СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗОВ



Прот. Николай Розов

Память 20 февраля / 5 марта (в високосные годы – 4 марта) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился 27 ноября / 10 декабря 1877 года в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинский район Нижегородской области) в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами – известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.

Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске.

В 1898 году был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковноприходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе.

В 1900 году был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда.

14 / 27 декабря 1904 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда; здесь он был законоучителем и заведующим двух церковноприходских школ – в селах Барышская Слобода и Ольховка.

В 1906 году переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию, которую окончил в 1910 году со званием кандидата богословия. Преподавал Закон Божий в Еленинском институте.

Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства, близким он говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда приходили к священнику гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, он был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости.

В 1908 году Общество выпустило направленную против пьянства брошюру, написанную отцом Николаем, в которой он, в частности, писал: «Кроме казенных винных лавок теперь в каждом селении торгует несколько частных шинков, и могучие волны водки прокатываются по обширной равнине России, нигде не встречая преград своему разрушительному действию. Катятся волны, захлестывают города, села и деревни; гибнет, захлебываясь в море водки, русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести гнет этого злого гения нашей Родины? Ужели мы будем продолжать пить, похмеляться и безобразить, а в промежутках между похмельем и пьянством, когда тело устанет от обильных угощений на пьяном пиру горе-богатыря, мы будем спать тяжелым, кошмарным, пьяным сном?..»[219].

С 1918 по 1922 год служил в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря

В 1922 году переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие, если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. Однажды отец Николай шел с сыном по селу. Стоящая на улице группа молодежи, увидев священника, стала громко скандировать: «У попа-то рукава-то – батюшки!» На что отец Николай тут же ответил: «У ворот-то дураков-то – матушки!» Услышав ответ священника, молодежь одобрительно загудела.

С 1925 по 1931 год служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея.

В 1932 году староста греческой, что на Лиговском проспекте, церкви Колхитис пригласил отца Николая стать в ней настоятелем, и тот дал согласие. Прихожан-греков в то время оставалось всего несколько семей, но церковь считалась посольской: иногда сюда приезжал посол Греции и по национальным праздникам вывешивался греческий флаг. Большое внимание в храме уделялось пению. Здесь был профессиональный хор под управлением А.П. Рождественского, в нем пели многие оперные певцы, и характер пения был скорее светский, нежели церковный. Один из алтарей был в честь святителя Николая чудотворца, это место в храме протоиерей Николай называл «русским уголком», но вскоре этот алтарь староста упразднил без согласия на то настоятеля. Отец Николай хотел богослужение в храме сделать более уставным, но и здесь потерпел неудачу и в 1932 году вынужден был перейти в Никольский храм на Охтенском кладбище.

19 марта 1935 года он был арестован. На допросе на следующий день следователь спросил его:

– Что вас заставило устраиваться на службу в греческую церковь?

– Я пошел туда по письменному приглашению старосты церкви Колхитиса, который знал меня заочно через диакона этой церкви.

– Кого вы знаете из греческого консульства?

– Не знаю никого.

– Какова причина ухода из греческой церкви?

– Уволили за то, что не ужился с администрацией. Хотел наладить порядки подобно таким, какие в нашей церкви.

– Кого вы знаете из прихожан греческой церкви?

– Никого не знаю.

– За что были высланы ваши сослуживцы?

– Не знаю. Они об этом мне не говорили. Я же их жалею – как людей, не заслуживших высылки.

На этом допросы были закончены, а также закончено и следствие; в обвинительном заключении следователь написал: «Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет свое враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведет антисоветскую агитацию. На допросе же это отрицает, хотя и показывает, что за антисоветскую деятельность был выслан целый ряд его сослуживцев. Считает высылку своих сослуживцев незаслуженной и очень о них сожалеет»

28 марта 1935 года Особое Совещание НКВД постановило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу, а вместе с ним и его жену.

После высылки священников настоятелем Никольского храма на Охтенском кладбище был назначен священник Феодор Боголюбов, он регулярно стал отделять часть церковных доходов высланным членам причта храма и их семьям. Эта помощь передавалась через Александра Николаевича Розова, сына о.Николая, который регулярно ездил в отпуск к отцу в ссылку. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из храма деньги целиком отдавал своим детям.

Отец Николай и матушка Ольга Александровна жили в пригороде, в Старой Уфе, близ маленькой церкви прп.Сергия Радонежского. В эту церковь ходили многие ссыльные, особенно ссыльные священники и диаконы, а также члены их семей. Отец Николай являлся священником сергиевского церковного течения, являлся противником автокефального церковного течения и обновленчества.

9 декабря 1937 года была выписана справка на арест протоиерея Николая; в ней говорилось, что будто бы он «проводит контрреволюционную фашистскую пропаганду. Распространяет провокационные слухи о войне и поражении Советского Союза. За активную контрреволюционную агитацию Розов подлежит аресту с содержанием под стражей на время следствия в уфимской тюрьме по первой категории». 12 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму. В тот же день он был допрошен.

– Дайте показания о ваших связях в Уфе и других городах, – потребовал следователь.

– В Уфе я знаю всего лишь несколько человек. Дмитрия Владимировича Разумова, он священник из Ленинграда, был выслан вместе со мной. Мы бывали друг у друга, делились новостями и вели беседы на разные политические темы и больше всего интересовались вопросом об освобождении из ссылки. Эти наши встречи и беседы мы называли «производственным совещанием». Знал Федора Ивановича Красильникова, у которого учился переплетному делу. С ним также были беседы политического характера об освобождении из ссылки. Священника Павла Цветаева, ссыльного из Ленинграда, который был у меня один раз в 1937 году. С ним также говорили об освобождении из ссылки. Ивана Петровича Овечкина, диакона, высланного из Ленинграда, он также иногда бывал у меня в 1937 году. С ним велись беседы на политические темы об освобождении. Кроме указанных лиц, в Уфе, а также и в других городах никого не знаю, – ответил священник.

– Расскажите сущность ваших бесед с Разумовым, Красильниковым, Цветаевым и Овечкиным.

– Сущность этих бесед сводилась к тому, что мы говорили об освобождении нас из ссылки и в связи с этим касались вопросов международного положения и других политических вопросов.

– Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы себя виновным в этом?

– Виновным себя не признаю, контрреволюционной деятельностью я не занимался.

– Вы лжете, следствие располагает данными, что вы систематически среди населения вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи. Предлагаем вам давать откровенные показания о своей контрреволюционной деятельности.

– После того как я был выслан из Ленинграда, я говорил: «Меня выслали без причины, не было никакого основания для того, чтобы выслать меня. Кроме того, еще и обманули, говоря, что в Уфе вы будете жить совершенно вольно, а здесь обязали явкой через каждые десять дней в НКВД». Высылку меня из Ленинграда я считал и считаю неправильной, и по этому вопросу я высказывал свое недовольство.

– Расскажите о содержании вашей беседы с епископом Григорием Козловым.

– Сущность беседы сводилась к тому, что я интересовался новостями об освобождении ссыльных, на что он мне ничего конкретного не сказал.

Его сын вспоминал:

"И больше [после ареста] мы его не видели: мать носила ему несколько передач в Уфимскую тюрьму, получала от него краткие записки (в одной из них он жаловался, что у него отобрали очки). Однако вскоре перестали принимать передачи и сказали, что все арестованные "высланы в дальние лагеря без права переписки"

Допросы продолжались в течение месяца.

– Следствие располагает данными, что вы систематически среди населения распространяли провокационные слухи о том, что советская власть подвергает репрессиям совершенно невинных людей и делает из них врагов. Подтверждаете ли вы это?

– Провокационных слухов среди населения я никогда не распространял.

– Известно, что вы систематически вели среди населения контрреволюционную фашистскую агитацию и восхваляли Гитлера. Признаете ли вы себя виновным в этом?

– Виновным себя не признаю, агитацию я не вел и Гитлера не восхвалял.

– Следствию также известно, что вы систематически распространяли среди населения контрреволюционные слухи о том, что якобы советская власть репрессирует невинных служителей религиозного культа и тем самым старается разрушить Церковь. Признаете ли себя виновным в этом?

– Нет, виновным себя не признаю. Клеветнических слухов среди населения я не распространял.

– Следствию известно, что вы вели агитацию среди населения города Уфы за усиление сергиевского церковного течения как самого контрреволюционного течения. Признаете ли вы себя виновным в этом?

– Агитацию за усиление сергиевского церковного течения среди населения не вел, но, возможно, иногда высказывался за усиление сергиевского течения, так как считал и считаю его самым правильным течением по сравнению с другими церковными течениями (автокефальным и обновленческим).

– Известно, что вы являетесь активным участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии. Дайте показания по этому вопросу.

– Участником контрреволюционно-повстанческой организации я не являюсь, и дать показания по этому вопросу я не могу.

– Вы говорите неправду. Следствию известно, что вы являетесь активным участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии, которая возглавлялась епископом Козловым, и, бывая у него на квартире, вы получали от него указания контрреволюционного характера. Требуем от вас правдивых показаний по этому вопросу.

– Повторяю. Участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии я не являюсь, и никаких указаний контрреволюционного характера от епископа Козлова я не получал, но на квартире у него был один раз, и говорили мы об освобождении ссыльных из ссылки.

13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.

Расстрелян 5 марта 1938 года в Уфе и погребен в безвестной общей могиле.

Реабилитирован 13 декабря 1957 года "за отсутствием состава преступления". Родственники до реабилитации ничего не знали о судьбе о.Николая. Сын о.Николая Александр Николаевич несколько раз пытался выяснить судьбу отца и перед войной - приемной НКВД в Москве, на Кузнецком мосту; каждый раз ему говорили: "Выслан в дальние лагеря без права переписки". Он безуспешно подавал ходатайство в приемную М.И.Калинина, бывшего тогда главой правительства, приложив туда материалы предотвращения о.Николаем крушения поезда в Купчине, но ответа он не получил, и названные материалы ему не вернули. Только после реабилитации сын получил справку из ЗАГСа Уфы с датой смерти 19 сентября 1939 г. "от паралича сердца" с пустой графой "место смерти".

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 12 марта 2002 г.

Награды

  • митра (1935)

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 327-333
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...247
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...u**

О дне сем.

Вечерня с чином Пассии входит уже в службу понедельника, но я все же описал ее отдельно ввиду своеобразия этой службы.

Далее же служба идет уже обычным великопостным чином.

Паремия на 6 часе. Отрывок из книги пророка Исаии (Главы 8 и 9): 1И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Скоро пленение будет богатствам.

2И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина,- 3и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Скоро пленит, внезапно низвергнет, 4ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,- богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским[220].

5И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!

9Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!

10Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!

11Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12"Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

13Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!

14И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

15И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.

16Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих".

17Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.

18Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.

19И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

20Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

21И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

22И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.

Глава 9.

1Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

2Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

3Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

4Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама[221].

5Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

6Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его.

7Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

В двух главах содержится множество явных намеков на Новый Завет. В начале 8 главы пророк, упоминая о поражении Израиля от ассирийцев, тут же пишет о Христе, намекая на Его Божественное могущество. Это текст в некоторой степени был искажен в Синодальную эпоху (здесь местами сделаны исправления в соостветствии со славянским текстом). В читаемом же отрывке пишется о служении Христа и о том, что Его слово будет предметом пререканий и многие споткнутся о Него. В некотором роде, это напоминает пророчество праведного Симеона Богоприимца Божией Матери. И то и другое сбылось, ибо «слово о Кресте для погибающих безумие, а для спасаемых – сила Божия». Мир ненавидит нашу веру и слово о спасении, так как ему это напоминает о зле его, а это обличение он ненавидит. Поэтому Слово, которое плотской разум не смог воспринять, вызвало столько противодействия, а все сопротивляющиеся – погибли душами своими…

Начало же 9 Главы повествует о Галилее, месте рождения Девы Мариам, Матери Христа по плоти, а также Иосифа – хранителя ее девства, а также места, где Христос, как человек, возрастал, а потом начал проповедь Евангелия….

И паремии н вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 6): 1Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

3И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

4В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

8Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

9Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

10Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

11Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

12И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

13И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

14Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

15И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

16И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

17И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

18Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

19Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

20Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].

21Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

22И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

Бог предупреждает Ноя о желании произвести потоп, дабы истребить впавших в грех людей. Мирская наука отвергает повествование о потопе, несмотря на то, что воспоминания о нем есть почти у всех народов мира. Итак, с тех пор, как потомки Сифа начали смешиваться с потомками Каина, а дети от этих браков наследовали характерную для последних особенную наклонность ко греху, грех начал возрастать. Впрочем, здесь снова стоит сделать замечание, что утверждение, что дети наследуют склонность родителей ко греху, не значит, что грех передается через гены, как у собак – поведение. Просто дети берут пример с родителей, копируя их поведения, и даже если родители хотят научить детей чему-то доброму, то те будут смотреть не на слова, а на дела их. Если с грехопадением первых людей грех вошел в человеческую природу, то передается и накапливается в детях он уже через копирование поведения родителей (ведь часто дети, восприняв от родителей какой-нибудь навык, превосходят в умении делать это и самих родителей). В конце концов, Бог увидел, что род человеческий настолько погряз во зле, что ждать от него добра не стоит, так что дабы остановить деградацию (уже начавшую влиять на внешность первых людей и их физиологию), большую часть придется истребить. Как среди жителей Содома единственным человеком, имеющим представления о благочестии, был Лот, так и среди первобытного человечества единственными людьми, из потомства которых могло выйти что-то доброе, был Ной, остальных, дабы оградить его потомков от дурного влияния, пришлось истребить. Это кажется жестоким, но если помнить, что смерти нет, а у Бога все живы, то этот выход представляется единственно верным. А из оставшихся потомков Ноя и пошло все нынешнее человечество (генетики заявляют, что «нашли первобытного Адама» по результатам исследованиям ДНК многих людей, но по всем чертам, которые они приписывают этому «Адаму», у них получается не Адам, а именно Ной). Об этом стоит помнить всем нам, ведь мы остаемся жить на этой земле ровно до тех пор, пока Бог видит, что мы способны к обращению и спасению, но если видит, что дальнейшее убеждение человека бесполезно и дальше будет только хуже – Он изымает его из этого мира. Не быть бы и нам изъятыми в дни коснения во зле…..

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 8): 1Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

2Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4"к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

5Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

6Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; 7ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; 8все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

10Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

12Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

13Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

14У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

15Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

17Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

20Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.] 22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

24Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

25Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

27Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

32Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".

Иные богословы XIX века, также современные, толкуя эти строки, впали в ересь, начав рассуждать о некоей четвертой ипостаси Божества. Но Отцы Древности в один голос говорят, что здесь предуказывается о Сыне Божием, Слове Божием, ныне нам более известном под именем Христа. Таким образом, ни о какой четвертой испостаси речь не идет, а говорится о втором лице Святой Троице. Здесь царь Соломон еще выступает, как пророк и Благодатью Божией предуказывает то, что Ветхий Завет еще не узнал…

Вторник 6 марта.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!