ПРОПАГАНДА АТЕИЗМА ПОСРЕДСТВОМ КРУПНЫХ АНТИРЕЛИГИОЗНЫХ КАМПАНИЙ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

по курсу «Иностранный язык»
на тему

«КОМСОМОЛЬСКАЯ БОРЬБА ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНОГО ВЛИЯНИЯ СРЕДИ ЗАПАДНЫХ КОЛОНИСТОВ»

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Магистрант
кафедры всеобщей и славянской истории,

специальность «МДП-ВИСТ-171»

Стурейко Никита Андреевич

 

ПРОВЕРИЛ:

Кандидат филологических наук, доцент

Шейко Елена Олеговна

 

Гродно 2018

РЕЗЮМЕ

Стурейко Никита Андреевич

Комсомольская борьба против религиозного влияния среди западных колонистов

Ключевые слова: Комсомол, молодежь, религия, католичество, протестантизм, сектантство, латсекция, РКСМ, ЦК РКП(б), ЦК РЛКСМ.

Цель исследования:Показать борьбу комсомола против религиозного влияния в 1920-е гг..

Методология исследования:исследование построено на основополагающих принципах исторической науки – историзма, объективности, ценностного подхода. Использованы общенаучные и специально-исторические методы.

Полученные результаты и их научная новизна:сделана попытка показать развитие борьбы против религии в СССР на протяжении 1920-х гг., можно сделать вывод, что внедрение атеизма в общественную жизнь «западных» народов проходило по «отстающей» схеме.

Рекомендации по практическому применению.Результаты проведенных исследований могут найти практическое применение при разработке содержания специальных дисциплин по истории, истории религии.

Область применения.Система образования.

 

РЭЗЮМЭ

 

Стурэйка Мікіта Андрэевіч

Комсомольская барацьба супраць рэлігійнага ўплыву сярод заходніх каланістаў

 

Ключавыя словы: Камсамол, моладзь, рэлігія, каталіцтва, пратэстантызм, сектанцтва, латсекция, РКСМ, ЦК РКП (б), ЦК РЛКСМ.

Мэта даследавання: пПаказаць барацьбу камсамола супраць рэлігійнага ўплыву ў 1920-я гг..

Метадалогія даследавання: даследаванне пабудавана на асноўных прынцыпах гістарычнай навукі – гістарызму, аб'ектыўнасці, каштоўнаснага падыходу. Выкарыстаны агульнанавуковыя і спецыяльна-гістарычныя метады.

Атрыманыя вынікі і іх навуковая навізна: зроблена спроба паказаць развіццё барацьбы супраць рэлігіі ў СССР на працягу 1920-х гг., можна зрабіць выснову, што ўкараненне атэізму ў грамадскае жыццё «заходніх» народаў праходзіла па «адсталы» схеме..

Рэкамендацыі па практычнаму прымяненню. Вынікі праведзеных даследаванняў могуць знайсці практычнае прымяненне пры распрацоўцы зместу спецыяльных дысцыплін па гісторыі, гісторыі рэлігіі.

Вобласць прымянення. Сістэма адукацыі.

 

SUMMARY

 

Stureiko Nikita Andreevich

Komsomol struggle against religious influence among the western colonists

 

Keywords: Komsomol, youth, religion, Catholicism, Protestantism, sectarianism, latsektsiya, RCYL, the Central Committee of the RCP (B), the Central Committee of the RLCYL.

The purpose: Show the struggle of the Komsomol against religious influence in the 1920s..

Methodology of research: the research is based on the fundamental principles of historical science – historicism, objectivity, value approach. General  and scientific special historical methods are used in this research.

The obtained results and their scientific novelty: an attempt is made to show the development of the struggle against religion in the USSR during the 1920s, we can conclude that the introduction of atheism into the social life of the "Western" peoples took place according to the "lagging" scheme.

Recommendations for practical application. The results of the research can find practical application in the development of the content of special disciplines on history, the history of religion.

Application area. Education system.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6

ГЛАВА 1 ПРОПАГАНДА АТЕИЗМА ПОСРЕДСТВОМ КРУПНЫХ АНТИРЕЛИГИОЗНЫХ КАМПАНИЙ……………………………………….….7

ГЛАВА 2 ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ В СТОРОНУ УСИЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ……………………………………….…….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……....27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....28

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ…………………………………….…..29

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….............35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашённым в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийными и государственными органами до 1988 года, когда произошла политическая и идеологическая либерализация режима, а также праздновалось Тысячелетие крещения Руси. Известно высказывание Ленина о борьбе с религией: «Мы должны бороться с религией. Это – азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс».

Помимо пропаганды атеизма, государственными органами в 1920-е – 1930-е осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников.

На момент Октябрьской рево­люции в России существовало мно­жество общин и колоний поселенцев из Западных стран (немцев, латышей, эстонцев, поляков и проч.). Живя в России, они сохранили свою само­бытную культуру и веру (католицизм, протестантизм, сектантство различ­ного толка). Разумеется, положение переселенцев не ограждало их от под­чинения советским законам, распро­странения на них пропаганды. Общая политика искоренения религии в стра­не коснулась и западных народов.

 

 

ГЛАВА 1

ПРОПАГАНДА АТЕИЗМА ПОСРЕДСТВОМ КРУПНЫХ АНТИРЕЛИГИОЗНЫХ КАМПАНИЙ

Первое упоминание о комсомольской антирелигиозной пропаганде среди западных народов связано с проведением «Комсомольского Рождества». В 1922 году в докладе о своей деятельности среди поволжских немцев с 1 сентября 1921 года по 15 февраля 1922 года отдел политического образования Центрального Комитета РКСМ сообщил о том, как впервые антирелигиозная пропаганда была перенесена на улицу. В Покровске в вечер Рождества на площади между двумя церквями молодежью в момент, когда колокола начали звонить, под пение «Интернационала», был сделан большой костер. За ним последовали выступления членов РКСМ и Российской коммунистической партии (большевиков), посвященных празднованию Рождества - «нашего Зоннвендфейер». В мероприятии приняли участие около 1000 человек. «Праздничные» мероприятия комсомольцев заставили пастора закончить богослужение побыстрее. После описания проведения акции следовало заключение: «Результат праздника делает желательным его  проведение во всероссийском масштабе».

Напомним, что всесоюзной кампания «Комсомольское Рождество» стала  лишь в следующую зиму 1922-1923 годов. Республикой немцев Поволжья наряду с крупными промышленными районами была выбрана партийным руководством как один из передовых районов по политической активности для проведения опытной на тот момент кампании «Комсомольское Рождество».

Первая рождественская кампания была одновременной с голодом, захватом церковного имущества и судебными исками по делам духовенства. В этом контексте можно предположить, что республика Немцев Поволжья была выбрана для первого «Комсомольского Рождества» также потому, что в начале 1920-х годов в Поволжье был сильный голод. По всей стране происходила конфискация ценностей под лозунгом «Помощь голодающему Поволжью». «Комсомольское Рождество» в этом регионе было необходимо для утверждения и победы, если не над религией, то, по крайней мере, над голодом.

«Комсомольское Рождество» 1922-1923 годов среди немцев Поволжья было названо самым главным пропагандистским событием. Годовой отчет Регионального комитета РИКЦ немцев Поволжья с октября 1922 года по октябрь 1923 года сообщал о «комсомольском Рождестве», состоявшемся в двух самых сильных кантонах: Покровске и Марксштадте. В остальных  праздника не было, но были сообщения на антирелигиозные темы. В Покровске и Марксштадте устраивались карнавалы, в которых приняли участие члены РКСМ, красноармейцы и беспартийная рабочая молодежь. Всего участвовало 2200 человек, и проведено 6 докладов. Региональный комитет, основанный на результатах кампании, выявил ряд основных достижений: положено начало борьбы с религией и разъяснение религиозного дурмана; сделан первый и сильный толчок в развитие антирелигиозных настроений среди масс комсомола, красноармейцев и беспартийной молодежи. Региональный комитет республики в соответствии с официальной линией партии в значительной степени дублировал тезисы московских политиков [8].

В 1923 году в республике немцев Поволжья также проводили «Комсомольскую Пасху», но уже в четырех самых сильных кантонах: Покровске, Марксштадте, Красном Куте и Карамыше. В фестивале приняли участие 1050 членов комсомола, 3400 беспартийной молодежи, членов профсоюзов и красноармейцев. Устраивались вечера, лекции и о происхождении Пасхи и праздника 1 мая, пьесы. Кампанию называли «вторым сильным штурмом на богов». И, действительно, из приведенных цифр следует, что комсомольские безбожные празднества, несмотря на специфику колоний «западных» национальных меньшинств, набрали определенную популярность среди молодежи. Через четыре месяца основной на тот момент показатель результатов пропаганды – численность молодых участников – удалось увеличить вдвое.

Аналогичная картина наблюдалась не только в немецких колониях. Отчет о работе Эстсекции ЦК РКСМ зимой 1922 – 1923 г. также упоминал об антирелигиозных мероприятиях. Центральным Бюро Эстсекции были выработаны и разосланы на места материалы для их проведения. Антирелигиозная кампания представляла собой «Комсомольское Рождество» и была проведена в Петроградской губернии и Сибири (эстонские секции имелись в Омске, Томске, Енисейске и прочих местностях). В Петроградскую губернию были высланы представители ЦБ для инструктирования работы местной Эстсекции. Внимание со стороны центрального руководства к Петрограду подтверждает сохранение его значения как столицы пролетарской революции. К тому же географическое положение Петрограда, его близость к Европе, способствовало скоплению поселений «западных» нацменьшинств именно в этом регионе. Отсюда стремление власти к достижению наиболее плодотворных результатов кампании в этой местности.

«Комсомольское Рождество» проводили и в латышских поселениях. В декабре 1923 года в латвийской секции Енисейского муниципального комитета РКСМ обсуждалась перспектива работы на январь 1924 года. На заседании было принято решение о проведении «Комсомольского Рождества» по старому стилю, а секретарю было предложено выехать в одну из низовых ячеек и сделать научный доклад с антирелигиозным содержанием [5].

В колониях «западных» национальных меньшинств пропаганда атеизма проводилась не только посредством крупных антирелигиозных кампаний. В докладе немецкого отделения ЦК КПРФ на 5-м Всероссийском съезде РКСМ (11-19 октября 1922 г.) по 1 мая 1923 г. рассказывалось о используемых методах. Согласно докладу, в некоторых селах были проведены антирелигиозные дебаты и лекции. По мнению организаторов, все прошло очень успешно.

Национальные периодические издания также не оставались в стороне. Среди немцев антирелигиозная пропаганда проводилась главным образом в журнале «Die Arbeit», где ко всем христианским праздникам приурочивались статьи о возникновении религии. Публикация таких журналов приветствовала комсомольские власти. Таким образом, в марте 1923 года Немецкое бюро Центрального комитета РКСМ высказало предположение, что хорошим способом борьбы с буржуазным и религиозным влиянием является публикация ежемесячного журнала на немецком языке. Кроме того, было предложено сосредоточить все внимание и силы на публикации этого журнала. Также предпринимались попытки задействовать летний период, в начале 1920-х гг. традиционно характеризовавшийся затишьем в пропагандистской работе. В латышском отделе ЦИК РКСМ в мае-июле 1923 года рассматривала разнообразные тезисы по методам и содержанию антирелигиозной пропаганды в колониях среди латышской молодежи [1]. Несмотря на скупость данных о пропаганде безбожия начала 1920-х годов, можно говорить о попытках власти организовать систематическую антирелигиозную пропаганду среди «западных» нацменьшинств.

Помимо результатов пропаганды отчетные данные сообщали о сильной религиозности населения колоний. Немсекция рапортовала в Центральный Комитет РКСМ: «Официальная лютеранская и католическая церкви распались, но на их месте появилось много сект. Есть и оригинальные, например, секта «неверующих и танцоров». Особенно широким среди немцев было менонитское сектантское движение. ЦБ Латсекции Центральный Комитет РКСМ спешил уведомить Латсекцию ЦК РКП (б) о сектантах в Новгороде. В Новгородской губернии секты существовали еще до революции, а к 1922 г. сектантское движение приняло угрожающие для комсомола и партии размеры. Соответственно сектантство питалось растущей религиозностью населения. В своих письмах новгородские комсомольские работники рассуждали: «Латышские колонии сделались уже убежищем не только религиозных сект, но и очагом контрреволюционной деятельности». Во время голода и «военного коммунизма» люди предпочитали поддерживать религиозные общества, нежели прокоммунистические организации, тем самым, в свете идеологии, превращались в контрреволюционную оппозицию. Отсюда можно сделать вывод по меньшей мере о недружелюбном отношении колонистов к действующей власти.

На усиление негативных тенденций в отношении к власти значительно повлияло вскрытие гробницы католического святого Андрея Боболи в 1922 г. Событие вызвало настоящий международный скандал: «Негодовала общественность католических стран, требовавших перевоз останков святого в Польшу». Однако мумифицированные останки в срочном порядке вывезли в Москву, в музей Наркомздрава.

Плохо скрываемая антипатия «западных» национальных меньшинств к Советской власти проявилась в агитации сектантских и культурных национальных организаций за эмиграцию из Советской России на родину или в Америку. По оценке немецкого отделения Центрального комитета РКСМ в 1922 году эмигрировал 2500 меннонитов из России, около 7000 человек были готовы эмигрировать в дальнейшем. Власти нашли объяснение этого явления, с одной стороны, в упадке сельского хозяйства, с другой - в религиозном фанатизме. Однако они не хотели потерять даже некоторых жителей страны. Экономический и культурный уровень «западных» национальных меньшинств мог бы использоваться в будущем социалистическом строительстве. Одной из мер борьбы с волной эмиграции стала публикация статей в прессе об отрицательных аспектах эмиграции. «Неизбежно, рано или поздно, было горькое разочарование». Устроению «обычного буржуазного рая» противоречило «грандиозному, полному захватывающего интереса советских властей к построению новой жизни» [9].

На ноте возросшего недовольства населения закончился кампанейский период борьбы с религией среди «западных» нацменьшинств. Европейская культура с предполагаемой хорошей восприимчивостью к коммунистическому учению позволила властям отнести «западные» национальные меньшинства к политически активным слоям населения. Это, в частности, видно из анализа проведения в немецких колониях одного из первых в стране праздников «Комсомольского Рождества». Ставка советских идеологов на европейский тип общества «западных» колонистов оправдала себя лишь отчасти. Предполагаемый широкий отклик со стороны населения не был получен. Местные советские органы не отличались проявлением особой инициативы. Для анализа основных моментов результатов кампаний использовались официальные выводы ЦК, который видел то, что хотел видеть. И все-таки, повинуясь неуклонному ходу событий, антирелигиозные комсомольские карнавалы заинтересовывали все большую часть молодежи.

В этот же период среди «западных» нацменьшинств стали предприниматься попытки проведения комплексной систематической пропаганды. Для этого была задействована национальная печать, проводились лекции и диспуты не только на комсомольские «рождество» и «пасху», но и в другое время, не связанное с этими празднествами. Разруха в хозяйстве, голод в стране, повсеместная дискредитация церкви вызвали рост сектантства, более близкого религиозному населению, нежели учение о коммунизме с его безбожничеством. Часть сект одним из способов спасения от гонения на религию и разрухи выдвигало эмиграцию в «старые добрые» капиталистические страны [2]. Хотя в руководстве комсомола были убеждены в неизбежности разочарования от переселения. «Полная лжи и преступлений перед своими рабочими и крестьянами» – так и не иначе называли деятельность националистов, ратующих за переселение.

В 1924 году правительство было вынуждено признать, что среди латышского крестьянства все еще были развиты религиозные предрассудки. Было развито сектантство – баптизм. Резолюция о работе среди польской рабочей молодежи характеризовала молодежь как находящеюся под сильным влиянием религии и семьи. Петр Пантелия, студент коммунистического университета, путешествуя по Белой Церкви (Киевская область) по заказу университета для исследовательской работы, позже описал свою поездку. В селе Королёвка Малинского района, которое состоит из 100% польского населения, он сделал доклад и после встречи провел беседу с молодежью по различным темам. Не было возможности организовать что-то более существенное, потому что, по словам Пантелия, молодежь находилась под влиянием религиозных родителей.

В течение этого периода тема родительского опеки над комсомольцами и беспартийной молодежью была довольно популярна и обсуждалась во всех национальных секциях. Так, в декабре на расширенном заседании областного комитета РЛКСМ республики немцев Поволжья прозвучали заявления по важнейшей задаче комсомола - освободить молодежь от родительской зависимости. В области пропаганды нового быта руководители комсомола области предложили использовать «всякие комсомольские свадьбы» для наглядной пропаганды. Обращает на себя внимание формулировка предложенного метода. Такая небрежность и высокомерие были представлены во всей антирелигиозной пропаганды комсомола. Но родительское благоразумие и авторитет старшего поколения не позволяли национальной молодежи отказаться от своих корней. Отказ от роли высокой религиозной духовности в жизни человека приводил к чисто практическому взгляду на национальную и культурную преемственность поколений. Родительский авторитет, основанный на высокой религиозности, рассматривался комсомольцем как факт экономической зависимости молодых людей от их родителей.

В свою очередь, имея большой миссионерский опыт привлечения верующих, католическая церковь усилила работу религиозно-националистических кружков. Комсомол на подобные организации ставил клеймо: «реакционные». Обсуждая вопрос возросшей активности духовенства, Эстонской секцией в начале января 1924 г. в политпросвет отдел ЦК РЛКСМ были отосланы сведения о существующей сети эстонских организаций комсомола и предложение расширить ее. В Пскове, Вышне-Волочевске, Алтайской губернии, Крыму, Абхазии, Северодвинске и Петрограде компактно проживала эстонская молодежь, а работа союза там не велась за неимением работников. Ничто не препятствовало занятиям молодежи в национальных организациях и религиозных кружках, которые, с точки зрения власти, работали под влиянием белогвардейской эстонской интеллигенции и духовенства. Активизация кружковой работы католического духовенства, которая вполне могла произойти на фоне всегда растущей духовной потребности населения в неблагоприятные жизненные периоды (революция, гражданская война, голод, разруха) и без дополнительного давления на церковь, трактовалась двояко. С одной стороны, это объяснялось слабостью работы комсомольских ячеек, не сумевших заинтересовать рабочую молодежь. С другой, введение новой кружковой программы (духовенство стало организовывать танцы, пение, музыку) объяснялось упадком религиозности и ростом влияния партии и комсомола. Якобы церковь, чувствуя уменьшение своего влияния на молодежь, старалось вернуть его. Так или иначе, комсомол, видя в любой некоммунистической организации зачатки контрреволюции, относился к ним негативно, старался изжить их [11].

Советское правительство признавало в католическом духовенстве сильного идеологического соперника. Организационная иерархическая структура и подчиненность, большой опыт в области организации населения и управления им, умелое приспособление церкви к условиям – набор достоинств, определивший большую силу и влияние католицизма. Власть вынужденно признавала свою слабость. О распространенности католицизма можно судить по количеству ксендзов, в несколько раз превышающему в западных колониях количество комсомольцев и партийных работников. Причем уровень образования ксендзов был значительно выше, нежели у пропагандистов. Этому, мягко скажем, недочету, противопоставлялись сознательность и вера в достижении целей коммунизма, желаемая высокая (правда, пока желаемая) дисциплина комсомольцев и партийцев. Власть, делая ставку на пылкую веру комсомольцев в революцию, боролась с мощным влиянием католической церкви, несмотря на очевидную неподготовленность.

Серьезным недостатком в антирелигиозной пропаганде комсомола было слабое использование национального языка. Польское бюро в этой связи приводило типичный пример проявления недовольства комсомольским поведением со стороны населения: «… Болтаете хорошие вещи, а польский язык, если приходится слышать от вас, то раз в год, так и ксендза с удовольствием послушаешь». Подобные случаи не были редкостью. Народ сожалел о судьбе комсомольцев, называя их «заблудшими», а представители советских органов, нагоняя страсти, повторяли фразы о недостаточном коммунистическом воспитании молодежи, отдаче ее под влияние духовенства. В рамках переноса центра тяжести от антирелигиозной агитации к культурно-просветительной работе – внедрения принципа сближения комсомольцев с народом – в работе с нацменьшинствами старались возможно больше использовать родной язык. В то же время антирелигиозную пропаганду на родном языке было поручено вести лишь отдельным комсомольцам и партийцам, так как многие с этой задачей не справлялись. Комсомол не желал себя дискредитировать из-за неумелого подхода в этом вопросе.

Под действием перечисленного ряда факторов в докладах (например, в докладе Бурмистенко на заседании обкома РЛКСМ республики немцев Поволжья о результатах поездки в Ровненский, Голо-Камышенский и Маркштадтский кантоны в 1924 г.) стали появляться сообщения о констатации недостаточности живой связи ячеек с деревней [4]. Отчужденность комсомольских ячеек от жизни и насущных вопросов кре­стьян приводили к их взаимному не­пониманию.

ГЛАВА 2


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!