16. Иудин, Шпилёв, 2014, с. 56-57.

17. Овсянников, 1999, с. 74.

 

Абдуллаева Р.А. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 5. – С. 49-52;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4527 (дата обращения: 16.02.2017).

Главный смысл бытия любой системы, и социальной в том числе - выживание. Данная цель осуществляется несколькими способами, наиважнейшими из которых выступают самоорганизация и саморазвитие. Необходимо отметить, что развитие есть категория широкая и многозначная. Развитие системы можно представить в виде следующей схемы: развитие системы (прогресс) - достижение высшей точки развития (расцвет) - кризис системы - посткризисное развитие системы (регресс). При этом все эти этапы никоим образом не связаны с какими-то конкретными временными рамками.

Первый этап в развитии социальной системы - состояние прогрессивного развития. Под прогрессом понимается усложнение социальной системы через включение в неё новых элементов и объектов, а также возникновение новых связей внутри системы. На этом этапе происходит не изменение системного качества, а изменение его меры, то есть, основное содержание этого периода составляет работа закона перехода количественных изменений в качественные [1, 65]. Система проходит путь от хаоса к ярко выраженному порядку, основанному на системном качестве.
Это своего рода задаток системы, потенциальная способность, максимально раскрывающаяся в процессе развития.

Развитие системы это следствие взаимодействия как минимум двух внутрисистемных пар элементов, причём, если выразить это взаимодействие на языке механики, то его результат есть некая результирующая векторов субъектов взаимодействия. Если эти вектора сонаправлены, то их сумма всегда будет положительна и в количественном выражении больше целого. В противном случае эта сумма будет меньше целого и может принимать отрицательные значения [2, 34]. Таким образом, система прогрессирует в том случае, если её элементы действую более-менее слажено, а это есть показатель уровня интегрированности элементов системы. Следовательно, развитие системы можно представить как постепенное увеличение степени интеграции системных элементов. Более того, прогрессивное развитие напрямую зависит от того, насколько быстро и полно система сможет интегрировать в своё тело новые элементы и от того насколько эта интеграция повлияет на интегрированность внутренней системной среды.

Вторым состоянием системы является достижение максимума развития, расцвета. Данный период - интервал между высшей точкой развития и точкой начала системного кризиса, на котором наиболее ярко представлено системное качество. Накопление количественных изменений не приводит ни к росту интегрированности внутренней среды, ни к повышению уровню организации в связи с тем, что системное качество максимально развито и какое-либо дальнейшее его развитие невозможно. Это предел развития. Система на пике своего развития - есть система, воплощающая в себе абсолютное системное качество. Именно на этом этапе в рамках системы складываются варианты дальнейшего развития, которые похожи на аттракторы.

Возникновение вариативных систем объясняется тем, что система, достигнув максимальной точки развития, продолжает накапливать количественные изменения. Согласно законам социальной организации развитие системы сверх определённой меры ведёт либо к качественному скачку, либо к распаду на родственные системы. Вариативность подобного рода характерна для всех систем, всех уровней. При этом нельзя смешивать понятия «вариант» и «аттрактор», так как в данном случае система имеет дело не с потенциальным вектором, на который случайно падает вектор направления развития, а с конкретным проектом. Проект в данном случае есть ни что иное как «система в системе» - построение новой системы на базе одного и того же системного качества. Выбор варианта развития часто осуществляется в результате борьбы, но присутствует такой выбор только до определённого момента, называемого «точкой возврата». Прохождение такой точки означает, что выбор сделан и возврата нет [3, 58].

Следующий этап - состояние системного кризиса. Под кризисом системы понимается такое состояние системы, когда её прогрессивное развитие в прежнем качестве невозможно. Кризис системы, это, прежде всего, уклонение от нормы, но такое, которое само является нормой жизни общества, то есть является результатом действия внутренних закономерностей социального организма в условиях нормальной и даже успешной жизнедеятельности этого организма. Это своего рода переход от высшей точки развития системы либо к её распаду, либо качественному изменению через отрицание. Данное состояние является развитием системы от точки начала кризиса до точки начала регресса.

Наконец, четвёртый этап - состояние регрессивного развития. Под регрессом понимают упрощение системы. Это состояние, при котором система теряет своё системное качество, происходит разрушение структуры, и в итоге наступает смерть системы как полное её уничтожение или как диалектное отрицание. Порядок сменяется хаосом, который в свою очередь сменяется порядком через снятие прежнего системного качества либо через возобновление процесса самоорганизации на других основаниях и как следствие построение новой системы [3, 70].

Таким образом, анализ развития социальных систем, проведенный выше позволяет понять, что каждая система нуждается в эффективном управлении, организация которого является основным методом поддержания тех процессов, которые в ней происходят и одним из основных условий совершенствования и развития социальных систем любого типа.

Список литературы

1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы: Пер.с англ. / Ред. и вступи-тельная статья д.ф.н. Г.В. Осипова. - М.: Прогресс. 1972. - 395 с.

2. Егоров В.С. Философский реализм. М., 2001. - 288 с.

3. Сивиринов Б.С. Социальные системы и социальная перспектива. Строение и динамика. - Новосибирск: Наука. 2000. - 92 с.

 

http://abc.vvsu.ru/Books/u_sotsiology/page0005.asp

Социология. Автор: Шестак О.И., редактор: Александрова Л.И.

Учебные материалы ВГУЭССтраница: 5
2. Теории социальных систем (системный анализ Т. Парсонса; методология анализа социальных систем Р. Мертона; постфункционализм Н. Лумана)
Представления об обществе как целостной системе начали складываться в социологии под влиянием работ представителей структурного функционализма, и прежде всего Т. Парсонса и Р. Мертона. Исходным понятием теории общества Т. Парсонса выступает «социальное действие». Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее зна­чимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею. Целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение. Интеграция предполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, противодействие дезинтеграции системы. Латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами. Функция интеграции общества реализуется социальной системой. Целедостижение – системой, которую Парсонс обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом. Под социальной системой, согласно парсонсовской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основ­ных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли. Важнейшим компонентом социальной системы выступает институционализацияпроцесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Эти взаимодействия регулируются определенными нормами и благодаря этому обретают постоянный и предсказуемый характер. Следствием процесса институционализации становится образование социальной структуры – совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три другие подсистемы социального действия: культурная, личностная и поведенческий организм выступают в качестве окружающей среды. Подсистемами социальной системы, в свою очередь, выступают: экономическая система, политическая система, система социетальной общности и система социализации. Стабильность социальной системы основывается на детерминированных отношениях между ее частями, в противовес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимозависимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию и выражается в равновесии. В качестве необходимых предпосылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля. При помощи последнего организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных образцов взаимодействий. Элементами социального контроля выступают: санкции; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; насилие и принуждение. Р. Мертон, критически относясь к теории Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма. Во-первых, постулат о функциональном единстве общества. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы – величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Во-вторых, постулат о функциональной полезности всех существующих форм и структур. В противоположность этому утверждению он считает, что элементы системы наряду с функциями могут выполнять и дисфункции (отрицательные функции), либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. В-третьих, постулат о необходимости, согласно которому функции удовлетворяют базовые потребности системы, а каждая структура выполняет вполне определенную функцию и в силу этого незаменима. Мертон возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другую трактовку: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры в разных системах могут обслуживать схожие функции. Важным шагом в развитии системного подхода стала теория немецкого социолога Н. Лумана. Согласно ее основным положениям существуют три вида социальных систем: системы взаимодействия, социетальные системы и организации. Первый вид систем основывается на личном восприятии индивидами друг друга. Системы второго рода более всеохватывающи, так как включают в себя все коммуникативные действия. По сравнению с системами взаимодействия они более высокоорганизованны. Современная социетальная система – это прежде всего мировое общество или открытая социальная система. Специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями. Важнейшими признаками открытых социальных систем выступают, по Луману, самореференция и аутопойэсис. Самореференция – это способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а следовательно, и от других систем. Фактически она сводится к возможности системы устанавливать свои границы. Аутопойэсисозначает возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы. Главными элементами социальной системы являются не действия, а коммуникации, под которыми понимаются простейшие процессы конструирования реальности.
3. Исторические типы обществ
На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы. Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил две специфические формы социальной организации: общину – традиционное сообщество и общество – современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем. Для традиционного общества характерны: 1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); 2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности); 3) высокая структурная устойчивость; 4) относительная изоляция; 5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию; 6) наследственная власть, правление старейшин; 7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей; 8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; 9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все»; 10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении. Для современного общества характерны: 1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 2) социальная мобильность; 3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; 4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов; 5) сложная система социального управления – выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления; 6) секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; 7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм; 8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»; 9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность – это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность – это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызових существованию и возможности развития. В качестве организующих принципов современности чаще всего выделяются: 1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации); 2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления – разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни); 3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания); 4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью); 5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и самые интимные, частные сферы повседневной жизни, например, религиозные убеждения, сексуальное поведение, сферу досуга и т.д.). Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают: 1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям; 2) готовность к плюрализму мнений; 3) ориентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое; 4) признание высокой ценности образования; 5) уважение достоинства других людей и др. Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества. Наибольшую известность среди них получили: 1. Теория постиндустриального (информационного) общества, согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства – сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой. 2. Концепция постэкономического общества, согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания. 3. Концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, прису­щие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию. Понятие веры несет не религиозный смысл, а указывает на важность веры в действии многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь (например, транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.). Риск заключается в том, что все чаще возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. «Непрозрачность» означает утрату ясности, понятности, предсказуемости происходящего и, как следствие, сопровождается неустойчивым характером социальной жизни. Глобализация указывает на продолжающийся охват экономическими, политическими, культурными отношениями всего мира, что, в частности, приводит к снижению роли национальных государств.
Тема 4. КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1. Понятие культуры и ее сущность. Функции культуры. 2. Основные черты и элементы культуры. 3. Уровни культуры. 4. Понятие массовой культуры ее черты и признаки.
1. Понятие культуры и ее сущность. Функции культуры
Слово культура происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало означать прогрессивный метод возделывания зерновых и, таким образом, возник термин «агрокультура», или искусство земледелия. В ХVIII–ХIХ вв. термин культура стали употреблять и по отношению к людям, и если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали культурным. Тогда термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного», простого народа. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Сегодня термин «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником регулирования социального взаимодействия и поведения. Культуру можно рассматривать как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать и оценивать происходящее в определенном смысле, поступать так, а не иначе. Итак, культуройназывается система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. Она символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы и служат для регулирования поведения членов этой группы. Хотя в реальном мире культура и общество представляют собой единое целое, не могут быть отделены друг от друга, в социологическом анализе принято аналитически выделять в качестве относительно самостоятельных, несводимых друг к другу социальную и культурную стороны жизни общества. Термин «культура» акцентирует внимание на предметной и символической среде, созданной человеком и наполненной значениями и смыслами, которые понятны и разделяются в данном сообществе. Термин «общество» предполагает прежде всего рассмотрение сети социальных взаимосвязей, характера отношений между индивидами и группами, имеющими общие культурные ценности. Между социальными отношениями и культурой могут возникать противоречия, которые проявляются как конфликт между провозглашаемыми ценностями и реально существующей структурой социальных отношений, между исторически сложившимися культурными программами и инновациями, которые их изменяют. Возможность возникновения социокультурного противоречия связана с тем, что изменение культуры и изменение социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Поведение людей в основном обусловлено культурой и лишь частично инстинктами. Муравей, пчелы и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться улетать зимой на юг и строить гнезда определенного типа, свойственного их виду. Это знание заложено в их генах и правильное поведение осуществляется автоматически. Хотя поведению животных тоже в какой-то мере свойственно обучение, но в основном оно инстинктивно. Поведение человека в меньшей степени обусловлено инстинктом. Поведению человек обучается с детства, в рамках той культуры, к которой принадлежат его родители. Культура передается от старших поколений потомкам; она формирует членов общества и тем самым в значительной степени регулирует их поведение. Американский социолог Клиффорд Гиртц назвал культуру «системой регулирующих механизмов, которые включают в себя планы, правила, инструкции, служащие для управления поведением». Без культуры поведение человека стало бы неуправляемым и сводилось бы к спонтанным, бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям. Таким образом, главная функция культурырегулирование поведения людей в обществе в целом, или в рамках отдельных социальных групп. Культура создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к одному обществу.
2. Основные черты и элементы культуры
Культуру можно структурировать, выделив в ней различные элементы и отношения между ними. Так, различают материальную и нематериальную культуру. К материальной культуре относят все физические объекты, созданные людьми, которым придается определенный смысл – книги, одежда, школы, церкви, оружие, сады, парки и т.д. Важнейшим источником материальной культуры является технология как отрасль знания, имеющая дело с прикладной наукой и инженерией. Нематериальная культура предстает как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т.е. всего того, что относится к области духовного, неопредмеченного. По мнению известного американского антрополога Уорда Гуденау, в культуре можно выделить четыре системообразующих элемента: 1. Понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта. Понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы одинаково воспринимаем окружающий мир, но в разных культурах мир организован по-разному (русское – животное; амер. – animal, pet’s). Этот элемент культуры включает в себя такую категорию, как язык. Языком называется система взаимодействия между людьми, осуществляемая на основе звуков и символов, имеющих условные, но жестко структурированные значения. Язык способствует сплочению людей. 2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей взаимосвязаны между собой. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но и поясняют как эти понятия взаимосвязаны между собой в пространстве и времени (например, черное противоположно белому, добро противоположно злу). 3. Ценности – общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться. Они составляют основу нравственных принципов (например, в христианской культуре доминирующие ценности содержаться в Десяти заповедях: человеческая жизнь («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй») и т.д.). Этот элемент культуры включает в себя такую категорию, как идеология. Идеологией называется система представлений, утверждающая какие-либо ценности и факты (коммунистическая, фашистская, демократическая). Идеология придает смысл и законность действиям людей, а также защищает и выражает интересы определенных групп. 4. Правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Индивиды придерживаются норм, т.е. ожиданий или требований к взаимодействию между людьми, которые поддерживаются санкциями, т.е. социальными наказаниями или поощрениями.
 

Http://id.atiso.ru/node/77 журнал Труд и социальные отношения


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!