Типы университетов (болонская модель - студенческая и парижская модель – профессорская)



Парижская модель – профессорская.

· Факультетские корпорации магистров и докторов во главе с избираемым ими ректором.

· Учителей финансировала церковь – основной предмет богословие

· Оксфорд и Кембридж – финансировали и корона и государство.

 

Болонская модель – студенческая.

· Студенты подписывали контракты на чтение лекций.

· Сами нанимали профессоров и платили им за обучение.

· Грозили штрафами за неисправное преподавание.

· Основной предмет – закон.

Самоуправление.

 

Богословские высшие школы. Светское и духовное высшее образование в Византии.

· Церковно-религиозный характер образования.

· Учителя церкви – Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский (Великие Калпадокийцы).

· Успехи в медицине, химии, астрологии, географии, юриспруденции

· Уровень развития науки и образования в Византии в этот период был выше, чем в других европейских государствах.

· Преподавание как неотъемлемая часть интеллектуальной деятельности.

 

Развитие идей университетского образования и образовательная парадигма Нового времени и эпохи Просвещения.

XVII – XVIII вв. – развитие высшего образования в Западной Европе.

· Соединение классической, гуманитарной культуры с естественными науками.

· Переход на национальные языки (с латыни и греческого). Только в Италии латынь до 1912 г.

· К началу 19 в. – провозглашение университетской автономии.

· Создание специальных высших школ и институтов: военных, лесных, сельскохозяйственных, педагогических и т. д.

· Акцент на практическую подготовку – новые формы и методы обучения – семинарские занятия, лабораторные занятия и т. п.

Реформаторская деятельность В. Фон Гумбольдта (идея классического немецкого университета)

Основные принципы:

1) Отрицание примитивно-утилитарного воззрения на образование, когда знание ценят не ради него самого, а только ввиду его практической пользы.

2) Предостережение от приоритета эмпирической науки, так как это стало бы противодействовать фундаментальному теоретическому образованию.

3) Без гуманитарного образования не может быть образованной личности.

Университет рассматривал как фактор социальной мобильности.

1809 – 10 гг. В Пруссии был министром образования, когда и разработал три своих принципа. Опасался технократизма. Даже технический специалист должен владеть хорошей гуманитарной базой.

Обучение не только студентов, но и тех, кто будет учить этих студентов.

Работая в министерстве предложил увеличить зарплату преподавателя и снизить нагрузку преподавателя до 250 часов, чтобы преподаватель мог заниматься научной деятельностью.

Ценность университетского образования. Университет – социальный лифт.

Университет это элитарное высшее учебное заведение…

Университет формирует устав и образовательную программу, а преподаватель сам выбирает как преподавать и что конкретно преподавать. Преподаватель нес личную ответственность.

Университет выполнял три функции: профессиональную, исследовательскую и культурную.

Модели университетов

· Доклассический университет – корпорация, главная черта – автономия.

· Классический университет – храм науки, научная деятельность требует государственной поддержки.

· Постклассический университет – кузница массового высшего образования.

Ценности элитарности снижаются. Доступность возрастает. Специалисты не востребованы.

Американская модель университета

· Идеи либерализма (Т. Веблен, А. Флекснера)

· Концепция прагматизма (У. Джемс, Д. Дьюи, Ч. Пирс и др.)

· «Если выжить – полезно, следовательно, то, что ведет к выживанию, тоже полезно, а сам путь к выживанию – истинный. Поэтому истина – это то, что работает и оплачивается».

Элитарное экономическое образование. Усиленная подготовка предпринимателей.

Концепция Х. Ортеги-и-Гассета.

· «Миссия университета (1930) – университет должен воспитать среднего человека, а не человека науки или творческого человека.

· Преподаватель VS исследователь.

· Культурно-значимые дисциплины и обязательное посещение лекций.

· Возвращение к средневековым идеалам образования.

Либо преподаватель либо хороший ученый. Задача готовить культурного человека.

Культурологическая функция университета должна быть ведущей.

 

Герман Хайпель «Вина и задача университета» (1954)

Свобода – это подлинный долг и истинная задача университета.

Защищает модель университета Гумбольдта.

Везде, где разъединяются исследование и обучение, возобновляется средневековая бурса – пустое зазубривание давно установленных догм.

Должны включаться научные методы исследования.

 

Концепция Ньюмана.

 

Жизнь университета отражается в Уставе. Академические свободы и т. п. Традиции. История.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 811; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!