Тема 5. Католическая церковь и общество в конце XIX – начале ХХ в. (2 часа)



 

С окончанием наполеоновских войн появились условия для восстановления позиций и влияния католической церкви в Европе. Решением Венского конгресса 1815 г. было реставрировано папское государство. Прежде упраздненные католические епархии возрождались, в ряде государств католичество было объявлено государственной религией, за церковью признавались права на имущество, контроля над школьным образованием.

Однако развитие европейского конституционализма, секуляризация общественной жизни, рост социально-политической активности населения и антиклерикальная политика правительств ведущих держав сужали социальную опору католицизма, изменяли условия деятельности церкви и делали необходимой ее трансформацию и идеологическую адаптацию.

Особенно острым вопрос о судьбе католицизма и церкви стал в период понтификата Пия IX (1846-1878). Начинавший свою карьеру как церковный либерал, в период революций 1848-1849 гг. папа обратился к жесткой политике своих предшественников. Его антидемократические и антилиберальные принципы получили отражение в энциклике «Quanta cura» и приложении к ней, называвшемся «Силлабус, или перечень главнейших заблуждений нашего времени». Последний документ содержал 80 положений, осужденных и отвергнутых папой, в том числе тезис о непризнании светской власти римского первосвященника. Кульминацией процесса консолидации папской власти стало принятие догмата о непогрешимости папы римского на Ватиканском соборе 1869-1870 гг.

Политика Пия IX спровоцировала кризис внутри церкви, в которой выделились группы сторонников «Силлабуса» – ультрамонтанов, и либеральных католиков, стремившихся преодолеть наметившуюся изоляцию Ватикана в Европе.

После смерти понтифика новый папа Лев XIII (1878-1903) поставил цель устранить конфликт общества и церкви, сделать политику последней соответствующей требованиям времени и закрепить таким образом ее позиции в системе общественных отношений. Энциклика Льва XIII «Rerum novarum» (1891 г.) определила основные положения и направления политики социального католицизма, стимулировала развитие христианского профсоюзного движения и эволюцию идейных доктрин католических партий.

 

Литература

 

Гараджа В. Политика и религия в истории европейской цивилизации // Наука и религия. 1991. № 3 – 5.

Гергей Е. История Папства. М., 1996.

Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1978.

Домнич М.Я. Очерки истории христианского синдикализма. М., 1976.

Забалуев В.Г. Германский политический католицизм как предшественник христианской демократии // Новая и новейшая история. 1994. № 3.

Европейский альманах: История. Традиции. Культура. М., 1995.

Канделоро Дж. Католическое движение в Италии. М., 1955.

Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время: В 7 т. Спб.,1909-1917. Т. 6, 7.

Ковальский Н.А. Социальные проблемы христианства в ХХ в. // Осмысление истории. М., 1996.

Обер Р. Социальное христианство. М., 1970.

Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-х гг. XIX в. М., 1992.

Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987.

Пономарева Л.В. Испанский католицизм ХХ в. М., 1989.

Религия и церковь в западном обществе ХХ в. М., 1992.

Сто лет социального христианского учения: Окружные послания (энциклики) Римских первосвященников. М., 1991.

Токарева Е.С., Яковенко С.Г. Роль католицизма в ХХ веке // Мир в ХХ веке. М., 2001.

Ходоровский Л.Д. Католицизм и рабочий класс Германии. 1871 – 1933. М., 1978.

Шейнман М.М. Ватикан и католицизм в к. XIX – нач. ХХ вв. М., 1958.

Шейнман М.М. От Пия IX до Павла VI. М., 1979.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Опираясь на сведения, полученные ранее в ходе лекционного курса, привлекая дополнительную литературу, систематизируйте информацию об антиклерикальном законодательстве в странах Европы в конце XIX – начале ХХ вв. (следуйте плану: время проведения законов, содержание законов, аргументы властей в пользу проведения законов). Подумайте, почему проведение законов об ограничении власти церкви в европейских странах пришлось на конец XIX века? Почему острые противоречия между церковью и государством возникали по вопросу о школьном образовании?

2. Изучив энциклику Пия IX, охарактеризуйте позицию католической церкви и лично Пия IX в вопросе об отношении к либеральному государству? Как можно объяснить эту позицию? Какой смысл, по вашему мнению, понтифик вкладывал в понятие «гражданское общество»?

3. Оцените основные положения энциклики Льва XIII «Рерум новарум». Каково, по мнению понтифика, место церкви в структуре конституционно-правового государства, и каковы ее задачи в новое время? Почему особой критике понтифика подверглось учение социализма? Каково, на ваш взгляд, значение понтификата Льва XIII для эволюции христианско-демократического движения?

 

Список источников

 

1. Окружное послание Пия IX Quanta cura 8 декабря 1864 года (источник: Бл. Пий IX, Окружное послание Quanta cura. "Покров". 1999. № 2.).

2. Окружное послание Льва XIII Rerum novarum15 мая 1891 г.

3. Р. Мурри. О программе-максимум и программе-минимумхристианской партии (1901 г.) (источник: Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. М., 2000. Ч. 2: Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. «Закат Европы». С. 279-280.).

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!