Память 19 февраля / 4 марта (3 марта – в високосный) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских



Родился в 1871 году в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской глубоко верующей семье.

Проживал в городе Орехово-Зуево Московской области. Работал столяром.

Был прихожанином церкви в честь Рождества Богородицы, после выхода на пенсию все свое время посвящал церковным делам.

В 1939 году Рождественская церковь, последняя, действовавшая в районе, была закрыта. Богослужения в ней прекратились, однако здание сохранилось в распоряжении верующих.

В мае 1940 года избран церковным старостой. Возглавил борьбу за возрождение храма. Для обсуждения мер по возобновлению богослужения каждую субботу в церкви собирались члены приходского собрания (двадцатки), в это же время сюда могли прийти помолиться и прихожане.

Вместе с другими представителями двадцатки посетил в Москве патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с просьбой направить в Орехово-Зуево священника.

За неимением других, к ним был назначен живший в Загорске протоиерей Феодор Казанский - осведомитель и лжесвидетель. Приехав на новое место служения, протоиерей Федор потребовал от прихода выплатить ему 500 рублей и, получив деньги, отбыл обратно в Загорск и не вернулся.

Пока верующие занимались поисками другого священника, власти под разными предлогами стали отказывать им в разрешении на открытие храма, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт, а затем только зарегистрирован священник.

Прихожане под руководством Дмитрия Волкова собрали 3 тысячи рублей, уплатили все налоги за бездействующий храм и провели в нем ремонт.

Городские власти организовали митинги на местных фабриках, чтобы не допустить возрождения в Орехово-Зуеве церковной жизни. Димитрию Волкову и члену приходского собрания мч. Никите Сухареву, обратившимся в горсовет Орехово-Зуева за разрешением на открытие храма, было отказано. Прихожане решили обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях. Получив отказ в Московском областном совете, 15 мая 1941 года обратились с жалобой в приемную Верховного Совета РСФСР. В ней, в частности, писалось:

«В целях обеспечения за гражданами свободы совести, Церковь в СССР отделена от государства и школа от Церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Мы, община, несколько раз обращались в Орехово-Зуевский горсовет о регистрации священника к нашему храму. Каждая община, если она зарегистрирована, то имеет право этого требовать, если она выполняет все взятые на себя по договору обязательства... Все обязательства, взятые нами, – выполнены, а также и налоги, согласно выписанных документов райисполкома, нами выплачены. В чем же дело?»_[174]

Добиваясь прекращения активной деятельности двадцатки, местный отдел НКВД завербовал в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций и лжесвидетельств воспрепятствовать открытию храма.

О старосте были собраны сведения, что он «ведет активную борьбу за сколачивание церковного актива и открытие бездействующей церкви в городе Орехово-Зуево. Является ходоком и пишет заявления руководителям партии и правительства... призывает верующих к активным массовым действиям за открытие церкви, намеревается войти в сношения с иностранными посольствами и просить их оказывать помощь в деле открытия церкви»[175].

22 июня 1941 года УНКВД по Московской области приняло решение арестовать Дмитрия Волкова и Никиту Сухарева. На следующий день они были взяты под стражу и заключены в одну из тюрем в Москве. У сотрудников НКВД не было никаких доказательств контрреволюционной деятельности старосты, лишь только то, что он хлопотал об открытии храма. Однако 7 июля ему было предъявлено обвинение, и в тот же день был составлен очередной протокол допроса:

– Намерены вы теперь приступить к даче правдивых показаний о своей контрреволюционной деятельности? – спросил его следователь.

– Контрреволюционной деятельностью я не занимался, – ответил Дмитрий Иванович.

– А распространение антисоветской клеветы и участие в антисоветской церковной группировке, разве это не контрреволюционные действия?

– Этими действиями я не занимался.

– Вам предъявляется постановление об обвинении... Признаете себя виновным по существу предъявленного постановления?

– Нет, не признаю, так как контрреволюционных действий я не совершал.

В июле в связи с объявлением в Москве военного положения и эвакуацией следственных органов НКВД был отправлен с этапом в Омск, содержался там в тюрьме № 1.

Сотрудники НКВД за хлопотами эвакуации не успели допросить в качестве свидетелей секретных осведомителей, и дело оказалось лишенным показаний свидетелей.

С 3 сентября 1941 года круглосуточные изнурительные допросы возобновились. На допросах решительно отрицал предъявленные ему обвинения в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской пропаганде», подтвердив лишь, что действительно активно боролся за возобновление службы в бездействовавшей церкви.

4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал:

«Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР»[176].

27 декабря 1941 года вместе с Никитой Сухаревым был приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам ссылки в Омскую область, однако освобождения из тюрьмы не последовало.

Скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме №1 из-за невыносимых условий. Погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских определением Священного Синода от 27 марта 2007 года для общецерковного почитания.

Архивные материалы

  • ГАРФ. Ф. 10035, д. П-54877.
  • ИЦ МВД Омской обл. Ф. 8 о-37, д. 277; Ф. 16 о-4, д. 734, д. 143.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум., «Димитрий Иванович Волков», Православная энциклопедия, т.15, с.56-57 :
    • http://www.pravenc.ru/text/178093.html
  • Дамаскин (Орловский), игум., "Мученики Димитрий (Волков) и Никита (Сухарев)" («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь.». Тверь. 2005. С. 398-408),сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
    • http://www.fond.ru/index.php?psx=4&menu_id=352&menu_parent_i...dn3

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где совершалось обычное бдение под воскресный день. Службу совершал о.Димитрий Осипов, чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Евгения Кузнецова и о.Димитрий Осипова. Пели оба штатных хора собора. Никаких особенностей, вроде рекомендованного на сайте патриархии пения величания святителю, не было. Попеременно хоры пели лишь стихиры.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[177] пело духовенство в алтаре.

Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[178] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

36Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40И, сказав это, показал им руки и ноги.

41Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43И, взяв, ел пред ними.

44И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48Вы же свидетели сему.

49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Традиционно на бдении пелось «Покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче[179]…».

На службе читались каноны: Воскресный, канон Триоди, носящий покаянный характер, а также – святителю Григорию.

По окончании службы о.Димитрий напомнил всем распирсание служб на сам день. О возможном архиерейском служении в сам день ничего сказано не было.

Литургия.

В сам день я был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Евгений Кузнецов в сослужении о.Димитрия Осипова (который фактически большую часть службы проводил исповедь). Пел верхний хор собора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.

9Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Не ради Ангелов Господь пришел на землю и пострадал, но ради человека, дабы он наследовал уготованное ему от начала мира Царство. Ангелы же по повелению Божию, опекают людей и помогают им, как младшим братьям.… При это не человек спасается по силам своим, но Бог спасает. Но это не значит, что человеку не нужно прилагать усилие, ибо Бог не спасает его без его желания. Потому и человеку подобает приложить усилие, дабы принять предлагаемое спасение. Теперь продолжается время милости и время прощения, а потому им подобает пользоваться. Но по смерти уже не будет милости, а только воздаяниею Потому надлежит пользоваться этим кратким мигом….

Евангелие (от Марка): 1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: 11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Исцеление расслабленного. Мы не знаем предысторию жизни этого человека до того, как его разбил паралич, а также историю болезни. Тайными для нас остаются и молитвы его, как его родных и друзей. Однако можно себе представить горе человека, в одночасье ставшего беспомощным. И сегодня многие становятся жертвами паралича. являющегося следствием то ли инсульта, то ли какой-нибудь серьезной травмы. Но болезнь является спутником греха, ибо согрешая, человек дает над собой власть духам тьмы, которые тем более укрепляют ее, чем больше человек предается греху, к которому они же его и толкают. И потому Бог попускает им мучить человека, видимым проявлением чего часто и являются болезни. Часто, впрочем, бывает, что Господь попускает болезни, желая отвратить человека от будущих грехов. Одним из таких случаев и был данный. Мы, опять же, не знаем предысторию болезни этого человека, но видим великую веру его спутников, проявивших чудеса упорства, что непременно принести больного к ногам Христа. Какую-то роль, несомненно, здесь играла и молитва самого больного, ибо столь страшного состояния не пожелаешь и врагу. Но Евангелисты о самом расслабленном ничего не говорят, ублажая веру его помощников, чей подвиг был, очевидно, выше. Они, возможно, молились более усердно, да и услышав о Христе, проявили чудеса упорства. И Господь, проявляет милосердие к ним и к самому больному. Но прежде чем исцелить больного, он напоминает ему о грехах, произнося: «Отпускаются тебе грехи». Этим Господь напоминает больному, что первопричиной болезни сей, как и во всех случаях, был грех, совершенный им. Все мы много согрешаем, но Бог терпит и милует нас, не желая нам зла и лишь иногда попускает нам потерпеть бедствия, дабы отвратить нас от падения. Также Господь показывает, что целью болезни было вразумление. Но слова эти вызывают гнев сидящих здесь же иудейских богословов и фарисеев, пришедших, скорее, из праздного любопытства, либо, что скорее – для того, чтобы выискать повод для осуждения. Господь непрестанно обличал их и они, ожесточившись, искали повод для обвинений. Для них слова Христа о грехах были крамолой. Да, иного и быть не могло, ибо они не принял Христа, так как они ждали не такого Спасителя, а царя земного, который воцарился бы на земле, произносил сладкие речи, льстя подданным, а также обеспечил их должностями и положением. Но Господь принес не это, а весть о спасении от греха, что совсем не входило в их планы. Потому они, ожесточившись, отвергают Его. Но Господь укоряет их, подчеркивая, что куда легче просто сказать, просто «встань и ходи», нежели сказать «отпускаются тебе грехи», однако Он специально говорит об этом, подчеркивая свое Божественное могущество и власть прощать грехи. И сказав это, подчеркнув зависимость греха и болезни, Господь исцеляет больного. Так за прощением греха последовало исцеление, ниспали оковы, которыми сатана сковал его тело (что бы физически не вызывало паралич). И ныне Господь совершает множество исцелений, но еще больше людей, болея, просят исцеления и не получают. Причина – в непонимании связи греха и болезни. Очень часто, получив исцеление, человек снова пускается в тот грех, от которого его болезнь вырвала, а потому чаще Господь не дает исцеления от недуга, ведь болеть нам, увы, полезней, чем исцеляться. Для исцеления нужна гарантия, что человек не впадет в тот грех, из которого Бог вырвал, попустив сатане мучить его болезнью. Потому и здесь исцелению предшествует прощение грехов. Эта зависимость греха и болезни и является причиной, почему это повествование читается несколько раз в году и один раз в Великий пост, когда мы призваны к сугубой борьбе с греховными навыками. Текст призван заставить и нас подумать над этим и вступить в борьбу с грехом добровольно, дабы не пришлось делать это под влиянием скорбей и болезней.

И чтения праздника святителя Григория. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы

еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Традиционные для большинства праздников в честь святителей слова апостола о Христе. Апостол сравнивает Его с первосвященником, приносящим жертву, под жертвой понимая Крестные страдания Христовы…

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Отношения пастыря и его паствы. Разумеется, Господь пастырем называет Себя, подчеркивая, что отдает жизнь ради спасения верных своих, но этим призывая и своих последователей к жертвенной заботе о пастве. Но кто же эти овцы, о которых говорит Господь. «Овцы Мои идут за Мной и Я знаю их и никто не может похитить их из руки Моей» - говорит в другом месте этой главы Господь, разъясняя все. То есть, это те, кто идут за Христом путем заповедей Его и повелений, не уклоняясь на иные пути, на которые манит человека грех и духи злобы. Таковые, обретают единение с Богом и становятся истинно сосудами Духа Божия, так что он истинно Божии и из руки Господней никто не похитит их, так как они, вкусив сладости единения с Богом, уже не захотят ничего из горьких яств века сего. Таким образом, овцой Христовой надо еще стать. Приняв крещение, мы призваны в стадо Христово, но чтобы стать истинно его частью, надо много потрудиться, чтобы быть не рабами греха, но овцами стада Христова.

По окончании службы о.Евгений говорил о чтимом сегодня святителе Григории Паламе и так называемых «паламитских спорах», названных по его имени. Византийская империя к тому времни уже падала под натиском мусульман. Сначала ее теснили арабы, потом турки. Она теряла територии, так что, в конце концов, пал сам Константинополь. Но во время свтого Григория духовная жизнь в империи еще кипела. Выше жизнеописание его приведено более подробно, потому не буду повторяться, замечу лишь, что он сказал, что после того как Поместный Собор осудил, как ересь, ученика монаха Варлаама, то через какое-то время в результате переворота пришел к власти сторонник его учения, а на святителя Григория обрушились гонения. Потом, в результате нового переворота, к власти пришел православный император, и святой получил свободу. Также о.Евгений остановился на сути ереси Варлаама. Тот доказывал, что Бог непостижим, а потому свет, который видели на горе Фавор ученики Христа - есть свет земной, тварный. Также он отрицал сложившуюся на Востоке молитвенную практику, доказывая, что сопровождавшие подвижников духовные явления и озарение – не более чем прелесть. Со временем, этот Варлаам стал католическим епископом. Учение же Варлаама было осуждение и возобладало православное учение о том, что Бог, непостижимый по сути, являет себя в Благодати Свой, в своих энергиях. Потому и свет, который видели ученики Христа на Фаворе – не есть свет земной, но свет Благодати Божией. И эта же Благодать открывается подвижникам по мере их приближения к Богу, таким образом, возможно обожение человека. К тому времени разделение Востока и Запада к тому времени уже совершилось. Произошло это, как кажется, по формальным признакам: по вопросу о власти, по «филиокве» (католическое учение об исхождении Святаго Духа и от Отца и от Сына – прим. моё), вписанного в Символ веры католиками. Однако на деле это разделение явилось следствием отпадения Римской Церкви от православной полноты. Потому выработанные Отцами Восточной православной Церкви традиции и нормы на Западе оказались не нужны, отсюда и неприятие сложившейся на Востоке молитвенной практики. В конечном итоге, католики ушли от нас очень далеко. Отличаются у них и у нас и молитвенные практики, если же мы столкнемся с этими их практиками и их вероучением, то мы ужаснемся. По сложившемуся у них убеждению, Бог – есть Судия, который оскорблен грехами человека, а потому для очищения греха нужно удовлетворить Его правосудие, отсюда все эти индульгенции, учение о сверхдолжных заслугах (католическое учение, что святые угодили Богу, совершая добрые дела сверх необходимого, а потому эти сверхдолжные заслуги могут способствовать спасению и других людей – прим. моё), распоряжаться которыми уполномочен папа Римский. Но мы не верим в такого Бога. Мы верим, что Бог есть любовь. Грех же не есть вина, но это есть рана, которую я сам себе наношу. Нет толку от того, что врач меня простит. Мне нужно не прощение, а врачевание болезни. А болезнью этой и является грех. Потому необходима борьба со страстями и греховными наклонностями. А все эти духовные явления, озарения, свет и прочее – не есть то, к чему надо стремиться. Все это не является целью, ибо Бог может являть Себя по-разному и не обязательно это такие видимые явления. Тот же человек, который ставит своей целью достижение описанных выше явлений – обязательно впадет в прелесть. Поэтому не стоит стремиться достигать неких явлений, проявлений чувств на молитве, некоей теплоты и прочего. Это – опасный путь. Главной целью является очищение своей души, дабы принять Бога, обратить душу свою в Царство Божие. Явления же эти начинали совершаться в результате многих лет тяжелейших подвигов, которые совершали отцы: суровый пост, при котором люди питались лишь только, чтобы не умереть с голоду, лишение себя сна, вместо которого они совершали молитву, затвор, послушание Отцам.… Эти подвиги столь тяжелы, что нам с вами и не снились. Прежде чем удостоиться этих явлений и видений, подвижники эти долгие годы претерпевали тяжелую борьбу от плоти, бесов и людей. Притом, не все из святых отцов, почитаемые нами, удостаивались этих явлений. А преподобному Антонию Великому даже было откровение о том, что и в миру возможно спасение. Живущие в городе две замужние женщины и сапожник не совершали никаких сверхестественных подвигов, не удостаивались разных явлений, а просто трудились и молились Богу, и…. их жизнь была выше жизни преподобного Антония, подвизавшегося в пустыни. Тут можно вспомнить также чтимого в этот день преподобного Досифея, учениа преподобного аввы Дорофея, о котором у аввы Дорофея написано, что он никаких подвигов не совершил. Он был на послушании у духовного отца, подвизался в больнице…. А по смерти всем было явлено, что он причтен к великим Отцам монашества. Так Господь смирил и смиряет подвижников, дабы они не возгордились. Смирение, осознание своих грехов является важнейшим признаком правильной духовной жизни. Потому не стоит унывать и роптать по поводу находящих скорбей. Часто можно услышать на исповеди, дескать, такой-то человек меня оскорбил – и я разозлился и осудил его, такой-то человек меня искусил – и я согрешил. Но это неверный подход. Бог попустил этому человеку столкнуться со мной, вскрыть то зло, которое уже было во мне. Итак, не человек вызвал во мне грех, но грех жил и живет во мне, человек же своим поступком вскрыл то, что во мне уже было. Таким образом, Бог попускает быть этим скорбям и искушениям, дабы открывалось то зло, которое в нас есть. А иначе, если нет искушений, то с чем бороться? Именно поэтому такие искушения особенно часто случаются в дни поста. Однако унывать по этому поводу не стоит, но все претерпевать, борясь с живущими в нас греховными наклонностями. В связи с этим можно вспомнить читаемый ныне отрывок из Евангелия. Господь, пребывая в Капернауме, находится в одном из домов, уча народ. В этот момент к Нему приносят расслабленного, однако народу столь много, что внести его через двери не получается. Потому они поднимают его на крышу, спуская затем сверху. Господь же, видя веру их, проявленную на деле, как, возможно, веру и самого больного, говорит ему: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои!» В сущности, Господь сделал для него главное, ради чего Он и пришел – очистил его грехи. После этого можно было бы снова унести этого расслабленного домой, потому что исцеленный телом, он все равно скоро заболеет и умрет, а исцеленный душой, он наследует жизнь вечную. Притом, человек, исцеленный телом, без исцеления души, получив здоровье, с новой силой начнет совершать грех. Итак, Господь отпустил расслабленному грехи его. Но в этот момент начинают роптать присутствующие при этом книжники и фарисеи, дескать, кто может прощать грехи, кроме одного Бога. И тогда Господь укоряет их: «…. что легче сказать: «отпускаются тебе грехи» или «встань и ходи». Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи…». И тогда Господь исцеляет расслабленного. Этим Он показывает, что прощение грехов важнее, чем исцеление тела. Борьба с грехом небоходима, и приобретению навыков этой борьбы служит пост, поскольку начало борьбе со страстями человек полагает, борясь с чревоугодием, потому принимаясь бороться и с прочими страстями. Бог может избавить человека от всех искушений и страстей, но как же тогда будет искоренен гнездящийся в душе грех? Потому и молитва человека выше не та, что совершается со всем желанием, с горением души, но та, при которой ум и тело не хотят молиться, внимание непрестанно рассеивается (на деле так бывает чаще всего – прим моё), ноги отказываются стоять на молитве. Словом, выше та молитва, которую не хотят совершать ни тело, ни душа, но человек принуждает себя к ней, борясь с находящей холодностью, приучая себя к общению с Богом. Такая молитва, как было сказано, много выше и более ценна. И так дело обстоит во многих сферах духовной жизни. В этой борьбе человек познает ценность того, к чему стремится. Да укрепит Господь и нас в борьбе этой.

После этого о.Евгений напомнил всем расписание служб на предстоящую седмицу…

Вечерня с чином Пассии.

Этим вечером я был, как всегда, на службе в Свято-Успенском соборе. Вечерню совершал о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора. Сам чин Пассии возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Евгения Кузнецова и о.Димитрия Осипова.

Чин Пассии (в переводе «страдание») разработан в XVII веке в Малороссии, при митрополите Киевском Петре (Могиле) по примеру католической практики (вообще, в его правление с Запада было позаимствовано очень много, так что всего не перечислишь). Ныне этот чин, главной частью которого является чтение отрывка из Евангелия, повествующего о страданиях Христовых, вошел в богослужебную практику Русской Церкви, тем более, что для нас с вами очень полезно вспоминать о том, КАКОЙ ЦЕНОЙ мы обрели спасение. В нашем соборе когда-то он совершался уже начиная с Недели Торжества Православия, теперь же он совершается лишь с вечера 2 Недели поста. В начале службы на середину храма поставлен Крест с распятием и изображениями стоящих у Креста Божией Матери и святой Марии Магдалины. Начинается вечерня, как и все прочие. Снова совершается вход с прокимном. На сей раз снова повторяется «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю».[180] Как и ранее, его возглашал протодиакон Евгений Габов. Хор. как и всегда, красиво воспевал его. После этого торжественный чин как бы прерывается и чтец сразу же читает молитву «Сподоби Господи, вечер сей без греха сохранитися нам…»[181]. В соборе таким образом вечерня совершается часто, однако на сей раз, начиная с последующей затем просительной ектении начинается постовой распев, лишенный ноток украшения, а духовенство переодевается в черное великопостное облачение. Все песнопения и стихиры целиком посвящены наступающему посту, а праздники дня как бы опускаются. Когда-то хор пропевал все стихиры в конце вечерни, взятые из Триоди, а значит, посвященные посту и покаянию, к которому и побуждается человек. Ныне же из них была пропета лишь одна стихира, после которой сразу началось пение традиционной для чина Пассии стихиры из Великой вечерни Великой пятницы: «Тебе одеющуся светом, яко ризою[182]….». Как и всегда, хор поет ее величественным распевом, хоть исполнение это не столь красиво и богато, как это бывало раньше. Открываются Царские врата и духовенство выходит на середину храма. Возглавляющий службу кадит весь храм и лишь затем начинается сам чин. С момента, когда наш собор был напрямую подчинен епископу Новороссийскому и Геленджикскому, появилась традиция чтения во время чина Пассии акафиста Страстямс Христовым. На сей раз этот акафист был опущен. Диакон возглашает прокимен «Раделиша ризы Моя себе о о одежди моей меташа жребия»[183]. После этого сразу последовало чтения Евангелия (от Матфея): 1Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

3Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

6Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

8Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; 16и с того времени он искал удобного случая предать Его.

17В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

18Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.

19Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

20Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 24впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

25При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви'? Иисус говорит ему: ты сказал.

26И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

29Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

30И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

31Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; 32по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

33Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

34Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

35Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

36Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

37И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

38Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

39И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

40И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: та'к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

42Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

43И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

44И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

45Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; 46встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

47И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

48Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви'! И поцеловал Его.

50Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел[184]? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

51И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54как же сбудутся Писания, что та'к должно быть?

55В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.

56Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

57А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.

58Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

59Первосвященники и старейшины и весь синедрион* искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, 60и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.

62И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что' они против Тебя свидетельствуют?

63Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?

64Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне у'зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

65Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что' еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 66как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.

67Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

69Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

70Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

71Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

72И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

73Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

74Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

75И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Глава 27.

1Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что' нам до того? смотри сам.

5И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.

9Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18ибо знал, что предали Его из зависти.

19Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22Пилат говорит им: что' же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию[185], собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

45От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или', Или'! лама' савахфани'? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

47Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

48И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи'в на трость, давал Ему пить; 49а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

50Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

54Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

55Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

57Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею** 60и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

61Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

62На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

65Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

66Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

После этого под пение хора духовенство, поклонившись вынесенному в центр Распятию, обычно стоящему в северной части храма. При этом хор пел ряд песнопений Страстной седмицы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго[186]….». После этого, уже традиционно – чтения «Ныне отпущаеши…» и Трисвятого по «Отче наш…». Хор уже традиционно поет тропари с земными поклонами[187]. Заканчивал вечерню уже о.Евгений Кузнецов. После этого о.Евгений говорил на тему страданий Христа. Ныне в нашем храме была совершена первая Пассия. Сегодня нам читался отрывок из Евангелия от Матфея, где повествовалось о Страстях Христовых. С момента страданий Христа прошло уже более 2000 лет. И в те годы, и позднее за эти века много людей умерло не своей смертью. Кто-то был убит за дело, кто-то – невинно, но ни одна из этих смертей не имела такого значения, как смерть Христа. Смерть Христова взбудоражила многие ум в мире и продолжает будоражить мир. Для кого-то смерть Христова стала важнейшим событием в жизни. Восприняв весть о смерти и Воскресении Христовом от апостолов и их преемников, они приняли эту весть, всем сердцем уверовав во Христа. Смерть Христова никого не оставила равнодушным. Но если одни приняли весть о Христе, то другие отвергли ее. Тут вспоминаются слова апостола Павла: «Слово о Кресте (то есть, слово о страданиях, смерти и воскресении Христа) для погибающих безумие, нам же спасаемым – сила Божия…. иудеям – соблазн, эллинам же – безумие». Многие в мире приняли весть о Христе не просто со злобой, но с гневом и ненавистью, ибо слово это для них было неприемлемо. Для язычников это слово было неприемлемо, ибо по их представлениям в мире – много богов, Бог же – творец мира забыл о своем творении и ему нет дела до него. С людьми же сообщаются мелкие боги, олицетворяющие явления природы и все прочее. Христиане же проповедуют безумную, с их точки зрения, вещь – Бог, творец мира, так возлюбил человека, что Сына Своего не пощадил, но предал на распятие, дабы спасти Свое творение. Этого они не могли вместить. Иудеи же не принимали вести о Христе, ибо они не вмещали того, что Мессия – не земной царь, не победитель царей и воинств земных, но ПРОПОВЕДНИК, говорящий о спасении, об очищении грехов, обличающий людей, притом, не имеющий, где главу подклонить. В их представлениях Христос – это земной владыка, который победит римских завоевателей, сокрушить всех врагов, а затем воцарится над Израилем, даровав и им власть. И этого иудеи не могли понять. И слово о Кресте Христовом вызывало неприятие, как нечто противоречащее логике людей. Потому многие, избивая или даже убивая христиан, считали что этим они приносят службу Богу. Иудеи считали, что они защищают отеческую веру в неприкосновенности. Так, апостол Павел, будучи еще Савлом, мучил и отдавал христиан в темницы. Для язычников христиане были безбожниками и еретиками, верящими во что-то непонятное и немыслимое, не имеющее ничего общего с религиями века сего, придуманными людьми. И потому христиан преследовали и убивали. Но те, кто приняли слово о Кресте, все претерпели, в ничто вменяя все преследовали. И таким образом, эти преследования лишь породили множество мучеников, которые, познав Христа, не пожелали менять радость принятой ими Благой вести, на что-то другое, земное, а потому, претерпев все, даже до смерти, остались верны Христу. Если, читая Евангелие, ограничиться той частью, что заканчивается Крестной смертью Христа, то кажется, что Христос ничего не добился, проиграл. Иудеи ополчились против Него. Даже апостолы ничего не поняли, а когда иудеи взяли их Учителя, они разбежались и попрятались, а двое из них тяжко согрешили. Один из них – Иуда Искариотский, который следовал за Христом, не веря в Него. Он ходил за Ним лишь потому что люди, слушающие проповедь их Учителя, жертвовали деньги, которые он воровал. Когда же последовал вход Господень во Иерусалим, то он понадеялся, что сейчас сбудутся чаяния всех иудеев – Господь придя, свергнет римскую власть, свергнет Пилата, воцарившись самому, тогда и ученики Его будут при власти и деньгах, а значит и он, Иуда не останется в накладе. Но этого не произошло. Войдя в город, Господь тем же вечером покинул его. И тогда Иуда, видя, что надежды не оправдываются, решил заработать хоть что-то. Потому он решился на предательство, как некогда сын Иакова Иуда предложил братьям продать их брата Иосифа египтянам, так теперь и он продал Учителя своего за те же 30 сребренников книжникам и фарисеям. И когда Господь был предан, он раскаялся, но не имея веры, не имел надежды на спасения, а потому покончил с собой. И в то же время был Петр, который любил Христа, первый исповедовал Его, как Мессию. Но когда Господь сказал о том, что все они предадут Его, то он проявил самоуверенность. Он, понадеявшись на свои силы, заявил, что даже если придется принять смерть за Учителя, он не отречется от Него. Но это было голосом гордости, а потому он был посрамлен. Потом он был принят снова в число апостолов, но до самого конца дней своих оплакивал свое отречение и глаза его, по слову очевидцев, были красные от слез. Итак, если остановиться на описании страданий Христа, то кажется, что все погибло. Книжники и фарисеи предали Христа на смерть, так как ненавидели Его за обличения, а также потому что завидовали Его успехи. Многие ощущали неправильность всего происходящего. Видя Его чкдеса и Его славу, они хотели затмить, заглушить ее такой позорной смертью, как распятие на Кресте. Понимал это и Пилат, который видел, что никакой вины на Христе, достойной казни, нет. Однако он испугался вышестоящих властей – иудейские вожди могли написать на него донос и у него могли начаться неприятности. У многих было чувство несправедливости. Господь мог сойти с Креста, но Он предпочел вкусить все страдания, которые при этом испытывал бы любой человек, отсюда и возгласЕго, которым Он показал, что Он является истинным человеком: «Боже, Боже мой, для чего ты Меня оставил?» Он испытал одиночество, мучения и боль, которые испытывает любой человек. И в момент смерти Его вдруг начали происходить страшные знамения: солнце померкло, началось зелетрясение. И надвое разорвалась завеса, закрывающая Святая Святых. Веками Святая святых была закрыта от взоров людей. В храм входили только священники, а во Святая святых входил лишь один раз в год первосвященник с кровью жертвенного козла, прообразующего будущую Крестную смерть Христа. Теперь же завеса разорвалась, и люди увидели алтарь. Это означало то, что упразднено отчуждение человека от Бога. Христос по смерти, как и все люди Ветхого Завета, сошел в ад. Но войдя, Он потряс его до основания, ведь в область тьмы вошел СВЕТ, в область смерти вошла ЖИЗНЬ. Господь этим схождением упразднил всевластие ада и смерти над человеком, выведя из ада всех, старающихся жить, согласно заповедям Божиим, всем верующим и ожидающим прихода Спасителя. Всех их Господь извел из ада в область ЖИЗНИ. Итак, Крестным подвигом своим Христос не дал нам ни богатства, ни процветания, ни здоровья. Он даровал нам жизнь вечную. Для людей неверующих, для которыхз все заканчивается жизнью земной, разумеется, христианство ничего не дает, но верующим Крестная смерть Христа даровала вход в жизнь вечную. Этой возможностью мы все можем воспользоваться, если пойдем по пути, который дал нам Христос, следуя заповедям, данным самим Богом, а нам возвещенным апостолами и их преемниками, живя по закону совести – этому гласу Божию, вложенному в нас….

В конце о.Евгений снова напомнил всем расписание служб на предстоящую седмицу. сказав о том, что следующее воскресенье – Крестопоклонная Неделя, когда на середину храма выносится Крест, как знамение нашей победы.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!